Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Баловнева А.Н. 1 Берестнева О.Г. 1 Фисоченко О.Н. 2
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
2 ЮТИ ТПУ «Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета»
В данной статье рассматривается влияние личностных особенностей иностранных и российских студентов на результаты их обучения. Выявлена взаимосвязь личностных особенностей иностранных, российских студентов, обучающихся по специальности лингвистика и результатов их обучения с помощью метода корреляционного анализа. С помощью метода дисперсионного анализа оценена степень влияния стиля мышления и страны проживания на показатели субъективного контроля и успеваемости иностранных и российских студентов-лингвистов. Выявлено, что стиль мышления не влияет на основные исследуемые показатели, тогда как страна проживания студентов на прямую влияет на показатели интернальности и на успеваемость по всем общеобразовательным и профессиональным предметам кроме дисциплины «Физическая культура».
дисперсионный анализ
корреляционный анализ
успеваемость
субъективный контроль
стиль мышления
анализ данных
личностные особенности
1. Берестнева О.Г., Абунавас Х.А. Оценка качества обучения иностранных студентов // Лингвистические и культурологические традиции образования: материалы VIII Международной научно-практической конференции "Лингвистические и культурологические традиции образования", 18-20 февраля 2008 г., Томск / Томский политехнический университет (ТПУ), Электротехнический институт (ЭЛТИ). — Томск: Изд-во ТПУ, 2008. — С. 54 – 55.
2. Берестнева О.Г., Шевелев Г.Е., Баловнева А.Н., Марухина О.В. Адаптация субъектов деятельности к условиям профессиональной среды. - Томск : Изд-во ТПУ, 2014 - 115 c.
3. Берестнева О.Г., Фисоченко О.Н. Разработка критериев и системы показателей для оценки адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских ВУЗах//Ползуновский вестник. - 2014. -№2 -С. 37-41
4. Берестнева О.Г., Шевелев Г.Е., Фисоченко О.Н. Алгоритмы принятия решений о компетентности студентов и молодых специалистов//Современные проблемы науки и образования. 2012. – № 6. URL: www.science-education.ru/106-7638.
5. Иванкина Л.И., Берестнева О.Г., Фисоченко О.Н. Адаптация иностранных студентов и студентов из автономных республик РФ к образовательным условиям вуза [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. – Режим доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext2/m/2014/m064.pdf
6. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие/О.Г. Берестнева, Е.А. Муратова, И.Л. Шелехов, О.С. Жаркова, А.М. Уразаев. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. – 276 с.
7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Издательство Института Психотерапии, 2005. - 490 с.
8. Фисоченко О.Н. Использование метода нечеткой классификации для решения задачи диагностики уровня адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах//Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 4-3. С. 198-201.

В условиях становления международного образовательного пространства и роста академической мобильности становится актуальным обеспечение толерантной академической среды в вузе. Успешная адаптация способствует быстрому вхождению иностранных и российских студентов в учебный процесс и влияет на качество их профессиональной подготовки. Высокие показатели уровня тревожности иностранных студентов первого курса Томского политехнического университета (ТПУ) определяет актуальность введения регулярного исследования процессов адаптации студентов и необходимость расширения адаптационной программы для студентов, а также развития профессиональных компетенций у сотрудников университета [1 – 3, 5, 8].

Цель исследования: изучить влияние личностных особенностей иностранных и российских студентов на результаты их успеваемости. Были поставлены следующие задачи:

1. Выявить взаимосвязь личностных особенностей иностранных, российских студентов, обучающихся по специальности лингвистика и результатов их обучения с помощью метода корреляционного анализа.

2. Оценить, с помощью метода дисперсионного анализа, степень влияния стиля мышления и страны проживания на показатели субъективного контроля и успеваемости иностранных и российских студентов-лингвистов.

На предварительном этапе были протестированы иностранные и российские студенты. Всего было протестировано 64 студента обучающиеся на первом курсе ТПУ по специальности «лингвистика». В качестве показателя успешной адаптации студентов была выбрана их успеваемость.

Таким образом, экспериментальные данные представляют собой результаты тестирования по двум методикам («Уровень субъективного контроля» и «Стиль мышления»), а также результаты контрольных точек (в баллах) по двум общеобразовательным и трем специальных дисциплинам.

Методика «Уровень субъективного контроля» представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера (табл.1). С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности студента за свои поступки и свою жизнь [7].

Таблица 1

Методика оценки субъективного контроля

Название шкалы

Описание

Шкала общей интернальности (Ио)

Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом.

Шкала интернальности в области достижений (Ид)

Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями. Такие люди считают, что всего самого хорошего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченной цели в будущем.

Шкала интернальности в области неудач (Ин)

Высокий показатель по этой шкале говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах

Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис)

Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни.

Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип)

Высокий уровень Ип свидетельствует о том, что человек считает себя, свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в частности, в своем продвижении по службе.

Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им)

Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек чувствует себя способным вызывать уважение и симпатию других людей. Низкий Им указывает на то, что субъект не склонен брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими.

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из)

Высокий показатель Из свидетельствует о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье и полагает, что выздоровление зависит преимущественно от его действий

Для оценки взаимосвязи личностных особенностей студентов и результатов их обучения был использован коэффициент корреляции Спирмена [6]. Для анализа мы взяли результаты контрольных точек испытуемых по двум общеобразовательным и трем специальных дисциплинам (табл. 2).

Таблица 2

Корреляционная матрица (по данным иностранных студентов)

 

Ио

Ид

Ин

Ис

Ип

Им

Из

История

Английский язык

Русский язык

Введение в профес. деятел.

Физическая культура

Ио

1,00

0,80

0,23

0,74

0,75

0,63

0,76

-0,17

-0,22

0,09

0,62

-0,05

Ид

0,80

1,00

0,07

0,49

0,88

0,72

0,57

0,02

-0,03

-0,05

0,45

-0,16

Ин

0,23

0,07

1,00

0,23

0,23

0,32

0,08

-0,63

-0,23

0,03

-0,09

-0,19

Ис

0,74

0,49

0,23

1,00

0,47

0,25

0,45

-0,34

0,28

0,03

0,51

0,07

Ип

0,75

0,88

0,23

0,47

1,00

0,63

0,57

0,00

-0,10

0,06

0,49

-0,20

Им

0,63

0,72

0,32

0,25

0,63

1,00

0,59

-0,01

-0,34

0,23

0,31

-0,45

Из

0,76

0,57

0,08

0,45

0,57

0,59

1,00

0,22

-0,16

0,35

0,71

-0,26

История

-0,17

0,02

-0,63

-0,34

0,00

-0,01

0,22

1,00

0,13

0,26

0,28

0,03

Английский язык

-0,22

-0,03

-0,23

0,28

-0,10

-0,34

-0,16

0,13

1,00

-0,04

0,09

-0,01

Русский язык

0,09

-0,05

0,03

0,03

0,06

0,23

0,35

0,26

-0,04

1,00

0,65

0,04

Введ.в проф.деят.

0,62

0,45

-0,09

0,51

0,49

0,31

0,71

0,28

0,09

0,65

1,00

0,04

Физич.культура

-0,05

-0,16

-0,19

0,07

-0,20

-0,45

-0,26

0,03

-0,01

0,04

0,04

1,00

Как видно из табл. 2, показатель «Ин», шкала интернальности в области неудач, не связан ни с одним показателем из теста, но связан обратной связью с успеваемостью по предмету «История». Чем ниже показатель «Ин», тем выше результаты успеваемости по дисциплине «История».

Успеваемость по дисциплинам «Введение в профессиональную деятельность» напрямую связана с показателями «Ио» и «Из», то есть чем выше у студентов ответственность за свое здоровье и за события, происходящие в их жизни, тем выше уровень успеваемости по предмету, связанному с будущей профессиональной деятельностью.

Также прослеживается взаимосвязь показателей успеваемости по дисциплинам «Введение в профессиональную деятельность» и «Практический курс 2-го иностранного языка (Русский язык)», связанного с изучением русского языка. Данная связь говорит о том, что чем выше уровень знания русского языка, тем легче иностранным студентам-лингвистам осваивать и иметь высокие результаты обучения по дисциплинам, связанным с основной профессиональной деятельностью.

Таблица 3

Корреляционная матрица (по данным российских студентов)

 

Ио

Ид

Ин

Ис

Ип

Им

Из

История

Английский язык

2-ой иностранный язык

Введ.в проф. деят.

Физич.культура

Ио

1,00

0,71

0,88

0,47

0,81

0,44

0,57

0,00

0,24

0,21

0,05

0,09

Ид

0,71

1,00

0,48

0,28

0,50

0,70

0,44

-0,10

0,01

0,21

-0,25

0,02

Ин

0,88

0,48

1,00

0,40

0,64

0,42

0,51

-0,02

0,27

0,11

0,11

0,14

Ис

0,47

0,28

0,40

1,00

0,31

-0,05

0,27

-0,06

0,02

0,22

0,18

0,12

Ип

0,81

0,50

0,64

0,31

1,00

0,25

0,24

0,28

0,30

0,32

0,25

0,14

Им

0,44

0,70

0,42

-0,05

0,25

1,00

0,18

-0,07

-0,02

-0,05

-0,13

0,13

Из

0,57

0,44

0,51

0,27

0,24

0,18

1,00

-0,19

0,19

-0,01

-0,11

-0,22

История

0,00

-0,10

-0,02

-0,06

0,28

-0,07

-0,19

1,00

0,59

0,66

0,48

0,34

Английский язык

0,24

0,01

0,27

0,02

0,30

-0,02

0,19

0,59

1,00

0,69

0,63

0,16

2-ой иностранный язык

0,21

0,21

0,11

0,22

0,32

-0,05

-0,01

0,66

0,69

1,00

0,47

0,39

Введ.в проф.деят.

0,05

-0,25

0,11

0,18

0,25

-0,13

-0,11

0,48

0,63

0,47

1,00

0,25

Физич.культура

0,09

0,02

0,14

0,12

0,14

0,13

-0,22

0,34

0,16

0,39

0,25

1,00

Как видно из табл.3, у российских студентов нет корреляции между показателями методики оценки субъективного контроля и показателями успеваемости. Однако между выявлены достоверные взаимосвязи между следующими показателями субъективного контроля: Ио с показателями Ид, Ин, Ис, Ип, Им, Из. Показатель Ис связан только с Ио; И связан с Ио и Ид; Из связан с Ио, Ид, Ин. Следует отметить, что у иностранных студентов также выявлены достоверные взаимосвязи между показателями субъективного контроля, однако имеются различия в структуре взаимосвязей в группе иностранных (табл.2) и российских студентов (табл.3).

Анализируя корреляционные связи результатов обучения по выбранным дисциплинам, у российских студентов можно увидеть, что тесно взаимосвязаны успеваемость по дисциплинам «История», «Введение в профессиональную деятельность», профессиональными дисциплинами, по изучению иностранных языков. У предмета «Физическая культура» отсутствует связь с вышеперечисленными предметами.

На втором этапе, с помощью метода дисперсионного анализа, мы оценили влияние таких факторов как стиль мышления и страна проживания на показатели субъективного контроля и успеваемости иностранных и российских студентов-лингвистов.

Для дисперсионного анализа исходным материалом могут служить данные исследования трех и более выборок: x1,…,xn , которые могут быть как равными, так и неравными по численности, как связными, так и несвязными. По количеству выявляемых регулируемых факторов дисперсионный анализ может быть однофакторным (при этом изучается влияние одного фактора на результаты эксперимента), двухфакторным (при изучении влияния двух факторов) и многофакторным (позволяет оценить не только влияние каждого из факторов в отдельности, но и их взаимодействие) [6].

Результаты дисперсионного анализа по анализируемым показателям представлены в табл.4.

Таблица 4

Результаты дисперсионного анализа для исследуемых показателей российских и иностранных студентов

 

Показатели

Фактор «Стиль мышления»

Фактор «Страна»

Значение F-критерия

Уровень значимости (p)

Значение F-критерия

Уровень значимости (p)

Ио

0,54

0,709

8,16

0,008

Ид

0,27

0,896

3,63

0,066

Ин

0,62

0,654

6,62

0,015

Ис

1,50

0,229

6,68

0,015

Ип

1,38

0,265

0,98

0,331

Им

0,15

0,959

2,25

0,144

Из

0,87

0,494

0,34

0,564

История

0,48

0,748

11,59

0,002

Английский язык

0,76

0,560

11,13

0,002

2-ой иностранный язык

0,22

0,927

6,76

0,015

Введение в проф.деятельность

1,51

0,226

13,62

0,001

Физич.культура

0,69

0,608

3,90

0,058

Анализ результатов дисперсионного анализа по выявлению влияния факторов «Стиль мышления» и «Страна» показал, что фактор «стиль мышления» не влияет ни на один показатель тестирования и успеваемости. Фактор же, связанный со страной проживания студентов, напрямую влияет на показатели: «Ио - общая интернальность», «Ин - интернальность в области неудач», «Ис - интернальность в семейных отношениях», а также на успеваемость по всем общеобразовательным и профессиональным предметам, кроме дисциплины «Физическая культура».

В результате данного исследования мы рассмотрели влияние особенностей иностранных и российских студентов, обучающихся по специальности лингвистика на результаты их обучения, а так же оценили степень влияния стиля мышления и страны проживания на показатели их субъективного контроля и успеваемость. Было выявлено, что иностранные студенты проявили в основном экстернальный тип субъективного контроля. Корреляционный анализ показал, что проявление их экстернальности напрямую влияет на результаты их успеваемости. Чем выше уровень знания русского языка иностранных студентов-лингвистов, тем легче им осваивать и иметь высокие результаты обучения по дисциплинам, связанным с основной профессиональной деятельностью. Российские студенты в основном проявили интернальный тип субъективного контроля. Корреляционный анализ у данного типа студентов показал отсутствие влияния показателей субъективного контроля на результаты успеваемости. Было так же выявлено, что на успеваемость студентов влияет фактор, связанный со страной проживания.

Полученные результаты могут быть использованы при проведении дальнейших научных исследований по данной тематике, а также в работе кураторов учебных групп.

Работа частично поддержана грантом РФФИ, проект №14-06-00026.

Рецензенты:

Сапожков С.Б., д.т.н., заведующий кафедрой «Естественно-научного образования», профессор, Юргинский технологический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юрга;

Мицель А.А., д.т.н., профессор кафедры Автоматизированных систем управления, Томский университет систем управления и радиоэлектроники, г. Томск.


Библиографическая ссылка

Баловнева А.Н., Берестнева О.Г., Фисоченко О.Н. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17166 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674