Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С АЛЛЕРГОПАТОЛОГИЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Деларю Н.В. 1 Варфоломеева Т.В. 2 Заячникова Т.Е. 1 Белан Э.Б. 1 Давыдова А.Н. 1 Мельник В.М. 1 Шапошникова Н.Ф. 1 Прохорова Л.И. 1
1 ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава РФ
2 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
76,6 % врачей-педиатров, 87,6 % воспитателей дошкольных образовательных организаций и 94,2 % родителей детей с аллергопатологией позитивно оценили создание специализированных групп с гипоаллергенным бытом в дошкольных образовательных организациях. Оценки достоверности полученных результатов, вычисляемые на основе критерия достоверности t по Стьюденту и распределения частот ответов по критерию Колмогорова, показали, что такие группы для дошкольников с аллергопатологией позволяют улучшить медицинские характеристики детей, повышают медицинскую грамотность и активность родителей, способствуют более оперативному медицинскому сопровождению данного контингента детей, т.е. практически реализуют здоровьесберегающую социализацию детей с аллергопатологией в условиях дошкольных образовательных организаций. Поэтому правомерно говорить о бесспорных перспективах институционализации рассматриваемой в работе социальной практики.
социальные оценки
аллергопатология
специализированные группы
дошкольные образовательные организации
1. Апухтин А.Ф., Деларю В.В., Егоров В.Н., Прочная Е.Л. Мнения врачей о разработках и внедрениях отечественных инновационных технологий в здравоохранении // Социология медицины. – 2010. – № 2 (17). – С.28-30.
2. Баранов А.А. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 880с.
3. Варфоломеева Т.В. Экспериментальные исследования проблемы организации здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – № 7. – С.63-65.
4. Волчанский М.Е., Деларю В.В., Болучевская В.В. Психосоматические заболевания: решенные и нерешенные вопросы // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2012. – Вып.2 (42). – С.3-5.
5. Деларю В.В. Диссертации по социологии медицины // Социологические исследования. – 2010. – № 5. – С.150-151.
6. Деларю В.В. Конкретные социологические исследования в медицине. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2005. – 88 с.
7. Деларю Н.В. Вопросы здоровья детей и подростков в диссертационных исследованиях по социологии медицины // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2010. – № 5. – С.112-113.
8. Иванова Е.Л. Эффективность оздоровления детей с атопическим дерматитом в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Нижний Новгород, 2010. – 24с.
9. Огнев В.А. Медико-социальные проблемы аллергических заболеваний у детей: автореф. дис. … д-ра мед. наук. – Харьков, 2003. – 46с.
10. Педиатрия. Национальное руководство: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
11. Хвастунова Е.П., Юдин С.А., Вершинин Е.Г., Деларю В.В. Компаративный анализ позиций заинтересованных социальных групп как современное требование социологии медицины // Врач-аспирант. – 2014. – № 2.1 (63). – С.168-172.
Современная ситуация с состоянием здоровья детского населения характеризуется негативными показателями. Существенное уменьшение доли здоровых детей, рост числа больных аллергическими заболеваниями не только в Российской Федерации, но и во всем мире, позволяет рассматривать аллергопатологию как глобальную медико-социальную проблему; аллергопатология снижает качество жизни, изменяет жизненные стереотипы ребенка и его родителей, ограничивает их социальную активность, является «затратным» заболеванием для семьи и государства [2, 4, 9, 10].

Изучению аллергических заболеваний у детей посвящены многочисленные исследования, но в большинстве из них представлены патофизиологические механизмы формирования болезни, методы диагностики и лечения. Многие медико-социальные проблемы остаются не решенными, в том числе и организация эффективной медицинской социализации детей с аллергопатологией.

Состояние ребенка дошкольного возраста больного аллергией не всегда позволяет ему посещать дошкольную образовательную организацию (ДОО) общего профиля. Между тем детей, имеющих аллергопатологию, необходимо адаптировать к социуму, развивать образовательное пространство ребенка, в связи с чем начинает ставиться вопрос о целесообразности организации в системе дошкольного образования специальных групп с гипоаллергенной средой [3, 8], что предполагает изучение социальных оценок (родителей детей с аллергопатологией, врачей-педиатров, воспитателей детских садов) данной инновационной практики, т.к. именно социальные оценки являются эффективной методологией для анализа перспектив тех или иных нововведений в здравоохранении [1, 5, 7].

Цель исследования

Эксплицировать социальные оценки здоровьесберегающей социализации детей с аллергопатологией в условиях дошкольных образовательных организаций с гипоаллергенной средой.

Материалы и методы исследования

Для изучения социальных оценок данной инновационной практики с учетом принятых в социологии медицины требований [6, 11] было проведено анкетирование 64 врачей-педиатров; 107 родителей, дети которых посещают данные специализированные группы и 31 родителя, чьи дети имеют аллергические заболевания, но посещают группы общего профиля в дошкольных образовательных организациях; 35 воспитателей специализированных групп и 102 - групп общего профиля.

При обработке эмпирических данных использовался пакет программ SPSS for Windows. Для оценки достоверности полученных результатов вычислялся критерий достоверности t по Стьюденту; для распределения частот ответов использовался также критерий Колмогорова.

Результаты исследования и их обсуждение

На взгляд большинства (92,2 %) опрошенных педиатров аллергические заболевания у детей дошкольного возраста являются важной и актуальной медико-социальной проблемой.

Большинство респондентов - 78,0 % не знали об открытии специализированных групп для детей с аллергопатологией и только 22,0 % ответили на этот вопрос положительно. Это свидетельствует о недостаточной информированности врачей-педиатров о данном проекте и предполагает, что для реализации инновационных медико-социальных проектов необходимо использование PR-технологий, адресованных не только населению, но и самим специалистам (т.е. необходимо широкое информирование и самого медицинского сообщества).

Три четверти специалистов (76,6 %) считали правильным решением создание в ДОО специализированных групп для детей с аллергией.

Половина врачей (51,6 %) считала, что создание специализированных групп для детей с аллергией в ДОО позволит уменьшить или даже предотвратить развитие аллергических заболеваний у детей в дальнейшем.

На взгляд 62,5 % специалистов предельная наполняемость группы для детей с аллергическими заболеваниями должна составлять 12-15 человек, что будет соответствовать количеству детей для оздоровительной группы (считали, что детей должно быть еще меньше 21,9 %; остальные затруднились высказать свое мнение по данному вопросу).

Также две трети респондентов (64,1 %) считали целесообразным участие врача-аллерголога в работе ДОО общего профиля; 17,2 % сомневались в целесообразности этого и не видели в этом необходимости 15,6 % (3,1 % не определились). Естественно, что «за» наличие врача-аллерголога в ДОО, где есть специализированные группы для детей с аллергопатологией, высказалось уже 89,1 % педиатров (сомневались в целесообразности - 6,3 %, против были 3,1 % и не смогли конкретизировать свое мнение 1,5 %).

Подавляющее большинство опрошенных специалистов (90,6 %) положительно отнеслись к идее проведения врачами практических занятий по профилактике аллергических заболеваний с сотрудниками ДОО. Целесообразным проведение врачами практических занятий по профилактике аллергических заболеваний с родителями детей считали 92,2 % респондентов, не видели в этом необходимости 4,7 % опрошенных специалистов, затруднились ответить 3,1 %).

О целесообразности распространения опыта работы специализированных групп для детей с аллергопатологией на другие ДОО высказались 73,5 % респондентов; 10,9 % сомневались в необходимости этого; по мнению 4,7 % педиатров, количество уже имеющихся групп вполне достаточно, 10,9 % не определились с ответом.

Целесообразным создание специализированных ДОО или групп для детей с другими распространенными заболеваниями считали 71,9 % врачей-педиатров, сомневались в необходимости - 12,6 %, отрицательно отнеслись 4,6 % специалистов, затруднились с ответом 10,9 %.

Ответы врачей на вопросы анкеты были проанализированы на основании распределения частот встречаемости категоричных ответов и менее определенных ответов. Критерий Колмогорова для распределения частот ответов «да» составил 0,14 на уровне значимости 0,05, ответов «нет» - 0,23 на уровне значимости 0,05, что говорит об отсутствии побочных факторов, влияющих на распределение ответов.

По мнению подавляющего большинства опрошенных воспитателей (94,9 %), ДОО должно активно реализовывать здоровьесберегающие мероприятия. Считали, что дети с аллергией нуждаются в лечебно-охранительном режиме, в том числе и в условиях ДОО, 97,1 % воспитателей специализированных групп и 91,2 % воспитателей групп общего профиля.  

Большинство воспитателей специализированных групп, как и их коллеги из групп, не имеющих оздоровительной направленности, считали возможным оказание медицинской и оздоровительной помощи детям с аллергией в условиях ДОО, однако воспитатели специализированных групп считали так достоверно чаще своих коллег из «обычных» групп (77,1 % против 54,9 %; р<0,05). Отрицали возможность этого, соответственно 2,9 % и 24,5 %; р<0,01).

Создание гипоаллергенного быта в ДОУ сочли очень трудными и сложными 45,9 % опрошенных, «не очень сложным» - 48,2 % и 5,9 % воспитателей не видели вообще никаких сложностей в создании подобных условий. При этом значительные трудности отметили 34,3 % воспитателей специализированных групп и 50,0 % их коллег из групп общего профиля. В целом, представляется понятным, что работа в специализированной группе для детей с аллергопатологией, создание гипоаллергенного быта в ДОО, создаёт дополнительные трудности для его сотрудников, но эти трудности вполне преодолимы (примечательно, что работающие в специализированных группах воспитатели отмечают их меньшую выраженность, чем воспитатели «обычных» групп).

Подавляющее большинство опрошенных воспитателей (87,6 %) согласились с решением о создании в ДОО специализированных групп для детей с аллергией.

Оценки воспитателей эффектов от пребывания детей в специализированных группах были следующими: 71,4 % воспитателей отметили, что чаще всего здоровье детей улучшается; 11,4 % решили, что чаще всего здоровье детей не изменяется и 17,2 % затруднились ответить.

Целесообразным проведение врачами практических занятий по профилактике аллергических заболеваний с сотрудниками ДОО считали 78,9 % воспитателей. Воспитатели специализированных групп и их коллеги из групп общего профиля практически единодушно (94,2 %) отметили и целесообразность проведение практических занятий врачами по профилактике аллергических заболеваний и с родителями детей.

В то же время воспитатели специализированных групп достоверно чаще своих коллег из групп общего профиля (88,6 % против 66,7 %; р<0,05) высказались за создание специализированных групп для детей и с другой патологией.

Ответы воспитателей на вопросы анкеты также были проанализированы на основании распределения частот встречаемости категоричных ответов («да», «нет») и менее определенных ответов. Критерий Колмогорова для распределения частот ответов «да» составил 0,16 на уровне значимости 0,05, ответов «нет» - 0,21 на уровне значимости 0,05, что говорит об отсутствии побочных факторов, влияющих на распределение ответов.

Сравнительный анализ частот встречаемости категоричных ответов показал, что существенным отличием в ответах врачей от ответов воспитателей является разница в размахах частот. Так, у воспитателей размах частот на ответы согласия с вопросами анкеты («да») составил 0,67, с вопросами несогласия («нет») - 0,61. В то же время аналогичный показатель у врачей равен 0,97 и 0,84. То есть, среди врачей сформировано более определенное отношение к проблеме социализации детей с аллергопатологией, нежели среди воспитателей, что связано, по-видимому, с более глубоким пониманием врачами серьезности вопроса аллергических заболеваний.

Компаративный анализ оценок родителей, дети которых посещают специализированные группы и родителей, чьи дети имеют аллергические заболевания, но посещают группы общего профиля в ДОО, позволил выделить следующие результаты:

  • Родители, дети которых посещают специализированные группы для детей с аллергией в 15 раз чаще по сравнению с родителями, чьи дети посещают группы общего профиля (48,6 % против 3,2 %; p<0,001) отмечали хорошую организацию помощи детям с аллергическими заболеваниями.
  • Родители, чьи дети посещают специализированные группы, в 5,5 раз реже, чем родители детей из «общих» групп, отмечали ограничения в социальных контактах своих детей (4,7 % против 25,8 %; p <0,01) и почти в 2 раза чаще говорили об отсутствии ограничений (94,4 % против 51,6 %; p<0,001).
  • 65,4 % родителей, чьи дети посещают специализированные группы, оценивали как достаточную информированность воспитателей об особенностях работы с детьми с аллергопатологией, в то время как подобной точке зрения придерживались только 6,5 % родителей, чьи дети имеют аллергические заболевания, но посещают группы общего профиля (p<0,001).
  • С утверждением, что ДОУ в должной / необходимой мере оказывает оздоровительную помощь детям с аллергопатологией, согласились 68,2 % родителей, чьи дети посещают специализированные группы против 12,9 % родителей детей, посещающих группы общего профиля (p < 0,001).
  • Полностью удовлетворены оздоровлением ребенка в ДОО 52,4 % родителей детей, которые посещают специализированные группы и 6,5 % родителей, чьи дети посещают группы общего профиля; частично удовлетворены 40,1 % и 32,2 % родителей соответственно, а не удовлетворены 0,9 % родителей детей специализированных групп и 54,8 % родителей, чьи дети посещают группы общего профиля.
  • 67,2 % родителей, чьи дети посещают специализированные группы, отметили уменьшение проявлений аллергии, в то время как ни один из родителей, чьи дети посещают группы общего профиля, не отметил положительной динамики.
  • Создание специализированных групп для детей с аллергопатологией считали целесообразным 90,3 % родителей детей из групп общего профиля и 98,2 % родителей детей из специализированных групп.
  • 81,4 % родителей, чьи дети посещают специализированные группы, и 90,3 % родителей детей из групп общего профиля считали целесообразным проведение врачами занятий для родителей с целью ознакомления с приемами профилактики аллергических заболеваний.

Выводы

Полученные социальные оценки (даваемые родителями детей с аллергопатологией, врачами-педиатрами, воспитателями детских садов) свидетельствуют о том, что специализированные группы для дошкольников с аллергопатологией позволяют улучшить медицинские характеристики детей, повышают медицинскую грамотность и активность родителей, способствуют более оперативному медицинскому сопровождению данного контингента детей, т.е. практически реализуют здоровьесберегающую социализацию детей с аллергопатологией в условиях ДОО,  и поэтому правомерно говорить о бесспорных перспективах институционализации рассматриваемой в работе социальной практики.

Рецензенты:

Ледяев М.Я., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой детских болезней ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, г. Волгоград;

Волчанский М.Е., д.соц.н., декан факультета социальной работы и клинической психологии ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Деларю Н.В., Варфоломеева Т.В., Заячникова Т.Е., Белан Э.Б., Давыдова А.Н., Мельник В.М., Шапошникова Н.Ф., Прохорова Л.И. СОЦИАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С АЛЛЕРГОПАТОЛОГИЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17318 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674