Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРА

Привалов А.Н. 1 Богатырева Ю.И. 1 Соломатова В.В. 1 Шмелев А.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
В статье рассматриваются вопросы обучения и использования пожилыми людьми информационных технологий и телекоммуникационных сетей. Представлены социально-педагогические основания для внедрения в практику применения учебно-методического комплекса по программе обучения «Компьютерная грамотность для старшего поколения». В статье сформулированы принципы, определяющие выбор технологии проведения занятий, методов работы с пожилыми людьми, конкретные знаниям и умениям, приобретаемые пожилыми людьми на компьютерных курсах. Также обоснованы требования к учебно-методическому контенту, сфера применения людьми пожилого возраста полученных компетенций, умений и знаний, сформулированы критерии для контроля и оценки результатов освоения программы обучения, принципы организации самостоятельной работы слушателей, психолого-педагогические аспекты проведения занятий с людьми пожилого возраста.
обучение пенсионеров
геронтообразование
обучение компьютеру
принципы и особенности обучения пожилых
1. Богатырева Ю.И. Информационно-коммуникационные технологии в науке и образовании / Ю.И. Богатырева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010.– 122 с.
2. Привалов А.Н. Преподавание информационных технологий пожилым людям / А.Н. Привалов, Ю.И. Богатырева // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы десятой открытой Всероссийской конференции. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. – С. 453-455.
3. Пазухина С.В. Методы оценки психологической эффективности образовательных интернет-ресурсов / С. В. Пазухина // EDUCATION – TECHNOLOGY – COMPUTER SCIENCE. SCIENTIFIC ANNUAL. – 2013. - №4. – Part 2. – P. 236-243.
4. Соломатова В.В. Электронно-сетевая социальная работа: реальности, возможности и перспективы / В.В. Соломатова, В.А. Фокин. – Сотис. – 2008. - № 1. – С.69-83.
5. Соломатова В.В. Ресурсы информационных технологий в социальном образовании / В.В. Соломатова. //Инновационные ресурсы и национальная безопасность в эпоху глобальных трансформаций. Пятнадцатые Вавиловские чтения: материалы Всероссийской междисциплинарной научной конференции с международным участием: в 2 ч. / под общ. ред. проф. В.П. Шалаева. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2012. – Ч.1. – С. 229.
6. Статистическое исследование: готова ли Россия к информационному будущему [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://naar.ru/articles/Statisticheskoe-issledovanie-gotova-li-Rossija-k-informacionnomu-budushhemu/ (дата обращения 22.01.2015).
7. Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru.

В настоящее время в России складывается система геронтообразо­вания. Как сообщает официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ [7], только за последний год численность пожилых людей возросла на 667 тыс. человек и составила порядка 33 млн. человек или 23,1% в общей численности населения. В Тульской области удельный вес граждан в возрасте старше трудоспособного на 2014 год составлял более 31% - один из самых высоких показателей в России.

Успешная адаптация и социализация пожилых людей имеют первостепенное значение для организации их нормальной жизнедеятельности, развития и самореализации в поздних возрастах, оказывая тем самым влияние не только на благополучие самой социальной группы пожилых граждан, но и всего социума, частью которого они являются [4].

Серьезные структур­ные изменения в обществе ставят вопрос о повышении уровня информационной культуры и компьютерной грамотности среди пожилых людей, так как они не менее чем представители других возраст­ных групп, нуждаются в получении и обработке информации.

В соответствии с распоряжением правительства «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», во всех регионах внедряются средства информационных технологий. Кроме того, в соответствии с принятым на государственном уровне документом «Стратегия развития информационного общества в России» уже в 2015 г. все государственные услуги должны осуществляться в электронной форме. К сожалению, быстро отреагировать на постоянные инновационные изменения способны не все, и самая уязвимая по адаптации группа - пожилые люди. Они больше остальных испытывают серьезные трудности и дискомфорт в пользовании автоматизированными средствами, предпочитают не сталкиваться с техническими инновациями без необходимости, что резко снижает их возможности в современном мире.

Вследствие этого в январе 2015 года было принято постановление правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации» от 22 января 2015 года №33. В соответствии с ним вводится новое направление социальных программ, софинансируемых Пенсионным фондом России, - обучение неработающих пенсионеров компьютерной грамотности с целью обеспечения доступности для них государственных информационных ресурсов и электронных государственных услуг.

Федеральной службой государственной статистики в октябре 2013 года было впервые проведено федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей [6]. В результате исследования было выявлено, что наименее активные пользователи Интернета и других современных технологий, в том числе дистанционного получения муниципальных и государственных услуг, - люди пенсионного возраста.

Обучение навыкам пользования компьютером, средствами связи, терминалами, банкоматами и другими устройствами позволит снизить уровень дискомфорта пожилых людей, снимет психоэмоциональный стресс, расширит возможности общения и творчества. Для многих такое обучение даст возможность реализовать себя в каких-либо новых сферах, а также сделает более удобным, простым и мобильным решение множества задач, что непременно положительно отразится на уровне и продолжительности жизни пожилых людей.

Образование в пожилом возрасте может быть представлено не только как процесс адаптации и компенсации потерь в связи с возрастными особенностями, но и как процесс формирования нового облика старости - продуктивного, компетентного, деятельного, наполненного жизненной энергией, опытом.

Разработанный в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого совместно с правительством Тульской области учебно-методический комплекс по программе обучения «Компьютерная грамотность для старшего поколения» адресован людям пенсионного возраста и ориентирован на овладение информационными технологиями для адаптации пожилых людей к современной жизни. Учебная программа направлена на формирование у пожилых людей базовых знаний о компьютере и первоначальное овладение компьютерными и Интернет-технологиями. Цель внедрения программы: повысить уровень информационной куль­туры людей пенсионного возраста, дать им возможность обрести уверенность в собственных силах при использовании компьюте­ра, проявить свои творческие способности, почувствовать себя активными пользователями Мировой паутины.

Учебно-методический контент программы обучения включает следующие модули:

1. Основы компьютерной грамотности

Тема 1.1. Устройство компьютера

Тема 1.2 Работа в операционной системе (папки, файлы, оконный интерфейс)

Тема 1.3 Текстовый редактор

2. Работа в сети Интернет

Тема 2.1 Безопасность в сети Интернет (угрозы информационного воздействия в сети Интернет и защита от них, виды мошенничества в сети Интернет и защита от них)

Тема 2.2. Виды подключений к сети Интернет, операторы и тарифы

Тема 2.3 Поиск информации в сети Интернет, программа Skype

Тема 2.4 Электронная почта, социальные сети

3. Официальные государственные Интернет-ресурсы

Тема 3.1 Федеральные и региональные государственные Интернет-ресурсы

Тема 3.2 Электронная приемная граждан

Тема 3.3 Электронная регистратура

Тема 3.4 Программа «Открытый регион»

4. Единый портал государственных и муниципальных услуг

Тема 4.1 Единый портал государственных и муниципальных услуг: регистрация на веб-сайте, работа со списком услуг, подача заявления на получение услуги в электронном виде, работа с личным кабинетом, использование универсальной электронной карты

Тема 4.2 Региональный портал государственных и муниципальных услуг

Каждый модуль обязательно включает перечень рекомендуемой литературы и Интернет-источников, методические рекомендации для реализации модуля, наименование и краткое описание используемых образовательных технологий обучения.

Материалы для контроля и оценки результатов освоения учебной программы, содержат: анкету входного контроля; промежуточные тесты по каждому модулю; материалы для итогового тестирования.

Обязательным компонентом учебно-методического комплекса для обучения пожилых людей использованию компьютера является рабочая тетрадь для слушателей, которая включает набор заданий для организации самостоятельной работы слушателей и способствует повышению эффективности обучения, более прочному усвоение теоретических положений, а также приобретению практических умений и навыков. К рабочей тетради слушателя по программе «Компьютерная грамотность для старшего поколения» предъявляются следующие требования:

  1. полноты информации (наличие заданий на изучение всех тем и модулей программы обучения, а также творческих заданий для самостоятельного выполнения);
  2. группировки заданий (задания должны быть сгруппированы с учетом обобщенных способов их решения);
  3. системности информации (блоки информации должны быть логически связаны);
  4. возрастания сложности (задания должны быть расположены в порядке возрастания сложности их выполнения);
  5. целевой ориентации (для каждого задания должно быть отведено определенное место в тетради для ее решения);
  6. психологической комфортности (слушателям должно быть комфортно работать с тетрадью, они должны иметь возможность работать с ней в индивидуальном темпе и проводить самоконтроль, в ней должно отводиться достаточно места для выполнения дополнительных записей).

Объем, содержание и оформление рабочей тетради для обучения пожилых людей должно полностью соответствовать представленной программе, а также эргономическим и эстетическим требованиям к оформлению документации. На рис. 1 представлен фрагмент рабочей тетради по теме «Поиск информации в Интернете».

Рабочая тетрадь для слушателей программы обучения «Компьютерная грамотность для старшего поколения» включает следующие разделы:

  1. Устройство компьютера (какие функции выполняют разные клавиши на клавиатуре, работа с мышью).
  2. Работа в операционной системе (папки, файлы, оконный интерфейс).
  3. Текстовый редактор.
  4. Безопасность в сети Интернет (антивирусные программы, памятка защиты от информационного воздействия в сети Интернет).
  5. Работа в Интернете (поисковые системы, электронная почта, социальные сети, Skype).
  6. Интернет - провайдеры Тульской области
  7. Официальные государственные Интернет - ресурсы
  8. Электронная сфера услуг. Информационные и социальные сервисы
  9. Краткий словарь компьютерных терминов
  10. Моя личная полезная информация

Рис. 1. Фрагмент рабочей тетради по теме «Поиск информации в Интернете»

Весь комплекс демонстрационных материалов учебно-методического комплекса должен быть оформлен в виде презентаций. Количество слайдов в презентациях должно быть адекватно содержанию и продолжительности демонстрации. На первом и последнем слайде должна быть представлена следующая информация: тема выступления, имя (отчество) и фамилия преподавателя. Структура презентации должна быть отражена на втором слайде (с помощью опции «Итоговый слайд»). На последнем слайде оформлены ссылки на все использованные источники [1].

Сфера применения людьми пожилого возраста полученных компетенций, умений и знаний - профессиональная деятельность, самостоятельная деятельность по применению полученных знаний и умений в быту, самостоятельное использование компьютера в качестве средства для решения практических задач.

Слушатель, освоивший программу обучения «Компьютерная грамотность для старшего поколения», должен знать: как устроен персональный компьютер (основные и периферийные устройства); возможности подключения и использования периферийных устройств (принтер, сканер, звуковые колонки, веб-камера); ресурсы сети Интернет, включая поисковые системы, социальные сервисы, приемы работы с браузерами; порядок использования электронной почты и программы Skype;

уметь: создавать, сохранять, перемещать, копировать и удалять файлы и папки; работать в текстовом редакторе Word [1]; использовать поисковые системы; пользоваться средствами защиты информации на компьютере; осуществлять поиск информации с использованием адресной строки и поисковой системы Яндекс; устанавливать и настраивать программу Skype; осуществлять поиск необходимой информации на официальных государственных Интернет-ресурсах (открытый регион, электронная регистратура, электронная приемная граждан и др.);

владеть: современными универсальными методами поиска, обработки и структурирования информации для практической и самостоятельной деятельности; навыками продуктивного использования и ориентации в образовательном пространстве Интернета; способами и методами работы с современными федеральными и региональными веб-порталами [2].

При организации образования пожилых людей необходимо помнить, что существует ряд особенностей, отличающих взрослого учащегося от ученика или студента. Взрослый осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критически относится к любым попыткам руководить им, даже если вслух этого не высказывает.

Взрослый накапливает большой запас жизненного, социального и профессионального опыта, который формирует его мировоззрение и с точки зрения которого он оценивает любую поступающую информацию.

Мотивация к учению заключается в прагматическом подходе - стремление с помощью учебы решить свои жизненные проблемы (общение, адаптация к меняющимся жизненным условиям, улучшение психологического, эмоционального состояния, приобретение уважения). Стремление к безотлагательному применению полученных знаний или к получению безотлагательного удовлетворения от самого процесса учебы.

При работе со взрослой аудиторией необходимо, чтобы следующие принципы определяли выбор технологии проведения занятий, методов работы с пожилыми людьми:

1. Принцип равенства. Следует сразу показать пожилому человеку, что он такой же участник группы, как и все остальные. Здесь имеет значение все: расстановка мебели (круг или полукруг вместо рядов), положение преподавателя (не стоять перед группой, а сесть в круг), стиль речи (не докладывать, а беседовать), обращение к группе (не «участники» или «товарищи», а «друзья» и «коллеги»). Любую информацию можно и нужно обсуждать и подвергать сомнению.

2. Принцип активного творчества. Ученые вывели своеобразную пирамиду обучения: взрослый усваивает 20% того, что слышит, 40% того, что слышит и видит, 60% того, что слышит, видит и обсуждает, и 80% того, что пытается вывести самостоятельно. Следовательно, любое новое знание необходимо не просто обсуждать, но и самостоятельно формулировать. Этому могут способствовать наглядность, яркость, обсуждение в микро-группах, парадоксы, движение, музыка.

3. Принцип личностного подхода. Следует всегда помнить, что каждый пожилой человек - это личность со своими особенностями, что необходимо понимать и уважать.

4. Принцип комфортности. Ничто так не способствует обучению взрослого, как его позитивные эмоции. Необходимо создавать атмосферу радости в группе, комфортный темп занятия, что поможет снять напряжение и даст время на обдумывание новой информации.

5. Принцип доступности основан на законах познания: познание всегда идет от известного к неизвестному, от простого к сложному; соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности обучающегося [4]. Правила обучения: а) учебный процесс следует вести в оптимальном темпе; б) обучение требует известной напряженности (работать в полную силу); в) необходимо использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: они дают толчок мысли, делают сложные мысли доступными для понимания; г) избегать монотонности речи, иллюстрировать яркие факты.

Задача образования пожилых людей не просто передавать знания, а поддерживать их активность в процессе обучения. Наиболее эффективным для этого является использование такой образовательной технологии как активное обучение. Основой активных методов обучения пожилых является групповая работа. Группа должна включать от пяти до девяти человек. Связано это с тем, что именно столько единиц информации может удерживать в своём внимании обычный психически нормальный человек. Обучение в малых группах позволяет вовлечь в активную деятельность всех её членов. Активные методы обучения активизируют все потенциальные возможности обучаемого, позволяя ему проявлять свою субъектность в образовании.

К наиболее часто применяемым методам в технологии активного обучения пожилых людей, включающих педагогическое общение, относится дискуссия [5]. Она может быть проведена полностью или использоваться фрагментарно, что обусловлено конкретной образовательной ситуацией. Дискуссия может выступать в качестве ведущего или сопутствующего метода обучения, в зависимости от темы занятия. Результатом общей активности всех субъектов является образовательное пространство - образовательно-личностный онтогенез обучаемых пожилых людей.

Таким образом, образование в области информационно-коммуникаци­онных технологий становится одним из средств поддержки ка­чества и продолжительности жизни людей в пожилом возрасте. Данный вид социального обучения относится к так называемому неформальному образованию, имеющему цель персонального развития, социальной адаптации, сохранению активной позиции пожилых людей. Общение и получение новых знаний позволяет людям пенсионного возраста реализовать свои способности, оставаться самостоятельными и быть менее подверженными стрессовым состояниям в кризисный период.

Рецензенты:

Пазухина С.В., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула;

Романов В.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула.


Библиографическая ссылка

Привалов А.Н., Богатырева Ю.И., Соломатова В.В., Шмелев А.Н. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17328 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674