Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НАУЧНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОГО ПОЛИГОНА «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. Н. УЛЬЯНОВА» ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

Сытина Т.Ф. 1 Никонорова И.В. 1 Краснова М.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»
Разработано содержание исследовательской деятельности при изучении наук о Земле в системе непрерывного обучения «школа-ссуз-вуз», теоретически обоснованы методы, формы и средства обучения, предложены возможные варианты организации исследовательской деятельности студентов и школьников на полигоне «Географическая станция» Чувашского государственного университета. В статье обоснованы механизмы формирования у студентов и школьников исследовательских умений, аналитического характера мышления, творческого подхода к решению разнообразных задач; умение работать в коллективе, осуществлять коммуникативную, познавательную и практико-ориентированную деятельность в процессе работы. Приведены рекомендации по организации на базе полигона выездных учебно-методических семинаров с учителями географии Чувашской Республики, познавательных экскурсий со школьниками г. Чебоксары для популяризации специальностей «География», «Туризм», «Экология», «Землеустройство», реализуемых в Чувашском государственном университете, и оптимизации краеведческих исследований в республике.
организация научно-исследовательской деятельности на учебном полигоне
учебно-образовательная тропа
эколого-географическое образование
система непрерывного обучения «школа-ссуз-вуз»
1. Артемьева Т.Г., Краснова М.П., Никонорова И.В. Опыт организации региональных физико-географических исследований в Чувашском государственном университете // Доклады первой всерос. конференц. «Современные проблемы регионоведения». - СПб. : Фора-принт, 2009. - С. 27-32.
2. Никонорова И.В., Сытина Т.Ф., Иванова Т.П. Экскурсия как метод формирования экологической культуры // Проблемы природопользования и экологическая ситуация в Европейской России и сопредельных странах : материалы Международной науч. конф. 13-16 сентября 2004 г. - М. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2004. - С. 192-194.
3. Никонорова И.В. [и др.] Региональные и краеведческие подходы к изучению географических и антропогенных ландшафтов на примере Чувашской Республики // Материалы Всероссийской науч. конф. «Селиверстовские чтения» (СПб., 19-20 ноября 2009). – СПб. : СПбГУ, ВВМ, 2009. - С. 534–539.
4. Сытина Т.Ф., Иванова Т.П. Экскурсия как метод внедрения национально-регионального компонента в школьном курсе географии // Географические исследования территориальных систем природной среды и общества : материалы Международной научно-практической конференции 14-16 декабря 2004. Ч. II. – Саранск : ПУ «Жемчужина 2004». - С. 172-175.
5. Сытина Т.Ф., Мулендеева А.В. Изучение охраняемых природных территорий как направление эколого-краеведческой работы на географическом факультете Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова // География и смежные науки. 61 Герценовские чтения : материалы межвузовской конференции. Факультет географии РГПУ им. А.И. Герцена, 24-25 апреля 2008 г. - СПб. : Теса, 2008. - С. 561-564.
6. Эколого-географическое образование и краеведение : учебное пособие / Никонорова И.В. [и др.]. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. - 136 с.

На недавно прошедшем в 2014 году XV съезде Русского географического общества председатель Попечительского совета В.В. Путин высказался о необходимости возрождения в образовательной сфере движения юных натуралистов, активизации эколого-географического, этнографического, краеведческого направления исследований, что в свою очередь станет кузницей кадров специалистов в науках о Земле.

Со сменой образовательных парадигм в высшей школе изменяется и содержание понятия квалифицированный специалист. Если раньше в образовательном процессе в вузе ставилась задача систематической углубленной профессиональной подготовки, то в настоящее время, не снижая требований к профессиональным знаниям, приоритет ставится на развитие творческого потенциала личности. Быстрое развитие новых технологий, стремительный рост объёма новой научной информации, развитие междисциплинарных областей знаний и исследований, изменения на рынке труда требуют усиления взаимосвязи теоретической и практической подготовки студента для жизни и профессиональной деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность способствует формированию научного мировоззрения и значительно расширяет кругозор в предметной области наук о Земле; вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности; дает импульс к саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, формирует социальный опыт в труде и общении; способствует дальнейшему профессиональному росту студентов. В связи с этим повышается значение ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности, формирование компетенций научно-исследовательской деятельности, воспитание культуры мышления, овладение методологией науки и в итоге на подготовку специалиста, способного находить пути решения проблем, возникающих в профессионально-производственной и научной сфере.

Цель работы: оценить научно-образовательный потенциал учебного полигона «Географическая станция Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова» для выполнения исследовательских работ учащихся и студентов.

Задачи: 1. Рассмотреть предпосылки, определить роль и место учебного полигона в системе непрерывного эколого-географического образования; особенности и преимущества организации научно-исследовательской деятельности на учебном полигоне «Географическая станция ЧГУ».

2. Разработать комплексную схему организации учебного полигона, состоящую из взаимосвязанных экологических троп, участков и отдельных природных объектов на территории полигона.

3. Систематизировать возможности организации непрерывного экологического образования на учебном полигоне в системе «школа-ссуз-вуз».

Материал, методы и результаты

Географическая станция ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» функционирует с 1996 г. Учебный полигон располагается на правом берегу р. Волга в Моргаушском районе Чувашской Республики, где обеспечивается эффективность изучения природно-территориальных комплексов на основе геосистемного подхода. На базе полигона проходит межзональная учебная практика студентов направлений «География», «Экология и природопользование», «Землеустройство и кадастры», «Туризм». Практика способствует получению профессиональных компетенций проведения геологических, геоморфологических, микроклиматических, гидрологических, почвенных, геоботанических, ландшафтно-экологических исследований, без которых немыслима подготовка полноценного специалиста-географа, землеустроителя и геоэколога и будущего специалиста по туризму в разделах изучения экологического и сельского туризма.

Общие сведения о природных условиях учебного полигона и возможности их использования в образовательном процессе

Геолого-геоморфологические условия. Территория располагается на правом берегу р. Волга в Моргаушском районе Чувашской Республики, в северо-восточной части Приволжской возвышенности. Приволжская возвышенность на исследуемом участке получила название «Чувашское плато». Плато представлено приподнятой, всхолмленной равниной, наклоненной к северу и интенсивно расчлененной эрозией. Правый берег Волги крутой, подмываемый рекой. Максимальные абсолютные высоты берега достигают 120-180 м [3].

Климатические условия района. Климат на территории полигона умеренно континентальный, характеризующийся морозной зимой и жарким летом. Создание на Волге Чебоксарского водохранилища в свою очередь повлияло на микроклимат прилегающей территории. Это позволяет совместно с обучающимися проводить мониторинг изменения хода температур, хода влажности с помощью переносной мини-метеостанции.

В ландшафтном отношении территория полигона представлена подзоной широколиственных лесов на дерново-подзолистых и серых лесных почвах. Обоснованием выделения образовательных ландшафтных площадок является хорошая сохранность реликтовых нагорных дубрав и в то же время высокая степень антропогенной нагрузки в агроландшафтах, что позволяет будущим землеустроителям проследить динамику сельскохозяйственного землепользования на рубеже XX-XXI веков.

Существующие направления научных исследований на учебном полигоне:

  • геолого-геоморфологическое – анализ широкого спектра современных рельефообразующих экзогенных процессов, особое внимание уделяется влиянию антропогенных факторов на процессы рельефообразования (рис. 1);
  • гидрологическое - изучение в динамике изменения гидрологических характеристик р. Волги и притоков. Изучение поверхностных вод;
  • ландшафтное – исследование структуры и функционирования природно-территориальных комплексов на территории учебного полигона;
  • биогеографическое – исследование пространственно-временной структуры растительного покрова и животного мира, изучение уникальных биотических сообществ, эколого-биогеографических форм образовательного туризма;
  • экономико-географическое и социально-географическое – изучение изменений в структуре землепользования и новых форм хозяйственной деятельности.

На базе полигона проводятся выездные учебно-методические семинары с учителями географии Чувашской Республики, познавательные экскурсии со школьниками г. Чебоксары для популяризации специальностей «География», «Туризм», «Экология» и оптимизации краеведческих исследований [4; 5]. Сотрудники кафедр проводят комплекс работ по разработке единой сквозной методической канвы образовательных маршрутов, совместной научно-методической координации исследовательского и образовательного процесса при неразрывном взаимодействии преподавателей вуза-ссуза и учителей школ. В конечном итоге полигон в научно-методическом плане служит основой для активизации исследовательской работы студентов и школьников по выбранным направлениям. Одним из приоритетных направлений современного образования считается развитие навыков исследования, умения самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи. Важность исследовательской работы в процессе подготовки специалистов разных уровней образования отмечается разработчиками нового поколения государственных образовательных стандартов профессионального образования. Бакалавр в области наук о Земле должен быть подготовлен к участию в комплексе экспедиций и камеральных исследованиях по территории, уметь применять методы физико-географических исследований для обработки и анализа и синтеза полевых и лабораторных источников физико-географической информации. Формированию этих компетенций служит потенциал учебного полигона [1].

Одна из важнейших задач исследовательской деятельности – помогать молодежи влиться в научный мир. Неоценимый вклад во взаимообогащение научными знаниями всех участников исследовательской работы вносит создание условий, когда вместе собираются для обмена опытом три поколения: учёные с богатым практическим опытом, аспиранты, а также студенты и школьники, делающие первые шаги в «большую» науку.

Активизация процесса обучения, особенно у школьников, требует более активного участия их в исследовании окружающего геопространства, что вызывает необходимость учета при обучении личностной позиции обучаемого, необходимость развития у него познавательных интересов, и развивается способность к системе полевых занятий в ходе изучения наук о Земле.

Полноценное качественное формирование навыков исследовательской деятельности невозможно без их отработки в условиях реальной местности. Это условие требует организации наблюдений, проведения маршрутных исследований на местности. Для проведения исследований выбираются урочища, в которых наблюдается наибольшее разнообразие фаций, например урочища речных долин.

Опытом апробации исследований на учебном полигоне являются проводимые выездные полевые школы с группой учащихся договорных школ: МБОУ «Лицей № 2», МАОУ «Гимназии № 5», МБОУ «СОШ № 38», МБОУ «СОШ № 61», а также «Школа юного специалиста» - климатолога, геолога, почвоведа, ландшафтоведа, геоэколога, землеустроителя для студентов ссузов и вузов.

Коллективом историко-географического факультета разработаны: а) программы межзональных практик для студентов-географов историко-географического факультета; б) обучающие программы «Школы юного специалиста» для студентов ссузов; в) программы по выездным полевым школам для учащихся вышеуказанных образовательных учреждений.

На учебном полигоне существуют 8 учебно-образовательных троп с определенными природными комплексами в соответствии со следующими требованиями: экологическая и краеведческая направленность; информационная емкость; эстетическая выразительность; отражение особенностей местного природного комплекса; доступность маршрута (хорошая транспортная доступность полигона (30 минут езды), общая протяжённость (2-3 км); продолжительность маршрута (2,5 часа)) [2]. Отбор объектов на маршруте осуществляется на основе геоэкологической познавательности и историко-краеведческой ценности (рис. 1).

Рис. 1. Изучение микроскладчатости пермских отложений на коренном правом берегу Волги.

Сотрудниками и преподавателями кафедры физической географии и геоморфологии ЧГУ накоплен научный опыт по изучению экзогенных процессов рельефообразования, динамики аквальных и береговых ландшафтов Чебоксарского водохранилища, по определению гидрофизических параметров почв и палеогеографических условий долины р. Волга. Благодаря находкам ледниковых валунов на побережье Волги началась научная дискуссия казанских и чувашских ученых о возрасте данного участка долины реки Волги.

Руководством для исследовательской деятельности студентов и учащихся на полигоне является учебное пособие «Эколого-географическое образование и краеведение» [6]. На основе приложений учебного пособия составлена «Книжка исследователя», где дается пошаговая инструкция для выполнения комплексных физико-географических исследований. «Книжка исследователя» применяется на различных маршрутах полигона, где изучаются основные компоненты природы, природные территориальные и аквальные комплексы, их антропогенные модификации, выделяются ландшафтные отличия, различные формы использования территории, рассматриваются геоэкологические проблемы и методы их решения.

Предлагаемые перспективные направления исследований на базе научного полигона

Динамика аквальных и береговых ландшафтов Чебоксарского водохранилища, изучение опасных оползневых процессов, активизации береговой переработки в связи с возможным подъемом уровня Чебоксарского водохранилища. Изучение уникальных геологических обнажений в долине реки Волги. Оценка современного состояния ландшафтов. Выявление связей геологической истории и современной ландшафтной структуры. Изучение состояния охраняемых видов биоты. Исследование новых форм хозяйственной деятельности и структуры землепользования. Составление карты типов землепользования. Развитие образовательного и экологического туризма.

Заключение

Научно-исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, так как на полигоне «Географической станции ЧГУ им. И.Н. Ульянова» имеются гибкие образовательные программы, в научной базе существуют и индивидуальные формы работы как для студентов, так и для учащихся. На полигоне вполне может быть реализована модель профильной школы.

Юные исследователи в ходе разнообразных видов исследовательской деятельности имеют возможность использовать результаты для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов и возможность опубликовывать результаты исследований, участвовать с результатами на научно-практических конференциях вузов и ссузов.

Повышение творческой активности студентов и школьников, безусловно, должно базироваться на осознании ими практической значимости проведенных научно- исследовательских работ и готовности к внедрению результатов в последующей профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Кириллова О.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и развития образования факультета управления и психологии, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары;

Емельянова М.В. д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и яковлеведения, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Сытина Т.Ф., Никонорова И.В., Краснова М.П. НАУЧНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОГО ПОЛИГОНА «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. Н. УЛЬЯНОВА» ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17349 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674