Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Савлучинская Н.В. 1 Сухарев А.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
Важнейшей функцией современной системы дополнительного образования является эстетическое воспитание и художественное образование молодого поколения. По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы художественной культуры. Художественное образование призвано вовлечь каждого школьника в эстетическое освоение и творческое созидание жизненных ценностей. Внешняя и внутренняя свобода учеников в стенах школы создает ту атмосферу, которая помогает раскрытию способностей и творческого потенциала. Специфика работы учреждений дополнительного образования требует от педагога быть не только грамотным преподавателем, но и высокопрофессиональным художником. Возникшие в результате современных изменений противоречия связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и других аспектов организации деятельности учреждений дополнительного предпрофессионального образования.
дополнительное образование
художественное образование
культурно образовательная среда
предпрофессиональное образование
1. Авдеев А. Доклад Министра культуры Российской Федерации на пленарном заседании Государственной думы РФ. – М., 2008.
2. Дарчинянц Э.Р. Выступление на Восьмой общероссийской конференции “Детские школы искусств и благосостояние нации: инновации, проблемы и решения”. – М., 2008.
3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.: ВЛАДОС, 2002.
4. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Проект от 10.04.2014 года.
5. Открытая модель дополнительного образования региона / Науч. ред. А. А. Попов, И.Д. Проскуровская. – Красноярск, 2004. – 279 с.
Постановка проблемы. Важнейшей функцией современной системы дополнительного образования является эстетическое воспитание и художественное образование молодого поколения, социализация его в современном социокультурном пространстве. Культурные знания и практика определяют ориентацию ребенка в социуме.

Система дополнительного художественного образования как особый механизм передачи гуманитарных ценностей и культурных традиций, несет в себе целый ряд специфических функций. Художественная культура, являющаяся основным содержанием этого образования, аккумулирует многовековой социокультурный опыт человечества, становится культурной средой и выступает мощнейшим средством воспитания подрастающего поколения, развития мотивации к познанию, творчеству. Художественное образование призвано вовлечь каждого школьника в эстетическое освоение и творческое созидание жизненных ценностей.  «Для этого в самой образовательной среде необходимо создавать прецеденты эффективно работающего, высоконравственного, здорового и деятельного социума, представленного в виде кооперации агентов различных профессиональных и общественных групп. Только включаясь в такие кооперации и общности, у детей возможно появление самоопределения по отношению к задачам, которые может и должен решать человек в современном обществе, развивая и реализуя свой потенциал. Таким образом, постановка вопроса связана с разработки и апробацией в образовательной сфере технологий позиционного самоопределения молодых людей посредством создания «культурно‑образовательных инициативных сред» [5, c. 13]. 

Особой созидательной культурно‑образовательной средой для ребенка в нашей стране зачастую являются учреждения системы дополнительного образования, в которых формируется характер человека  (воля, трудолюбие), эмоции, эстетический вкус, культура. Одним из действенных средств эстетического воспитания подрастающего поколения, и прежде всего школьника, является изучение изобразительного искусства. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство. Обучение детей изобразительному искусству развивает познавательный и эстетический потенциал личности, помогает освоить категории эстетики, раскрыть значение и функции эстетического сознания. Эти занятия способствуют развитию у детей образного мышления, зрительной памяти, воображения, художественных способностей.

Учреждения дополнительного художественного образования призваны, не только посвящать детей в основы художественной грамоты, но и помочь ребенку раскрыться эмоционально, почувствовать в себе потребность к творчеству. Специфика работы учреждений дополнительного образования требует от педагога быть не только грамотным преподавателем, но и высокопрофессиональным художником. Преподаватели данных учреждений средствами искусства пробуждают в детях высокие стремления, воспитывают лучшие человеческие качества, учат своих воспитанников сопереживать красоту окружающего мира, развивают интеллект, логическое мышление и любознательность. Внешняя и внутренняя свобода учеников в стенах школы создает ту атмосферу, которая помогает раскрытию способностей и творческого потенциала.

Система образования в области культуры и искусства является частью общей сферы современного образования, в которой отчетливо проступают те обострившиеся проблемы и противоречия, связанные с социально-экономическими преобразованиями в стране. «Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом»  [3, с. 3].

Как известно, в течение многих лет детские школы искусств и художественные школы работали в системе дополнительного образования детей и юридически были приравнены к домам творчества, кружкам и студиям. Фактически же детские школы искусств и художественные школы являлись и остаются начальной ступенью профессионального образования. Из документов министерства культуры РФ следует, что в России 5402 таких школ, в которых работает более 123 тыс. педагогов и обучается более 1 млн. 400 тыс. детей, то есть примерно 9 процентов детей [1].

Давно назрела необходимость оптимизации законодательства по вопросам осуществления образовательного процесса в сфере искусства. «Традиционные формы дополнительного образования, сходные с классно‑урочными, школьными формами, сегодня не устраивают ни современного старшеклассника, ни старшего подростка. По статистике 77 % старшеклассников вообще не приходят в традиционную систему дополнительного образования, хотя именно от их выбора своей жизненной перспективы во многом зависит будущее...» [2, c. 6].

С июня 2011 школы искусств получили новый статус - учреждений дополнительного предпрофессионального образования на основании Федерального закона № 145-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании». Детские школы искусств официально признаны начальной ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства.

Минимум содержания, структура и условия реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, а так же сроки обучения по этим программам теперь регулируются Федеральными государственными требованиями (ФГТ). Возникшие в результате современных изменений противоречия связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и других аспектов организации деятельности учреждений дополнительного предпрофессионального образования. Назовем основные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическом плане:

  1. Общеобразовательная школа и учреждения дополнительного образования (ДХШ и ДШИ) увеличивают нагрузку и занятость детей, что противоречит принципу здоровьесбережения детей.
  2. В соответствии с ФГТ внедрение информационных технологий предполагает материально-техническое оснащение кабинетов школ. На практике реально учреждения дополнительного образования не наполнены необходимым оборудованием для реализации образовательных предпрофессиональных программ.
  3. Происходят изменения контингента, с которым работают педагоги дополнительного образования. Учащиеся, поступающие в учреждения дополнительного образования, не готовы к трудоемким видам деятельности, которые затем заменяются имитационными художественными технологиями или эскизами композиций без выполнения в материале. Современные ученые уже выявили настораживающий феномен массового угасания у детей художественно-творческого воображения.
  4. Увеличение объема бюрократической работы администрации учреждений дополнительного образования. На сегодня сложилась ситуация, когда эти учреждения могут работать на основе трех видов образовательных программ: художественно-эстетической направленности; общеразвивающие; предпрофессиональные. Однако учреждениям дополнительного образования необходимо вновь пройти процесс лицензирования, теперь уже - на право ведения образовательной деятельности по предпрофессиональным образовательным программам. Школы также имеют право на реализацию предпрофессиональных образовательных программ в сокращенные сроки и по индивидуальным учебным планам, а для этого в учреждении должны быть разработаны соответствующие локальные акты.
  5. Падение престижа творческих и педагогических специальностей. Низкая оплата труда педагогических кадров. Педагог перегружен, помещен в определенные бюрократические рамки: сбор справок, свидетельств о достижениях, осуществление методической работы - все это необходимая обязанность преподавателя. Постоянная необходимость оценивать свою и коллег работу портит микроклимат в коллективах, усиливает напряжение в отношениях с рядом работающими коллегами. Для поддержания авторитета, для аттестации, педагог должен постоянно доказывать свою состоятельность методическими работами, участием учеников в конкурсах. Подготовка к занятиям, отбор содержания и эмоциональный настрой, являющиеся напряженной внутренней работой творческого преподавателя, в нынешних условиях оценивается слишком формально.

В большинстве регионов Российской Федерации происходят стремительные изменения по преобразованию художественного образования. Стратегия модернизации и инновационного развития неосуществима без урегулирования  проблем. Для разрешения названных противоречий и проблем необходимо, на наш взгляд, следующее:

  • систематические региональные и всероссийские научно-практические и проектно-творческие встречи, форумы, конференции, семинары по инновационному опыту в проектной, управленческой, педагогической деятельности, информационных технологиях, др.;
  • реорганизация и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и управленческого аппарата с учетом реальных потребностей общества и государства;
  • обеспечение учреждений дополнительного образования учебниками, методической, педагогической и другой учебной литературой, ИКТ и ТСО, учебным оборудованием и реквизитами, необходимыми для обучения [2];
  • обеспечение школ ставкой методиста, который бы разрабатывал различные локальные акты. Например, Положение об образовательной деятельности в ДШИ (или Положение о реализации образовательных программ в ДШИ), Положение об организации приема и отбора детей, Положение об итоговой аттестации, Положение о промежуточной аттестации, текущем контроле; Порядок перевода с одной образовательной программы на другую; Порядок приема на сокращенную программу, Порядок реализации сокращенных образовательных программ и индивидуальных учебных планов и т.д.;
  • необходимо доверять преподавателю, который сможет сам устанавливать оптимальный режим своих занятий, как творческий, так и организационный.

Государственная политика, направленная на модернизацию и решение основных задач отечественного образования в сфере искусства и культуры - обеспечение его доступности, качества и эффективности начала реализовываться. В настоящее время началась работа по созданию необходимой нормативно-правовой базы и учебно-методического обеспечения по реализации ФГТ, но пока нет изменений по техническому и материальному оснащению школ в соответствии с требованиями. Инновационная деятельность педагогического коллектива, их профессиональное мастерство и постоянный творческий поиск способствуют повышению интереса общества к детскому искусству. Проведение конкурсов, передвижные выставки, внимание и поддержка талантливых и одаренных детей активизируют интерес к творческой изобразительной деятельности со стороны общества. Учреждения дополнительного образования становятся центрами эстетического и художественного образования для заинтересованного населения.

Созданием проектов в системе учреждений дополнительного художественного образования заняты многие регионы страны. Участие в них дает возможность ребенку погрузиться в   культурно‑образовательную среду своего региона и в целом государства, которая поможет в самоопределении и осознании социальной значимости своей деятельности.  

Переход на научно-обоснованную систему дополнительного образования, должен проходить системно, поэтапно, не нарушая традиционных, проверенных временем ценностей. В городах и особенно в небольших населенных пунктах учреждения дополнительного образования являются настоящим очагом культуры, привлекая к себе внимание не только школьников и их родителей, но также всех жителей данной местности. Коммуникативная функция художественного образования в данном контексте выступает как общение с миром культуры и с другими людьми. Поэтому эта функция несет в себе неограниченные возможности в плане понимания культуры, восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей определенных гуманистических позиций по отношению к другим людям.

Рецензенты:

Соколов М.В., д.п.н., профессор, профессор, заведующий кафедрой художественной ХОМ МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск;

Шаляпин О.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой рисунка, живописи и художественного образования Института искусств ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск.


Библиографическая ссылка

Савлучинская Н.В., Сухарев А.И. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17407 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674