Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сергеева Б.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
Статья посвящена проблеме определения структуры профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования в вузе. В ней описана структура профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования, состоящая из компонентов: деятельностно-смыслового компонента, включающего профессионально-развивающий смысл, профессионально-опытный смысл, профессионально-статусный смысл; полиоперациональный компонент, связывает все виды универсальных учебных действий (в состав основных видов универсальных учебных действий будущего педагога начального образования входят: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный), с системой заданных ФГОС ВПО компетенций; организационно-методического, реализующего средства, способы, технологии, условия, а также содержащего систему диагностики и фиксированный ею личностный и педагогический результат и проективно-деятельностный компонент структуры профессионально-познавательной активности педагога начального образования направлен на его перспективную профессиональную самореализацию в начальной школе.
профессионально-познавательная активность
структура профессионально-познавательной активности
будущие педагоги начального образования
1. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: учеб пос. [под ред. Д.И. Фельштейна]. – М.: ИКЦ Академкнига, 2003. – 332 с.
2. Микерова Г.Ж. Роль и место научно-исследовательской деятельности будущего педагога в вузе // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. – Т. 18, № 3. – С. 42-45.
3. Сергеева Б.В. Дидактическое обеспечение развития профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Краснодар, 2012. – 26 с.
4. Сергеева Б.В. Моделирование и проектирование процесса формирования профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования // Новые технологии. – 2011. – № 2. – С. 200-205.
5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.

Современное профессиональное образование претерпевает революционные изменения, которые сопровождаются поиском новых целей, моделей содержания, поиском интерактивных и смыслосозидающих технологий обучения. Реализовать эти модернизационные процессы нужно педагогу в школе, преподавателю в вузе. В этой связи в начальную школу и в вуз введены ФГОС, которые являются нормативными по отношению к планируемым результатам образования. Между тем эти нормы принадлежат всей целостности системы профессиональной педагогической подготовки, и только тогда они становятся профессионально-личностными компетентностями, когда будущий педагог начального образования проявляет стабильно мотивированное стремление к непрерывному образованию и самосовершенствованию в профессиональной сфере, у них формируется четкое представление о системе профессионально-нравственных ценностей и приоритетов, движущей силой которых является его профессионально-познавательная активность.

Структура – (лат. structure – строение, расположение, порядок) – совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта, совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Структура играет важную роль в общей теории систем и при использовании системного подхода в различных областях деятельности. В процессе анализа базовых понятий исследования мы определили несколько взглядов ученых на структуру познавательной активности. Так, И.Ю. Сероусов выделяет внешнюю и внутреннюю познавательную активность и предлагает следующую структуру внутренней познавательной активности: потребности, мотивы, интерес, убеждения, восприятие, речь, невербальные системы, представленной на рисунке 4. Под результатом внешней познавательной активности ученый [1] понимает итог, который характеризует завершенность дидактического процесса и при соответствующем анализе является основой для развития новых целей и развертывания нового дидактического цикла.

Одна из главных целей обучения состоит в переходе будущего педагога начального образования из объекта управляемого в субъект управления другими людьми и собой. Отсюда его ведущей характеристикой как субъекта образовательной деятельности является профессионально-познавательная активность, проявляющаяся в инициативном, самостоятельном, творческом (преобразующем) отношении к внешней деятельности, другим людям и к самому себе.

Структура познавательной активности как интегрального свойства личности может быть представлена в единстве следующих компонентов: мотивационного, эмоционально-волевого и поведенческого, что может быть объяснено исходя из следующих заключений ученого:

1) познавательная активность реализуется через познавательную потребность, инициативу, познавательную надситуативность, преобразуемость, самоактуализацию и саморегуляцию, которые являются ее определяющими характеристиками. В силу этого познавательная активность имеет свою природу, поскольку опосредована образованиями личности, являющимися проявлениями ее внутренней активности (целеустремленными ориентирами, направленностью);

2) познавательная активность связана с эмоционально-волевой сферой личности (целенаправленностью, организованностью, самостоятельностью), поскольку для ее реализации необходима нравственно-волевая мобилизованность, настрой субъекта на решение сложных задач, стремление реализовать свои познавательные возможности;

3) познавательная активность реализуется в учебно-познавательной деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения. При этом определяющее значение имеет сформированность процессуальной сферы в личности субъекта образовательного процесса, определяющейся системой сформированности знаний, умений и навыков, которые позволяют ему достичь качественно новых результатов в определенном виде деятельности на основе рационального приложения сил в пределах заданного времени.

Для эффективного протекания процесса познания важно соблюдение оптимального соотношения волевых, эмоциональных и познавательных составляющих психической познавательной активности человека.

Активность личности черпает свои резервы в деятельности и общении и достигает высшей эффективности при оптимальной организации, целенаправленности, что обеспечивается принципом доминанты, иерархией мотивов активности личности.

Г.И. Щукина выделяет в своих исследованиях три взаимосвязанных уровня познавательной активности: первый уровень – репродуктивно-подражательная активность, которая характеризуется стремлением студента понять, дополнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения по образцу; второй уровень – поисково-исполнительская активность, которая проявляется в стремлении студента к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлении познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами получения знаний; третий уровень – творческая активность, которая представляет собой высший уровень познавательной активности [3].

Педагог вуза, оценивая знания, умения и навыки студентов связывает результативность учебно-познавательной деятельности с затратами учебного времени. «Поэтому активность учащегося – это проявляемое им отношение к учебно-познавательной деятельности, которая характеризуется стремлением достичь поставленную цель в пределах заданного (общественно-необходимого) времени этой деятельности» [2]. Для творческой активности характерно стремление проникнуть в сущность явлений, найти новые способы решения проблем, используя для этого исследовательскую деятельность.

Е. Коротаева определяет следующие уровни познавательной активности по степени их проявления. Нулевой уровень характеризуется пассивностью, ожидаем привычного давления со стороны педагога, отказом студента самостоятельно решить учебную задачу. Относительно-активный уровень – студенты проявляют заинтересованность только в определенных учебных ситуациях, связанных с эмоциональной привлекательностью. Исполнительно-активный уровень познания умеют подчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия к достижению определенной учебной цели. Творческий уровень познавательной активности характерен для способных и одаренных студентов [1].

Т.И. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но определяет их не по методам обучения, а по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на воспроизводящем уровне познавательной активности, студент должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Интерпретирующий уровень познавательной активности: уже имея некоторые знания, необходимо научиться интерпретировать или трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень познавательной активности характерен для обучающихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый
способ [2]. И в том, и в другом случае речь идет о студенте, который постоянно демонстрирует активность (разного уровня) в овладении знаниями. В учебном процессе нужно учитывать позицию студента, который пассивно «принимает знания», а также позицию студента, чья активность время от времени «включается» в учебный процесс в зависимости от учебной ситуации.

Придерживаясь позиции Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой, Е.В. Коротаева предлагает выделить нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением. Следующий уровень – относительная активность, переходная ступень от нулевой к стабильной, исполнительской позиции учащегося в учебно-воспитательном процессе. Далее по восходящей Е.В. Коротаева выделяет исполнительский и творческий уровни познавательной активности обучающихся.

А.М. Матюшкин рассматривает проблемы психической активности в системе познавательных процессов и отмечает, что здесь активность наиболее отчетливо выступает на трех существенно различных уровнях, различающихся специфическими способностями саморегуляции [1].

Наличие системы устойчивой мотивации, мировоззрения у человека характеризует его сформированность как личность. Наличие убеждений у педагога делает процесс преподавания более успешным. Под педагогическим воздействием может быть сформирована личность с социально значимыми убеждениями. Важным компонентом внутренней активизации познавательной деятельности является операционная сфера личности будущего педагога начального образования, а именно: речь, восприятие и невербальные системы.

В свою очередь, профессионально-познавательная активность базируется на потребностях, мотивах и интересах познающего субъекта, существует как внутренняя готовность к действию, характеризуется преобразовательным отношением к объектам познания, целеустремленностью, самостоятельностью, организованностью, трудолюбием, упорством, результативностью деятельности.

Проанализировав различные подходы к структуре познавательной активности личности, предлагаем следующую структуру профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования, основанную на том, что характер влияния профессиональной деятельности на личностное развитие определяется наличием или отсутствием «деятельностно-смыслового единства», которое заключается в соответствии профессиональных и личностных ценностей.

Процесс развития ценностно-смысловых ориентаций и профессиональная деятельность детерминированы. С одной стороны, отношение к профессиональной среде формируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных прошлым опытом, осознаваемая часть этой системы существует в виде ценностей и ценностных ориентаций, с другой стороны, профессиональная деятельность и даже этап подготовки к ней оказывает воздействие на систему ценностных ориентаций личности.

Отсюда, структура профессионально-познавательной активности включает следующие компоненты: деятельностно-смысловой, полиоперациональный, проективно-деятельностный.

Структура профессионально-познавательной активности педагога начального образования представлена на рисунке.

Структура профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования

Рассмотрим компонентную структуру профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования.

1. Деятельностно-смысловой компонент структуры профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования раскрывается с позиции поэтапного выбора обучающимся профессионально-развивающего, профессионально-опытного и профессионально-статусного смысла. Он отражает практический, действенный характер профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования и включает креативные, организационные, оценочные, коммуникативные умения.

Профессионально-развивающий смысл деятельностно-смыслового компонента структуры профессионально-познавательной активности определяется следующими показателями: стремлением к личностному развитию в профессиональной педагогической деятельности; к самосовершенствованию, саморазвитию, самоактуализации и творческой самореализации в педагогической профессии; владением педагогической рефлексией. Профессионально-опытный смысл деятельностно-смыслового компонента структуры профессионально-познавательной активности включает владение профессиональными педагогическими умениями и навыками и инновационными технологиями обучения и воспитания младших школьников, направленность на педагогическое мастерство и выработку педагогической позиции, отношения к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Профессионально-статусный смысл деятельностно-смыслового компонента структуры профессионально-познавательной активности определяется в профессиональной направленности, профессиональной мобильности и ценностностных ориентаций будущего педагога начального образования. Выделенные показатели отражают суть профессионального статуса будущего педагога начального образования, которые тесно связаны с развитием его профессиональной компетентности.

2. Полиоперациональный компонент структуры профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования связывает все виды универсальных учебных действий с системой заданных ФГОС ВО компетенций. Универсальные учебные действия, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, в учебно-познавательной деятельности.

Развитие личности педагога начального образования в системе вузовского образования обеспечивается, прежде всего, через развитие универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение студентами универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. В состав основных видов универсальных учебных действий будущего педагога начального образования входят: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий. УУД являются основой формирования компетенций будущего педагога начального образования, движущей силой которых является их профессионально-познавательная активность.

Проективно-деятельностный компонент структуры профессионально-познавательной активности педагога начального образования направлен на его перспективную профессиональную самореализацию в начальной школе. Профессиональная самореализация является сознательным стремлением профессионала актуализировать свои внутренние характеристики (свойства, способности, качества, компетентности) таким образом, чтобы внешняя их форма (профессиональные знания, умения, навыки) соответствовала профессиональным нормативам, а результат деятельности получил социальное профессиональное признание.

Профессиональное самовыражение как основной этап самореализации базируется на системе актуализированных профессиональных качеств и предусматривает получение объективированного предметного результата в соответствии с внутренними субъективными нормами и критериями, то есть ценного для будущего педагога начального образования как субъекта профессиональной деятельности. Профессиональное самоутверждение основывается на получении социального признания достигнутого результата, который соответствует профессиональным нормам и является ценным не только для будущего педагога начального образования, но и для общества в целом.

Профессиональная самореализация педагога в целом, как и эффективность его деятельности, в большей степени зависит от его личностного потенциала (индивидуально-психологических особенностей, способностей, направленности) и уровня его профессиональной самоподготовки (владения механизмами генерализации и трансформации, адекватного осознания своего «Я», а также проектирования и развития позитивной профессиональной «Я»-концепции).

Педагогическое мастерство позволяет познавать, прогнозировать и преобразовывать действительность; совершенствовать профессиональную компетентность на протяжении всей жизни, мобилизуя обретаемые и пополняемые учителем знания и формируемые умения на поиск решения новых возникающих задач; принимать обоснованные профессиональные решения; формировать субъектную позицию обучаемого.

Итак, в рамках данной статьи описана структура профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования.

Рецензенты:

Микерова Г.Ж., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар;

Рудакова И.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.


Библиографическая ссылка

Сергеева Б.В. СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17462 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674