Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ) В ОБРАЗОВАНИИ НАЗВАНИЙ ПРОФЕССИЙ

Филичева Т.Б. 1 Туманова Т.В. 1 Батракова А.Е. 1
1 ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
Обоснована важность создания системы по формированию словотворческих способностей у дошкольников 5–6-летнего возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Экспериментальное исследование, предпринятое для изучения лингвокреативных процессов у данной категории детей, обнаружило, что лишь в 3% случаев дошкольники с ОНР могут образовывать неологизмы (слова, которых раньше не было в языке), соответствующие лингвистическим закономерностям, в 97 % их ответы являются неадекватными. Представлена качественная и количественная обработка результатов обследования с последующим соотнесением их с четырьмя уровнями развития словотворческих процессов. Выделены этапы работы по формированию словотворческих возможностей у этих детей в образовании названий профессий, включающие упражнения на интерпретацию неологизмов, креативное словопроизводство по аналогии и формирование активного словотворчества путем сложения и суффиксального словообразования. В коррекционной работе использовались традиционные и информационные технологии (мультимедийная презентация).
информационные технологии
названия профессий
неологизм
общее недоразвитие речи
словообразование
словотворчество
1. Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: Дис. док. пед. наук. – М., 2005.
2. Федеравичене Э.А. Обучение старших дошкольников элементам словообразовательной анализа: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1984.
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008.
4. Хохлова А.А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы. Автореферат дис. канд. пед. наук. – М., 1999.
5. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. – М.: Знак, 2009.
6. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: Детская литература, 1963.
Овладение словообразовательными процессами в дошкольном возрасте имеет существенное значение для успешного обучения в школе, накопления и обогащения словаря, усвоения грамматических категорий (Г.В. Бабина, А.Н. Гвоздев, М.С. Кунусова, Т.В. Туманова, А.А. Хохлова, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский и др.) [1, 2, 5, 6] . В свою очередь характерный для онтогенетического развития этап словотворчества (создания новых слов), расцвет которого наблюдается к 5 годам, позволяет ребенку экспериментировать с языком, на практике познавать закономерности лингвистики (С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, и др.). Такую лингвокреативность детей можно сравнить с предметными, игровыми действиями, ее результатом часто становятся неологизмы - слова, которых раньше не было в данном языке, или производные слова, совпадающие с нормативными.

У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня речевого развития явления словотворчества представлены весьма скудно, что не дает возможности таким детям «пощупать» слово, экспериментировать с ним. Для успешного решения задач по развитию словообразовательных процессов у дошкольников данной категории нами предпринято исследование по изучению и формированию словотворческих возможностей детей 5-6 лет с ОНР (III уровень) в образовании названий профессий.

Целью данного исследования является обследование лингвокреативных процессов у данной категории испытуемых, а также обучение детей толкованию семантики продуктов словотворчества и способам образования неологизмов названий профессий. Настоящее исследование предполагало решение следующих задач:

1) обучение дошкольников умению анализировать отсылочную часть производного слова и словообразовательные аффиксы названий профессий;

2) упражнение в умении внимательно слушать и запоминать небольшие рассказы о профессиях;

3) знакомство с различными способами словотворчества и суффиксами, которые используются в образовании названий профессий;

4) закрепление умения образовывать названия профессий, соответствующие нормам родного языка;

5) овладение навыками экспериментирования в области обозначения наименований профессий путем словотворчества как по аналогии, так и без опоры на лексический образец.

В рамках настоящего исследования, которое было проведено в ГБОУ СОШ 777 ДО № 2 г. Москвы, было разработано краткое испытание, направленное на изучение возможностей использования словотворчества детьми с ОНР при образовании названий «сказочных» профессий. Экспериментатор показывал сюжетную картинку с изображением волшебной страны и давал инструкцию: «Давай отправимся в волшебную страну. Там у людей необычные профессии, которых нет у нас. Придумай им названия. Кто там ловит жучков? (Кто перевозит жителей этой страны? Кто заботится о животных? Кто охраняет там людей? Кто добывает еду? Кто лечит там больных?)» При затруднениях педагог использовал помощь, образовывая неологизмы с разными суффиксами, характерными для наименования профессий.

За каждый ответ начислялись баллы по следующей системе: 1 балл - отказ от выполнения задания или непонимание задания, перечисление слов, не являющихся названиями профессий; 2 балла - образование названий профессий, не являющихся неологизмами; 3 балла - словотворчество с использованием одного суффикса; 4 балла - инноваций с помощью разных способов словопроизводства или двух и более аффиксов.

Затем подсчитывался средний балл и определялся уровень выполнения задания: 1 балл - очень низкий уровень, 2 балла - уровень ниже среднего, 3 балла - средний уровень, 4 балла - высокий уровень.

Результаты настоящего эксперимента убедительно показали крайне низкую способность к словотворчеству у старших дошкольников с ОНР (очень низкий уровень по среднему баллу): лишь в 3% случаев они давали адекватные ответы, в которых неологизмы были образованы в соответствии с закономерностями русского языка, в 97% ответы оказались неадекватными.

Нами были выделены 5 типов неадекватных ответов у дошкольников с ОНР:

  1. замена словотворчества нормативным производным, обозначающим профессию, но не подходящим по смыслу к данной ситуации (кто в волшебной стране ловит жучков? - «дворник», «полицейский») - 4% всех неадекватных ответов;
  2. замена инноваций соответствующим по семантике нормативным производным (жителей этой страны перевозит «водитель», охраняет людей «охранник») - 24%;
  3. упоминание существительных, не относящихся к названиям профессий (ловит жучков «муха», заботится о животных «дядя», «всякие зверьки», перевозит жителей - «такси») - 44 %;
  4. замена словотворчества перечислением сказочных персонажей (заботится о животных «фея», охраняет людей «царь») - 8%;
  5. отказ от выполнения задания - 20% .

При выполнении данных заданий детьми с нормальным речевым развитием в подавляющем большинстве случаев ответы были адекватными, они эффективно использовали помощь, неологизмы были образованы разными способами и с помощью различных суффиксов, случаи отказов от выполнения задания были связаны с высокой критичностью к собственной речи.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости разработки системы обучения детей с ОНР навыкам словотворчества. Учитывая закономерности развития словообразовательных процессов в онтогенезе, когда ребенок сначала овладевает интерпретацией производного слова, а затем учится образовывать новые слова (А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева), нами были выделены этапы по формированию словотворческих способностей у дошкольников указанной категории, которые включали прослушивание рассказа о «сказочных» профессиях и обозначение их нормативными производными словами; работу над семантикой названий «сказочных» профессий; словотворческое образование названий профессий по аналогии; формирование активного словотворчества с помощью сложения и суффиксального словообразования.

Упражнения предлагались детям в игровой форме с использованием куклы-перчатки, картинного материала, мультимедийной презентации с эффектами анимации.

Лексический материал, рассчитанный на одно занятие, включал слова, направленные на активизацию словаря (10-11 слов), и работу над новыми словами (около 4 слов в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей).

При прослушивании рассказа о «сказочных» профессиях и обозначении их нормативными производными словами педагог дает следующие инструкции.

  • Сегодня мы поговорим про профессии. Что такое «профессия»? (Это занятие человека, которому надо учиться и за которое он получает деньги.). Петрушка придумал интересную сказку. В ней есть новые слова, подумайте, про кого рассказывает.
  • «Я сегодня первый раз пришел в детский сад. Открыл калитку, и мне сразу встретился дворничист. Угадайте, что он делал? Потом я зашел в группу, а там оказалась очень добрая воспитальщица. Догадались, кого я увидел? Она звала детей мыть руки. А что еще она делает? Было обеденное время, так вкусно запахло супом, что я побежал на кухню, а там ... поварник как раз работал или как-то по-другому его надо назвать?»
  • Ребята, а как на самом деле называются эти профессии?

Работа над пониманием названий «сказочных» профессий включала разгадывание загадок. Петрушка называл «сказочную» профессию (музыкальник, врачильник, циркалист, продавалец, гитарник и т.д.), а дети - настоящую.

На этапе словотворческого образования названий профессий по аналогии Петрушка придумывал новые названия профессий, а дети подбирали похожие наименования («Убирает - «убиральник», а подметает - ? - «подметальник». Стрижет (стригальник), вытирает (вытиральник)» и т.д.). Затем происходила замена словообразующих суффиксов или даже способа словопроизводства. Петрушка предлагал придумывать слова немного по-другому: «Копает - копальщик, а стрижет (стригальщик), вытирает (вытиральщик)»; «Уколы делает уколодел, капусту режет - ? (капусторез), зубы лечит (зуболеч)»; «Яму роет - яморойка, дома строит (домостройка), колеса моет (колесомойка)» и т.д.

На заключительном этапе при формировании активного словотворчества с помощью сложения и суффиксального словообразования дошкольники с ОНР должны были сами, без опоры на лексический образец создавать неологизмы, используя усвоенные приемы и навыки. На этом этапе также организовывались соревнования, какая команда придумает больше «сказочных» названий профессий к названным Петрушкой «обычным» профессиям (почтальон, строитель, певец, конюх, доярка).

После представленного выше обучения дети с ОНР (III уровень речевого развития) стали ориентироваться в семантике производных слов (как нормативных, так и словотворческих), обозначающих названия профессий, обобщать значение корневой части и словообразующих суффиксов; могли свободно придумывать неологизмы с помощью сложения и суффиксального словопроизводства, что свидетельствует о начале становления у них языковых обобщений, анализа и синтеза.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование обнаружило практически полную неспособность дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень) к активному словотворчеству, что, безусловно, тормозит накопление и систематизацию словаря, при дальнейшем школьном обучении затрудняет применение орфографических правил. Предложенная система по формированию словотворческих возможностей детей указанной категории на материале образования наименований профессий на практике доказала свою эффективность и опосредованное положительное влияние на другие стороны речевого развития.

Рецензенты:

Архипова Е.Ф., д.п.н., профессор кафедры логопедии ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Орлова О.С., д.п.н., профессор кафедры логопедии ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Батракова А.Е. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ) В ОБРАЗОВАНИИ НАЗВАНИЙ ПРОФЕССИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17721 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674