Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФУНКЦИОНАЛ ОБРАЗА МАТЕРИ В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКА

Сальцева С.В. 1 Юлусова О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье раскрыт образ матери с позиции особого педагогического средства, имеющего чрезвычайную силу влияния на сознание и поведение растущего человека. Обосновано, что образ матери складывается у подростка как субъективное представление о совокупности ее личностных качеств и базируется на комплексе объективных его знаний о ее взглядах на мир, чувствах и эмоциях по отношению к нему, действиях. Выделены в целях актуализации образа матери в семейном воспитании его функции и апробированы действенные формы и методы. Доказана необходимость своевременной педагогической поддержки образа матери как значимого воспитательного средства и профилактики роста конфликтов в семье и в детско-родительских отношениях.
педагогическая поддержка
подросток
функции
личностные качества
образ матери
социально-педагогический функционал
1. Арсентьева О.Ю. Социально-педагогический консалтинг как современная технология социальной работы с семьей // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2011. — № 8. — С. 55-58.
2. Кошкарова Т.А. Психологический анализ трудностей матери в отношениях с ребенком (на материале младшего школьного возраста) : автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 2005. — 26 с.
3. Крылова Н.Б. Культура взаимодействия детей и взрослых / под ред. Е.А. Александровой, Н.Б. Крыловой. — М. : ИНФРА-М, 2009. — 247 с.
4. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : учеб. пособие для вузов. — М. : Академия, 2008. — 208 с.
5. Сальцева С.В., Жданова С.Н. Социум и школьник: методология педагогического исследования взаимодействия : монография. — М. : Изд-во УРАО, 2010. — 170 c.
6. Устинова Н.А. Внутриличностные детерминанты самосознания матери : автореф. дис. … канд. психол. наук. — Екатеринбург, 2009. — 22 с.
В педагогической науке рассмотрение образа матери в качестве предмета специального внимания исследователей не встречается. Чаще это наблюдается в искусстве, социологии, психологии, религии. Мать в семье, в силу ее высоко духовной миссии по воспитанию настоящего, счастливого человека, между тем является первым и важным для всей жизни растущего человека воспитателем, который закладывает основные понятия и представления об окружающем мире и людях, их взаимоотношениях между собой. Для этого матери совершенно необязательно быть профессиональным педагогом. В ней концентрируются такие качества и свойства, которые неосознанно позволяют ей осуществлять воспитание собственных детей, чаще безошибочно, интуитивно, руководствуясь только эмоциями любви, великодушия и желания помочь в любой ситуации. Но не всегда матери дано распорядиться своим педагогическим потенциалом конструктивно, в пользу своим детям. И здесь необходимо корректное, ненавязчивое педагогическое сопровождение от профессионалов семейного воспитания, социальных педагогов, психологов, классных руководителей.

В исследовании образа матери мы исходили из идеи, что это особое педагогическое средство, имеющее чрезвычайную силу влияния на сознание и поведение растущего человека. Образ матери складывается у подростка как субъективное представление о совокупности ее личностных качеств и базируется на комплексе объективных его знаний о ее взглядах на мир, чувствах и эмоциях по отношению к нему, действиях. Жизнь матери протекает на глазах подростка, но это совершенно не означает, что он видит и понимает каждое ее действие, поступок, мнение адекватно, как того хочется и родителям, и близким, и педагогам в школе. Понятие «импритинг» - неизгладимое впечатление, никто не отменял. Это впечатление остается в человеке не только в осознанном виде, а подсознательно, когда он даже не понимает, что представление у него уже есть и при постоянном закреплении подкрепляется, тренируется. Не зная, как слово и дело ее отзовется в личности и во времени, мать неосторожно, собственными руками, создает ситуации, особо обостряющиеся в подростковый период, когда обнаруживается масса педагогических проступков, нечаянно и непродуманно совершенных матерью на разных этапах детского периода развития подростка. Конечно, ни у кого не поднимается рука и язык для наказания и обвинения матери в неграмотном воспитательном поведении, но в школе педагоги все чаще поднимают волну возмущения, говоря об отстраненности семьи, родителей от воспитания, о сбрасывании проблем воспитательного характера на школу, утверждая, что они профессионалы и должны этим заниматься. Однако учителям силы материнской любви и влияния семьи как первичного социокультурного института никогда не заменить.

Исторически образ матери трактуется в культуре различных народов как ценностная константа, неизменно включающая базовые ценности и принципы при разнообразии поведенческих моделей. Среди таких качеств идеальной матери: добродетель, твердость в следовании морально-нравственным принципам и великодушие, сдержанность чувств, строгость и настойчивость при воспитании детей. Это опора внутреннего, душевного благополучия человека, источник жизненной мудрости и знания о чувствах и отношениях, гарант справедливости в семейных вопросах [2; 5].

В научных исследованиях провозглашаются ярко выраженные специфические особенности образа матери:

  • мать - родоначальница человечества, хранительница нации;
  • пример матери - это пример ее самоотверженной любви к детям;
  • любовь матери не может не вызывать ответной любви у своих детей;
  • мать - стержень, во многом определяющий компонент семьи как ячейки общества, как наиболее массовой и важной в педагогической системе;
  • мать в семье - первый носитель национального менталитета своего народа, его культуры, его языка;
  • мать с ее вечной любовью к своим детям - универсальный фактор гуманистического воспитания [4; 6].

Образ матери при проведении диагностических опросов, анкетирования, рисуночных тестов, эссе с незаконченными предложениями среди оренбургских школьников представлен как эмоционально-чувственная картина мира подростка, в котором мать выступает центральной фигурой мироздания вообще, и в его отдельно взятой судьбе в частности. С годами образ видоизменяется, расширяется, дополняясь новыми объективно воспринятыми характеристиками, признаками, а иногда и воображаемыми гипотезами.

Словесный портрет матери при содержательном анализе эссе позволил выявить эмоционально-чувственную мотивированную позицию восприятия подростком образа матери и характер взаимодействия с матерью. В эссе подростками были охарактеризованы: личностные качества матери - «добрая», «ласковая», «заботливая», «внимательная», «красивая», «трудолюбивая», «работящая», «веселая», «строгая», «справедливая»; выявлен характер отношений с матерью - «внимательно выслушает», «помогает делать уроки»; «не ругает, если получу двойку», «добрая с моими друзьями», «с ней интересно и весело», «вместе смотрим кино», «ходим на каток».

Анализ ситуаций в ходе этических бесед с подростками показывал картины реальности или отдельных ее аспектов (включая самого субъекта), привязанные к конкретным условиям, обстоятельствам, времени. Образ матери в сознании подростка обязательно нес отпечаток бытия и мышления жизнедеятельности современной женщины, следы ее личной женской судьбы, невзгод, переживаний и разочарований. И все это тоже влияло на характер воспитания, стиль взаимоотношений в семье, общую атмосферу совместной жизни. Подростки не употребляли негативных оценок образа матери, но в своих мечтах они выражали желание, чтобы мама была «внимательнее», «справедливее», «меньше кричала», «разрешала встречаться с друзьями дома», «интересовалась моими успехами», «не уставала на работе», «чаще с нами играла», «не приходила домой так поздно», «имела много денег», «нашла своего любимого», «изучила компьютер, чтоб с ней стало интереснее».

При изучении образа матери в целях актуализации его потенциала в семейном воспитании выявлено наличие характерных, присущих ему функций: воспитывающей, социализирующей, личностно преобразующей, субъектно-активизирующей.

Воспитывающая функция обеспечивает формирование гуманного отношения подростка к себе и окружающей действительности, становление взглядов и понятий, составляющих мировоззрение растущего человека. Именно это содействует позитивной личностно значимой и социально одобряемой мотивации доброжелательных отношений с людьми; она направлена на пролонгацию, переброс полученного в семье опыта подростка в будущую жизнедеятельность. И то, что и как мать говорит, желает, реагирует на события, выражает эмоции, записывается в память ребенка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь.

Социализирующая функция проявляется в поддержке отношений подростка с обществом на индивидуально-личностном уровне. Благодаря ее реализации расширяется и обогащается состав социальных ролей, образцов поведения, социальных норм и ценностей подростков. Подростки становятся более мобильными, активными, полноправными участниками социокультурных процессов. Данная функция способствует формированию чувства социальной принадлежности и социальной идентичности.

Личностно преобразующая функция предусматривает обновление знаний и преодоление стереотипов опыта взаимодействия матери и подростка, задавая механизмы обновления сложившихся в практической семейной деятельности (в результате приобретения личного опыта проб и ошибок, побед и переживаний). При этом, с одной стороны, необходимо готовить подростков к пониманию роли матери в жизни, с другой - способствовать осознанию матерью своего личностного влияния на воспитание школьника.

Субъектно-активизирующая функция определяет ведущее, человекоцентрированное местоположение матери в воспитательном процессе как субъекта воспитания, получающего способы самообразования, самопознания и самореализации в процессе взаимодействия с подростком в семье; диктует необходимость педагогической поддержки мотивационно-субъектно обусловленного повышения интереса, потребности в саморазвитии каждой отдельной личности. С другой стороны, она призвана способствовать поддержке подростка как субъекта собственной жизни, своей судьбы.

При педагогически верной, целесообразной реализованности названных функций полученная компетентность в решении жизненно важных вопросов присваивается субъектом, преломляясь через его систему ценностей и мировоззрение, приобретает особый смысл и задает отношение субъекта к реальности с обновленных позиций, окрашенных материнским светом и теплом. Сочетание познавательных, волевых и эмоционально-чувственных начал в деятельности подростка обеспечивает целостность, гармоничность его личности, задает основы инициативной ориентировки в нестабильных ситуациях [5].

Вместе с тем, осознавая роль и место образа матери в воспитании, важно учитывать, что являя несомненный пример, образец, модель для подражания, мать в жизни подростка выступает уже более объективно, чем в раннем детстве. Он узнает другие стороны ее жизни, и многие, неочевидные для окружающих, качества и свойства личности, отмечает особенности ее отношения к жизни и людям, к своей профессии. Он понимает, что если по отношению к близким мать выступает ответственной, уступчивой, свободной, готовой к компромиссу, то по отношению к другим видам деятельности она сильная, агрессивная, целеустремленная и рациональная, а в отношении себя она жертвенна, слаба, напряжена и неуверенна. Все эти проявления необходимо учитывать и при необходимости корректировать в процессе психолого-педагогического просвещения. В этом случае профессиональная педагогическая помощь для матери бесценна. В частности, действенными формами и методами оказались проведенные нами занятия семейного клуба, тренинги, социально-педагогические практикумы, социально значимые акции для актуализации образа матери в семейном воспитании [1].

Констатируя, отметим, что образ матери отражает эмоциональную и реальную связь между подростком и матерью, являясь вневременным, универсальным обстоятельством, сложившимся и развивающимся исторически и социально как символ безмерно и безвозмездно представленной защиты человеку в его существовании, образ, традиционно задающий все базовые установки личности, проявляющиеся позже в различных социальных отношениях и контактах с другими людьми. Своевременная педагогическая поддержка образа матери как значимого воспитательного средства, расширение и обогащение ее функционала позволят успешно избежать противоречий в системе семейных и воспитательных ценностей, осуществить профилактику роста конфликтов в семье и в детско-родительских отношениях.

Рецензенты:

Иванищева Н.А., д.п.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Панкова Т.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Сальцева С.В., Юлусова О.В. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФУНКЦИОНАЛ ОБРАЗА МАТЕРИ В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17730 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674