Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Бавина П.А. 1
1 ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Недостаточное развитие социальной активности молодежи оказывает негативное влияние не только на развитие социально-экономических процессов, но и на формирование социальных навыков, необходимых человеку для продуктивной и качественной жизнедеятельности. В материалах представлено видение понятия «качественная жизнь», конкретизированы взаимосвязи между социальными навыками, социализацией и удовлетворением потребностей молодежи. Представлены результаты исследования образовательных программ в целях идентификации содержания образовательной среды как важного условия развития социальной активности студентов. Определена значимость метода проектов как эффективной технологии развития социальной активности в реализации образовательной программы. Цель исследования – проанализировать соответствие образовательной среды ожиданиям развития социальной активности современной студенческой молодежи. Объект исследования - профессиональное обучение. Предмет исследования - социальная активность молодежи в реализации образовательных программ вуза.
метод проектов
образовательная программа
качественная жизнь
социализация
социальная активность
1. Бавина П.А. Игровое проектирование и метод проектов Бавина П.А. // Интерактивные технологии в обучении менеджменту : учебно-методическое пособие РГПУ им. А.И. Герцена / под ред. Панфиловой А.П. – СПб., 2011. - С. 108-126.
2. Иваненков С.П., Кострикин А.В. Проблемы исследования социальной активности молодежи // Credo New : электронный теоретический журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: credonew.ru›content/view/834/61.
3. Павленок П.Д. Основы социальной работы : учебник. — М. : ИНФРА-М, 1999. — 368 с.
4. Соколова Е.С. Социальная активность современной российской молодежи // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 1. - С. 197-202.
5. Kilpatric W.H. The Project Method // Teachers College Record. - 1918. – № 19. - P. 319-334.
Современные условия актуализируют потребности людей в быстрой адаптации к новым социально-экономическим процессам, в способности противостоять социально-экономической нестабильности, в готовности демонстрировать гибкость и мобильность в профессиональной среде.  Представляется, что особенно остро эти потребности возникают  у молодых людей.  Именно  молодые люди находятся на этапе своего активного личностного и профессионального развития, осуществляют поиск своего места в профессиональной сфере, образуют семьи, развивают дружеские связи - то есть  закладывают фундамент будущей качественной жизни.

В свою очередь, целесообразно конкретизировать составляющие качественной жизни сегодня, такие как: 

  • профессиональная деятельность, позволяющая удовлетворять потребности самореализации и получать стабильный экономический доход;
  • круг общения (семья, друзья, коллеги), позволяющий удовлетворять социальные потребности;
  • возможность самовыражения, творчества, отдыха и т.д., позволяющая реализовывать духовное развитие человека, а также досуг.

Исходя из  выше обозначенного видения представляется, что качественная жизнь - это такая активная форма существования человека, в которой обеспечиваются возможности и создаются условия для удовлетворения основных  физиологических и духовных потребностей личности. В свою очередь, удовлетворить свои базовые и духовные потребности, создать условия для качественной жизни оказывается невозможно в условиях недостаточно развитых социальных навыков, например таких как: 

  • быстрая и легкая адаптация к различным объектам и явлениям, в том числе в профессиональной сфере;
  • контактность и коммуникабельность, способствующие продуктивному взаимодействию с людьми;
  • готовность выстраивать долгосрочные отношения с партнерами, в том числе в реализации долгосрочных планов;
  • широкий кругозор и т.д.

Видится, что все перечисленные характеристики могут определяться как элементы процесса личностной социализации студентов и целенаправленно учитываться в проектировании и реализации образовательных программ профессиональной подготовки. Представляется, что  научиться социальным навыкам возможно только в условиях непосредственного социального взаимодействия, например в осуществлении различного рода общественных мероприятий, социальных контактов, участии в молодежных социальных проектах - которые понимаются как социальная активность молодежи.      

Исследование

Представляется важным рассмотреть сущность содержания понятия «социальная активность» в связи с тем, что именно это явление представляется важным фактором, влияющим на развитие социальных навыков студентов. Как свидетельствуют результаты теоретического исследования,  в описаниях понятия «социальная активность молодежи» обычно отмечают, что:

  • структуру представлений о социальной активности составляют следующие смысловые категории: «общественная деятельность», «личностная особенность человека», «коммуникация», «защита людей, помощь и польза людям», «мое будущее и карьера», «достижение целей», «реализация личностных потенциалов», «лидерство», «приятный досуг». Это является важным фактором того, как молодые люди видят и понимают суть своей деятельности, ее смысл и содержание, какие образы приписывают себе и своему окружению [4];
  • задача воспитания социальной активности как значимого интегрированного качества личности ставится и обсуждается как приоритетная различными государственными и общественными институтами в связи с тем, что молодежь обеспечивает трансмиссию общественных отношений и выступает как носитель социальных инноваций. Повышение социальной активности молодежи в период кризиса становится одним из условий поиска новых форм общественного устройства [2];
  • социальная активность представляется как сознательная, целенаправленная деятельность человека, социальной группы, общности, ориентированная на преобразование объективных социальных условий, формирование социальных качеств личности [3].

Таблица 1

Содержание влияния социальной активности молодежи на развитие социально-экономических процессов, а также формирование общекультурных и профессиональных личностных качеств

Характеристика социальной активности

Влияние на социальные и  экономические процессы в обществе

Влияние на личностное развитие  студента

Сознательная деятельность человека

Создание условий для осознанного выбора человека (в том числе политического). Влияние на создание демократических основ развития общества

Развитие интеллектуального уровня за счет формирования осознанных действий

Целенаправленная деятельность

Возможность конкретизации деятельности людей в рамках поставленных целей

Формирование целевых приоритетов и ценностей  личности

Коллективное участие

Развитие коллективного мышления, формирование групповых норм, ценностей коллективного труда

Обмен знаниями, навыками в совместном труде, развитие личностных умений и качеств

Направленность на социальные цели

Развитие социального сектора экономики, поддержание государственных  социальных проектов и программ. Развитие патриотизма, волонтерства.

Формирование понимания ценности общественных благ, социальное развитие личности

Включенность в молодежные движения

Формирование единых управляемых потоков молодежной активности. Профилактика агрессивных форм молодежного поведения, в том числе экстремизма

Удовлетворение потребности в общении, формирование круга единомышленников

Таким образом, явление «социальная активность» оказывается важным и значимым для реализации государственных проектов и программ, направленных на обеспечение социально-экономического развития общества и на показатели личностной социализации, в том числе формирование социальных навыков.

 Для выявления возможности осуществления социальной активности студентами в процессе их профессиональной подготовки было проведено исследование образовательной среды ряда образовательных программ российских и европейских вузов. Были выбраны магистерские и бакалаврские образовательные программы по направлениям подготовки «Менеджмент», «Педагогика». Было проанализировано более 30 образовательных программ  академических вузов России, а также университетов Lester (Великобритания), Jamme (Финляндия), Bohum (Германия).

Образовательная среда понимается в исследовании как  система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

 Объектами оценки образовательной среды в контексте исследования были определены: учебные планы профессиональной подготовки студентов по направлениям, содержание учебных дисциплин, программ учебных практик и стажировок. Критериями оценки образовательной среды в рамках исследования стали:

  • отражение в учебных планах учебных курсов и дисциплин, направленных на развитие социальной активности студентов;
  • отражение в программах учебных дисциплин, учебных практиках, аттестационных процедурах работы студентов в групповых проектах (как инвариантная или вариативная форма работы), а также возможности и обязательность участия студентов в социальных мероприятиях университета, района, города, региона и т.д.;
  • направленность контрольно-измерительных материалов образовательных программ на оценку качества социальной активности студентов.

В результате анализа учебно-методической документации образовательных программ отечественных и зарубежных вузов было установлено, что в российской практике профессиональной подготовки недостаточно развиты формы и методы активизации социальной активности учащихся. Детализированные свидетельства представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования  направленности образовательной среды образовательных программ профессиональной подготовки на развитие социальной активности молодежи

Параметры исследования образовательной среды

Результаты

Отечественные вузы

Европейские вузы

 Наличие курсов и дисциплин, направленных на создание представлений о важности социальной активности

Есть.

Социология. Командообразование. Лидерство (тренинги). Эффективная коммуникация (тренинги и практикумы)

Нет.

Распределение трудоемкости студентов (теоретическое и практическое обучение)

50% - теоретическое обучение;

50% - практическое обучение, выраженное в работе студентов на семинарских занятиях, лабораторных практикумах, коллоквиумах

20% - теоретическое обучение;

80% - практическое обучение (из которых 20% работы студентов в аудиториях, 60% - проектная и исследовательская работа)

Наличие инвариантных групповых  заданий для студентов,  проектного и исследовательского характера

10% образовательных программ имеют обязательные задания для студентов такого типа

80% образовательных программ имеют обязательные задания такого типа

Наличие вариативных заданий для групповой работы студентов, проектного характера

100%  проанализированных образовательных программ

100% проанализированных образовательных программ

Обязательное участие студентов в научных мероприятиях, воспитательных проектах образовательного учреждения  в рамках образовательной программы. Отражение обязательности такого участия в КИМ

10% проанализированных образовательных программ

60% проанализированных образовательных программ

Обеспеченность образовательной программы возможностями для активного участия студентов в мероприятиях научного, воспитательного характера

Внеучебная деятельность, направленная на участие студентов в социальных мероприятиях в вузе, без  учета содержания образовательных программ. Концентрация всех форм и видов внеучебной работы в рамках структурных подразделений вуза (управление развитием воспитательной деятельности и научно-исследовательская часть, профком, студенческий совет). Далее информация распространяется по структурным подразделениям факультетов, институтов, кафедр

Развитая система форм социальной работы для студентов как на уровне университетов в целом (как правило, в рамках программ волонтерства и вузовских молодежных движений), а также в рамках концепции профессионального обучения по образовательной программе (специфические для образовательных программ социальные проекты и работа студентов с социальными партнерами в рамках реализации коллективных проектов).

 Результаты исследования позволяют конкретизировать следующие выводы:

  • в отечественных вузах и образовательных программах профессиональной подготовки основная роль в развитии социальных навыков студентов уделяется теоретическому освоению материала. Об этом свидетельствует разнообразие учебных курсов и дисциплин, посвященных проблематике социального взаимодействия. В то же время в зарубежных вузах практически отсутствуют специальные курсы, направленные на целенаправленное развитие социальных умений студентов. Предполагается, что развитие социальных компетенций будет достаточно продуктивным в рамках выполнения практических групповых исследований и проектов.
  • в отечественной системе профессионального образования незначительное внимание уделяется планированию и реализации студенческих групповых (и индивидуальных) проектных и исследовательских работ. Основной работой такого типа в образовательных программах является подготовка и написание исследовательской / проектной выпускной квалификационной работы. Следует отметить, что в большинстве проанализированных европейских вузов именно работы проектного и исследовательского характера, причем выполняемые коллективно - составляют основу формирования профессиональных компетенций. Студенты формируют профессиональные умения средствами выполнения конкретных профессиональных задач, а не путем прослушивания теоретического материала в аудиториях, незначительных исследовательских работ в режиме лабораторных работ и практикумов;
  • в отечественной педагогической практике социальные проекты, мероприятия воспитательного характера организуются обычно вузом и предназначены для участия студентами всех образовательных программ, реализуемых в конкретном вузе. Не было выявлено спецификации социальных и волонтерских проектов в преломлении к образовательной программе. В европейской практике обучения была выявлена развитая система социальной и творческой деятельности, создающая условия для проявления своих возможностей студентам всех образовательных программ. Основная задача в обеспечении условий для развития социальной активности студентов решается руководителем образовательной программы. В рамках проектирования образовательных результатов руководитель образовательной программы (в том числе с тьюторами образовательной программы) управляет образовательной средой, создает условия и осуществляет поиск ресурсов для социального развития студентов. В результате проанализированные европейские вузы могут представить более 100 различных социальных проектов и мероприятий, в которые вовлечены студенты. Все эти мероприятия осуществляются непосредственно в ходе учебно-воспитательного процесса, они интегрированы в процесс реализации образовательной программы. В отечественных вузах, как правило, социальные проекты и мероприятия выведены из структуры и процесса реализации образовательной программы, аккумулируются в структурных подразделениях вуза, таких как НИЧ, студенческий профком, управление воспитательной работой и т.д.;
  • в рамках преподавания отечественные преподаватели незначительно применяют методы проектов, групповые формы работы студентов, предпочитая индивидуализированную самостоятельную работу учащихся, осуществляемую под контролем преподавателя. В европейских программах учебных дисциплин преподаватели с большей активностью используют интерактивные технологии обучения, о чем свидетельствует содержание учебно-методического обеспечения курсов, Heandbook и т.д.

Таким образом, можно констатировать, что образовательная среда образовательных программ европейских вузов оказывается  ориентированной на формирование социальной активности молодежи,  развитие социальных навыков студентов, что создает позитивные условия для успешной социализации молодых людей, проектирования эффективных моделей взаимодействия и социального поведения.

Методика. Выводы

Безусловно, процесс социализации лучше всего реализуется в рамках коллективной деятельности, выполнении командами и группами мероприятий и действий по достижению каких-либо целей.  В этой связи  метод проектов  может способствовать успешной социализации школьников на основе их участия в  осуществлении различного рода социальных проектов.

Метод проектов  возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен в общеобразовательную школу [5].   Основная задача проектов - вооружение учеников определенным инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях.  

Метод  проектов - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению  конкретного продукта (объекта, процесса и др.) за определенный промежуток времени - от одного учебного занятия до нескольких месяцев [1]. 

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская или  творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.  В практике профессиональной подготовки в рамках реализации образовательных программ метод проектов  является  самостоятельной творческой коллективной работой студентов, выполненной от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций  с тьютором или преподавателем, научным руководителем.  Процесс выполнения творческих проектов  предполагает не только комплексное использование  студентами изученного теоретического материала  в процессе изучения конкретной учебной дисциплины, но и опору - сформированные  компетенции  в  других   дисциплинах, а также  свой личный (жизненный или профессиональный) опыт.   Такой подход создает благоприятные условия для осуществления личностно ориентированного подхода в обучении, формирования у  обучающихся таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде и других важных социальных навыков. Метод проектов может быть использован в образовательной программе:

  • как пролонгированная, в течение изучения учебного курса, групповая самостоятельная работа,
  • как форма аттестационных мероприятий,
  • как метод итоговой аттестации студентов,
  • как форма организации учебных практик и стажировок и т.д.

Рецензенты:

Панфилова А.П., д.п.н., профессор кафедры социального управления ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург;

Долматов А.В., д.п.н., профессор, начальник управления организационно-методического обеспечения и сотрудничества в педагогическом образовании, зам. председателя УМО по направлениям педагогического образования, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Бавина П.А. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18021 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674