Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Краснова А.И. 1 Мусс Г.Н. 1
1 Оренбургский государственный педагогический университет
В статье представлен комплекс педагогических условий, направленных на повышение эффективности процесса формирования гражданских качеств младшего школьника средствами краеведческой деятельности; обозначены компоненты готовности педагога к организации краеведческой деятельности младшего школьника; представлена трехступенчатая программа для педагогов; раскрыто понятие «обогащение содержания образования» и выделены этапы приобщения учащихся к ценностям культурного наследия края; представлены характеристики социально-проектной деятельности и ее возможности в формировании гражданских качеств младшего школьника; выявлены средства краеведческой деятельности, способствующие формированию гражданско-ориентированной личности, сделаны выводы о факторах, влияющих на формирование гражданских качеств младшего школьника.
краеведческая деятельность
педагогические условия
младший школьник
гражданские качества
1. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. – Волгоград : ВГПКРО, 2005. – 132 с.
2. Бочкарева О.В. Этико-психологическая направленность диалога при анализе педагогических ситуаций // Ярославский педагогический вестник. – 2005. – № 9. – С. 23–25.
3. Выготский Л.С. Собр. соч. : в 6-ти т. / под ред. А.М. Матюшкина. – М. : Педагогика, 1983. – Т. 3. Проблемы развития психики. – 368 с.
4. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск : БГУ, 1976. – 176 с.
5. Культурология. Краткий тематический словарь / под ред. Г.В. Драч, Т.П. Матяш. – Ростов н/Д : Феникс, 2001. – 192 с.
6. Милютина Н.В. Формирование готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности молодежи : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тамбов, 2011. – 26 с.

В условиях становления Культуры Мира как мира «без стен», глобализации современного социума, расшатывания системы универсальных и национальных нравственных ценностей процессы формирования гражданских качеств подрастающего поколения могут стать гарантом социальной стабилизации, развития духовного общества, способного к саморазвитию и обеспечению сохранения национально-самобытного и цивилизационно-культурного вектора своего развития. Таким образом, идея формирования гражданских интенций молодежи приобретает архиважное значение.

Вместе с тем следует констатировать низкий уровень гражданского воспитания учащихся, недостаточный процент охвата младших школьников, обусловленный: консервативным знаниевым и мероприятивным подходом к его организации, дискретным характером воспитательной работы, отсутствием аксиологической составляющей воспитательной деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста, а также инновационных подходов и направлений обучения, форм, методов и технологий, обуславливающих потребность у учащихся в формировании гражданских качеств: гражданского долга, гражданской ответственности, гражданской совести, гражданского сознания, потребности в гражданских действиях и поступках, уважения к законам государства, чувства патриотизма и интернационализма, чувства личной свободы, гражданского достоинства, гражданской активности, единства гражданского сознания и поведения.

Современные образовательные реалии диктуют необходимость осуществления процесса формирования гражданских качеств младшего школьника в русле краеведческой парадигмы, обеспечивающей практическую ориентацию учащихся в их жизненном пространстве, социальную адаптацию, заполнение некоего вакуума в отношении к стране и государству ценностями культурно-исторического и природного наследия родного края, формирующими у школьника чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности, соотнесения себя с неким «культурным гнездом».

Под средствами краеведческой деятельности мы понимаем комплекс предметов материальной и духовной культуры, привлекаемых в воспитательной работе, а также свойственные для данного возрастного периода виды гражданско-ориентированной деятельности. К основным средствам краеведческой деятельности, используемым в формировании гражданских качеств младшего школьника, мы относим учебную деятельность по изучению истории родного края, внеурочную деятельность, учебно-исследовательскую проектную и социально-проектную деятельность.

Исследователями В.А. Беликовым, Н.М. Борытко, О.В. Лешер обозначена взаимокорреляция между эффективно функционирующим воспитательным процессом и наличием адекватных педагогических условий. Цель нашего исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических условий, способствующих формированию гражданских качеств младшего школьника средствами краеведческой деятельности. В своей работе мы опираемся на определение Н.М. Борытко, понимающего под педагогическим условием «внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированное педагогом, предполагающее достижение определенного результата» [1, с. 116], в нашем случае - повышение уровня сформированности гражданских качеств младшего школьника.

Первое условие: теоретическая и методическая готовность педагога к организации краеведческой деятельности младшего школьника, обеспечивающая научно-методическое сопровождение процесса формирования гражданских качеств.

В психолого-педагогических исследованиях понятие «готовность» определяется учеными как регулятор деятельности; первичное и обязательное условие успешного выполнения любой деятельности; избирательная активность, настраивающая личность на будущую деятельность; целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, трудовые умения и навыки [4, с. 41].

В своем исследовании мы опираемся на дефиницию «готовность» Н.В. Милютиной, рассматривающей ее как «интегративное личностное образование, ядром которого является устойчивая мотивация к организации деятельности, предполагающей наличие необходимых знаний и умений для реализации практической деятельности данной возрастной категории» и, соответственно, включает «единство трех компонентов: мотивационного, когнитивного и деятельностного» [6, с. 8].

Мотивационный компонент готовности педагога предполагает внутреннюю мотивацию к организации краеведческой деятельности младшего школьника.

Понятие «когнитивность» используется для обозначения «акта» познания или самого знания. Когнитивный компонент готовности педагога к краеведческой деятельности младшего школьника предполагает систему знаний о возможностях краеведческой деятельности в повышении уровня сформированности гражданских качеств младшего школьника, о содержании основных понятий краеведческой деятельности.

Проектные и организаторские умения педагога составляют сущность деятельностного компонента готовности к организации краеведческой деятельности младшего школьника.

Деятельностный компонент готовности педагога к организации краеведческой деятельности младшего школьника включает комплекс умений по организации краеведческой деятельности учащихся: личный опыт краеведческой работы, умение координировать деятельность всех субъектов, принимающих участие в краеведческой работе, объективно его оценивать, производить анализ работы.

Задачи формирования выше обозначенных компонентов требуют разработки трехступенчатой программы для педагогов.

Первая ступень - подготовительно-ознакомительная. Ее целью является формирование эмоционально-положительного отношения педагогов к организации краеведческой деятельности младшего школьника, выявление смысла и характера краеведческой работы, ее потенциала в повышении уровня сформированности гражданских качеств учащегося.

На подготовительно-ознакомительной ступени педагоги должны усвоить содержание и сущность краеведческой деятельности, цели и задачи краеведческих работы, на разрешение каких проблемных вопросов она может быть ориентирована и как может изменить ситуацию в практике воспитания гражданско-ориентированной личности.

Вторая ступень - содержательно-процессуальная - ориентирована на непосредственное знакомство педагогов с теорией и методикой краеведческой деятельности, развитие умений и навыков организации краеведческой работы посредством «перехода» от репродуктивного уровня овладения краеведческой деятельностью к репродуктивно-поисковому, а затем к творческому уровню.

Третья ступень - коррекционно-аналитическая - предполагает коррекцию знаний и умений по организации краеведческой деятельности, анализ и обоснование результатов проведенной работы.

Второе условие: обогащение содержания образования ценностями культурного наследия края, позволяющее использовать возможности краеведческой деятельности в формировании гражданских качеств младшего школьника.

В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» под культурным наследием понимаются «материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, традиции, значимые для сохранения самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию» [5]. Данная трактовка указывает на такие компоненты культурного наследия, как недвижимые памятники истории и культуры - совокупность материальных объектов и памятных мест, хранящих память и напоминающих о прошлом (здания, инженерные сооружения, декоративное убранство пространства, ансамбли, комплексы, заповедники, мемориальные комплексы, памятники археологии и т.д.), движимые памятники истории и культуры и места их хранения и демонстрации (памятники искусства - живописного, музыкального, литературного, декоративно-прикладного; памятники археологии, документальные памятники; центры их трансляции: музеи, библиотеки, выставочные залы, театры, архивы и т.д.); традиции - праздники, промыслы и ремесла, историческое родословие и т.д.

Таким образом, под «культурным наследием края» нами понимаются памятники истории и культуры (движимые и недвижимые), находящиеся на данной территории, места их хранения и трансляции, местные традиции, региональная символика.

Наша работа предполагает обогащение содержания школьного образования ценностями культурного наследия края - раскрытие смыслов, которые, на наш взгляд, обладают огромными потенциями в формировании гражданских качеств младшего школьника.

Термин «обо­гащение содержания образования» вошел в отечествен­ную педагогическую психологию и педагогику в начале 90-х годов (Дж. Рензулли, А.И. Савенков). Он предполагает как усиление содержания образования за счет «интервенции» или «интенсификации» (увеличения объема изучаемого материала), так и качественную его реконструкцию за счет внедрения инновационных методов.

Под термином «горизонтальное обогащение содержания образования» (понятие, предложенное Дж. Рензулли) в русле нашего исследования понимается система мер по дополнению традиционного учебного плана, включающего федеральный, региональный и школьный компоненты, специальным курсом, интегрирующим знания из разных предметных областей. По своему содержанию, формам организации и методам он качественно отличается от традиционных курсов, которые центрируются на отчужденных от личности знаниях своей проектно-исследовательской направленностью, предоставляющей учащемуся возможности для самоактуализации и самореализации.

Процесс приобщения учащихся к ценностям культурного наследия не предполагает получение «готовых» знаний о крае со слов учителя, но предусматривает обогащение учащихся ценностями культурного наследия в ходе углубленного поиска, когда они фактически выступают в роли исследователей. Раскрытие же содержания данных ценностей и процесс приобщения к ним включает несколько этапов (предложены Б. Блумом, Р. Кратволом). Первый этап - усвоение младшим школьником информации познавательного характера об объекте культурного наследия, ценность которого нужно выявить, так как невозможно ценить то, чего не знаешь. Второй этап - восприятие ценностной информации об объекте, которая должна «задеть» ученика, оказать сильнейшее эмоциональное воздействие. Это этап «схватывания» ценностей сознанием, «помещения» ценностей в план сознания. Третий этап - отклик (инициируемый или самостоятельный). Эмоциональные реакции, желание включиться в обсуждение поднятой проблемы возможны благодаря таким методам работы, как: эвристическая беседа как средство обмена смыслами, групповые дискуссии, мозговая атака, ролевые игры, сочинения-рассуждения и т.д. Четвертый этап - стремление младшего школьника продолжить изучение данного объекта всесторонне и самостоятельно с помощью метода исследовательских проектов, реализация которого предполагает формирование ценностного модуса учащегося - «личного компаса», являющегося основой для разрешения противоречий сознания, становления его потребностей и интересов, направляющих деятельность, общение и поведение личности.

Третье условие: включение младшего школьника в социально-проектную деятельность, обеспечивающее реализацию позитивного отношения к Родине в конкретных поступках и действиях, способствующее развитию гражданских качеств, умений преобразовывать социальное окружение.

Социально-проектная деятельность заключает в своей основе три области, в которых формируются гражданские качества личности:

  • социально значимую деятельность, где происходит освоение новых социальных ролей, освоение их значимости, ориентировка в системе общественных связей;
  • общение - увеличение контактов учащегося с другими людьми как в рамках проектной команды, так и с объектами их внимания;
  • самопознание личности, предполагающее оценку себя, познание себя, становление в ребенке образца его «Я», дисгармонию между «Я-реальным» и «Я-идеальным», являющихся движущими силами саморазвития и самовоспитания личности; обнаружение собственных черт в ситуации поступка, когда субъект судит о наличии того или иного качества по затруднительности или невозможности действия, которому данное качество препятствует. Самопознание совершается также при осознании отношения других «ко мне» (качеств характера, оценок результатов деятельности и т.д.).

Социально-проектная деятельность направлена на освоение учащимися культурных элементов, избирательное признание ценностей, так как проектные действия соотносятся с социокультурными (включая и этнические традиции), устанавливающими границы социальной нормы, формирующими менталитет - совокупность установок личности: мыслить, чувствовать, действовать и воспринимать мир определенным образом.

Включение младшего школьника в социально-проектную деятельность происходит за счет педагогического сопровождения, суть которого состоит в формировании субъектного отношения учащегося к событиям, происходящим в современном обществе, в осознании своего места в системе общественных отношений, в поиске, разработке и решении младшим школьником социально значимой проблемы, в организации оценки учащимися результатов социального проектирования.

Формирование гражданских качеств младшего школьника средствами социально-проектной деятельности является двусторонним процессом, так как учащийся, с одной стороны, является объектом социально-педагогического воздействия, а с другой - активным субъектом этого процесса, способным к самовоспитанию и саморазвитию.

Методологической базой нашего исследования является культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, раскрывающая механизмы взаимодействия человека и среды на основе объективных и субъективных обстоятельств развития психики через категорию «социальная ситуация развития», которую ученый определял как «своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, являющееся исходным моментом для всех динамических изменений, происходящих в развитии личности» [3]. Главной единицей определения отношения личности к окружающей среде, по мнению исследователя, является «переживание», в котором в неразрывном единстве заключены: среда, то есть то, что переживается ребенком, и субъект, то есть то, что вносит в это переживание сама личность. Эти переживания порождают личностные значения или смысл. Во-первых, смысловые образования создают образ будущего, который определяет настоящую деятельность. Во-вторых, являются опорой для нравственной оценки своих поступков, создают способ, общие принципы организации деятельности. Смысловые образования задают общие принципы, в соответствии с которыми будет осуществляться жизненный выбор и вообще протекать жизнь человека. Следовательно, переживания учащимся своей причастности к событиям страны и края, облеченные в смысловые образования, мотивирующие молодого человека к выполнению деятельности, возможны только в реальной практике социального взаимодействия.

Процесс включения младшего школьника в социальное проектирование подразумевает деятельность трех категорий субъектов, выполняющих особые роли: учащегося - активного участника проектирования; команды учащихся - группы единомышленников по организации и реализации социального проекта; тьютора- наставника, сопровождающего все этапы социально-проектной деятельности, создающего условия для его продуктивности, но не действующего активно в составе проектной группы. Таким образом, каждый из этих субъектов в зависимости от этапов социально-проектной деятельности выполняет определенные функции.

Социально-проектная деятельность является эффективным инструментарием организации диалогового взаимодействия, который обеспечивает взаимообогащение участников проектной группы, тьютора, подтверждает уникальность субъектного опыта как важнейшего источника саморазвития. Взаимодействие между логическим и эмоциональным проявляется как в процессе интраперсонального, так и в процессе интерперсонального диалогов.

Чувства и мысли при анализе получают двойное выражение: эмоциональные входы в сознание порождают логические выходы и наоборот. Этот процесс формирует «аффективно-ценностные» фильтры личности, преобразованные в оценочные категории социально ориентированного мышления, и определенные поведенческие программы [2, с. 24]. Следовательно, диалог со значимым другим и самим собой, ориентирующийся не столько на внутригрупповую коммуникацию, сколько на перестройку самосознания субъектов этого взаимодействия, способствует осмыслению себя как патриота.

Таким образом, мы полагаем, что процесс формирования гражданских качеств младшего школьника как интегративного нравственного качества будет результативным при условии обогащения содержания образования культурным континуумом, являющимся своеобразным вектором ценностного самоопределения, соотнесения себя с идеалом гражданина-патриота; при сформированности у учителя комплекса педагогических умений организации краеведческой деятельности; при участии младшего школьника в социально-проектной деятельности, направленной на разрешение общественно значимой проблемы.

Рецензенты:

Русакова Т.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой художественно-эстетического воспитания, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Краснова А.И., Мусс Г.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18072 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674