Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Лымарев В.Н. 1
1 Пермский военный институт внутренних войск МВД России
Актуальность системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов определяется необходимостью повышения эффективности военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов, постоянным повышением требований к качеству подготовки будущих офицеров, обладающих знаниями, умениями, профессионально значимыми качествами. В статье рассматриваются пути повышения эффективности системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов. Определены педагогические условия, каждое из которых представляет совокупность мер педагогического процесса и направлено на повышение его эффективности: 1) применение профессионально мотивирующих компьютерных обучающих программ; 2) включение идей военно-профессионального наследия в содержание воспитательной работы с курсантами; 3) организация психологического обучения курсантов военного вуза и влияние его на три ключевых направления: а) организацию учебного процесса и его дидактическое наполнение; б) организацию воспитательной работы в военном вузе; в) обеспечение личностного развития курсантов военного вуза. Выбор педагогических условий основан на положениях системно-деятельностного, аксиологического и личностно ориентированного подходов, при этом системно-деятельностный подход повлиял на структурирование условий, а аксиологический и личностно ориентированный подходы позволили определить и уточнить содержание педагогических условий.
педагогическая система
педагогические условия
профессионально-мотивирующее обучение
компоненты мотива
военно-профессиональное образование
воспитательная работа
1. Блохин Д.Ю. Компетентностный подход к военному образованию [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем : электронный научный журнал. – 2012. – № 4 (12). – URI: www.sisp.nkras.ru.
2. Илькевич Б.В. Формирование профессиональной мотивации // Alma mater (Вестн. высш. шк.). – 2001. – № 8. – С. 11-15.
3. Лисицына Т.Б. Профессионально-мотивирующее обучение студентов по специальности «туризм» в условиях региона : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. – Казань, 2007. – 21 с.
4. Мазур М.А. Формирование патриотической культуры у сотрудников органов внутренних дел : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. – Челябинск, 2013. – 231 с.
5. Толковый словарь С.И. Ожегова. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/278953.
6. Яковлев Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов : монография / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. – 316 с.
Проблема совершенствования подготовки специалистов высшей школой обусловлена экономическими и социально-культурными изменениями в российском обществе. Эти перемены предъявляют новые требования к качеству подготовки выпускников высшего профессионального образования. В определении целей и задач образования приоритетна ориентация на формирование мотивационной сферы личности, готовой к действию, владеющей знаниями и умеющей применять их на практике. Успешное выполнение государственного заказа по подготовке квалифицированных специалистов во многом зависит от организации образовательного процесса в военном вузе.

Актуальность системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов определяется необходимостью повышения эффективности военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов, постоянным повышением требований к качеству подготовки будущих офицеров, обладающих знаниями, умениями, профессионально значимыми качествами.

В данном исследовании мы придерживаемся позиции, согласно которой эффективность разработанной системы можно повысить, создавая условия ее функционирования. При этом понятие «педагогическое условие» мы трактуем как «совокупность мер педагогического процесса, направленная на повышение его эффективности» [6].

Выявляя педагогические условия, мы исходим из следующих факторов:

  • содержание и особенности разработанной системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов;
  • специфика подготовки курсантов в современных военных вузах;
  • социальный заказ общества и требования к современному офицеру;
  • научные достижения в области формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов;
  • результаты констатирующего этапа эксперимента;
  • авторский практический опыт деятельности в соответствии с проблемой исследования.

Повышение эффективности системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов возможно, если обеспечить реализацию педагогических условий и влияние на три ключевых направления: а) организацию учебного процесса и его дидактическое наполнение; б) организацию воспитательной работы в военном вузе; в) обеспечение личностного развития курсантов военного вуза. Соответственно выбор педагогических условий должен обеспечивать каждое из указанных направлений и влиять на эффективность разработанной авторской системы.

На основании изложенного, на основе анализа исследований, посвященных проблеме повышения качества современного военного образования, мы пришли к выводу, что педагогическими условиями эффективного функционирования разработанной нами системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов могут быть следующие:

  • применение профессионально мотивирующих компьютерных обучающих программ;
  • включение идей военно-профессионального наследия в содержание воспитательной работы с курсантами;
  • организация психологического обучения курсантов военного вуза.

Каждое из выявленных условий оказывает непосредственное влияние на разработанную систему и результат ее функционирования: сформированность мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов (потребностно-целевого, ценностно-смыслового и рефлексивно-контролирующего компонентов).

Применение профессионально мотивирующих компьютерных обучающих программ

Современное образование развивается в период информатизации - процесса частичной замены информацией традиционных видов ресурсов общества. Информатизация осуществляется на базе компьютеризации - расширяющегося использования компьютеров во всех сферах жизни современного общества. Новые компьютерные технологии обучения стали основой развития и современного образования, в том числе военно-профессионального. Процесс информатизации и компьютеризации закономерно привел к формированию новых требований, предъявляемых к системе образования.

Возможности применения информационных технологий являются важным доводом в пользу их применения для обучения курсантов специальным дисциплинам. Однако следует подчеркнуть, что использование компьютерных технологий не устраняет преподавателя от управления учебным процессом, а просто делает его более оперативным и эффективным.

Дидактические возможности использования информационно-коммуникационных технологий позволяют в значительной мере устранить недостатки, присущие традиционному преподаванию специальных дисциплин, к которым можно отнести: усредненный объем учебного материала и темп его изложения; трудности в контроле усвоения курсантом профессиональных знаний; недостаточное стимулирование познавательной активности обучаемого; преобладание словесных методов изложения материала, создающее объективные предпосылки рассеивания внимания и др.

Профессионально мотивирующие компьютерные обучающие программы основаны на ключевых идеях концепции профессионально мотивирующего воспитания и обучения, основанной на образовательных ценностях, потребностях и мотивах, а также сущностных, содержательных характеристиках компонентов образования в современных условиях [2].

Основные идеи концепции профессионально мотивирующего обучения применительно к военно-профессиональному образованию:

а) обучение курсантов в образовательном учреждении должно быть прежде государственным и социальным, а потом личностным;

б) профессиональную мотивацию следует рассматривать как приоритетную цель и главный результат обучения в военном вузе, вытекающие из аксиологической сущности образования;

в) познавательные (внутренние) мотивы, интерес к содержанию обучения не могут быть только средствами, обусловливающими эффективное освоение компетенций курсантов, необходимо обеспечить трансформацию познавательных общеобразовательных и профессиональных мотивов, без которой невозможны осознание личной ценности военного профессионального образования и высокий уровень профессиональной мотивации будущего офицера.

Компьютерные профессионально мотивирующие обучающие программы называются обучающими потому, что принцип их составления (построения) носит обучающий характер. Программами они называются потому, что составлены с учетом всех принципов программированного обучения: 1) деления материала на небольшие, тесно связанные между собой части (шаги); 2) активизации деятельности обучающихся, изучающих программированную информацию; 3) немедленной оценки каждого ответа обучающегося; 4) индивидуализации темпа и содержания учения; 5) эмпирической верификации (приспособление степени трудности информации к возможностям обучаемого) [3].

Соответственно, компьютерные профессионально мотивирующие обучающие программы - дидактические средства обучения, основывающиеся на применении принципов программированного обучения и использовании информационно-коммуникационных технологий.

Профессионально мотивирующие компьютерные обучающие программы могут использоваться в ходе групповых, практических, лабораторных и самостоятельных занятий под руководством преподавателя, а также в часы самостоятельной подготовки. Это зависит от формы занятия, степени подготовки курсантов, сложности изучаемого материала и т.д.

Таким образом, применение этого условия способствует совершенствованию профессиональной подготовки курсантов в военном вузе, обеспечивает активизацию учебной деятельности, способствует формированию в большей степени потребностно-целевого и рефлексивно-контролирующего компонентов мотива, что позволит повысить эффективность процесса формирования мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов.

Включение идей военно-профессионального наследия в содержание воспитательной работы с курсантами

Обеспечивая реализацию инновационных процессов в военно-профессиональном образовании, мы понимаем, что базой для любых преобразований, новых возможностей всегда является обобщение уже имеющегося передового опыта. В связи с этим возможностями для повышения эффективности разработанной нами авторской системы являются идеи передового военного опыта и их включение в содержание воспитательной работы с курсантами.

Обратимся к понятию «наследие», которое в словаре С.И. Ожегова [5] трактуется как «явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников». Принимая идеи наследия, мы тем самым обеспечиваем эффективное дополнение содержательных аспектов системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов. Ведь именно передовой опыт великих русских полководцев, военачальников раскрывает неисчерпаемые возможности для совершенствования воспитательной работы в военном вузе.

Принимая новые идеи, постоянное совершенствование и изменение человека и общества, мы принимаем позицию, что в современном образовательном процессе военного вуза необходим не только взгляд в будущее, но и обращение к прошлому, обеспечивающее перспективное стратегическое развитие. Именно содержание, унаследованное и воспринятое от прежних поколений, позволяет определить эффективность образовательного процесса, педагогического воздействия и определить ценностные ориентиры воспитательного процесса в военном вузе.

Отметим, что в образовательном процессе военного вуза особое значение уделяется воспитательной работе с курсантами [4]. На основе организованного процесса воспитания подрастающее поколение включается в жизнь общества, общественно-производственную деятельность, принимая традиции предшествующего поколения.

Обращаясь к понятиям «воспитание» и «воспитательная работа», обозначим, что воспитание - целенаправленный процесс, направленный на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений подрастающего поколения.

Под воспитательной работой с курсантами в военном вузе, основываясь на позиции М.А. Мазур [5], мы понимаем целенаправленную деятельность командиров и преподавателей по формированию у курсантов высоких гражданских, морально-психологических и профессиональных качеств личности.

Корректировка целей воспитания, определение ключевых ценностей и нравственных ориентиров требует целенаправленной воспитательной работы в высшей военной школе. Ориентация на базовые ценности и передовой опыт, заложенный в военно-профессиональном наследии великих полководцев и военачальников, определяет содержание воспитания в военном вузе.

Таким образом, реализация данного условия позволяет развивать и совершенствовать ценностно-смысловую сферу курсантов военных вузов, обеспечивает переход от учебной к военно-профессиональной мотивации, что существенно повышает эффективность разработанной нами авторской системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов.

Организация психологического обучения курсантов военного вуза

Проблема психологической подготовки военнослужащих является одной из актуальных в военно-профессиональном образовании, поскольку опыт ведения боевых действий показывает, что сформированные профессиональные компетенции у курсантов позволяют решить множество возникающих задач, но далеко не все [1]. Успешность в обучении далеко не всегда гарантирует высокое качество выполнения поставленных реальных боевых задач. При столкновении с реальной обстановкой у военнослужащих, молодых офицеров возникают серьезные психологические барьеры, что естественно приводит к снижению профессиональной мотивации. Возможностью решения психологических проблем и более эффективному формированию мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов способствует организация психологического обучения.

Основываясь на позиции П.А. Корчемного, мы под организацией психологического обучения курсантов военных вузов понимаем систему целенаправленной подготовки по формированию у курсантов психологической готовности и устойчивости на основе совершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных ситуациях и условиях боевой обстановки.

Ключевым механизмом эффективной организации психологического обучения курсантов военных вузов является формирование и закрепление у курсантов психических образов, моделей предстоящих (возможных) событий. Согласно исследованиям, психический образ возникает в ситуации, когда человек переживал какое-либо событие и зафиксировал его в виде психологической модели поведения в подобной ситуации. Для возникновения и фиксации психологической модели в экстремальных (боевых) ситуациях необходимо целенаправленно создавать такие условия, в которых проявляется будущая военно-профессиональная деятельность курсанта. Основным регулятором в этой деятельности и выступает мотив военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов.

Основными направлениями психологического обучения курсантов военных вузов являются: формирование у курсантов научно обоснованных знаний о боевых действиях, представлений о войне, убеждений, готовности к подвигу, совершению самоотверженных поступков во имя победы над врагом; повышение уровня психологической устойчивости и выносливости курсантов, выработка непритязательности, неприхотливости, умеренности в желаниях и потребностях; привитие доверия к командирам и начальникам, установки на беспрекословное повиновение и послушание, доверия к политике государства; снижение психических травм, повышение уровня профессиональных и боевых компетенций, физической и психологической выносливости курсантов.

Организация психологического обучения курсантов военных вузов предполагает несколько этапов:

1) вводный (ознакомление с видами возможных экстремальных и боевых ситуаций);

2) содержательный (изучение предметного содержания различных ситуаций);

3) технологический (моделирование последовательности конкретных действий в экстремальных и боевых ситуациях);

4) рефлексивный (анализ результатов принятых решений, последствий событий).

При организации психологического обучения курсантов военных вузов возможно применять различные методы и формы работы: упражнения и тренировки на специальных тренажерах, имитаторах, полевые выходы; физические и спортивные упражнения по преодолению специальных полос препятствий, заграждений, завалов, водных рубежей; специальные спортивные игры и состязания; психологические тренинги по сплочению коллектива, формированию совместимости, коммуникативных навыков, стрессоустойчивости и др.

Таким образом, реализация условия «организация психологического обучения курсантов военных вузов» позволяет развивать и совершенствовать потребностно-целевой и рефлексивно-контролирующий компоненты мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов, что повышает эффективность разработанной нами авторской системы.

Исходя из вышеизложенного, можем отметить, что выявленные педагогические условия оказывают влияние на компоненты мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов, а также могут повысить эффективность разработанной авторской системы.

Рецензенты:

Дубровский А.В., д.п.н., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Пермского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, г. Пермь;

Андруник А.П., д.п.н., доцент, профессор кафедры менеджмента и права ПИ (ф) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Лымарев В.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18146 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674