Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В НЕЛИНЕЙНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Гордиянова Г.В. 1
1 Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева
В статье рассмотрено и уточнено понятие «образовательная самостоятельность» студентов в условиях нелинейного образовательного процесса. Описаны отличительные черты нелинейного образовательного процесса, способствующие развитию образовательной самостоятельности: возможность выбора обучающимися учебных курсов из вариативной части учебного плана в соответствии со своими мотивами, потребностями, способностями и возможность построения студентом индивидуального образовательного маршрута. Выявлены умения, составляющие образовательную самостоятельность студентов, к которым мы отнесли: диагностико-аналитические, целеполагания, организационно-исполнительские и контрольно-оценочные умения. Развитию названных умений призваны выявленные и описанные в статье педагогические условия: развитие у студентов ценностно-смысловой составляющей овладения профессиональными знаниями, спроектированное индивидуальное образовательное пространство обучающегося, внедрение в образовательный процесс интерактивных и проектных технологий, наличие мониторинга успешности развития образовательной самостоятельности. Наличие описанных в статье педагогических условий способствует развитию образовательной самостоятельности студентов в условиях нелинейного образовательного процесса.
самоуправленческие умения
нелинейный образовательный процесс
образовательная самостоятельность
1. Акулова О.В. Проблема построения нелинейного процесса обучения в информационной среде // Человек и образование. – 2005. - № 3. – С. 7-11.
2. Баликаева М.Б. Развитие самообразования в условиях реализации компетентностного подхода : дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2007. – 169 с.
3. Воронцов А.Б. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. - М. : Изд-во Рассказов А.И., 2004. – 253 с.
4. Мезенцева Л.В. Развитие образовательной самостоятельности студентов колледжа средствами научно-исследовательского комплекса : дис. … канд. пед. наук. – Шадринск, 2009. – 209 с.
5. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности. – М. : ОИРО, 2010. – 432 с.
Образовательная парадигма постиндустриального общества изменяет цели учения, его мотивы, методы и формы учебно-познавательной деятельности, а также позицию обучающегося и само понимание учебно-познавательной деятельности. Актуальным становится рассмотрение вопроса развития учебно-познавательной деятельности в связи с проблемой формирования обучающегося как субъекта этой деятельности. При этом студент осознает мотивы, цели, приемы процесса учения, а следовательно, себя как субъекта в образовательном процессе, который самостоятельно организует, направляет и контролирует процесс учения. Идентифицируя себя в учебно-познавательной деятельности, самоопределяясь в ее ценностях, осознавая свои потребности и цели, обучающийся приобретает опыт самостоятельного управления собственной учебно-познавательной деятельностью и развивает свою образовательную самостоятельность.

Понятие «образовательная самостоятельность» неоднозначно рассматривается в психолого-педагогической науке. Цукерман Г.А. определяет самостоятельность как умение обучающегося выявлять, каких знаний ему недостает для выполнения поставленной задачи, и способность находить их [5]. Воронцов А.Б. рассматривает образовательную самостоятельность как поиск способов действия в новых ситуациях. Автор акцентирует внимание на том, что образовательная самостоятельность требует обращения обучающегося к рефлексии, т.е. пониманию того, что неизвестно, и умения искать, обращаясь при этом к информационным источникам либо к знающему человеку [3]. Мезенцева Л.В. в своем диссертационном исследовании определяет образовательную самостоятельность как качество личности обучающихся, выражающееся в умении приобретать новые знания, используя при этом различные источники, а также овладение способами учебно-познавательной деятельности и творческого решения образовательных задач [4]. М.Б. Баликаева рассматривает самостоятельность обучающихся как умение ставить учебные задачи в соответствии со своими потребностями, подбирать соответствующие средства для их решения, осознавать критерии и самостоятельно определять собственный уровень развития компетенций, свои возможности как будущего профессионала; владение способами самостоятельной познавательной деятельности [2].

Обобщая названные трактовки понятия «образовательная самостоятельность», выделим его основные характеристики:

  1. образовательная самостоятельность есть целенаправленная деятельность студентов по поиску и приобретению профессиональных знаний;
  2. в основе самостоятельности обучающихся лежит осознанное внутреннее побуждение обучающихся к приобретению знаний;
  3. развитие образовательной самостоятельности обучающихся связано с умением целеполагания и планирования собственной деятельности по приобретению знаний, овладением способами образовательной деятельности.

Образовательная самостоятельность обучающихся предполагает наличие у них таких самоуправленческих умений, которые необходимы для того, чтобы активно осваивать ресурсы образовательной среды вуза и развивать профессиональные знания. Данные умения мы объединили в четыре группы: первую группу составили диагностико-аналитические умения, к которым мы относим умение использовать ресурсы образовательной среды для приобретения и развития профессиональных знаний и умение определять и преодолевать собственные трудности в учебно-познавательной деятельности. Вторая группа - умения целеполагания, связанные с умениями обучающихся ставить близкие и далекие цели в приобретении профессиональных знаний. К третьей группе мы отнесли организационно-исполнительские умения, включающие умения планирования процесса приобретения знаний, построения ИОМ, владение стратегиями, помогающими оптимизировать процессы получения и хранения знаний. Контрольно-оценочные умения, входящие в четвертую группу, связаны с умениями самостоятельно контролировать и оценивать обучающимися результаты собственной учебно-познавательной деятельности.

Для развития вышеназванных умений, составляющих образовательную самостоятельность студентов в образовательном процессе, необходимо создание условий, где обучающийся становится субъектом учебно-познавательной деятельности, а следовательно, и субъектом процесса формирования профессиональных компетенций. Нелинейный образовательный процесс, характеризующийся такими свойствами, как нелинейность и вариативность, создает необходимые условия для развития исследуемого нами качества личности студентов. Вопросы нелинейного образования исследованы в педагогической науке в работах О.В. Акуловой, А.П. Тряпициной, О.В. Даутовой, А.Н. Вакурова, Л.Я. Зориной, Е.Н. Зориной, Е.Н. Князевой, С.П. Кудрюмова и др. Исследователи отмечают, что нелинейный образовательный процесс отличается большой свободой выбора обучающимися дисциплин, личным участием каждого обучающегося в формировании своего индивидуального плана, обеспеченностью всеми необходимыми методическими материалами, введением академических консультантов, оказывающих помощь в построении индивидуального образовательного маршрута и продвижении по нему. Так, например, О.В. Акулова отмечает, что в нелинейном образовательном процессе разветвленные образовательные программы предоставляют студенту возможность самостоятельного построения индивидуального образовательного маршрута на основе его мотивационных установок, индивидуальных особенностей и интересов [1]. Возможность выбора студентом цели, содержания, способов и форм учебно-познавательной деятельности создает условия, при которых развивается образовательная самостоятельность обучающихся, определяемая в условиях нелинейного образовательного процесса как качество личности студента, позволяющее осуществлять построение индивидуального образовательного маршрута, соответствующего его образовательным целям и соответствующего его возможностям, мотивации и интересам.

Анализ теоретической литературы и практики по организации нелинейного образовательного процесса позволил выявить условия нелинейного образовательного процесса, способствующие развитию образовательной самостоятельности студентов.

Первым педагогическим условием является развитие у студентов ценностно-смысловой составляющей овладения профессиональными знаниями. Осознание студентами ценности знаний и осмысленность в их приобретении помогает осваивать ресурсы образовательной среды вуза и оказывает влияние на остальные компоненты образовательной самостоятельности. Наличие у обучающегося устойчивых учебно-познавательных, профессиональных мотивов, мотивов самосовершенствования может служить важным механизмом в развитии образовательной самостоятельности студентов. В целях развития у студентов ценностно-смысловой составляющей учебно-познавательной деятельности в рамках образовательного процесса необходимо, на наш взгляд, разъяснение студентам возможностей практического использования полученных знаний, построения успешной профессиональной карьеры, организация учебной, научно-исследовательской деятельности и других видов работ в контексте будущей профессиональной деятельности. Немаловажным фактором развития ценностно-смысловой составляющей овладения профессиональными знаниями мы считаем моделирование ситуации успеха для студентов путем привлечения их к участию в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах, а также своевременную и адекватную оценку этого успеха.

Вторым педагогическим условием выступает спроектированное индивидуальное образовательное пространство обучающегося, способствующее построению индивидуального образовательного маршрута. Образовательная среда вуза, как известно, является одним из наиболее значимых ресурсов приобретения и развития профессиональных знаний. Это среда, в которой представлены ресурсы учебной, внеучебной, научной, исследовательской и других видов образовательной деятельности студентов. Активное использование обучающимися образовательной среды вуза способствует самостоятельному выбору, самоопределению в образовательном пространстве, создает условия для приобретения обучающимися опыта в управлении своей учебно-познавательной деятельностью. Предметное насыщение образовательной среды вуза способствует выбору студентом собственного пути развития. С этой целью необходима разработка вариативной части учебного плана, элективных курсов по выбору, из которых студент выстраивает индивидуальный образовательный маршрут. Важно использовать возможности и других видов деятельности: внеучебной, научной, исследовательской деятельности, в которых студент может приобретать необходимые знания, участвуя в студенческих научных обществах, семинарах, конференциях, клубах по интересам.

Третьим педагогическим условием является внедрение в нелинейный образовательный процесс интерактивных и проектных технологий, способствующих развитию образовательной самостоятельности. Главной целью использования данных методов являлось повышение активности и самостоятельности обучающихся в приобретении и развитии профессиональных знаний, формировании их субъектного отношения к учебно-познавательной деятельности. Этому способствует создание на занятиях проблемных ситуаций, выполнение обучающимися проектов, использование диалоговых форм обучения, а также технологий, предполагающих изучение и оценку явлений с разных позиций, осуществление обоснованного выбора в различных образовательных ситуациях («Дебаты», проблемный диалог, кейс-технологии).

Четвертым педагогическим условием является наличие мониторинга успешности развития образовательной самостоятельности студентов. Важным фактором, оказывающим влияние на развитие образовательной самостоятельности, является самооценка ее хода и результатов. Самооценка результатов учебно-познавательной деятельности позволяет обучающемуся определять границы собственных знаний, области незнаемого, вносить необходимые коррективы в свою учебно-познавательную деятельность. Для развития умения обучающихся оценивать результаты своей учебно-познавательной деятельности использовалась технология критериального оценивания. Самооценка обучающегося складывается из составляющих (критериев), которые отражали их достижения по разным направлениям развития их учебно-познавательной деятельности. Критерий в данном случае представлялся как цель, ожидаемый результат образования, а оценивание по любому из критериев - определение степени приближения обучающегося к заданной цели. Каждый из критериев имеет качественное и количественное содержание. Количественное содержание критериев определяется баллами (или уровнями достижений). Качественное содержание критериев отражает различные стороны деятельности студентов с учетом специфики предметов. Каждая работа оценивается по ряду критериев и инструкций к ним. Критерии и инструкции разрабатываются в ходе общего договора.

Таким образом, выявленные нами педагогические условия: развитие у студентов ценностно-смысловой составляющей овладения профессиональными знаниями, спроектированное индивидуальное образовательное пространство обучающегося, внедрение в образовательный процесс интерактивных и проектных технологий, мониторинг успешности развития образовательной самостоятельности студентов - призваны обеспечить развитие умений, слагающих образовательную самостоятельность студентов.

Рецензенты:

Петрусевич А.А., д.п.н., профессор, ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск;

Далингер В.А., д.п.н., профессор, ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.


Библиографическая ссылка

Гордиянова Г.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В НЕЛИНЕЙНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18148 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674