Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА: КОМПЛЕКС НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ

Лешер О.В. 1 Деменина Л.В. 2
1 Институт педагогики, психологии и социальной работы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
2 Муниципальное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», Магнитогорск, Россия
В статье изложены наиболее актуальные современные проблемы и направления создания инклюзивной образовательной среды в университете. Внедрениеинклюзивногообразования в систему высшего профессионального образования непосредственно связано с изучением образовательной среды, в которой этот процесс протекает. Анализ профессиональной подготовки специалиста в вузе на основе комплексных (инклюзивного, средового, интегративного, социального) подходов обусловлен необходимостью учета и организации влияния средовых факторов в образовании в целом и представлен на примере реализации программы развития инклюзивного образования в ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» на 2015-2018 гг. В центре статьи - особая психолого-педагогическая парадигма образовательных услуг в условиях обеспечения равного доступа к качественному образованию студентов с особыми образовательными потребностями - изменение взаимодействия личности и среды.
интегративный подход.
социальный подход
интегративный подход
средовой поход
инклюзивный поход
подход
образовательная середа
инклюзивная среда
образовательная среда
среда
1. Александрова Л. А., Лебедева А. А., Леонтьев Д. А. Ресурсы саморегуляции студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор эффективности инклюзивного образования // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Материалы II Международной научно-практической конференции. Часть 2. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции. – Кисловодск : СевКавГТУ, 2009. – С. 11—16.
2. Астоянц М.С., Россихина И.Г. Социальная инклюзия: попытка концептуализации и операционализации понятия. Статья подготовлена в рамках программы государственной поддержки молодых ученых: Грант Президента Российской Федерации МД – 1575. 2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа : do.gendocs.ru/docs/index-249855.html.
3. Гайдукевич С. Е. Средовый подход в инклюзивном образовании // Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы: Материалы Регионального семинара. – Минск : Четыре четверти, 2007. – С. 34-46.
4. Инклюзивное образование: Проблемы совершенствования образовательной политики и системы Материалы международной конференции 19–20 июня 2008 года. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
5. Кондратьева С.И., Мастяева И.Н. Модель оценки качества инклюзивного образования в ВУЗе // Вестник Университета (Государственный университет управления). – М., 2009. – С. 23-31.
6. Костецкая Г.А. Средовый подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы // Молодой ученый. – 2014. - №18.1. – С. 49-51.
7. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.– 2010.– Т. 12.- №3. – 134-137.
8. Федеральные целевые программы России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.programs-gov.ru/5_1.php.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21 декабря 2013 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М. : Смысл, 2001. – 365с.

В современных условиях одной из приоритетных задач всех уровней является инклюзивное образование обучаемых. Особую актуальность это имеет для студентов, которые мотивированы на обучение в высшем учебном заведении, но вместе с тем имеют определённые ограничения в освоении общих программ, рассчитанных на студентов всех уровней.

Комплексныйпроцессобеспеченияравногодоступа к качественномуобразованию студентам с особыми образовательными потребностями в условиях высшего образовательного учебного заведения во многом обусловлен оптимальной организацией процесса их учебной и внеучебнойдеятельности, в частности  создания особой инклюзивной среды, направленной на успешную адаптацию студентов с особыми образовательными потребностями, которая базируется на личностно ориентированных формах, методах обучения, максимально учитывающих их индивидуальные особенности. Однако на современном этапе в обозначенном направлении прослеживаются определенные противоречия: потребности социума и студентов в образовании такого типа, предполагающие использование особых форм, способов, средств, методов, и отсутствие в современной вузовской образовательной практике научно-методического обеспечения, включающего в себя соответствующие методы, формы, способы, приёмы.

Процесс инклюзивного образования в разных странах мира происходит по-разному, с учетом конкретных социально-культурных условий и политических приоритетов государства. Инклюзивное образование, отмечают в своём исследовании Астоянц М.С., Россихина И.Г.,- это долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, систематичности и последовательности, непрерывности, комплексного подхода для ее реализации. Инклюзия предполагает вовлечение в процесс каждого объекта образовательного процесса (воспитанника дошкольного учреждения, ученика, студента) с помощью  образовательной программы, которая соответствует его способностям, а также удовлетворение  индивидуальных образовательных  потребностей, обеспечение специальных условий и делают вывод о том, что на современном этапе инклюзия является ведущей тенденцией в развитии системы образования во всем мировом сообществе [2].

Исторический аспект развития инклюзивного образования в России и за рубежом и отражен в исследованиях С.В. Алехина, Н.С. Грозной, И. В. Задорина, Ю.В. Мельник, С.И. Сабельникова и др. Возможности развития образовательной среды учебных заведений, пригодных для инклюзивного образования исследовали О.С. Газман, М.Е. Ижецкая, И.В. Крупина, В.А. Разумный, Н.Б. Крылова, В.И. Слободчиков, В.В. Морозов, А.В. Мудрик, Л.П. Печко, С.В. Тарасов, К.М. Ушаков, Т.И. Шульга и др.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования нового поколения предоставляют большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых, типично развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Положения стандартов распространяются на все ступени образовательной системы - начальную, основную и ступень полного среднего образования. В Документе содержатся требования учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [8]. Перечисленные требования аналогичны принципам современной формы совместного обучения - инклюзивного образования, предусматривающего адаптацию образовательного процесса к образовательным потребностям каждого ребенка и охватывают результаты, структуру и условия усвоения образовательных программ. Инклюзивноеобразованиесегоднярегулируетсясоответствующейзаконодательнойбазой, в том числе, приказом Министерства от 05.12.14 №1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность" [8] .

Принятие и вступление в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ дало новый импульс привлечению в высшие учебные заведения абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а получение высшего профессионального образования становится наиболее эффективным механизмом социальной интеграции названной категории лиц. Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации» определено как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [9]. Оно вводится в учебных заведениях Российской Федерации для создания условий получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения, и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.

Принятие Конвенции о правах инвалидов 2006 года, ратифицированной Российской Федерацией в 2008 году, поставило перед высшим образованием актуальное задачу- перейти от оказания помощи студентам с особыми образовательными потребностями во время обучения к обеспечению для них равных прав и созданию равных возможностей на получение высшего образования, добиться их полного включения в учебно-воспитательную и внеаудиторную деятельность. Для достижения этой цели в первую очередь необходимо сформировать инклюзивную безбарьерную образовательную среду, в которой студенты могут беспрепятственно передвигаться, обучаться, получать всю необходимую информацию и общаться на основе инклюзивного подхода.

С инклюзивным подходом в образовании непосредственно связано понятие средового подхода, которое исходит из признания трех равноправных участников образовательного процесса: преподавателя, студента и окружающей среды [6]. При этом, как указывает С.Е. Гайдукевич, основная задача педагога - превратить среду в образовательную, сделать из нее своего активного союзника и помощника [3]. С позиций средового подхода образовательная среда может приобретать ряд значимых характеристик - является развивающей, личностно ориентированной, если обеспечиваемые ею условия, влияния и возможности стимулируют процесс развития ребенка, учитывают его разнообразные потребности, интересы, способствуют жизненному самоопределению и самореализации. Среда является адаптивной, если в ней предусмотрены условия и возможности для успешного присвоения опыта каждым ребенком с учетом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов и индивидуальных возможностей. В.А. Ясвин определяет образовательную среду как систему условий и влияний формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственном окружении. Автор акцентирует внимание на детерминирующей роли образовательной среды в формировании личности, при этом, по утверждению В.А. Ясвина, и сама личность обладает возможностями воздействия на образовательную среду [10].

Особая ценность данного подхода заключается в том, что он акцентирует внимание педагога на студенте как объекте процесса обучения, активном и действующем, именно студент становится точкой отсчета при проектировании образовательной среды и всего педагогического взаимодействия в целом. Практическая реализация средового подхода и инклюзивного в высшем образовании позволяет каждому студенту успешно адаптироваться к интеграционной среде, максимально раскрыть и реализовать свои профессиональные возможности и потребности.

Обучение в инклюзивной среде вуза предполагает совместное обучение студентов, имеющих функциональные ограничения, с другими студентами в интегрированных группах. Эффективность деятельности инклюзивного вуза характеризуется определенными показателями (направлениями):организация учебного процесса, учебно-методическое обеспечение, финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение, кадровое обеспечение, которые соотносятся с компонентами образовательной среды, выделяемыми исследователями образовательной среды, так, в частности, В.А. Ясвиным, разрабатывающим следующие компоненты: пространственно-семантический, содержательно-методический, коммуникативно-организационный[10]. При оценке инклюзивной среды высшего учебного учреждения целесообразно использовать комплексную модель оценки качества деятельности вуза, предложенную Кондратьевой С.И. [5].

При формировании инклюзивной образовательной среды в высшем учебном заведении необходимо обеспечить архитектурную доступность внутренних помещений, кампусов, общежитий, спортивных и культурных сооружений. Кадровое обеспечение также требует обновления, переквалификации и повышения квалификации, поскольку подготовка тьюторов, консультантов, ассистентов; включение модуля по инклюзивному образованию в программы курсов повышения квалификации преподавателей вузов выступает концептуальным компонентом.Инклюзивный подход в образовании предъявляет повышенные требования ко всем участникам образовательного процесса: от студентов с особыми образовательными потребностями он требует чрезвычайного напряжения сил -  психологических и интеллектуальных ресурсов личности; от условно здоровых студентов - понимания, толерантности, готовности оказывать помощь, от преподавателей, работающих в группах, где есть студенты с ограниченными возможностями здоровья, - профессионализма, специальных знаний, особых личностных качеств. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость обеспечения всех участников учебного процесса необходимой психологической, медицинской и социальной поддержкой.Важной составляющей инклюзивного и средового подходов выступает психолого-педагогическое обеспечение инклюзивного образования в вузе как организованная система, направленная на развитие всех компонентов личностного потенциала субъектов образовательного процесса, независимо от их возможностей: рефлексивных, когнитивных, деятельностных, аффективно-волевых.

Вместе с тем, инклюзивный подход, направленный на более полное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в высшей школе характеризуется определенными трудностями. Так, например, в вузах функционирует «щадящая модель» приема, конкурса и отбора абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья, когда круг получаемых профессий уже предопределен, где не учитываются желания и интересы будущих студентов, поскольку специфика получаемых специальностей строго очерчена медицинским диагнозом. Соответственно, как решение обозначенной проблемы необходимо сделать высшую школу более «сензитивной» по отношению к студентам с ограниченными возможностями, прежде всего предоставив им большую свободу выбора, основанную на стремлении студентов получить интересную для себя профессию.Приоритетной задачей из ведущих направлений деятельности в этом направлении является устранение всевозможных барьеров в образовании, базирующееся на социальном подходе к особым образовательным потребностям, который лежит в основе инклюзивного подхода и пропагандирующем равноправие всех студентов и предоставление всем равных стартовых возможностей при получении качественного высшего образования. Заслуживают внимания психологические особенности данного подхода: если студент не может выполнять функциональное действие из-за своего диагноза, проблему следует искать не в самом студенте, который не может это действие произвести, а в том, как организованно это действие и как его лучше организовать. Реально в вузах прослеживается следующая картина: студент фактически расходует свои способности и возможности, особенно психологического плана, на адаптацию к существующей среде, вместо того, чтобы наравне с другими участвовать в жизни вуза. При поступлении студент с инвалидностью должен самостоятельно привыкнуть к новым условиям, нагрузке, коллективу, преподавателям, в высших учебных заведениях нет такой опеки и внимания к учащимся. Стоит заключить, что в настоящее время специальные условия для адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в высших учебных заведениях не созданы, они вынуждены сами преодолевать барьеры и привыкать к образовательной среде. Также не получила широкого развития просветительская работа с учащимися по вопросам совместного обучения и оказания поддержки однокурсникам с особыми потребностями; социальная реклама инклюзивного образования помогает проиллюстрировать его основные принципы, но она не оказывает сильного влияния на общественное отношение. В то время как адаптационные задачи можно решать, не находясь в той же среде и не задумываясь о перспективе. Интегративный подход предполагает несколько большие знания о цепочке сред, сквозь которые необходимо «провести» студента [7]. Для интегративного подхода характерно качественное сопровождение студента, при этом важно, чтоб сопровождающий отслеживал соответствие образовательной среды, в которой находится студент с ограниченными возможностями здоровья, его возможностям и задачам развития. Те педагоги, которые сопровождают такого обучающегося в процессе интеграции и отслеживают его индивидуальный маршрут, находятся вместе с ним в той же среде, наблюдая за его развитием. В том числе и неадекватные способы профессионального самоопределения: у одних отмечается отсутствие собственных профессиональных намерений в связи с низкой самооценкой здоровья, пассивностью и личностными особенностями, другим свойственна, наоборот, недооценка тяжести своего состояния здоровья, когда студент хочет считать себя вполне здоровым и убежден, что вскоре излечится, соответственно, строит нереальные планы, не достижимые по его физическим возможностям [1].

На решение обозначенных проблем направлена реализация программы развития инклюзивного образования ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» на 2015-2018 гг., основная цель которой - создание специальных условий, обеспечивающих получение высшего и среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации. Интеграция комплекса подходов в программе предполагает реализацию соответствующих мероприятий, в том числе: организационных, включающих разработку локальных нормативных актов; направленных на кадровое обеспечение и подготовку кадров, по работе с обучающимися из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, по обеспечению доступности зданий и сооружений МГТУ и безопасного в них нахождения, по материально-техническому обеспечению образовательного процесса, по адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, по организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, по комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению, по подготовке к трудоустройству и содействию трудоустройству выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья, по формированию толерантной социокультурной среды и организации волонтерской помощи.Формы работы по данным направлениям по своей природе универсальны. Так, например, личностно ориентированный подход, выступающий концептуальным ядром инклюзивной образовательной среды, включает организацию индивидуальных консультаций по предмету, которые не только помогают студенту успешно освоить программный материал, но и становятся важным фактором, способствующим установлению контакта между преподавателем и студентом. В ходе таких консультаций решаются вопросы, связанные с индивидуальным темпом освоения учебного материала студентами с ограниченными возможностями здоровья, а также проблемы, обусловленные необходимостью эмоциональной социальной поддержки. Таким образом, индивидуальные консультации находятся на пересечении психолого-педагогического и социального направления.Важнейшим результатом реализации Программы является повышение доступности и качества высшего образования обучающихся в МГТУ инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями, что будет способствовать их социальной интеграции.Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются:увеличение доли преподавателей вуза, прошедших повышение квалификации в сфере инклюзивного образования; разработка адаптированных образовательных программ по направлениям подготовки высшего и среднего профессионального образования и индивидуальных программ сопровождения образовательного процесса для всех поступивших в МГТУ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; заключение договоров с руководителями предприятий (организаций, учреждений) для предоставления мест прохождения практики инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья; повышение удельного веса численности выпускников-инвалидов, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии).

Государственная политика и политика высшей школы по развитию инклюзивного образования должна быть направлена не только на мотивацию людей с ограниченными возможностями здоровья к высшему образованию, но и рассматривать факторы социальной среды и их влияние на развитие высшего образования в целом. Так, вузы, развивающие инклюзивную образовательную среду, приобретают студентов, имеющих серьезную мотивацию к профессиональному обучению, потенциальные возможности и способности которых нередко выше среднестатистического студента. Как результат - через время государство получает не просто дипломированного специалиста, а, прежде всего, мотивированного профессионала. В условиях демографического спада определенных периодов развития российского общества развитие инклюзивной среды выступает конкурентообразующим компонентом, когда вуз привлекает большее количество студентов, в том числе и на, так называемые, непопулярные специальности.

Таким образом, у инклюзивного образования имеется широкий социальный аспект, ибо не только высшая школа должна быть инклюзивной, но и наше общество, при поддержке государства, бизнеса и общественных организаций, должны быть инклюзивным [4]. В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование для лиц с инвалидностью, должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определения норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении студентов, имеющих особые образовательные потребности. 

Рецензенты:

Назарова О.Л.., д.п.н.,профессор, ФГБОУ ВПО «МГТУ  им. Г.И.Носова», г.Магнитогорск;
Недосекина А.Г., д.п.н.,профессор, МаГК им М.И. Глинки, г.Магнитогорск.


Библиографическая ссылка

Лешер О.В., Деменина Л.В. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА: КОМПЛЕКС НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18603 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674