Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Никифоров О.Ю. 1 Голубев О.Б. 1
1 ФГБОУ ВПО Вологодский государственный университет
В данной статье описывается подход к построению содержания предметной подготовки будущих учителей информатики по вопросам обеспечения информационной безопасности школьников. В современной педагогике и психологии вопросы защиты ребенка от негативного информационного воздействия проработаны недостаточно глубоко. Теоретическим основам информационной безопасности школьников в глобальной сети Интернет уделяется недостаточное внимание. Также практически отсутствуют педагогические условия обеспечения информационной безопасности школьника в системе образования. В статье приведен перечень ключевых тем, важных профессиональных компетенций и дидактических условий их формирования. Отдельное внимание уделено вопросам контентной фильтрации, которая выступает в качестве центрального элемента системы защиты от нежелательного контента в образовательном учреждении. Рассмотрены модели и алгоритмы интернет-фильтрации. Включение вопросов, связанных с системами контентной фильтрации, существенно повысит результативность профессиональной подготовки будущих учителей информатики.
контентная фильтрация
нежелательный контент
Web 2.0
Интернет
информационная безопасность
1. Богатырева Ю.И. Подходы к разработке методической системы формирования компетентности в области информационной безопасности / А.Н. Привалов // Информатика и образование. — 2012. - № 10. - С. 79-82.
2. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Смешанное обучение в условиях цифровой школы // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6. — С. 374-374.
3. Интернет Контроль Сервер [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://xserver.a-real.ru/editions/resheniya/obrazovanie.php#tab1_content (дата обращения: 27.03.15).
4. Центр безопасного интернета в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.saferunet.org/expert/article/743/ (дата обращения: 27.03.15).
5. Фильтр SkyDNS для школ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.skydns.ru/school (дата обращения: 27.03.15).
6. NetPolice Pro [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://netpolice.ru/filters/pro/ (дата обращения: 27.03.15).

        Вместе с цифровым веком, который приходит в образование, возникают серьезные угрозы информационной безопасности школьников в сети Интернет. Эти проблемы появились одновременно с тем, как Интернет стал общедоступен. Сегодня современный школьник уже не представляет своей жизни без гаджетов и цифрового контента социальных сетей.

Неограниченный объем всевозможной информации, который сваливается на школьников в сети Интернет, не может благоприятно воздействовать на психофизиологическое состояние детей.

Проблеме зависимости от сетевых и компьютерных игр, социальных сетей, развлекательных сайтов сегодня уделяется много внимания в различных научных работах. Привязанность к Интернету и к компьютерным играм может быть настолько сильной, что у детей появляется желание жить в виртуальном мире. Ребенок часто не может контролировать себя в плане времяпрепровождения за компьютером, общение даже с самыми близкими людьми сводится к минимуму.

Симптомы интернет-зависимости:

1)                 уменьшение времени на прием пищи, прием пищи за компьютером;

2)                 потеря ощущения времени за компьютером в сети Интернет;

3)                 общение с незнакомыми людьми в социальных сетях более частое, чем с людьми в реальном окружающем мире;

4)                 игнорирование семейных и домашних обязанностей;

5)                 пропуск учебных занятий в школе и невыполнение домашних заданий  в связи с нахождением за компьютером в Интернете;

6)                 невозможность сократить время пребывания в Интернете;

7)                 вход в Интернет с целью уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, вины, тревоги;

8)                 частые смены настроения, появление усталости, раздражительности, сильное желание вернуться за компьютер;

9)                 отрицание наличия зависимости от сети Интернет.

Содержательный аспект предметной подготовки учителей информатики по информационной безопасности

Сегодня у будущих педагогов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», необходимо формировать специальные компетенции по информационной безопасности в рамках дисциплин: «Информационные технологии», «Информационные технологии в образовании», «Педагогика», «Психология», «Теория и методика обучения». Также целесообразно рассмотреть вопрос о включении в учебные планы по различным профилям направления «Педагогическое образование» дисциплину «Информационная безопасность в образовательном учреждении». В рамках этой дисциплины познакомить студентов со следующими темами:

1)                 правовые основы информационной безопасности;

2)                 защита интеллектуальной собственности; 

3)                 виды угроз информационного воздействия на школьников;

4)                 программные средства защиты информации; 

5)                 технические средства защиты;

6)                 безопасность учащихся в сети Интернет. 

Согласимся с Ю.И. Богатыревой, которая под компетентностью педагогов в области обеспечения информационной безопасности школьников понимает «интегративную характеристику качеств личности учителя, позволяющую ему осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с профессиональными и социальными требованиями и обладающего мотивированной заинтересованностью к организации инфобезопасной образовательной среды на основе теоретических знаний информационной безопасности, а также практических умений, навыков и определенного опыта деятельности по недопущению вреда от опасных информационных воздействий на личность школьника в соответствии с социальными требованиями современного информационного общества» [1].

Сегодня школьный учитель должен обладать следующими личностными качествами и профессиональными компетенциями:

- знание правовых норм и законов РФ об информационной безопасности, защите персональных данных, об авторском праве;

- обучение учащихся критическому осмыслению и оцениванию информации на основе нравственных и культурных ценностей;

- умение проектировать психологически безопасную и комфортную информационную образовательную среду, проводить профилактику различных форм зависимостей от компьютера;

- опыт деятельности по подготовке сознания детей к противодействию негативным информационным воздействиям, формирование навыков критического мышления, развитие способностей к самоблокированию противоправной информации;

- навыки защиты профессионально значимой информации и противостояния угрозам информационной безопасности в профессиональной деятельности.

Для того чтобы сформировать у будущих учителей компетенцию в области обеспечения информационной безопасности, необходимо выполнять следующие дидактические условия:

- введение тематики информационной безопасности школьников в различные дисциплины профессиональной подготовки будущих педагогов;

- создание профессионально ориентированной среды обучения посредством представления содержания и технологий обучения информационной безопасности, защите персональных данных и профессиональной информации в контексте будущей педагогической деятельности;

- создание механизма для оценивания уровня сформированности рассматриваемой компетентности.

К решению вопроса организации безопасного информационного пространства в школе необходимо подойти комплексно. В школе  сегодня должны работать профессионалы высоко уровня, которые способны обеспечить на техническом уровне защиту учащихся от нежелательного контента сети Интернет. Учителям и психологам необходимо проводить профилактические работы с обучающимися и их родителями, всем участникам образовательного процесса должны быть доступны информационные ресурсы по организации безопасной работы в сети Интернет. Безусловно, необходим контроль со стороны родителей за тем, сколько времени проводят их дети в Интернете и какие ресурсы они посещают.

Эффективным средством для обеспечения информационной безопасности школьников, грамотно использовать которое должны уметь будущие учителя информатики, является контентная фильтрация.

Контентную фильтрацию в образовательном учреждении можно определить как совокупность комплексных технических, программных, организационных решений для обеспечения контролируемого доступа учащихся и сотрудников школы к ресурсам всемирной паутины, а также фильтрации нежелательного контента. Выделяют два основных подхода к решению данной проблемы: локальный, который подразумевает использование специального программного фильтра на компьютере пользователя, и шлюзовый, базирующийся на централизованной аппаратно-программной фильтрации входящего трафика.

Фильтрация на уровне конкретной рабочей станции обладает большей трудоемкостью, поскольку необходимо контролировать список доступа к ресурсам на уровне каждого компьютера. В большинстве случаев такую фильтрацию может отключить пользователь самостоятельно, владеющий минимальными навыками работы с персональным компьютером.

Второй вариант предполагает организацию контроля доступа к ресурсам сети Интернет, при которой ни одна рабочая станция не может миновать программный контент-фильтр, установленный на сервере, а контроль списка доступных или запрещенных ресурсов осуществляется централизованно.

Рассмотрим структура нежелательного контента, который должен анализироваться системой контентной фильтрации любого уровня. Нежелательным контентом являются [4]: вирусы, троянские и другие вредоносные программные объекты, ссылки на фишинговые сайты, активные сетевые атаки, контент, ограниченный по причине возраста пользователя.

            Фильтрация нежелательного контента осуществляется с помощью интернет-фильтра, который контролирует интернет-трафик через определение категории сайта по его содержимому. Это особенно актуально для ресурсов, которые содержат информацию разных категорий [4]. Определение категории сайта осуществляется с использованием специальных предопределенных баз путем анализа контента страниц или через описание самого web-ресурса. Переход к технологии Web 2.0 еще больше усложнил контентную фильтрацию трафика, так как теперь данные могут передаваться отдельно от элементов оформления и нежелательная информация доходит до конечного пользователя. Необходим специальный комплексный подход к анализу такого контента.

У современного школьного учителя информатики для реализации эффективных мер по обеспечению информационной безопасности в школе должны быть сформированы соответствующие компетенции, и он обязан владеть приемами работы с программными средствами контентной фильтрации.

Отдельно необходимо рассмотреть программное обеспечение для контентной фильтрации, которое можно использовать для построения эффективной системы информационной безопасности в современной российской школе. На рынке программного обеспечения представлено большое количество решений в области контентной фильтрации.

NetPolice представляет собой настольное приложение, которое реализует защиту от нежелательного контента на рабочей станции конечного пользователя. Система использует алгоритмы динамической фильтрации, которые подразумевают анализ содержимого web-ресурса в момент обращения к нему, если контент будет определен как нежелательный, но загрузка страницы в браузере заблокируется. Для повышения эффективности работы программа использует URL-фильтрацию, при которой страница или домен могут быть маркированы как нежелательный ресурс, и последующий доступ к таким элементам блокируется [6].  Система NetPolice позволяет контролировать доступ к сервисам обмена сообщениями, к web-ресурсам с потенциально опасным и неконтролируемым содержанием, с контентом, который несовместим с задачами образовательного процесса. Данная программа является эффективным инструментом контентной фильтрации на отдельной рабочей станции и может быть рекомендована для изучения будущим учителям информатики.

Примером программного решения, предназначенного для централизованного управления сетевым трафиком, в том числе и контентной фильтрацией, является «Интернет Контроль Сервер» (ИКС) [3]. Данная система позволяет: использовать готовые шаблоны правил для школ для запрета доступа на заведомо «плохие ресурсы», анализа трафика контент-фильтром; управлять доступом пользователей; применять сертифицированный межсетевой экран, обеспечивающий безопасность от угрозы извне. Применение ИКС для организации контентной фильтрации в школе позволит развернуть эффективную защиту от нежелательного контента на любой аппаратно-программной платформе. Владение данным программным комплексом позволит существенно повысить информационную безопасность школьников в образовательном учреждении.

Активное внедрение web-сервисов поколения 2.0. выдвигает дополнительные требования к современному школьному учителю информатики [2]. Облачные технологии могут быть использованы для конструирования нового информационного пространства школы, ключевым элементом которого является система защиты от нежелательного контента. Главным преимуществом современных web-технологий является возможность построения единого комплексного образовательного инструментария, который позволит полностью заменить все настольные прикладные программы для решения широкого круга педагогических задач на уроках информатики и ИКТ. В состав «облачного» инструментария входят: текстовые, табличные, графические web-редакторы, сервисы для генерации презентаций, виртуальных плакатов, электронных книг, лент времени, файловые хранилища, графические, видео-, аудиохостинги, агрегаторы учетных записей и прочие интернет-приложения.

В структуру «облачного» инструментария современного учителя информатики должны входить сервисы, позволяющие построить границу вокруг виртуального образовательного пространства школьника. Примером такого «облачного» решения является SkyDNS [6].

SkyDNS является «облачным» сервисом и поэтому не требует установки ни на сервер, ни на рабочую станцию конечного пользователя. Данное решение подразумевает использование адресов DNS-серверов компании, предоставляющей данный сервис, на интернет-шлюзе школы. SkyDNS позволяет блокировать доступ к опасным сайтам еще до реального обращения к их контенту. Система поддерживает актуальные «черные» и «белые» списки сайтов, которые существенно повышают эффективность контентной фильтрации. Информационную безопасность школьников можно дополнительно усилить, настроив переадресацию всех поисковых запросов на безопасный поиск самого сервиса SkyDNS. 

Выводы

Сегодня остро встает вопрос о необходимости формирования компетентности педагогов в области информационной безопасности личности учащихся, как закономерный ответ на информационные угрозы. Педагог должен формировать у подрастающего поколения навыки информационной безопасности и медиаграмотности, которые позволили бы учащемуся самостоятельно оценивать опасность тех или иных ресурсов, противостоять возникающим в глобальной сети Интернет новым угрозам и рискам, самостоятельно организовывать учебную деятельность в условиях функционирования информационной среды дистанционного обучения.

Требуется разработать единую концепцию, описывающую все аспекты безопасной работы школьника в сети Интернет. К таким аспектам можно отнести: модель угроз информационной безопасности детей в глобальной сети Интернет, психологические риски в глобальной паутине, модель организации информационной безопасности в образовательном учреждении. Но одним из ключевых элементов данной модели является организация предметной подготовки будущих педагогов (бакалавров и магистров направления «Педагогическое образование») по вопросам информационной безопасности школьников. Необходимо построить методическую систему формирования у будущих учителей специальных компетенций в области информационной безопасности. Включение вопросов, связанных с системами контентной фильтрации, существенно повысит результативность подготовки.

 

Рецензенты:

Наимов А.Н., д.ф.-м.н., профессор, профессор кафедры информатики и математики Вологодского института права и экономики ФСИН России, г. Вологда;

Шутикова М.И., д.п.н., доцент, профессор кафедры математики и информатики ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец.


Библиографическая ссылка

Никифоров О.Ю., Голубев О.Б. К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18634 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674