Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕГУМАНИТАРНОГО БАЗИСА ОБРАЗОВАНИЯ

Елканова Т.М. 1
1 Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова Министерства образования и науки РФ
Системный подход к высшему профессиональному образованию в компетентностно-ориентированной модели, результативно-целевой основой которой является система ключевых компетенций, включающая подсистемы субъектно-личностных, организационно-деятельностных и социально-коммуникативных компетенций, требует выдвижения концепции общегуманитарного базиса образования, предусматривающего три важных направления в реализации идеи гуманитаризации: гуманитаризацию содержания образования, гуманитаризацию процесса обучения и формирование гуманитарно-развивающей образовательной среды. Предлагаемая концептуально-теоретическая модель общегуманитарного базиса предусматривает формирование ключевых компетенций специалиста, которые можно сгруппировать по компонентам: этико-аксиологический, эколого-активационный (формируют ценностно-смысловые компетенции); историко-амплификативный, интегративно-аппликативный, культурно-инфузионный, регионально-этнический (формируют общекультурные компетенции); философско-методологический, интеракционно-гностический (формируют когнитивно-мировоззренческие компетенции); информационно-аналитический, когнитивно-коммуникативный (формируют информационно-коммуникативные компетенции); антропогностический, сенситивно-рефлексивный, аппликативно-валеологический, психолого-адаптивный (формируют компетенции личностного самосовершенствования); креативно-развивающий, личностно-вариативный (формируют учебно-познавательные компетенции); контемпорально-презентативный, социально-правовой, социально-адаптивный (формируют социально-коммуникативные компетенции). Формирование общегуманитарного базиса в предлагаемой концепции предусматривается как в целостном образовательном пространстве высшего учебного заведения, так и при изучении конкретных обязательных и элективных учебных дисциплин. Представленные в статье концептуально-теоретические положения могут быть использованы при разработке гуманитарно ориентированных концепций для различных образовательных областей, а также методики гуманитарно ориентированного преподавания отдельных учебных дисциплин.
высшее образование
гуманитаризация образования
общегуманитарный базис
ключевые компетенции
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
2. Декларация принципов толерантности. Резолюция 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО, 1995. – URL: http://www.tolerance.ru/declar.html. Дата обращения: 05.01.2010.
3. Елканова Т.М. Общегуманитарный базис образования: структурные компоненты: Монография. – Владикавказ: Олимп, 2013. – 156 с.
4. Елканова Т.М. Общегуманитарный базис образования: эпистемологические и методологические компоненты: Монография. – Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012. – 184 с.
5. Елканова Т.М. Пути гуманитаризации преподавания естественнонаучных дисциплин // Высшее образование в России. – 1992. – № 2. – С. 88–93.
6. Елканова Т.М., Белогуров А.Ю. Общегуманитарный базис современной системы образования (попытка концептуально-теоретической модели) // Высшее образование в России. – № 4. – 1995. – С. 64–66.
7. Елканова Т.М., Чеджемова Н.М. Иностранный язык как средство формирования социальной компетентности в структуре общегуманитарного базиса образования // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2012. — № 4. — Том 18. – С. 11–15.
8. Ефименко В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. – М.: Педагогика, 1976. – 224 с.
9. Зиновьев Д.В. Социально-психологический портрет студента в контексте толерантности // Парадигма. – 2006. – № 2. – С. 26–33.
Одной из приоритетных тенденций развития современного образования является ориентация на серьезное и глубокое переосмысление роли и значения человека, признание человеческой личности в качестве важнейшей общественной ценности. В такой ситуации значительно возрастает актуальность разработки проблемы гуманитаризации как важнейшей составляющей новой парадигмы образования, заключающейся в фундаментальности, целостности и направленности на формирование личности специалиста, обладающего не только развитыми профессиональными компетенциями, но и поликультурным кругозором и гуманитарной грамотностью, сформированностью и устойчивостью чувства ответственности за социально-экологические аспекты своей деятельности, способного к целостному и системному анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды. Проблема гуманитаризации приобретает особо приоритетный характер в условиях перестройки российской системы образования в соответствии с компетентностным студентоцентрированным подходом, результативно-целевой основой которого является система ключевых компетенций, включающая подсистемы субъектно-личностных, организационно-деятельностных и социально-коммуникативных компетенций. Проведенный анализ источников по проблеме гуманитаризации образования позволяет сделать вывод, что, несмотря на наличие глубоких исследований по отдельным аспектам гуманитаризации, каждое из них направлено на развитие или формирование одного или нескольких элементов в структуре личности, но не на ее целостное развитие. Системный подход к высшему профессиональному образованию в компетентностно-ориентированной модели требует, по нашему мнению, выдвижения концепции общегуманитарного базиса образования, предусматривающего три важных направления в реализации идеи гуманитаризации: гуманитаризацию содержания образования, гуманитаризацию процесса обучения и формирование гуманитарно-развивающей образовательной среды. Разрабатываемая нами в течение более чем двадцати лет концептуально-теоретическая модель общегуманитарного базиса образования [3-6], предусматривающая формирование ключевых компетенций специалиста, включает следующие компоненты.

1. Этико-аксиологический компонент, предусматривающий выявление и всестороннее использование этико-гуманистического потенциала образовательной среды и стимулирующий активность субъектов образовательного процесса по присвоению гуманистических ценностей. Период обучения в вузе, по мнению ученых, является периодом наиболее активного развития нравственных чувств, периодом, характеризующимся повышенным интересом к моральным проблемам. Как отмечает Д. В. Зиновьев, наиболее важными являются для студентов именно проблемы морально-этического плана: 20,7% студентов назвали причинами конфликтов, происходящих между ними, проблемы морально-этического характера [9]. Поэтому одним из основных компонентов общегуманитарного базиса образования является этико-аксиологический компонент, который способствует актуализации ценностной ориентировки в многообразии информационных потоков, этических образцов, моделей самореализации в современном российском обществе, обеспечивает последовательное присвоение студентами гуманистических ценностей, интегрированных в ценностную картину мира, формирует умение осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в динамических жизненно значимых ситуациях. В аксиологически ориентированной среде образовательного учреждения происходит интерсубъектный процесс присвоения ценностей, накапливается опыт ценностного самоопределения, способствующего гармоничному вхождению личности в контекст социокультурного окружения, ее самореализации. Как отмечал С. И. Гессен, «без мировоззрения как жизненного отношения субъекта к мировому целому, отношения, включающего в себя наряду с представлением о мире и оценку его с точки зрения ценностей, а значит, и некий жизненный идеал, без такого мировоззрения нет самосознания, а стало быть, нет и бытия человека как личности» [1]. Этико-аксиологический компонент направлен на интериоризацию ценностей из разряда потенциальных (общественные ценности-идеалы) в разряд актуальных (ценностные ориентации личности) в процессе ценностно-рациональной интеллектуальной и практической деятельности репродуктивного и продуктивного характера. Для эффективной реализации этого компонента необходимо определить основные системообразующие ценности и мотивы становления личности на каждом этапе профессиональной подготовки, выявить взаимосвязи в структуре всей ценностно-мотивационной сферы обучающихся.

2. историко-амплификативный компонент, направленный на воспитание чувства ответственности по отношению к традициям, исторической памяти, современности, к будущему цивилизации; на осознание единства традиций и новаций как важнейшего условия сохранения человеческой цивилизации. Предполагает рассмотрение проблем, объектов, явлений, процессов в их возникновении, становлении и развитии, постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимание как общих закономерностей истории, так и своеобразия конкретных обстоятельств. Способствует лучшему пониманию внутренней динамики современных социокультурных процессов и явлений, помогает определить уровень и направление их развития, развивает способности прогнозирования возможных направлений их исторической эволюции и выбора из веера возможных вариантов одного из направлений развития, соответствующего целям и ценностям исторически определенного типа общества.

3. Философско-методологический компонент, предусматривающий выявление и всесторонний анализ философского содержания различных теоретических положений, способов согласования концептуальных структур с физической реальностью. Формирует способы мышления и деятельности, т.е. процедуры рефлексивного характера. Современная цивилизация характеризуется новым типом социокультурного образования, в рамках которого главным является подготовка к овладению методами и содержанием познания, поэтому целью обучения выступает не только получение самого результата, а прежде всего овладение методами деятельности, ее средствами. Это обусловливает необходимость отражения в содержании профессионального образования вопросов формирования методологической культуры, включающей методы познавательной, профессиональной, коммуникативной и аксиологической деятельности. Этот компонент приобретает особенно важное значение в связи с формированием на современном этапе развития науки новой эволюционно-синергетической картины мира, требующей освоения понятийно-категориального аппарата эволюционной концепции научной картины мира, характеризующегося таким уровнем обобщения и систематизации научного знания, при котором наиболее полно представляется взаимосвязь конкретно-научных концепций и философии.

4. Интеракционно-гностический компонент, предусматривающий интеграцию на уровне освоения разных в онтологическом отношении способов познания мира, формирование целостной структуры категориального аппарата мышления будущего специалиста, позволяющего теоретически осмысливать систему «человек - мир» на разных уровнях ее функционирования. При этом формируется целостная система ценностно-смысловых установок, определяющих ментальность будущего специалиста, сквозь призму которой происходит осознание быстро меняющегося мира и места человека в нем; развитие ценностно-смыслового отношения к каждой проблеме (глобальной или локальной, массовой или индивидуальной), видения ее внутреннего человеческого смысла, понимание многогранности окружающего мира, его неоднозначности. Способствует развитию адаптационных свойств личности в условиях дина­мичной трансформации социокультурной, биологической и информационной среды.

5. Интегративно-аппликативный компонент, призванный способствовать формированию межсистемных ассоциаций, которые согласно В.Ф. Ефименко [8] являются обобщениями высшего порядка и лежат в основе мировоззренческих взглядов и убеждений. Выявляются и исследуются научные и историко-культурные корреляции между явлениями и процессами, между формированием различных областей знания и культуры, устанавливаются общие принципы их развития, прослеживаются логика и специфика историко-культурных взаимосвязей по синхронизационным и корреляционным компонентам, производится анализ генезиса, эволюции и генерализации идей, понятий, терминов как в рамках изучаемой науки, так и в различных областях знания. Способствует формированию и развитию системного мышления, умения видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений, развитию способности использовать знания из разных областей в видах деятельности, связанных с профессией, видеть и решать общие проблемы, возникающие на стыке различных областей. Является одним из интегрирующих, синтезирующих факторов, способствующих формированию целостной личности каждого выпускника вуза.

6. сенситивно-рефлексивный компонент, cпособствующий формированию эстетической и эмоционально-мотивационной сферы студентов, развитию общей и гуманитарной культуры, системы личных ценностей на основе взаимосвязи, существующей между знаниями и переживаниями. Гуманитаризация образования предполагает прежде всего формирование у человека особой формы отношения к окружающему миру и самому себе, к своей собственной деятельности в нем. Причем в этом смысле гуманитаризация образования означает значительное усиление эмоциональных компонентов обучения, чему практически не уделяется внимание - все образование направлено на развитие интеллектуальной сферы обучаемых. Между тем, как доказано учеными-психологами, не знания, а эмоции составляют ядро личности. Исследования показывают, что 90% клеток коры головного мозга «работают» именно на эмоциональную сферу человека. Целенаправленное насыщение учебно-воспитательного процесса интеллектуальными, моральными и эстетическими эмоциями, адекватными его целям, задачам и содержанию, способствует формированию аксиологических и эстетических регулятивов познавательной, социальной и профессиональной деятельности.

7. Эколого-активационный компонент, основанный на эколого-интегративном подходе к изучению всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности в природе и обществе и направленный на формирование эколого-аксиологического подхода к будущей профессиональной и гражданской деятельности на основе концепции коэволюции природы и общества. Развивает профессионально-экологическую готовность будущего специалиста - генерализованную систему личностных и когнитивно-процессуальных свойств личности, распространяющуюся на все личностные и профессиональные качества. Философско-методологический анализ объективных условий и субъективных факторов современной экологической ситуации неизбежно приводит к постановке проблемы качественного преобразования старых ценностей, формирования принципиально новых идеалов и целей на базе экологического мышления, без чего невозможно дальнейшее позитивное развитие цивилизации и формирование человека экологичного.

8. Антропогностический компонент, учитывающий, что гуманитарная парадигма в образовании предполагает познание человеком в процессе обучения не только законов природы и общества, но и самого себя с антропологической, человеческой позиции, познание человеком самого себя - своей уникальной человеческой сущности, своей истории и своего нынешнего состояния, своей психологии и закономерностей формирования своей личности, познание отношений между людьми, целей и средств человеческого общения в многообразии его форм, т.е. в конечном счете - самопознание себя как личности.

9. Информационно-аналитический компонент, учитывающий особенности становления и творческого развития личности в условиях новой парадигмы информатизации человеческого общества и предусматривающий формирование навыков и умений дифференциации информации, самостоятельной выработки критериев оценки информации, умения анализировать и интерпретировать разные точки зрения, создание четких способов отбора ценной информации. Предусматривает овладение студентом общей системой способов ориентации в динамически изменяющихся потоках информации, алгоритмами поиска и аналитико-синтетической переработки, извлечения и оценки информации, преобразования найденной информации, а также формирование умения постоянно пополнять и достраивать свою личностную систему знаний. Обусловлен изменением инструментальной и содержательной части информационной деятельности, значительным расширением массива доступных деятельностных процедур в широком спектре целесообразного преобразования окружающего мира человеком. Предусматривает создание в образовательном учреждении информационно-развивающих сред на базе современных информационных технологий и компьютерных телекоммуникаций.

10. Креативно-развивающий компонент, выражающийся в создании условий для творческого самовыражения личности в разнообразных видах деятельности, как учебной, так и внеаудиторной. Способствует формированию таких качеств личности, как способность к анализу различных мнений, взглядов, позиций, научных подходов, синтезу, сравнению, установлению причинно-следственных связей. Направлен на формирование компетентных и личностно развитых профессионалов, которые не будут ждать указаний и инструкций, а вступят в самостоятельную социальную жизнь и в профессиональную деятельность с уже сложившимся творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным потенциалом. Подразумевает развитие способности к дивергентному мышлению, создание внутренней мотивации к нестандартной деятельности, включает когнитивные, мотивационные, личностные компоненты.

11. Личностно-вариативный компонент, подразумевающий использование личностно-ориентированной, вариативной педагогики, педагогически обоснованных внешних воздействий, которые приведут каждого студента к профессиональной самоструктуризации, индивидуализированной в зависимости от типа мышления и психологических особенностей студента. Компонент основан на принципах поливариантности и многообразия, предусматривает создание условий для более полного проявления способностей студентов в избранных ими формах деятельности, организуемой с учетом их ценностных ориентаций и интересов.

12. Регионально этнический компонент, предусматривающий учет становления, самоопределения, саморазвития личности в условиях конкретной регионально-этнической среды. Направлен на формирование индивида, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований. базируется на принципах этнокультурной идентификации и интеграции в мировое сообщество. Необходимость введения этого компонента обусловлена тем, что в условиях современных социокультурных изменений, глобализации мировых процессов и культурной конвергенции остро стоят проблемы формирования поликультурной личности - человека, ориентированного через свою культуру на другие, обладающего целостным мировоззрением, развитым историческим, географическим, правовым, художественно-эстетическим сознанием. Попытки решения этих вопросов поставили перед системой образования проблему адаптации образования к конкретным условиям региона с учетом этнического состава его жителей при сохранении фундаментальных основ педагогической науки и централизованного управления педагогическим процессом. При этом процесс социализации и интериоризации личности немыслим без глубокого усвоения общечеловеческих ценностей, знаний особенностей проявления различных культур в едином российском социальном пространстве. Модернизация образования выдвигает идею непрерывности, пересмотра содержания образования, в том числе и этнорегионального, через согласованность знаний, умений и навыков, получаемых человеком на разных уровнях личностного и профессионального становления. Непрерывное этнорегиональное образование способствует этноличностному развитию каждого субъекта образовательного процесса, передаче ему духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями.

13. Культурно-инфузионный компонент, решающий задачу обучения «общению культурой», так как развитие современных информационных технологий с неизбежностью приводит к взаимодействию и взаимопроникновению ранее обособленных культур, в связи с чем любое профессиональное образование становится поликультурным. Обусловлен осознанием того, что глобальное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственных разным нациям, так как на фоне интеграции и интернационализации различных сфер деятельности на первый план выступает способность человека к адаптации в поликультурном обществе. Это выдвигает перед системой образования проблему формирования у студентов кросс-культурной грамотности, освоения равных по содержанию и возможностям моделей коммуникации для всех субъектов, вступающих в межкультурный контакт, навыков общения в межкультурном пространстве на основе познания достижений общечеловеческой культуры, признания равноправия и равноценности различных культур и воспитания толерантного отношения к чужой культуре. При этом специалисту необходимо быть психологически готовым к деятельности в новых социокультурных условиях, уметь вести диалог, соблюдая нормы культурной и деловой этики, принимать оригинальные и адекватные ситуациям решения, видеть перспективы и планировать стратегии и тактики развития межличностного взаимодействия. Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г., «в интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества» [2]. Отметим, что эффективный процесс межкультурной коммуникации предполагает приоритет культурных универсалий над культурным разнообразием, так как именно культурные универсалии могут обеспечить глобальный диалог культур в их историческом развитии.

14. Когнитивно-коммуникативный компонент, предусматривающий формирование на вербально-семантическом, когнитивном и прагматическом, мотивационном уровнях как первичной, так и вторичной языковой личности, владеющей опытом ролевой самоорганизации в ситуациях общения, способной к преодолению фоновых барьеров различного рода (культурных, языковых и прагматических) для достижения своих стратегических и тактических целей. Учитывает изменение коммуникативной культуры в условиях глобализации процессов и явлений, формирование единого информационного пространства, что приводит к принципиально иным формам и содержанию личных и профессиональных связей.

15. Аппликативно-валеологический компонент, предусматривающий формирование культуры здоровья как интегральной характеристики личности, необходимой для успешной реализации индивидуальных профессиональных и жизненных планов. Направлен на создание действенной мотивации на ведение здорового образа жизни, прививает культуру самостоятельного совершенствования собственного психоэмоционального статуса, здоровьеориентированного поведения и деятельности с учетом индивидуально-личностных потребностей.

16. Психолого-адаптивный компонент, предусматривающий овладение методами психологической саморегуляции как структурной единицы всесторонней профессиональной подготовки будущих специалистов, активного управления собственными психологическими состояниями и реакциями, освоение методов самосовершенствования механизмов личностной регуляции поведения и деятельности, оперативной эмоционально-психологической перестройки в соответствии с ситуацией. Обусловлен необходимостью постоянной корректировки психоэмоционального статуса в отличающихся высокой динамичностью современных условиях, в которых стандартизация поведения не может обеспечить эффективность психологической и социальной адаптации.

17. Социально-адаптивный компонент, направленный на обучение методам социальной адаптации, в том числе - профессиональной, овладение способами и средствами самосовершенствования операциональных характеристик своего поведения и деятельности, развитие навыков социально-психологической оценки ситуаций взаимодействия и воздействия. Призван развивать адаптационную мобильность и социальную контролируемость, т.е. систему социально-психологических качеств, связанных с поведением человека в структуре межличностных и организационно-управленческих отношений в коллективе. Способствует формированию как соционормативной культуры, системы социальных позиций, взглядов, оценок и ориентаций, интегративных умений работать в команде, так и мотивационных установок к их применению в практической деятельности.

18. Социально-правовой компонент, решающий задачу формирования необходимых для жизни в современном обществе навыков социальной активности и функциональной грамотности, правовых установок отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. Предусматривает овладение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, обеспечивающими надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни; призван способствовать формированию личности, способной к адекватному применению социально-правовых знаний в разных областях профессиональной деятельности и готовой к активному участию в социальном прогрессе. Продолжающаяся с середины XX в. информационная революция охватывает сегодня все сферы не только производственной, но и социальной деятельности человека: формируется информационное единство всей человеческой цивилизации; реализуется свободный доступ каждого человека ко всем информационным ресурсам; превалирующими становятся гуманистические принципы управления обществом, основанные на прозрачности власти, всеобщем доступе к информации, демократичности принятия общественных решений. Подробно проблемы формирования социальной компетентности рассмотрены нами в [7].

19. Контемпорально-презентативный компонент, предусматривающий корреляцию содержания и структуры образовательной среды с современными мировыми тенденциями развития цивилизации, с культурными, политическими, социальными, экономическими реалиями общества на национальном, региональном и планетарном уровнях. Призван способствовать социализации личности, подготовке студентов к ориентации в кругу актуальных проблем современности и выработке соответствующих компетенций, интеграции общественных запросов и личных интересов, перспектив будущего специалиста в условиях глобализации социокультурного пространства.

Предлагаемая концептуально-теоретическая модель общегуманитарного базиса предусматривает формирование ключевых компетенций специалиста, которые можно сгруппировать по компонентам: этико-аксиологический, эколого-активационный (формируют ценностно-смысловые компетенции); историко-амплификативный, интегративно-аппликативный, культурно-инфузионный, регионально-этнический (формируют общекультурные компетенции); философско-методологический, интеракционно-гностический (формируют когнитивно-мировоззренческие компетенции); информационно-аналитический, когнитивно-коммуникативный (формируют информационно-коммуникативные компетенции); антропогностический, сенситивно-рефлексивный, аппликативно-валеологический, психолого-адаптивный (формируют компетенции личностного самосовершенствования); креативно-развивающий, личностно-вариативный (формируют учебно-познавательные компетенции); контемпорально-презентативный, социально-правовой, социально-адаптивный (формируют социально-коммуникативные компетенции). Формирование общегуманитарного базиса в предлагаемой нами концепции предусматривается как в целостном образовательном пространстве высшего учебного заведения, так и при изучении конкретных обязательных и элективных учебных дисциплин.

Рецензенты:

Белогуров А.Ю., д.п.н., профессор, заместитель директора ГБНУ «Московский институт развития образования», г. Москва;

Райцев А.В., д.п.н., профессор, декан физико-технического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Елканова Т.М. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕГУМАНИТАРНОГО БАЗИСА ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18809 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674