Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТЕГРАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ И ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

Бакланова Т.И. 1 Медведь Э.И. 1 Жукова Е.М. 1
1 ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
В статье раскрываются некоторые результаты исследований, посвященных разработке, концептуальному обоснованию и внедрению в практику интегрированных этнокультурных проектов и программ, нацеленных на реализацию педагогического потенциала русской традиционной культуры в духовно-нравственном воспитании современных российских школьников. Такие проекты и программы успешно разрабатываются в г. Москве в течение двух последних десятилетий в рамках государственной программы «Столичное образование». Авторы данной статьи непосредственно участвовали и продолжают участвовать в разработке и концептуальном обосновании интегрированных этнокультурных программ и учебных пособий для московских школьников, а также в подготовке педагогических кадров в Московском городском педагогическом университете к реализации таких образовательных и культурно-досуговых программ. В статье отражены предложенные ее авторами четыре направления интеграции этнокультурной деятельности московских школ и Российской государственной детской библиотеки: развитие интереса детей к чтению книг о русской традиционной культуре, организация игровой деятельности на основе русских народных игр, организация этнохудожественной творческой деятельности, проведение русских традиционных народных календарных праздников.
библиотека
школа
интеграция
русская культура
этнокультурное образование
1. Бакланова Т.И. Вклад в модернизацию этнокультурного образования // Этнодиалоги: Альманах. – М.: МИОО, 2011. – № 1. – С. 27–46.
2. Бакланова Т.И. Инновационная образовательная система «Русская культура» для начальной школы // Наука и образование в современной конкурентной среде: материалы II Международной научно-практической конференции. Уфа. 27–28 февраля 2015 г.– Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. – С. 26–30.
3. Бакланова Т.И. Московские школы с русским этнокультурным компонентом // Русская национальная школа. – СПб: Петровская академия наук и искусств, 2008. – № 1. – С. 37–50.
4. Бакланова Т.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Русские традиционные народные календарные праздники. 4 класс: Учебное пособие. – М.: АСТ. Астрель. – 2015. – 96 с.
5. Бакланова Т.И. Проблемы этнохудожественного образования в содержании профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции. Уфа. 16–17 февраля 2015 г.– Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. – С. 27–31.
6. Бакланова Т.И. и др. Русская традиционная культура: комплекс интегрированных этнокультурных программ для дошкольных учреждений и начальных школ. – М.: МГУКИ, 1998. – 288 с.
7. Бакланова Т.И. и др. Русская традиционная художественная культура: Экспериментальная художественно-образовательная система, комплекс интегрированных программ. – М.: МГУКИ, 1997. –168 с.
8. Бакланова Т.И. Русские народные праздники в содержании инновационной образовательной системы «Русская культура» для начальной школы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/121-17769.
9. Бакланова Т.И., Медведь Э.И. Сохранение и развитие традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях как компонент содержания учебно-методического комплекта «Русская культура» для начальной школы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 // Режим доступа: URL: www.science-education.ru / 121-17769
10. Сокольникова Н.М., Сокольникова Е.В. Национальный и этнокультурный компонент в дизайне // Этнокультурная деятельность в современных социокультурных условиях. – М.: ОО «Коллаж»,2010. – С. 114–124.

В современных социокультурных  условиях особое значение приобретает  этнокультурное образование и воспитание школьников. В «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента РФ  24 декабря 2014 г., культура  рассматривается как инструмент передачи новым поколениям  моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности.

В  середине 1990-х гг. в г. Москве началась разработка первых комплексов интегрированных этнокультурных школьных программ на основе русской традиционной культуры [1, 3, 6, 7 и др.].  Создание и апробация таких программ  велись на нескольких экспериментальных площадках г. Москвы  (в учебно-воспитательных комплексах  № 1664, 1667 и др.) под научным руководством Т.И. Баклановой,  в рамках городской программы «Столичное образование». Так, в УВК № 1664  г. Москвы была разработана программа «Русский дом» (автор М.С. Козий). С этой программой были интегрированы   этнокультурные программы «Родная природа» (автор Е.С. Дмитриева), «Литературно-поэтическое творчество» (автор А.В. Нестеренко),  «Театральное творчество» (автор Г.И. Губа),  «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество» (автор Е.В. Костина) [6].

Основой  для разработки комплекса интегрированных программ  в  УВК № 1667 г. Москвы стала программа  «Русская традиционная культура» (автор Е. Б. Ангелина). С этой программой было интегрировано содержание программ «Изобразительное искусство» (автор И.Л. Голованова), «Театральное творчество» (автор Н.И. Ивушкина), «Русские народные музыкальные инструменты» (автор  С.А. Ермолова), «Хореография» (авторы Т.В. Савинко, С.А. Куприянова) и др. [7].

Во  введении к каждому из сборников таких программ раскрыты  их концепции, обоснован педагогический потенциал русской традиционной культуры в современном российском обществе, охарактеризован  аксиологический подход к разработке этнокультурных образовательных программ,  впервые сформулирована система  духовно-нравственных ценностей и идеалов русской традиционной культуры, на основе которых, по мнению Т.И. Баклановой,  необходимо осуществлять педагогическое проектирование содержания любых этнокультурных образовательных программ и которые являются основными  семантическими узлами интегрированного этнокультурного образовательного пространства  современных школ и других образовательных организаций [6, 7].

В основу  содержания экспериментальных этнокультурных интегрированных программ были положены такие духовно-нравственные ценности, как ценность Родины, родной природы, родного дома и многие другие ценности, воплощенные в русском народном  творчестве (пословицах, поговорках, сказках, былинах, песнях, танцах, декоративно-прикладном творчестве и т.д.), а также в русской традиционной празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуре.  

Информационное обеспечение данных комплексов программ успешно осуществляют школьные библиотеки. Они помогают педагогам, детям и родителям в поисках необходимой литературы, в использовании новых информационно-компьютерных технологий.

В современных условиях аксиологический подход к разработке содержания этнокультурного образования внедрен в новой образовательной  системе  для начальной школы «Русская культура» [2, 6, 8, 9], созданной в 2014 г. в рамках государственной программы «Столичное образование» авторским коллективом (рабочей группой) кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета (руководитель рабочей группы Э.И. Медведь, ответственный исполнитель Т.И. Бакланова).  Образовательная система «Русская культура» включает два основных компонента:  уроки русской культуры и внеурочную деятельность по духовно-нравственному воспитанию. Для проведения уроков русской культуры в современных московских школах разработаны программа и учебное пособие по факультативному курсу  «Русская культура» (4-й класс), а  также  учебное пособие Т.И. Баклановой  по базовому учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России: Русские традиционные народные календарные праздники» (4-й класс) [4]. Для внеурочной деятельности   разработаны программа и методические рекомендации для учителей.

В каждом из этих компонентов новой этнокультурной образовательной системы содержатся разнообразные задания младшим школьникам по чтению книг о русской традиционной культуре, по участию в школьных праздниках народного календаря и других проектах.

Например,  тему «Рождество идет, радость нам несет!»  завершают в учебном пособии Т.И. Баклановой следующие  задания: прочитать: отрывок «Рождество» из повести И.С. Шмелева «Лето Господне» и народную драму «Царь Ирод»; послушать народные песни - христославия, рождественские церковные песнопения - сокровища русской музыкальной культуры, фортепьянную пьесу П.И.Чайковского «Декабрь. Святки» (из цикла «Времена года»); посмотреть балет - рождественскую сказку П.И. Чайковского «Щелкунчик» (в видеозаписи или в музыкальном театре);  посетить  детское рождественское представление в храме  Христа Спасителя (г. Москва) и вертепный спектакль в Театральном музее им. А.А. Бахрушина или в Государственном литературном музее (г. Москва); принять участие в подготовке эпизода «Рождество» школьного праздника «Зимние Святки».

По  теме  «Новый год» школьникам предлагается поиграть в старинную русскую народную игру «Мороз», прочитать русскую народную сказку «Морозко», послушать старинные русские народные новогодние песни - овсени и таусени, посмотреть оперный спектакль «Снегурочка» (муз. Н.А. Римского-Корсакова), посетить новогоднее представление, принять участие в подготовке эпизода «Старый Новый год» школьного праздника «Зимние Святки».

По теме «Раз в Крещенский вечерок» в учебном пособии даны следующие задания: прочитать отрывок «Крещение» из повести И.С. Шмелева «Лето Господне», послушать русские народные подблюдные песни, принять участие в подготовке эпизода «Крещенский вечерок» школьного праздника «Зимние Святки».

Тема «Масленица» завершается в учебном пособии Т.И. Баклановой такими заданиями, как: прочитать отрывок «Масленица» из повести И.С. Шмелева «Лето Господне», послушать народные масленичные песни и пьесу П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года», разучить и спеть русскую народную песню «Блины», посетить балетный спектакль «Петрушка» на музыку И.Ф. Стравинского и народные масленичные гуляния, принять участие в подготовке и проведении школьного праздника «Масленица».

По теме «Вербное воскресенье» школьникам предложены следующие задания: прочитать отрывок «Вербное Воскресенье» из повести И.С. Шмелева «Лето Господне», выразительно прочитать стихотворение А.А. Блока «Вербочки», послушать песню А.Т. Гречанинова на слова  А.А. Блока «Вербочки», поиграть в старинную русскую настольную игру «Бирюльки»,  послушать фортепьянные пьесы П.И. Чайковского «Игра в лошадки», «Болезнь куклы» и «Новая кукла» (из цикла «Детский альбом»), посетить Музей игрушки в г. Сергиев Посад (Московская обл.). Надо пояснить, что задания, связанные с традиционными русскими игрушками, дополняют в учебном пособии рассказ об игрушках, которые продавались в старину на вербных базарах.

Практические задания, как и все остальное содержание учебного пособия Т.И. Баклановой, знакомят школьников с  фольклором, взаимосвязанным с русским классическим и современным искусством;  раскрывают традиционные духовно-нравственные ценности русского народа,  имеющие важное значение в современной жизни;  отражают   общность  русских народных и церковных православных  праздничных традиций, их духовно-нравственный смысл, некоторые особенности их сохранения и развития в современных условиях.

На основе названного выше учебного пособия и в целом этнокультурной образовательной  системы для начальной школы  «Русская культура»  аспиранткой кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ Е.М. Жуковой  разработаны основные направления интеграции  этнокультурной деятельности школы и библиотеки, апробированные ею в Российской государственной детской библиотеке.  Рассмотрим каждое из этих направлений.

            Первое направление - развитие интереса детей к чтению книг о русской традиционной культуре.

Школьникам - посетителям Российской государственной детской  библиотеки предлагается прочитать книги, рекомендованные в учебном пособии Т.И. Баклановой. Среди них:  И.С. Шмелев «Лето Господне», З. Косидовский «Когда Солнце было богом», В. Даль «Пословицы русского народа», А. Асов «Мифы славян, рассказанные для детей» и др.  Е.М. Жукова дополнила этот список изданиями, имеющимися в фонде Российской государственной детской библиотеки: «Былины: русский эпос в пересказе Н.П. Колпаковой»,  В.М. Волков «Русская деревня», Е.Б. Заручевская «Крестьянские хоромы», М.В. Короткова «Быт и культура русского города»,  С.А. Лаврова  «Русские игрушки, игры и забавы»,  М.В. Межиева  «Праздники на Руси», А.В. Терещенко «Быт русского народа»,  И.И. Шангина «Русские праздники. От святок до святок», «Энциклопедия русских обычаев» (автор-составитель Н.А. Юдина),  сборники русских народных сказок с иллюстрациями известных художников-иллюстраторов И.Я. Билибина, Б.В. Зворыкина, И.Ю. Олейникова и др.

Важную роль в развитии этого направления этнокультурной деятельности играет Неделя детской книги. Она проводится в Российской государственной детской библиотеке ежегодно в дни весенних школьных каникул. Разнообразная программа Недели детской книги включает встречи с писателями, художниками-иллюстраторами, а также литературные занятия, творческие мастер-классы представителей ведущих издательств детской литературы. Большой интерес у школьников, учителей и родителей вызвал прошедший в рамках Недели детской книги фольклорный спектакль «Северные сказы. Пинежский Пушкин». Он был организован при содействии Фонда сохранения культурного наследия Каргополья «Наследие Севера» имени преподобного Александра Ошевенского. Этот фонд занимается сохранением и восстановлением северных храмов, утраченных культурных традиций, поддержкой русских самобытных промыслов и созданием экологичного информационного пространства, которое могло бы стать благодатной почвой для духовного развития и воспитания российских детей. В основу спектакля легли сказы из литературного наследия известного архангельского сказителя Бориса Шергина.   Эти сказы были исполнены актрисой Татьяной Бондаренко и известным исполнителем народной инструментальной музыки, исследователем русского фольклора Сергеем Старостиным. Также для детей в рамках Недели детской книги были организованы ознакомительные занятия по древнерусской письменности.

          Второе направление - организация детской игровой деятельности на основе русских народных игр.

        Для детей разных возрастов в Российской государственной детской библиотеке регулярно проводятся игровые программы. В них включаются русские народные игры, вошедшие в образовательную систему «Русская культура»,  и многие другие. Например, «Мороз», «Золотые ворота», «Ручеек», «Бояре»,  «Гори, гори ясно», «Челнок бежит, земля дрожит», «Здравствуй, дедушка Мазай», «У медведя во бору», «Селезень и утка» и т.д.   

 Третье направление -  организация этнохудожественной творческой деятельности детей.

В Российской государственной детской библиотеке юным читателям предоставляются широкие возможности не только для знакомства с книгами о русском народном творчестве, но также для практического освоения различных видов такого творчества. В библиотеке регулярно проводятся занятия по изготовлению лоскутных русских народных кукол, лепке глиняных игрушек, изготовлению тематических поделок к старинным зимним и весенним русским  народным праздникам  (Рождеству, Новому году, Масленице и др.).

Четвертое направление - проведение русских традиционных народных календарных праздников.

В данном направлении интегрировано содержание всех трех предыдущих направлений этнокультурной деятельности московских школ и Российской государственной детской библиотеки. Организуемые в библиотеке праздники Рождества, Масленицы и другие вызывают большой интерес детей. Программы этих праздников разрабатываются с учетом интересов и потребностей школьников, выявляемых Е.М. Жуковой методом анкетирования.

В этом году в библиотеке был  проведен праздник «Русские Святки». В увлекательной интерактивной форме дети вместе с родителями познакомились с историей, обычаями и традициями Зимних Святок. Участникам мероприятия была представлена уникальная коллекция этнографических женских костюмов Курской и Рязанской губерний. В нотно-музыкальном отделе библиотеки к празднику были подобраны  записи  русского фольклора. Программа праздника  включала творческие мастерские по изготовлению масок (личин) для ряженых, которые в старину участвовали в святочных народных играх и сценках.  Детям было предложено также принять участие в украшении  валенок. Большой интерес  проявили дети к тематическому мастер-классу «Святочные гадания». Участвуя в нем, школьники узнали много нового об истории святочных гаданий, послушали и разучили старинную русскую народную подблюдную песню.  Под звуки наигрышей на народных музыкальных инструментах  участники праздника плясали, пели колядки, соревновались в ловкости, играя  в подвижные народные игры. В завершение праздника все желающие  смогли принять участие в театрализованном представлении с пением старинных русских народных колядок.

Ежегодно проводится в Российской государственной детской библиотеке праздник Масленица. На этом мероприятии дети знакомятся с традициями празднования Масленицы, слушают и разучивают народные календарные (масленичные) песни, играют в народные игры, водят хороводы, знакомятся с разными рецептами приготовления блинов и других блюд русской народной кухни. 

Все названные выше виды этнокультурной деятельности основаны на сочетании планов  и программ внеурочной деятельности школ  с  планами мероприятий Российской государственной детской библиотеки.   Дальнейшему развитию интеграции этнокультурной деятельности школ и библиотек будут способствовать исследования проблем формирования этнокультурной и этнохудожественной компетентности студентов педагогического вуза  [5 и др.]. В настоящее время этим проблемам уделяется большое внимание на кафедре социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. Организованные кафедрой в 2013 г. и  в 2015 г. международные научно-практические конференции по проблемам традиционной народной культуры и этнокультурного образования выявили  возросшую актуальность задач этнокультурной подготовки и переподготовки педагогических кадров, необходимость междисциплинарного подхода к их решению [10] в связи с тенденцией развития  интеграционных процессов в этнокультурной деятельности различных социальных институтов.

Рецензенты:

Сергеева В.С., д.п.н., профессор Московского городского педагогического университета,        г. Москва;

Сокольникова Н.М., д.п.н, профессор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Бакланова Т.И., Медведь Э.И., Жукова Е.М. ИНТЕГРАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ И ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19218 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674