Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИДЕОЛОГИИ ВСЕМИРНОЙ ИНИЦИАТИВЫ CDIO

Осипова С.И. 1 Володько К.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
В статье определена основная проблема кризисного состояния инженерного образования, как системный разрыв между рынком образовательных услуг и требованиями работодателей к качеству подготовки инженерных кадров. Предлагается максимально приблизить профессиональное образование к требованиям реального производства на основе использования международной инициативы CDIO (Conceive — Design — Implement — Operate). Показана сущностная особенность идеологии CDIO, определяющая переход от знаниево-ориентированной модели образования к деятельностной, практико- и профессионально ориентированной. Обоснована необходимость мониторинга реализации инновационной основной образовательной программы по направлению 22.03.02 – Металлургия. На основе введено понятие мониторинга, состояния образовательного процесса в идеологии CDIO, обоснована структура и содержание информационно-аналитической системы управления качеством инновационной ООП, включающей подсистемы: информационно-справочную, контроля, управления и информационно-аналитическую. Опыт использования информационно-аналитической системы управления качеством инновационной ООП показывает ее важность в корректировке образовательного процесса, повышения качества инженерного образования.
кризисное состояние инженерного образования
международная инициатива CDIO
модель образования
практико и профессионально ориентированная модель
структура и содержание информационно-аналитической системы
1. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования : учебное пособие. –– Владивосток : Изд-во Дальневосточного ун-та, 2004. – Ч. 1. Теоретические аспекты. - 150 с.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
3. Великочерданина С. Мониторинг прав человека : лекции. - М., 2003.
4. Виландер А.А., Шубина Н.Л. Новые технологии оценки результатов обучения (уровневое образование) : метод. пособие для преподавателей. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
5. Ельникова Г.В. Основы адаптивного управления. - Харьков, 2004.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессии. – М. : Академический проект; Фонд Мир, 2005. – 336 с.
7. Кудрина Е.Л. Мониторинг библиотечных кадров в регионе как стратегия деятельности вуза // Науч. и техн. б-ки. - 1999. - № 4. - С. 31-35.
8. Осипова С.И., Гафурова Н.В. Металлургическое образование на основе идеологии CDIO // Высшее образование в России. – 2013. - № 12. - С. 137-139.
9. Актуальные стратегии и тактики подготовки профессиональных кадров в вузе : монография / С.И. Осипова [и др.]; под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. С.И. Осиповой. – Красноярск : Сиб. фед. ун-т, 2014. – 154 с.
10. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты : информационно-методическое издание / пер. с англ. под ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной. – Томск : Изд-во ТПУ, 2011. - 17 с.
11. Всемирная инициатива CDIO CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate: придумывай – разрабатывай – внедряй - управляй) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: CDIO.aspu.ru
12. Положение о мониторинге сформированности компетенций обучающихся по программе прикладного бакалавриата // Сайт национального фонда подготовки кадров. – URL: http://bakalavr.ntf.ru
Становление новой, конкурентоспособной на международном уровне российской экономики определяется наличием инженерных кадров, способных генерировать, разрабатывать и внедрять в жизнь технические идеи и решения. Современное российское инженерное образование не удовлетворяет потребности граждан, общества и государства в подготовке таких кадров. Центральной проблемой кризисного состояния инженерного образования является противоречие между качеством подготовки выпускников вузов и требованиями работодателей. Одним из путей решения этой проблемы, позволяющих максимально приблизить профессиональное образование к требованиям реального производства, выступает международная инициатива CDIO (Conceive - Design - Implement - Operate: придумывай - разрабатывай - внедряй - управляй) [10; 11].

Анализ стандартов CDIO показал сущностные особенности модели, реализуемой на их основе и определяющие переход от знаниево-ориентированной модели образования к деятельностной на основе приоритетного использования активных методов обучения, в том числе вовлечения в проектно-внедренческую деятельность. Реализация деятельностного характера образования обеспечит формирование у студента проектировочно-внедренческой компетентности (ПВК) как интегративной динамической личностной характеристики, представляющей собой способность и готовность к продуктивной профессиональной деятельности, поэтапно реализующей процесс созданного некого продукта, с последующим управлением, его использованием [8]. Ориентация образовательного процесса на формирование ПВК предъявляет особые требования к его компонентам. В частности, приоритетное использование активных методов обучения, вовлечение студентов в проектно-внедренческую деятельность формирует и развивает ПВК, способствует установлению взаимосвязи между изучаемым ими техническим содержанием и своими профессиональными и карьерными интересами, в процессе работы студентов над созданием продуктов и реализации процессов в реальных условиях [9].

Институт цветных металлов и материаловедения Сибирского федерального университета в настоящее время реализует инновационную основную образовательную программу по направлению 22.03.02 - Металлургия. Как и всякая инновация, процесс реализации ООП имеет риски, устранению которых будет способствовать мониторинг, позволяющий отслеживать ход образовательного процесса. Мониторинг хотя и может осуществляться «вручную», но современный уровень развития информационных технологий позволяет создать информационный ресурс, обеспечивающий мониторинг инновации и выступающий информационной базой для принятия управленческих решений.

Для обсуждения проблемы информационного ресурса уточним базовое для нашего исследования понятие мониторинга, которое пришло в педагогику из социологии.

  • В социологии мониторинг определяется как система регулярного измерения изменений, происходящих в обществе или каких-то его подгруппах, при условии регулярного применения одних и тех же принципов выборки и одного и того же инструментария для сбора данных [3].
  • В категории педагогической и управленческой Боровкова Т.И. и Морев И.А. определяют социальную сущность образовательного мониторинга тем, что именно он служит главным средством контроля и учета передачи социального опыта (содержания образования) подрастающим поколениям [1].

Образовательный мониторинг - это:

  • совокупность приемов по отслеживанию, анализу, оценке и прогнозированию социально-экономических процессов, связанных с реформами, а также сбор и обработка информации и подготовка рекомендаций по развитию реформы и внесению необходимых корректив и др. [7];
  • система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации [5];
  • непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса [2];
  • процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей [6]. Принимая к сведению приведенные выше суждения ученых относительно сущности мониторинга, в данной работе под мониторингом будем понимать получение полной и объективной информации о состоянии образовательного процесса, его соответствии стандартам CDIO, сформированности результатов обучения (личностных и профессиональных компетенций студентов), через непрерывное диагностическое отслеживание процесса формирования результатов обучения, для информационного обеспечения управленческих решений по корректировке актуального состояния в соответствии с требованиями стандартов CDIO и определенных результатов обучения.

В соответствии с пониманием сущности мониторинга выделим его объекты, сбор информации о состоянии которых входит в задачи мониторинга:

1. Образовательная среда (как комплекс условий, с которыми взаимодействует студент), характеризующая регламент жизнедеятельности и включающая ООП, учебный план, расписание занятий.

2. Контингент студентов:

  • стартовые характеристики (мотивация, самооценка, способность к самостоятельной работе, к работе в команде, сформированность проектных умений, адаптация к образовательному процессу вуза);
  • учебные и внеучебные достижения студентов: портфолио, коммуникативные умения, динамика успешности в проектной деятельности.

3. Кадровое обеспечение образовательного процесса: остепененность ППС, возраст, опыт педагогической и исследовательской деятельности, профессиональный рост.

4. Абитуриенты (учебные достижения в ЕГЭ, портфолио, личностные качества, профессиональное самоопределение).

5. Работодатели (формирование заказа посредством участия в определении совместно с вузом результатов обучения, участие в образовательном процессе и внеучебной деятельности студентов, предоставление стажировок преподавателям и др.).

Для реализации мониторинга инженерного образования в институте цветных металлов и материаловедения СФУ разработан сайт http://www.monitoring-cdio.ru/. Опираясь на выделенные объекты мониторинга, его задачи, определена структура информационно-аналитической системы управления качеством инновационной ООП, включающей следующие подсистемы:

  • информационно-справочная подсистема;
  • подсистема контроля;
  • подсистема управления;
  • информационно-аналитическая подсистема.

В таблице 1 отражено соответствие подсистемы мониторинга стандартам CDIO.

Таблица 1

Подсистема

Стандарты

1

Информационно -

справочная подсистема

Стандарт 1, 2, 5

2

Подсистема управления

Стандарт 1, 2, 3, 12

3

Подсистема контроля

Стандарт 1, 5, 9, 10, 11, 12

4

Информационно -

аналитическая подсистема

Стандарт 1, 2, 10, 12

Охарактеризуем назначение каждой подсистемы, ее роль в общей структуре информационно-аналитической системы управления.

Информационно-справочная подсистема включает в себя:

  • основную образовательную программу (ООП) направления «Металлургия», набор 2014 г.;
  • учебный план;
  • расписание занятий;
  • визитная карточка студенческой группы;
  • ППС (анкетные данные, награды, публикации);
  • информацию для абитуриентов;
  • информацию о взаимодействии с работодателями, предложенные научно-исследовательские темы;
  • методики диагностики развития профессиональных и личностных компетенций, такие как:
  1. диагностика профессиональной готовности,
  2. анкета для выявления проектных умений,
  3. опросник «Учебная мотивация»,
  4. методика оценки тревожности,
  5. экспресс-диагностика уровня самооценки личности,
  6. анкета «Направленность на вид инженерной деятельности»,
  7. анкета «Образовательный процесс глазами студента».

В подсистему контроля включен мониторинг хода образовательного процесса вуза, в котором присутствуют:

  • сценарии активных форм занятий, соответствующие требованиям стандартов CDIO в обеспечении формирования компетентностей студентов как результатов обучения посредством использования активных методов, интегрированных занятий, проектно-исследовательской командной деятельности и др.;
  • контроль своевременности выполнения планов и программ;
  • документальное, методическое, организационное обеспечение проектной деятельности и возможности выбора студентом темы проекта, индивидуальной или командной формы его разработки;
  • оперативная информация.

Подсистема управления делится на:

  • планирование образовательного процесса в виде разработки ООП и соответствующего учебного плана и его организацию;
  • выработку и принятие управленческих решений.

Планирование и организация включают:

  • разработку учебных планов в соответствии с идеологией CDIO, индивидуальных учебных программ; нагрузку.

Выработка и принятие управленческих решений реализуется на основе:

  • аналитических справок, отчетных документов;
  • прогнозов развития, представляемых информационно-аналитической подсистемой.

Информационно-аналитическая подсистема - это формирование аналитических справок на основе данных мониторинга о:

  • формировании личностных, межличностных и профессиональных компетентностей студентов;
  • об их удовлетворенности содержанием, организацией; обеспечением образовательного процесса, освоением ими ООП.

В рамках мониторинга реального хода образовательного процесса были проведены соответствующие мероприятия.

Директором Института цветных металлов и материаловедения было выпущено распоряжение для осуществления мониторинга образовательного процесса по инновационной ООП первого года обучения на определение его соответствия требованиям CDIO.

1. Была создана экспертная группа из 6 человек, которая проводила анализ по следующим направлениям:

  • соответствие рабочих программ идеологии CDIO;
  • наличие полнокомплектного УМКД по дисциплинам первого курса;
  • частота и целесообразность использования активных методов обучения по рабочей программе и в реальной образовательной практике;
  • использование интерактивных и междисциплинарных связей;
  • организация, обеспечение и реализация проектной деятельности в дисциплине «Введение в инженерное дело».

Целью посещения занятий было определить соответствие форм проведения занятий заявляемым в рабочих программах дисциплинам. В ходе проведения данного мероприятия были отмечены положительные результаты. Выявлены проблемы в организации и содержании некоторых занятий. Результаты были обсуждены на семинаре, а также даны предложения по совершенствованию процесса.

Обоснованы сроки проведения мониторинга на первый семестр:

  • для предметных компетентностей - ноябрь (с прогнозом на сессию) и по результатам сессии;
  • для развития личностных компетентностей - первая неделя второго семестра;
  • для развития проектной деятельности - 15-22 декабря (по результатам проектной недели).

2. Для исследования уровня готовности к реализации идей CDIO для ППС проводился экспресс-опрос, в котором каждый преподаватель дал ответ на вопросы:

1) Какая методологическая основа определяет идеологию CDIO?

2) За счет чего (содержания, технологий, целей, участников и др.) предполагается повысить качество инженерного образования?

3) Нужны ли какие-нибудь особые условия для реализации идей CDIO? Какие?

По результатам этого опроса было выявлено, что в целом преподаватели теоретически осознают идеологию CDIO, однако не достаточно четко ее реализуют в образовательной практике. После обсуждения на семинаре проведена индивидуальная работа с преподавателями.

Построенный таким образом информационный ресурс мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO позволит управлять инновационной ООП, ориентированной на повышение качества инженерного образования.

Рецензенты:

Гафурова Н.В., д.п.н., проф., профессор кафедры «Педагогика профессионального обучения», ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск;

Кольга В.В., д.п.н., проф., профессор кафедры «Менеджмент организации», ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Осипова С.И., Володько К.А. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИДЕОЛОГИИ ВСЕМИРНОЙ ИНИЦИАТИВЫ CDIO // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19283 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674