Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО – И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Елагина В.С. 1 Мацына А.И. 1 Лялин А.Я. 1 Лялина Л.Ю. 1
1 Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (филиал г. Челябинск)
Задачей военно-профессиональной подготовки является активное участие курсантов в учебно - и научно-исследовательской деятельности, что обусловливает необходимость формирования исследовательских умений. В статье представлены результаты теоретического изучения феномена исследовательской деятельности, особенностей учебно-исследовательских и научно-исследовательских умений как составляющих исследовательской компетентности и методологической культуры будущего офицера. В качестве методологического подхода к организации исследовательской деятельности в военном вузе рассматривается компетентностный подход. Формирование исследовательских умений осуществляется поэтапно в условиях технологии проектного обучения. В проектной деятельности у курсанта появляется возможность овладеть индивидуальными способами усвоения знаний, включиться в совместную творческую деятельность, направленную на выполнение междисциплинарных и коллективных проектов.
технология проектного обучения
компетентностный подход
исследовательская компетентность
учебно-исследовательская и научно-Исследовательская деятельность
исследовательская деятельность
1. Жук О.Л. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании //Адукацыя i выхаванне. – 2004. - №12. – С. 41-48.
2. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. /под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие « ИНЭК», 2007.
3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. – М.: Когито-Центр, 2002.
4. Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория //Молодой ученый. – 2011. - №1. – С. 228-232.
5. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Рекомендации для учителей, учащихся и родителей / М.А. Ступицкая. – Ярославль: Академия развития, 2008.
6.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. - № 2.– С. 58-64.
Одной из задач военно-профессиональной подготовки является активное участие курсантов в учебно- и научно-исследовательской деятельности.

В требованиях ФГОС ВПО отмечается, что курсант военного вуза должен иметь развитое исследовательское мышление, устойчивую систему знаний; уметь генерировать новые нестандартные идеи; владеть методикой научного поиска и организации опытно-поисковой работы, применять методы и средства исследовательской  деятельности.

Включение в учебно- и научно-исследовательскую деятельность предусматривает обу­чение курсантов способам самостоятельного решения исследовательских и военно-профессио­нальных задач, навыкам работы в творческих коллективах, а также овладение технологи­ями творческого подхода к организации  исследовательской деятельности, что в конечном счете способствует формированию у них методологической культуры.

Формирование исследовательских умений курсантов в образовательном процессе военного вуза определяет необходимость активизации исследовательской деятельности в аудиторное и внеаудиторное время, использования современных образовательных технологий, способствующих повышению качества военного образования.   

Учебно-исследовательскую деятельность мы рассматриваем как деятельность, в результате которой курсанты приобретают необходимые исследовательские умения.

В процессе решения задач, уже разработанных в науке, курсанты приобретают умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой учебной и научной информации, изучая и анализируя учебную и дополнительную литературу. С этой организуется работа курсантов по составлению библиографических списков, написанию аннотаций, кратких рефератов, тезисов, докладов и сообщений, постановки целей и задач исследования, планированию и организации микроисследований, овладению методами и методиками опытно-экспериментальной работы, анализу и обобщению полученных результатов и их объяснению.

Научно-исследовательская деятельность курсантов рассматривается как поисковая деятельность научного характера, направленная на решение задач с неизвестным результатом. Эта деятельность связана с анализом реально существующих проблем, выдвижением гипотез и их экспериментальной проверкой, построением моделей учебного или воспитательного процесса в военном вузе, в воинском коллективе. В результате глубокого теоретического анализа исследуемой проблемы, объяснения явлений и процессов, установления их связей и отношений, выявления закономерностей посредством научных методов познания курсант открывает «новое знание», приобретающее определенную теоретическую значимость, новизну для практики.

Научно-исследовательская деятельность по своему характеру является более самостоятельной по сравнению с учебно-исследовательской. Она предполагает активную творческую деятельность, в результате которой курсанты приобретают навыки самостоятельного принятия решений проблем или задач, уже разработанных в науке. Сформированность учебно-исследовательских умений и навыков является основой, базисом для развития научно-исследовательских умений, критического мышления, творческих способностей [4].

Овладение курсантами учебно- и научно-исследовательской деятельностью определяет их готовность и способность к самостоятельной исследовательской деятельности, включающей подготовку и защиту квалификационных исследовательских работ. Работа над исследовательскими проектами такого уровня предполагает наличие у курсантов сформированных исследовательских способностей и умений. Исследовательские умения следует рассматривать как способ осуществления исследовательской деятельности, включающей умения видеть проблему, находить противоречия, выдвигать гипотезу, определять объект и предмет исследования, формулировать цель и задачи, структурировать материал, самостоятельно проводить эксперимент, наблюдать, объяснить и аргументированно доказывать правильность своей позиции, делать выводы.

Обобщая различные подходы к классификации исследовательских умений, мы выделяем три группы исследовательских умений: 1) информационно-коммуникационные умения, включающие умения выбрать необходимый для исследования материала из разных литературных источников, представить доклад, написать научную статью, подготовить сообщение,  тезисы и др.; 2) методологические умения, в состав которых входят умения, связанные с определением объекта и предмета исследования, обоснованием его актуальности, определением проблемы, выдвижением гипотезы и др.; 3) умения, включающие владение теоретическими (анализ, сравнение, конкретизация, абстрагирование, индукция и дедукция, систематизация и обобщение и др.) и эмпирическими (наблюдение, тестирование, анкетирование и др.) методами исследования, а также умения провести опытно-экспериментальную работу, интерпретировать полученные результаты, оформить работу.

У курсантов, занимающихся исследовательской деятельностью, развивается познавательная активность и самостоятельность; появляется желание глубоко изучать особенности военно-педагогического процесса, психологические особенности личности курсантов, характер их межличностных отношений, отношений с преподавателями, командирами, стремление экспериментально проверить результаты исследования, найти новую информацию; формируется умение рефлексировать.  Исследовательская деятельность стимулирует курсантов к применению знаний, умений и навыков, полученных при изучении различных дисциплин, в практической деятельности.

Следует отметить, что в результате освоения курсантами всех компонентов научного исследования у них формируется исследовательская и методологическая компетенции. Их особенностями являются готовность курсантов решать нестандартные задачи с помощью эвристических методов; использовать различные методы исследования при решении учебных и военно-профессиональных ситуаций; готовность включаться в инновационные процессы. В результате у курсанта появляется ценностное осмысление роли исследовательского поиска в военно-профессиональной деятельности.

В качестве теоретико-методологической основы организации исследовательской деятельности курсантов военного вуза нами выбран компетентностный подход. 

Компетентностный подход рассматривается многими отечественными и зарубежными учеными в качестве перспективного направления обновления образования, подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям [1; 2; 3]. Так, по мнению А.В. Хуторского, компетентностный подход к образованию предполагает, что «учащиеся усваивают не отдельные друг от друга знания и умения, а овладевают комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер» [6. С. 60].

Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности. При этом под результатом понимается не усвоенная информация, а способность военного специалиста действовать в различных ситуациях военного и мирного времени, адекватно используя полученные военно-профессиональные знания и умения. Он усиливает практическую направленность образования в вузе, подчеркивает необходимость приобретения опыта деятельности, в том числе и исследовательской, умений использовать теоретические знания на практике. В образовательном процессе, построенном на основе компетентностного подхода, устанавливается зависимость между знаниями и умениями, подчиненность приобретаемых знаний военно-профессиональным умениям, в результате чего образование становится для курсанта личностно значимым. Курсанты начинают осознавать, что качественное образование приобретается в процессе активной познавательной самостоятельной и исследовательской деятельности самого курсанта.

Таким образом, организация образовательного процесса на основе компетентностного подхода в значительной степени ориентирована на процесс учения, то есть активного и самостоятельного овладения курсантами теоретическими и прикладными знаниями. Усиление самостоятельности курсантов влечет за собой большую ответственность за результаты собственной деятельности, повышает позитивную мотивацию  курсантов. Результатом компетентностно-ориентированного обучения является освоение курсантом опыта выявления проблемы, приобретение навыков её исследования, проектирования, сотрудничества, применения известных и создание новых технологий получения продукта собственной познавательной и исследовательской  деятельности, оценивание его качества и возможности применения.

В условиях подготовки курсантов в военном вузе исследовательская деятельность организуется поэтапно. Так, на начальном этапе происходит знакомство с особенностями, содержанием и структурой исследовательской деятельности, развивается положительная мотивация, формируются умения работы с информацией. Работа преподавателя с курсантами 1-2 курса заключается в поэтапном их обучении учебно-исследовательским умениям на лекциях и семинарских занятиях, в процессе которых они выполняют такие виды заданий, как: поиск и подбор учебной информации, её обобщение; работа с терминами и понятиями; анализ различных взглядов учёных; организация наблюдений, проведение небольших экспериментов.  Готовясь к семинарским занятиям, курсанты самостоятельно работают с учебной и дополнительной литературой, готовят рефераты (доклады); осуществляют поиск способов решения проблемных ситуаций.

На втором этапе курсанты выполняют небольшие исследования различной направленности, учатся использовать теоретические и эмпирические методы в исследовании конкретных проблем образования. На этом этапе происходит формирование исследовательской компетенции.

На заключительном этапе продолжают развиваться исследовательские умения, навыки и компетенция курсантов в рамках подготовки исследовательского проекта, курсовой работы. На этом этапе курсанты разрабатывают и представляют исследовательские индивидуальные и коллективные проекты, публично защищают их на семинарских занятиях, на заседаниях научного общества курсантов или научных конференциях, что позволяет осуществлять самооценку индивидуальной исследовательской деятельности и получать экспертную оценку со стороны своих однокурсников и преподавателей.

Не менее важной составляющей процесса формирования исследовательских умений курсантов является их участие в работе постоянных и временных творческих коллективов, которые представляют собой профессиональные объединения педагогов и курсантов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной практической деятельности. Большую роль  в  развитии научно-исследовательских умений курсантов играет организация в вузе научного общества курсантов (НОК), в состав которого входят курсанты, активно участвующие в научно-прикладной и исследовательской работе под руководством преподавателей вуза. Основной целью организации НОК является повышение уровня научной подготовки курсантов, выявление наиболее талантливых, склонных к научной деятельности, для последующего обучения и пополнения военно-научных кадров.

 Важно подчеркнуть, что сформированные у курсантов учебно- и научно-исследовательские умения способствуют развитию метапредметных знаний и умений. Способность к самоанализу, к анализу возникающих проблем и постановке на их основе целей и задач исследовательской деятельности составляет рефлексивный компонент готовности курсантов к исследовательской деятельности. Рефлексируя, курсант направляет свои усилия на развитие таких качеств, как творческое мышление, ответственность, самостоятельность, умение высказывать свое мнение, отстаивать собственную точку зрения. Участие в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах, исследовательских проектах создает предпосылки для развития исследовательских качеств курсантов. Опыт, приобретаемый ими постепенно, от подготовки реферативных исследований до проведения самостоятельной исследовательской работы, формирует  когнитивный и деятельностный компоненты военно-профессиональной компетентности. Демонстрация уровня сформированности исследовательской компетентности каждого из выпускников в полной мере происходит при итоговой государственной аттестации.

Одним из путей организации исследовательской деятельности курсантов в военном вузе является широкое использование современных образовательных технологий.

Анализ педагогических исследований последних лет показал, что наиболее популярной из современных образовательных технологий является технология проектного обучения. Её выбор был обусловлен такими факторами, как: разнообразие предметов, ориентированных на военно-профессиональную подготовку; высокий темп усвоения курсантами новых знаний; их возрастные особенности и познавательные возможности; направленность личности курсанта; характер интеллектуальной  и познавательной деятельности; потребность в качественной профессиональной подготовке; достаточно высокий уровень сформированности военно-профессиональной компетентности.

Технологию проектного обучения мы рассматриваем как компонент системы продуктивного образования, который включает совокупность приемов, позволяющих стимулировать интерес обучаемых к различным проблемам и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, обеспечивать получение конкретного результата в виде образовательного продукта. Она включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, коммуникативных методов, способствующих развитию творческого мышления и военно-профессиональной компетентности [5].  Технология проектного обучения отличается целым рядом особенностей: 1) организация самостоятельной работы курсантов в аудиторное и внеаудиторное время; 2) развитие профессионального и творческого мышления как результата военно-профессиональной подготовки будущих офицеров; 3) использование активных методов обучения; 4) создание собственного опыта работы.

Использование технологии проектного обучения в образовательном процессе вуза сглаживает границы между репродуктивным характером обучения, и реальной деятельностью курсанта, между академическими знаниями и прагматическими умениями будущего офицера. Кроме того, в проектной деятельности у курсанта появляется возможность не только овладеть индивидуальными способами усвоения знаний, выбрать собственный темп выполнения самостоятельной работы, но и включиться в совместную творческую деятельность, направленную на выполнение междисциплинарных или коллективных проектов.

Организация проектной деятельности курсантов в процессе формирования исследовательских умений позволяет решить несколько важных для профессионального становления задач: 1) научить курсантов приобретать теоретические знания самостоятельно; 2) использовать приобретенные знания в практической деятельности; 2) развивать коммуникативные умения (умение  работать в группе, принимать различные роли, вести диалог, вступать в дискуссию, аргументировано  отстаивать  свой  взгляд  на  проблему,  формировать собственную  позицию  и  др.); 3) развивать исследовательские умения.

Результатом деятельности студентов являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется в несколько этапов: 1) исследовательский, включающий поиск проблемы, выбор и обоснование темы проекта, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, анализ предстоящей деятельности, разработка алгоритма по организации рабочего места, выбор способа оформления результатов проекта; 2) процессуально-деятельностный,  направленный на сбор и анализ информации, выполнение технологических операций, предусмотренных алгоритмом, использование разнообразных методов и средств обучения, форм организации познавательной деятельности, а также форм и методов контроля и самоконтроля, оценки и самооценки результатов деятельности, коррекции; 3) завершающий, включающий подведение итогов, оформление результатов проектной деятельности, презентация проекта, рефлексия.

Отметим, что этап рефлексии один из самых важных в деятельности курсантов над проектом, так как именно обращение к анализу и самоанализу собственной деятельности позволяет осознать личностные достижения, оценить качество сотрудничества членов группы, взаимопомощи и вклада ответственности каждого за общий успех.

Рецензенты:

Шефер О.Р., д.п.н., профессор кафедры физики и методики преподавания физики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;

Дубенский Ю.П., д.п.н., заведующий кафедрой социальной работы, психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Омский государственный университета», г. Омск.


Библиографическая ссылка

Елагина В.С., Мацына А.И., Лялин А.Я., Лялина Л.Ю. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО – И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19522 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674