Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЗАИМОСВЯЗЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ У УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Талышева И.А. 1
1 Елабужский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Проведено исследование взаимосвязи удовлетворенности трудом со стрессоустойчивостью у учителей технологии. Учитывалось, что удовлетворенность профессиональной деятельностью определяется соотношением уровня притязаний, характером мотивов и реального успеха профессиональной деятельности учителя. Стрессоустойчивость и удовлетворенность своей трудовой деятельностью является мощным стимулом саморазвития личности. Специфика труда учителя технологии заключается в том, что в отличие от других педагогов, учитель технологии имеет дело с учащимися в специально оборудованных мастерских. Наличие в мастерских станков, машин, травма опасных предметов увеличивает стрессогенность. Постоянное опасение за нарушение детьми техники безопасности и последствия таковых приводят к повышенной тревожности и, как следствие, к дополнительной стрессогенности. Настоящее исследование проведено в условиях реформирования школьной системы, которая обязывает современного учителя соответствовать новым стандартам педагога. Естественной реакцией учителей на кардинальные изменения в школе является изменение уровня стрессоустойчивости у последних. Полученные корреляционные связи позволяют утверждать, что стрессоустойчивость напрямую зависит от интереса к работе, предпочтения выполняемой работы высокому заработку, что в целом приводит к общей удовлетворенности трудом. Но удовлетворенность в профессиональных достижениях, уровне притязаний и взаимоотношениях с руководством будут зависеть от других личностных особенностей учителя, а не от его уровня стрессоустойчивости.
удовлетворенность трудом
стрессоустойчивость
учитель технологии
профессиональная деятельность
специфика труда
1. Глотова Г. А. Стрессоустойчивость педагога / Г. А. Глотова, Л. В. Карапетян // Психологический вестник Уральского государственного университета. [Вып. 1]: Материалы юбил. конф., г. Екатеринбург, 9 сентября 2000 г. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. – С. 102-115.
2.Демиденко Н. Н. Психология труда учителя: учеб. пособие для студентов вузов. – Тверь [Твер. гос. ун-т], 2006. 200 с.
3. Практико-ориентированная подготовка будущих педагогов в рамках усвоения дисциплины «Возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/123-17857 (дата обращения: 17.03.2015).
4. Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н www.regulation.gov.ru.
5. Селье Г., Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1992. – 165 с.
6. Эверли Д. Ж., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. – М., 1985. – 376 с.
Профессиональное развитие личности педагога позволяет ему предупредить профессиональные деструкции, и как следствие повышать смысл своей трудовой деятельности, удовлетворённость трудом.

Настоящее исследование проведено в условиях реформирования школьной системы, которая обязывает современного учителя соответствовать новым стандартам педагога. Естественной реакцией учителей на кардинальные изменения в школе является изменение уровня стрессоустойчивости у последних.

Несмотря на большое внимание, уделяемое в современной психологии проблемам отношения к труду вообще и удовлетворенности трудом и стрессоустойчивости в частности, данная тема до сих пор не может считаться достаточно разработанной. Но именно удовлетворенность трудом и стрессоустойчивость являются необходимым фактором эффективности работы, как отдельного педагога, так и школьного коллектива в целом.

Стрессоустойчивость и удовлетворенность своей трудовой деятельностью является мощным стимулом саморазвития личности в период взрослости, когда эта деятельность занимает особенно значимую роль в общественной жизни индивида; они выступают как качественные характеристики личности, связывающие ее собственные особенности и динамику развития с той деятельностью, в которую оказывается включенным человек. Причем эту связь можно рассматривать двояким образом: с одной стороны, некоторые личностные особенности влияют на становление удовлетворенности и сам процесс трудовой деятельности; с другой стороны, удовлетворенность деятельностью должна положительным образом влиять на личностное развитие и саморазвитие человека [1, 5].

Главным источником развития личности является деятельность, которая понимается как сложная динамическая система взаимодействия субъекта, в процессе которой и формируются свойства личности.

Удовлетворенность профессиональной деятельностью определяется соотношением уровня притязаний, характером мотивов и реального успеха профессиональной деятельности. Большинство зарубежных исследователей (Baird L. S.; Jacobs R., Solomon T.; Sheridan J., Slonim J.Wanous J.) и отечественных (Кузьмина Н. В.; Реан А. А.; Стамбулова Н. Б.) считают, что такая взаимосвязь имеется [2, 6].

Удовлетворенность работой представляет собой один из критериев эффективности профессиональной деятельности педагога. Удовлетворенность трудом - это ощущение того, что человек полностью отдает любимой работе свои силы и раскрывает свои способности, а также его деятельность должным образом оценивается окружающими, обществом в целом.

Важнейшим условием развития профессионального самосознания является удовлетворенность трудом, что осознание себя в качестве признаваемого обществом эффективного работника по значимой для общества профессии становится условием принятия этой профессии как основного дела своей жизни и, следовательно, принятия человеком своей жизнедеятельности и самого себя.

Если труд радует учителя, то возникает удовлетворенность профессиональной деятельностью. Это чувство усиливается, если существует разделенность удовлетворения с другими людьми. Больше всего людей удовлетворяет в работе признание своей личности со стороны других людей, интерес к труду, оплата и гарантированность труда [4]. Неудовлетворенность трудом выражается в напряженности, апатии, раздражении, быстрой утомляемости. Именно неудовлетворенность трудом является основной причиной текучести педагогических кадров.

Результатом труда учителя являются не только внешние вознаграждения (денежные стимулы, продвижение по службе, моральные стимулы), но и внутренние (самоуважение, ощущение самореализации, чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы, интерес к самому процессу труда). Удовлетворенность учителя технологии своей профессиональной деятельностью зависит также от оценки им справедливости вознаграждений за достигнутые результаты. Удовлетворенность, в свою очередь, определяет значимость вознаграждения для работника.

На уровень удовлетворенности трудом учителя оказывает влияние ряд факторов. Среди которых можно выделить следующие:

1. Материальное вознаграждение учителя за профессиональную деятельность (заработанная плата) и то, сколько, по мнению работника, он должен получить. Если учитель считает, что он получает меньше, чем ему, по его мнению, положено, он будет испытывать неудовлетворенность.

2. Справедливость распределения поощрения (материального и морального) среди коллег так же влияет на удовлетворенность учителя. Учителя стремятся сравнивать свои усилия, навыки, положение и рабочие результаты с усилиями, навыками, положением и рабочими результатами других педагогов. Они сравнивают и поощрения, то есть свой вклад с вкладом других коллег по отношению к получаемым поощрениям.  Работники различаются по тому, каких поощрений они желают, и по тому, насколько различные поощрения значимы для них.

3. Удовлетворенность трудом зависит от возраста учителя, его стажа работы, от положения, которого он достиг в школе, и от других факторов.

Специфика труда учителя технологии заключается в том, что в отличие от других педагогов, учитель технологии имеет дело с учащимися в специально оборудованных мастерских. Наличие в мастерских станков, машин, травма опасных предметов увеличивает стрессогенность. Постоянное опасение за нарушение детьми техники безопасности и последствия таковых приводят к повышенной тревожности и, как следствие, к дополнительной стрессогенности [3].

Устойчивое поведение человека в условиях стресса (стрессоустойчивость) является одним из важных психологических факторов обеспечения успешного преодоления стресса. Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств ее формирования и поддержания имеет важное значение для целого ряда жизненных и профессиональных событий, которые протекают в профессиональных условиях.

В настоящее время, несмотря на достаточное количество работ по данной проблеме, нет ясности в понимании о существовании взаимосвязи между удовлетворенностью трудом учителя и его стрессоустойчивости. Ряд авторам считают, что данная взаимосвязь есть - другие отрицают.

Этим и была обусловлена цель исследования: выявить взаимосвязь между стрессоустойчивостью и показателями удовлетворенности трудом у учителей технологии.

Объектом настоящего исследования стали работники средних общеобразовательных школ (учителя технологии) Мамадышского района Республики Татарстан в количестве 40 человек.

В исследовании использовались следующие методики: методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге; опросник для исследования удовлетворенности трудом А. Батрашева.

Проведя анализ данных, полученных в ходе исследования стрессоустойчивости, при помощи методики Холмса и Раге, нами было получено следующее среднее значение по группе - 234,3. Данное значение входит в норму, средненормативным значением для данной выборки педагогических специальностей является значение, входящее в диапазон от 200 до 299.

Анализируя данные, можно утверждать, что 38 % учителей технологии имеют высокий уровень стрессоустойчивости. Такие люди готовы спокойно принимать любые перемены, какой бы характер - длительный или мгновенный - они ни носили. Они умеют эффективно действовать в  кризисных условиях, но плохо приспосабливаются в условиях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко они нацелены на риск и постоянное нахождение в экстремальных ситуациях. 27 % учителей технологии имеют средний уровень стрессоустойчивости, что означает: умение противостоять стрессовым ситуациям, но в то же время они более эмоционально переживают неудачи. Они стараются изменить свою жизнь не сразу, а непринужденно, безболезненно. Если это по внешним причинам невозможно, то они делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако если напряженные ситуации повторяются, то у учителей этой группы тренируется  стрессоустойчивость, они привыкают к стрессу и начинают реагировать на него более спокойно. 35 % респондентов имеют низкий уровень стрессоустойчивости. Это может говорить о том, что данные респонденты в меньшей степени защищены от негативного воздействия стрессоров и, как следствие, «выгорают» значительно быстрее и интенсивнее. У них стрессоустойчивость крайне низкая. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее для них - стресс. Они очень эмоциональны и неуравновешенны, неспособны быстро принимать решения в состоянии стресса.

Проведя анализ данных, полученных в ходе исследования удовлетворенности трудом и ее составляющих, при помощи методики А. Батрашева «Опросник для исследования удовлетворенности трудом», нами были получены следующие результаты.

Анализируя данные, можно утверждать, что 13  % учителей технологии имеют низкий уровень интереса к работе, что означает: интерес к профессиональной деятельности отсутствует, проявляется пассивность и низкая эффективность в работе, отсутствие интереса к самостоятельной работе, без указания руководства; обладают низким качеством профессиональных умений и знаний. 45 % респондентов имеют средний уровень интереса к работе, это означает: интерес к профессиональной деятельности выражен слабо, характеризуется нейтральным отношением к работе; активность в деятельности проявляется при наличии мотивационных действий со стороны руководства, либо при эмоциональном восприятии; их самостоятельная деятельность зависит от требований руководства; имеют уровень сформированных знаний и умений, который позволяет решать задачи по заданному алгоритму. 42 % респондентов имеют высокий интерес к работе. Данные респонденты характеризуются позитивным отношением к работе, проявлением высокой работоспособности и эффективности в деятельности; самостоятельности при решении поставленных перед ними задач; стремлением к совершенствованию профессиональных знаний и умений; полнотой и прочностью профессиональных знаний, а также профессиональными умениями, необходимыми для успешного решения нестандартных ситуаций.

Для исследования взаимосвязи был использован метод ранговой корреляции Спирмена.

Достоверные взаимосвязи были получены между следующими показателями:

1) Стрессоустойчивость - интерес к работе ((r=0,332; р<0,01) достоверно значимая прямая связь), т.е. чем больше стрессоустойчивость, тем больше интерес к работе. У учителя интерес к работе формируется в том случае, если его профессиональный интерес совпадает с его личностными качествами, способными влиять на стрессоустойчивость. Труд наиболее эффективен, когда существует интерес к профессиональной деятельности. Интерес - это основание для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя; субъективные переживания учителем успеха или неуспеха в педагогической деятельности, либо двигает его вперед, к вершинам успеха, либо заставляет покинуть профессию.

2) Стрессоустойчивость - предпочтение выполняемой работы высокому заработку ((r=0,258; р<0,05) достоверно значимая прямая связь), т.е. чем больше стрессоустойчивость, тем больше предпочтение выполняемой работы высокому заработку. Одна и та же работа может порождать и удовлетворенность, и разочарование - все зависит от того, как Вы относитесь к ней. Многие учителя испытывают полное удовлетворение от учительского труда, но есть немало и тех, кто этим трудом тяготится, и работает ради высокой заработной платы.

3) Стрессоустойчивость - общая удовлетворенность трудом ((r=0,263; р<0,05) достоверно значимая прямая связь), т.е. чем больше стрессоустойчивость, тем выше общая удовлетворенность трудом. Наиболее эффективной трудовая деятельность становится, если человек получает удовольствие от своей работы, у него возникает удовлетворенность трудом, снижается стресс.

Между параметрами стрессоустойчивости и удовлетворенности трудом: удовлетворенность достижениями в работе; удовлетворенность отношениями с взаимоотношениями с сотрудниками; удовлетворенность с взаимоотношениями с руководством; уровень притязаний в профессиональной деятельности - значимых связей обнаружено не было.

Полученные корреляционные связи позволяют утверждать, что стрессоустойчивость напрямую зависит от интереса к работе,  предпочтения выполняемой работы высокому заработку, что в целом приводит к общей удовлетворенности  трудом учителя. Но удовлетворенность в профессиональных достижениях у учителя, его уровень притязаний и взаимоотношения с руководством будут зависеть от других личностных особенностей учителя, а не от его уровня стрессоустойчивости.

Таким образом, данное исследование позволит проводить профилактические работы с учителями технологии с целью уменьшения рисков стрессогенности учителей и повышения их удовлетворенности трудом, несмотря на огромное количество внешних и внутренних факторов, влияющих на создание подобных стрессогенных ситуаций, одной из которых является реорганизация современной системы образования. Учитель должен получать удовлетворение и радость от каждого прожитого дня в школе.

Рецензенты:

Ахметов Л. Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга;

Прыгин Г. С., д.псх.н., профессор кафедры психологии Набережночелнинского института ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Набережные Челны.


Библиографическая ссылка

Талышева И.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ У УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19621 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674