Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИЙ

Суетин С.Н. 1 Объедкова Л.П. 2 Матосян В.А. 3 Суетин А.Н. 1 Ильин С.Ю. 1
1 НОУ ВО «Московский технологический институт»
2 ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма»
3 ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
В статье анализируется современное состояние экономики потребительского типа, обусловленное финансовой глобализацией, системными рисками и несовершенством рыночного механизма. Целью данной работы является определение фундаментальной сущности современной экономики на микроуровне и прогнозирование тенденций ее развития. Основными методами проведенного исследования следует полагать дедукцию, индукцию, аналогию, анализ и сравнение. Авторами проведено исследование важнейших блоков вопросов развития экономики: что следует считать основными целями и задачами фирмы, каковы тенденции развития рынков, в чем заключается роль государства. Полученные результаты исследования могут быть использованы в экономической деятельности предприятий, а также в учебной и научной работах в области экономической теории, менеджмента организации, финансового и стратегического менеджмента. В качестве основных результатов данного исследования служит вывод о целесообразности определения приоритетов развития фирмы, обоснования ее величины как рыночного субъекта и приоритетной минимизации государственного вмешательства в экономическую сферу общества.
развитие бизнеса
прибыль
выручка
финансы корпораций
структура рынка
типы рыночных структур
риски
финансовая политика
государственное регулирование
олигополия
монополия
конкуренция
совершенная конкуренция
стоимость бизнеса
экономика потребления
инвестиционная экономика
глобализация
финансовая глобализация
1. Авдокушин Е.Ф., Жариков М.В. Внешнеэкономические стратегии ведущих компаний из стран БРИК // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011 — № 1. — С. 36–41.
2. Анненков В.И. Административная деятельность: организация и технологии: учебник / В.И. Анненков, Н.Н. Барчан, С.Н. Баранов, А.В. Моисеев. // Под ред. профессора Анненкова В.И. – М.: РУСАВИА. 2015. – 350 с.
3. Анненков В.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности: учебное пособие / В.И. Анненков, Н.Н. Барчан, А.В. Моисеев, Б.И. Киселев. – Изд. 2-е, стер.- М.: КНОРУС, 2014. — 254 с.
4. Аношин В.Н. Формирование эффективного инвестиционно-финансового механизма акционерного общества / В.Н. Аношин, В.Г. Кещян, С.Н. Суетин // Экономика и предпринимательство. – 2014. — № 7 (48). – С. 791–794.
5. Барчан Н.Н. Формирование эффективной инвестиционной экономики / Н.Н. Барчан, А.Н. Суетин // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 11 (ч. 2). — С. 228–231.
6. Бубнов Г.Г. Адаптивно-развивающееся управление инновационными проектами на основе использования моделей зрелости. Отчет о НИР/НИОКР / Г.Г. Бубнов, С.А. Титов, Е.В. Борисова, С.Н. Суетин. — М.: Московский технологический институт, 2014. – 127 с.
7. Бубнов Г.Г. Предпринимательство и его роль в экономическом возрождении России (вопросы теории) / Г.Г. Бубнов // диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. — М., 2002.
8. Воронцова Э.В. Пути совершенствования отечественных и иностранных инвестиций / Э.В. Воронцова, Н.А. Суетина // Вестник КИГИТ № 4(17). – М., 2011. – С. 051–055.
9. Глинкина О.В. Конкурентоспособность промышленности России: Кластерный подход: Монография. — Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014 – 140 с.
10. Глинкина О.В. Менеджмент: Монография. — М.: ТехПолиграфЦентр, 2014. – 226 с.
11. Ильин С.Ю. Производственный потенциал / С.Ю. Ильин // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2012. – № 2. – С. 57–60.
12. Ильин С.Ю. Ресурсный потенциал / С.Ю. Ильин // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2012. – № 3. – С. 70–72.
13. Ильин С.Ю. Экономический потенциал / С.Ю. Ильин // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2012. – № 1. – С. 57–59.
14. Кещян В.Г. Инфраструктурное обеспечение развития среднего бизнеса (на примере бирж): монография / В.Г. Кещян. – М.: Финансы и кредит, 2004. – 196 с.
15. Ким Ю.Л. Исследование современного состояния ТЭК / Ю.Л. Ким, С.Н. Суетин. – Вестник КИГИТ, 2011. — № 4 (17). – С. 87–97.
16. Емельянов С.В. Методы государственного регулирования и стимулирования в социально-экономическом развитии региона / С.В. Емельянов, Г.Г. Бубнов, Г.Д. Магомедов, Д.Г. Кахриманова // Экономика и предпринимательство. – 2014. — № 6 (47). – С. 326–330.
17. Жариков М.В. Корпоративный сектор стран БРИК // Вопросы новой экономики. – 2010 – № 1. - С.36-62.Ильин С.Ю. Принципы управления в современных условиях хозяйствования / С.Ю. Ильин, С.В. Емельянов, Е.В. Никульчев // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 6 (47).
18. Карасев В.А. Совершенствование инвестиционно-финансового механизма предприятия в условиях неопределенности / В.А. Карасев, А.Н. Суетин // Фундаментальные исследования. — 2013.—№ 11 (часть 4). – С. 719–723.
19. Ким Л.Г. Механизмы повышения эффективности ипотечного кредитования. Монография // Л.Г. Ким, С.Н. Суетин, М.И. Шишкин. – Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. – 248 с.
20. Кондратьев Д.В. Методы принятия управленческих решений. Практикум Учебное пособие / Д.В. Кондратьев. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – 124 с.
21. Костенкова Н.К. Формирование эффективной дивидендной политики акционерного общества. Монография / Н.К. Костенкова, С.Н. Суетин. – Ижевск: НОУ ВПО «КИГИТ», 2011. – 109 с.
22. Котлячков О.В. Оценка эффективности использования средств инвесторов в инновационную деятельность. Коллективная монография / Котлячков О.В., Ильин С.Ю., Кочеткова И.А., Васильева Г.Н., Павлов К.В., Мохначев С.А., Шамаева Н.П., Верезубова Т.А., Сава А.П., Качала Т.Н., Яценко В.Н., Шевченко А.Н., Колесникова А.В., Ляшенко С.В., Яценко А.В., Кернасюк Ю.В. – Ижевск: Шелест, 2014. – 200 с.
23. Матосян В.А. Формирование системы рискориентированного финансового планирования в домохозяйствах / В.А. Матосян, В.Г. Кещян, С.Н. Суетин // Экономика и предпринимательство. – 2014. — № 7 (48). – С. 751–754.
24. Матосян В.А., Суетин С.Н. Проблемы современного финансового образования и пути их решения. Сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции под общей редакцией Г.Г. Бубнова, Е.В. Плужника, В.И. Солдаткина. – М., 2014. – С. 270–272.
25. Осипов А.К. Методика оценки эффективности использования государственных средств. Монография / А.К. Осипов, В.Н. Аникин, О.В. Котлячков, Э.К. Конярова, Т.А. Ильина. – Ижевск: Издательство ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова», 2006. – 273 с.
26. Стручкова Е.С. Усиление эффектов налогового администрирования производства в процессе модернизации экономики / Е.С. Стручкова, С. Н. Суетин // Cloud of Science. – 2015. – Том 2. — № 1. – С. 152–169.
27. Суетин А.Н. Особенности финансового прогнозирования и планирования в условиях насыщенной информационной среды / А.Н. Суетин, В.А. Матосян, С.В. Емельянов, О.В. Котлячков // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12 (ч. 12). – С. 2616–2620.
28. Суетин А. Н. Финансовый рынок и АПК в современных условиях / Суетин А. Н., Суетина Н. А. // Государственное и муниципальное управление: теория, история, практика: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 20 апр. 2012 г. - Ижевск, 2012. – С. 340–341.
29. Суетин С.Н. Основы коммерческой деятельности. Учебное пособие / С.Н. Суетин, Н.А. Суетина, С.Ю. Ильин. – Ижевск: РИО НОУ ВПО «КИГИТ», 2011. – 67 с.
30. Суетин С.Н. Развитие риск-менеджмента в промышленных организациях в условиях финансово-экономического кризиса /С.Н.Суетин, Н.К. Костенкова // Казанская наука. 2010. № 1.
31. Суетин С.Н. Формирование эффективной инвестиционной стратегии в условиях финансово-экономического кризиса (на примере «второй волны» кризиса) // Сборник «Образование и наука – инновационные разработки НОУ ВПО «КИГИТ». Посвящается 20-летию НОУ ВПО «КИГИТ». Отв. за выпуск М.А. Лойферман. – Ижевск, 2013. – С. 37.
32. Суетин С.Н. Пути совершенствования долгосрочной финансовой политики коммерческой организации / С.Н. Суетин // Развитие бухгалтерского учета, контроля и управления в организациях АПК: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию д-ра экон. наук. проф. Р.А. Алборова. — 6 сентября 2013 г. — Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевска ГСХА, 2014. — С. 95–99.
33. Титов С.А. Адаптивно-развивающееся управление инновационными проектами на основе использования моделей зрелости: монография. — М.: НОУ ВО МТИ, 2014.

Экономические процессы активно изменяются, и научная мысль редко успевает в последние годы догнать практику. Давно назрела объективная необходимость переосмысления, казалось бы, очевидных вопросов в экономике: какова цель фирмы? Каким должен быть рынок? Какова роль государства в экономике? Значение институциональной экономики долгое время было недооценено, что и отражается негативным образом в современных российских экономических реалиях.

Вопросы современного менеджмента раскрыты в трудах многих ученых-экономистов. Мы придерживаемся взглядов Глинкиной О.В., Барчана Н.Н., Ильина С.Ю. и др. [1-5, 9-13, 20], при этом Суетин А.Н. и Суетин С.Н. акцентируют внимание на финансовом менеджменте [18, 21, 23, 24, 26-32], что обусловлено глобальными тенденциями. По мнению авторов статьи, действенным выходом из тупиковой потребительской экономики является формирование инвестиционной экономики.

Следует учитывать, что хозяйственная деятельность осуществляется в условиях финансовой экономики, которая продолжает ускоряться. Причем ускорение не всегда количественное (по существу, большая часть мировой экономики с 2007 г. стагнирует), преобладают качественные изменения (не всегда в лучшую сторону).

По мнению авторов, основной целью развития хозяйствующего субъекта следует считать максимизацию благосостояния собственников бизнеса. В большинстве современных учебников по-прежнему в качестве приоритетной цели предприятия ошибочно рассматривается прибыль. Но следует учитывать, что прибыль - показатель в первую очередь субъективный, поскольку отражает разницу между доходами и расходами компании, зависит от налоговой политики государства [26], принятой финансовой политики компании [21, 32], управленческих решений и зависит фактически от нескольких лиц. Если бы основатели Apple, Microsoft, Facebook, Google, Virgin максимизировали бы прибыль, данные компании никогда бы не стали лидерами в своих рыночных нишах и отраслях, а позже - мировой экономики в целом.

Исследования показывают, что выручка - количественный показатель, который менее волателен и более объективен. Например, прибыль для крупной корпорации может измениться всего лишь за год в 5-7 и даже в 100-300 раз. Это может быть связано с эффектом низкой базы, а для выручки подобные изменения возможны лишь при невероятном стечении обстоятельств. Также важно обращать внимание на стоимость и качество активов компании, поскольку эти показатели отражают реальные долгосрочные тренды развития корпорации.

При оценке менеджмента компании важно учитывать временной лаг, так как после принятия решения всегда проходит некоторый период времени, после которого наступает реальный экономический эффект. Соответственно, руководитель прибыльной и финансово устойчивой фирмы может в действительности являться посредственным менеджером, а все успехи могут быть заложены в кризисный период, когда компания оценивалась как убыточная и бесперспективная.

Если рассматривать стоимость бизнеса, можно утверждать, что это объективный интегрированный показатель, характеризующий качественную и количественную стороны развития предприятия с учетом фактора времени, т.е. оценивает будущий потенциал развития. Данный показатель также имеет недостатки, поскольку определяется на рынке, который не является полностью объективным по своей сущности.

Как известно, на рынке возможно наличие множества типов рыночных структур - от совершенной конкуренции до двусторонней монополии. Классиками определено, что наиболее эффективный тип рынка - это совершенная конкуренция. В современном мире данный тезис следует признать чудовищным заблуждением. Это стереотип, сформировавшийся в эпоху раннего капитализма.

С развитием глобализации стало очевидным, что основа экономики - транснациональные компании, а конкуренция - понятие относительное. Малый и средний бизнес не являются основой экономики, и это экономическая реальность настоящего и будущего. Государство, по мнению авторов, должно создавать необходимую инфраструктуру, поддерживать развитие стартапов (как правило, косвенными методами, так как напрямую должны поддерживать венчурные фонды), но не стремиться к массовой финансовой поддержке отраслей «широким фронтом». Как показали антикризисные меры на примере банковского сектора, АПК, машиностроения (и в особенности - автомобилестроения), прямая финансовая поддержка и лоббирование интересов - затратно-тупиковый путь развития.

Мы считаем, что совершенная конкуренция при прочих равных условиях предполагает существенные минусы как для бизнеса (невозможно реализовать эффекты масштаба, синергии и др.), так и для потребителя (подавляющее количество товаров при высоком качестве и низкой цене могут производиться только крупным бизнесом). Иначе говоря, для большинства потребителей представляет интерес торговый центр в шаговой доступности от дома, а не большой малоконтролируемый государством рынок, на котором множество продавцов и покупателей совершают сделки с высоким уровнем трансакционных издержек.

В современных условиях важно учитывать, что цена на рынке и спрос определяются в первую очередь субъективными причинами. Кроме того, в информационной экономике АПК [27] манипуляции рыночными настроениями являются перманентным, а не исключительным явлением.

Новые подходы к инновационному развитию организаций [6-7, 14-19, 22, 33] и в особенности - АПК [28, 32] заслуживают, по мнению авторов статьи, внимания и дальнейшего исследования.

Проведенные исследования показывают, что «золотая середина» в рыночной экономике - это олигополия, в идеале - олигополия на основе дифференциации товара (услуги). Данный тип рынка близок к монополистической конкуренции, но существенно отличается тем, что ни в одной из ниш нет явного монополиста. Общее количество участников рынка не превышает 15-20 субъектов, т.е. конкуренция весьма ограниченная, что присуще олигополии.

Следует констатировать, что в большинстве отраслей экономики России сложились устойчивые олигополистические структуры, а в отдельных отраслях - олигополии на основе дифференциации товара (услуги) при наличии крупных низкоэффективных предприятий с государственным участием.

Основные отрасли и крупнейшие компании экономики РФ

Отрасли

Организации - основные участники рынка

Авиационный транспорт

Аэрофлот, ЮТейр, Трансаэро, S7

Железнодорожный транспорт

РЖД, Трансойл, Глобал-Транс

Строительство

Мортон, ЛСР, ПИК, СУ-155, Лидер

Черная металлургия

Evraz, Северсталь, НЛМК, Мечел, ММК, ТМК

Цветная металлургия

ГМК Норильский никель, Русал, УГМК

Машиностроение

Автоваз, ГАЗ, КАМАЗ, Соллерс, Силовые машины

Нефтегазовая

Газпром, Новатэк, Лукойл, Роснефть, Сургутнефтегаз, Татнефть, Башнефть,

Сельское хозяйство

Группа Черкизово, Мираторг, Разгуляй, Русгрейн

Энергетика

РусГидро, ИнтерРАО, Россети, Комплексные энергетические системы (КЭС), ОГК и ТГК

Производство удобрений

Уралкалий, Фосагро, Акрон

Добыча драгоценных металлов

Полюс Золото, Polymetal

Угледобывающая

Распадская, Белон, Мечел

Продуктовый ритейл

Магнит, X5 Retail Group, Дикси, Лента, Окей, Ашан

Продажа электроники

М-видео, Эльдорадо, Техносила, Евросеть, Связной

Телекоммуникации

Ростелеком, Vimpelkom, Мегафон, МТС, Tele2

Банковские услуги

Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Открытие, Альфа-банк

Из таблицы видно, что экономика России - классическая олигополистическая экономика с преобладанием олигополий на основе дифференциации товара (услуги). В таблице приведены не все отрасли и указаны лишь основные компании, но данные предприятия создают более 90% отечественного ВВП.

Следуют выделить олигополии двух типов: с существенным преобладаниями одной компании, которая подконтрольна государству (Аэрофлот, РЖД, Газпром, Сбербанк и др.), при этом рынок представляет собой схему «1 компания + все остальные». Это худший вариант рынка. Это фактически скрытая монополия, которая подконтрольна гораздо меньше, чем чистая монополия, поскольку по формальным признакам на рынке присутствует множество, а не одно предприятие.

Второй тип представляет собой наличие крупных компаний, которые существенно не выделяются среди других и в случае ошибок в управлении достаточно быстро уступают место более эффективным компаниям (строительство, АПК, ритейл и др.). Это, по мнению авторов, лучшая форма рынка. Конкуренция стимулирует рост эффективности, нет открытой господдержки отдельных участников рынка, размеры компаний позволяют осуществлять качественный прогресс.

Некоторые отрасли необходимо рассматривать как совокупность отраслей, например энергетику. Это обусловлено тем, что ОГК и ТГК не являются прямыми конкурентами, тем более нет конкуренции между генерирующими, сетевыми и сбытовыми компаниями. Следует учитывать, что некоторые хозяйствующие субъекты подконтрольны основным акционерам - промышленным предприятиям, и их деятельность ориентирована на холдинг в целом, а не на достижение внутрифирменных показателей (например, ОГК-2).

В современных условиях вопрос о влиянии государства на экономику представляется все более актуальным и востребованным, что обусловлено геополитическими процессами, недостатком финансовых ресурсов [8], стабильно-застойным состоянием показателей деловой среды и др.

Авторами также определено, что государственное влияние на экономические процессы в отечественном бизнесе в целом требует существенного сокращения. Запретительные и ограничительные меры выгодны государству в целом и отдельным политикам в частности, но не бизнесу и потребителям. Государственное вмешательство может быть выгодно только в краткосрочном периоде и только для отдельных субъектов, а в долгосрочном периоде это всегда потери для мезо-, макро- и глобальной экономики. Вопросы использования государственных средств [25] актуальны и требуют дальнейших исследований.

Выводы

Подводя итоги, мы выделяем следующие основные результаты нашего исследования.

1. Современные тенденции развития корпораций предполагают коренной пересмотр целей и задач развития бизнеса. Прибыль и выручка могут быть вторичны по отношению к стоимости предприятия. Цели и задачи бизнеса в краткосрочном периоде могут противоречить целям и задачам в долгосрочной перспективе.

2. Совершенная конкуренция и монополия - это две полярные крайности, которые в условиях глобальной экономики предполагают негативное влияние на управление ресурсами в обществе, и их, как правило, следует избегать. Олигополия с признаками дифференциации продукта - наиболее эффективная рыночная структура при прочих равных условиях. Она выгодна всем субъектам рыночной экономики: государству, бизнесу, домохозяйствам.

3. Государственное влияние на экономику требует существенного сокращения. Запретительные и ограничительные меры выгодны политикам, но не руководителям бизнес-структур. Государственное вмешательство может быть выгодно в краткосрочном периоде для отдельных субъектов, а в долгосрочном периоде это всегда потери для мезо-, макро- и глобальной экономики.

Рецензенты:

Кузьминова Т.В., д.э.н., профессор, НОУ ВО «Московский технологический институт», г. Москва;

Емельянов С.В., д.э.н., профессор Московской бизнес-школы, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Суетин С.Н., Объедкова Л.П., Матосян В.А., Суетин А.Н., Ильин С.Ю. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19775 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674