Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

Каландаришвили З.Н. 1 Гогицаева О.У. 2 Кочисов Ч.В. 1
1 Санкт - Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов
2 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова»
Проблема зависимости от наркотических и психоактивных веществ в подростковой среде является одной из наиболее актуальных, поэтому профилактическая работа занимает важное место в работе с детьми. Распространение наркомании в России представляет глобальную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. Проблема злоупотребления психоактивными веществами, среди которых: алкоголь и его суррогаты, наркотические и токсические вещества, остро стоит и перед Северной Осетией, занимающей не последнее место в числе субъектов Российской Федерации, где регистрируются самые высокие уровни заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Особенно тревожит высокий уровень распространенности наркологических заболеваний среди подростков. Сегодня воздействовать на складывающуюся в Северной Осетии ситуацию с распространением алкоголизма, наркомании и токсикомании возможно лишь программно-целевым методом, то есть с увязкой по исполнителям, ресурсам, срокам реализации комплекса разработанных мероприятий, ориентированных на достижение поставленной цели в решении данной проблемы.
здоровье нации.
наркотическая ситуация
подростки
психоактивные вещества
1. Гогицаева О.У., Кочисов Ч.В. Воспитательный потенциал осетинских традиций в этнокультурном развитии личности ребенка // Материалы I Международной научно- практической конференции «Развитие регионов в XXI веке». – Владикавказ, 2013. – С. 386-392.
2. Кондаков Ю.Е., Кочисов Ч.В. Девиации правосознания: теоретический аспект //
Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 1. – С. 26.
3. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: Организационно-методическое пособие / Б. И. Хасан, Н. Н. Дюндик, Е. Ю. Федоренко, И. А. Кухаренко, Т. И. Привалихина / Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2003. – 335с.
4. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М.: Т Ц «Сфера», 2001. – 480с.
5.Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодёжью / под науч. ред. Л. М. Шипициной и Л. С. Шпилени. – СПб., 2003. – С.464.
6. Спиваковская, А.С. Детско-родительские отношения [Текст] / А.С. Спиваковская. – СПб., 2005. – 124 с.

В настоящее время перед современным обществом стоит особо актуальная и трудноразрешимая проблема - катастрофический рост наркомании.

Ранние стадии употребления психоактивных веществ являются преимущественно подростковой проблемой и происходят в контексте более масштабных психических и физических изменений. В пубертатном возрасте обычно происходит проба широкого спектра моделей поведения и стилей жизни в силу естественного процесса дистанцирования от родителей, развития чувства автономии и независимости, идентификации и приобретения некоторых социальных навыков, которые необходимы подросткам для успешного функционирования в мире взрослых.

Наркотическая ситуация в последние годы в России значительно ухудшилась: распространение наркомании происходит угрожающими темпами и имеет тенденцию к обострению, возросло потребление наркотических и психоактивных веществ, растет объем незаконного оборота наркотиков и количество преступлений, совершаемых на почве наркомании, все большее число несовершеннолетних приобретают «опыт» потребления наркотических веществ, возрастает число женщин - потребителей наркотиков, новым опасным явлением стало появление «семейной наркомании», вовлечение в наркоманию малолетних детей собственными родителями, резко возросла заболеваемость ВИЧ-инфекцией, увеличилась смертность от употребления наркотиков, особенно среди детей (в 42 раза) [3].

Распространение наркомании в России представляет глобальную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. Проблема злоупотребления психоактивными веществами, среди которых: алкоголь и его суррогаты, наркотические и токсические вещества, остро стоит  и перед Северной Осетией, занимающей не последнее место в числе субъектов Российской Федерации, где регистрируются самые высокие уровни заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

Особенно тревожит высокий уровень распространенности наркологических заболеваний среди подростков. В исследованиях, посвященным проблемам профилактики, выделяется бесконечно широкий спектр факторов, повышающих риск ранней наркотизации. К ним, например, относятся: повышенный эгоцентризм, низкая стрессоустойчивость, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций. Анализ научной литературы показал, что наиболее часто выделяются следующие внутриличностные факторы, повышающие риск ранней наркотизации: низкая стрессоустойчивость, высокая тревожность, низкая самооценка, высокая потребность в поиске ощущений.

Многие авторы [Берне Р., 1986, Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А., Черемсин О.В. 1989, Алмазов Б.Н. 1986, Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М. 1997, Алякринский Б.С. 1977, Белинская Е.П. 1997, Кон И.С. 1978, Кондратьев М.Ю. 1997, Кондратенко В.Т. 1988, Личко А.Е., Битенский B.C. 1991 и др.] отмечают резкие колебания самооценки в подростковом возрасте.

Ежегодно регистрируется более тысячи преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения. По данным МВД республики, за I полугодие 2014 года на 5 % возросло количество выявленных несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки; на 4,5 % возросло количество несовершеннолетних, употребляющих психотропные либо одурманивающие вещества [3].  Проблема, исходя из этого, заключается в том, какие из перечисленных факторов целесообразно «задействовать» для оптимизации процесса профилактики употребления психоактивных веществ подростками. Изучение возможных путей решения данного сложного вопроса и составило цель нашего исследования.

В результате теоретической работы нами была сформулирована следующая гипотеза: высокая степень выраженности внутриличностных факторов, повышающих риск ранней наркотизации, является необходимым основанием для определения стратегий профилактической работы с подростками. Задачи, поставленные нами в ходе исследования:

-              Проанализировать социально-психологические факторы, определяющие риск ранней наркотизации.

-              Рассмотреть и теоретически выделить основные внутренние (личностные) факторы, определяющие риск ранней наркотизации.

-              Экспериментально выявить степень выраженности внутренних факторов, определяющих риск ранней наркотизации у всех испытуемых.

Нами были выбраны следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы, тестирование, анкетирование, методы математической обработки данных, качественный, количественный и сравнительный анализ полученных результатов; методики исследования: «Определение уровня тревожности», «Измерение мотивации достижения», «Измерение мотивации аффиляции», «Шкала поиска ощущений», «Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования».

Как показывают социологические исследования, в Северной Осетии наблюдается катастрофический темп роста наркопотребления при снижении возраста первых проб. Если в 2000 году признались в том, что пробовали наркотики лишь 5,3 % подростков и юношей в возрасте 14-18 лет, а в постоянном употреблении не признался никто, то сегодня (2011-2014 гг.) картина совершенно иная: 12,7 % школьников пробовали наркотические вещества, 8-9,7 % употребляют их время от времени, 1 % прочно «сидят на игле». Группа риска по наркопотреблению, таким образом, значительно превышает 20 % школьников.

Психоактивные вещества стали легкодоступными для молодежи. Около 60 % опрошенных молодых людей, употребляющих психоактивные вещества, отмечают относительную несложность их приобретения. Психоактивные вещества приобретаются в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев наркотическими средствами. Прогрессирующей алкоголизации детей и молодежи способствует, по сути, неконтролируемое положение с продажей спиртных напитков [4].

Эпидемия употребления психоактивных веществ в стране и в республике обусловлена не только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, геополитических и других факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением. Такое понимание этого сложного биопсихосоциального явления диктует выбор определенных стратегий и предпочтительных подходов в поисках путей решения проблемы потребления психоактивных веществ с использованием потенциала заинтересованных институтов государства и общества.

Имеющаяся в республике система анализа ситуации в сфере распространения алкоголизма, наркомании, токсикомании носит формальный характер. Нет органа или организации, в котором ведомственная статистика сводилась бы воедино и подвергалась бы тщательному анализу, проводился качественный мониторинг с определением факторов риска распространения психоактивных веществ. Не выполняется основное предназначение информационно-аналитической работы - разработка рекомендаций для сферы управления и принятие на основании анализа ситуации управленческих решений.

Отсутствует и научная база в исследовании факторов, способствующих распространению алкоголизма и наркомании на территории Северной Осетии, с целью разработки адекватных противодействующих мероприятий, неволюнтаристского выбора приоритетных направлений деятельности [2].  

До сих пор не сложилась система подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании. Содержательная сторона проводимых курсов повышения квалификации, используемый в большинстве случаев информационно-лекционный формат обучения уже не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Интерактивные формы обучения (тренинги, деловые игры) используются достаточно редко. В особенности слабо поставлена работа по повышению квалификации специалистов, работающих в районах области [1].

В городах и районах республики продолжает преобладать негативно-ориентированный подход к профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании среди учащихся, характеризующийся массовым информированием молодежи о вреде наркотиков, использованием стратегии запугивания, преобладанием массовых форм профилактики. Позитивно ориентированные стратегии, направленные на формирование у молодежи жизненных навыков (преодоление стресса, принятие решений, отстаивание своей позиции и др.) используются крайне редко. Профилактической работой по специальным программам формирования здорового образа жизни охвачена небольшая часть образовательных учреждений.

Это говорит о необходимости межведомственного подхода в решении проблемы, который обеспечит координацию и согласованность действий различных субъектов деятельности в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании.

С учетом изложенного, ощутимо воздействовать на складывающуюся в Северной Осетии ситуацию с распространением алкоголизма, наркомании и токсикомании возможно лишь программно-целевым методом, то есть с увязкой по исполнителям, ресурсам, срокам реализации комплекса разработанных мероприятий, ориентированных на достижение поставленной цели в решении данной проблемы.

Межведомственный характер решения поставленных задач достигается за счет того, что каждое мероприятие имеет форму проекта, в реализации которого задействовано максимальное количество субъектов деятельности по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании. Такие проекты имеют свою цель, задачи, методы решения, ожидаемые результаты, методы их оценки и способствуют реализации поставленных целей и задач. В нашем исследовании очень большой процент испытуемых (82 %) показал наличие высокой выраженности мотива аффиляции (стремление к принятию и страх отвержения).

Это говорит о том, что у этих испытуемых могут проявляться черты зависимости, чувствительности к социальным средовым воздействиям, повышенная потребность в понимании и сочувствии, комформность установок. В связи  с  этим  важно  отметить,  что  реализация  перечисленных  потребностей напрямую связана с необходимостью наличия социального окружения, группы сверстников. При этом стремление к сохранению позитивного статуса в группе может обеспечиваться разными способами: социально приемлемыми (лидерство, личные достижения) или асоциальными (с помощью потребления наркотика, если он является «входным билетом», «платой» за принятие его группой).

В этих результатах отразилась одна из главных возрастных характеристик, делающих подростковый возраст наиболее опасным для ранней наркотизации. Это говорит о том, что для данной группы подростков психоактивные вещества могут ими с высокой вероятностью рассматриваться как ресурс в реализации высокой потребности в новых ощущениях.

Данные результаты, по нашему мнению, могут определить одну из возможных профилактических или воспитательных стратегий, направленных на реализацию этой потребности в различных видах социально одобряемой деятельности, содержащей возможности получения новых ощущений (например: спорт, драматический кружок и др.).

Наше исследование выявило также наличие завышенной самооценки до 50 % испытуемых. Высокий уровень притязаний, который часто сопровождает завышенную самооценку, может, по нашему мнению, делать подростков недостаточно критичными по отношению к самим себе и излишне уверенными в своих способностях, в умениях противостоять вредным влечениям. Чувство собственной значимости, как отмечается исследователями, может притупить бдительность подростка к возможным негативным влияниям на него, что дает ему основания считать, что с ним ничего подобного (имеется в виду употребление наркотиков) случиться никогда не может.

Учитывая это, возможная стратегия работы с такими подростками должна включать в себя активизацию рефлексивного отношения подростка к себе, способствующего развитию у него адекватной самооценки.

Очевидно, что необходимо создавать в учебно-воспитательном процессе и при реализации профилактических программ психологические условия, при которых подросток будет иметь возможность адекватно реализовывать свои возрастные потребности в социально одобряемой коллективной деятельности, в которой он получит возможность чувствовать свою значимость и принятие со стороны других.

Таким образом, обобщая полученные данные, мы выявляем, что для группы обследованных подростков стратегия профилактической работы должна строиться с акцентом на создание условий для продуктивного референтного общения, организации и включение учащихся в разнообразные социально одобряемые виды деятельности, содержащие возможности реализации потребности в новых ощущениях, формировании адекватной самооценки.

Анализ теории и практики по изучаемой проблеме показал, что первичная профилактика наркомании у подростков связана с необходимостью своевременного выявления факторов  риска, повышающих вероятность ранней наркотизации.

Данная работа была предпринята с целью поиска эффективных путей решения этого сложного вопроса.

Результаты проведенного исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что высокая степень выраженности внутриличностных факторов, повышающих риск ранней наркотизации, является необходимым основанием для определения стратегий профилактической работы с подростками

Использование программно-целевого метода в решении рассматриваемой проблемы позволяет минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей, обеспечивает их достижение в более короткие сроки.

Рецензенты:

Джиоева А.Р., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», Владикавказ,            г. Владикавказ;

Дзарасов А.А., д.и.н., профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Каландаришвили З.Н., Гогицаева О.У., Кочисов Ч.В. ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19891 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674