Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ КАЛМЫЦКИХ БОГАТЫРСКИХ СКАЗОК

Манджиева Б.Б. 1
1 ФГБУН Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН
В сказочной традиции калмыков выделяются сказки, посвященные богатырям, богатырским действиям героя. Богатырские сказки отличаются от волшебных внутренней структурой, мотивами, традиционными формулами, они отличаются и по своему характеру, но имеют некоторые общие мотивы с произведениями эпического жанра. В статье рассматриваются вопросы истории, публикации и изучения калмыцких богатырских сказок на современном этапе. В калмыцкой фольклористике исследовались проблемы жанрового своеобразия сказок, рассматривались идеи и образы, анализировались художественно-изобразительные средства, изучались вопросы взаимосвязи фантастических и реалистических элементов, описания типичных персонажей. А.Ш. Кичиков, изучая проблему архаических мотивов происхождения героя, реконструировал целостное тууль-улигерное повествование о героическом сватовстве, которое «служит целям героической идеализации богатырей и их эпической державы». Вопросы взаимосвязи богатырских сказок с эпосом, изобразительные средства калмыцких сказок, их поэтические формулы, антропонимия калмыцкой сказочной традиции рассматривались Т.Г. Басанговой (Борджановой). Сюжетно-композиционное строение, образы, особенности художественной формы, «типические места», сходства и различия художественно-поэтической традиции калмыцких богатырских сказок на калмыцком, ойратском, халха-монгольском и бурятском эпическом фоне были предметом исследования в работах В.Т. Сарангова. В 2008 году Калмыцким институтом гуманитарных исследований Российской академии наук была основана серия «Өвкнрин зөөр» («Сокровища предков»), призванная ввести в научный оборот произведения фольклорной традиции калмыков, в том числе и калмыцкие богатырские сказки.
художественные особенности
мотив
публикация
традиция
калмыцкая богатырская сказка
фольклор
1. Алтн чееҗтә келмрч Боктан Шаня. Хранитель мудрости народной Боктаев Шаня. Сост., вступит. статья, приложение Б.Б. Манджиевой. – Өвкнрин зөөр (Сокровища предков). На калм. и рус. яз. – Элиста: КИГИ РАН, 2010. 172 с.
2. Биткеев Н.Ц. Калмыцкая фольклористика: итоги и проблемы изучения // Калмыцкая народная поэзия. – Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1984. – С. 3-29.
3. Борджанова Т.Г. О взаимосвязи эпоса «Джангар» и богатырских сказок // «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов: Материалы Всесоюзной научной конференции, Элиста 17 – 19 мая 1978 г. – М.: Наука, 1980. – С. 214–219.
4. Борджанова Т.Г. Калмыцкая богатырская сказка // Актуальные проблемы народов Северного Кавказа и Дагестана: тезисы докладов и сообщений регион. науч. конф. Махачкала, 18-20 ноября 1987 г. – Махачкала,1987. – С. 39-40.
5. Борджанова Т.Г. Антропонимия калмыцких народных сказок // Ономастика Калмыкии. Сб. ст. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1983. – С. 96–100.
6. Борджанова Т.Г. О жанрообразовании в калмыцком фольклоре // Бюллетень Общества востоковедов. Вып. 2: Материалы Всероссийского организационно-научного съезда «Отечественное востоковедение на пороге XXI века». – М.: ИВ РАН, 1999. – С. 77–81.
7. Борджанова Т.Г. Фольклор калмыцкой диаспоры (по материалам печатных изданий) // Проблемы современного калмыковедения: Материалы Республиканской научной конференции, посвященной 75-летию проф. А. Борманжинова. – Элиста: КалмГУ, 2001. – С. 44–47.
8. Борджанова Т.Г. Сказочная традиция калмыков // Сандаловый ларец. Калмыцкие народные сказки / сост., пер., предисл., коммент. Басанговой Т.Г. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. – С. 3-38.
9. Борлыкова Б.Х. Об аудиозаписях калмыцких волшебных сказок в Научном архиве Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. – 2015, № 2. – URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_26/7905-borlykova.html (дата обращения: 03.06.15).
10. Буутан Санҗин туульс (Сказки Санджи Бутаева). Записи 1971–1978 гг. В 2-х кн. Кн. 1. / Сост., подг. текстов и прилож. Б.Х. Борлыковой. – Элиста: КИГИ РАН, 2008. – 308 с. – Серия «Өвкнрин зөөр» («Сокровища предков»). На калм. и рус. яз.
11. Волшебный мертвец. Монгольско-ойратские сказки. – М.: Изд-во восточной лит., 1958. – 2 изд. – 159 с.
12. Герлтсн сувсн (Б.М. Санджиеван бичүлҗ авсн амн урн үгин көрңгәс). Сияющая жемчужина (Фольклорные материалы, собранные Б.М. Санджиевой). Собиратель Санджиева Б.М. Записи 1972–1974 гг. / вступ. ст., сост., предисл., подг. текстов и прилож. И. М. Болдыревой. – Элиста: КИГИ РАН, 2014. – 230 с. – Серия «Өвкнрин зөөр» («Сокровища предков»). На калм. яз.
13. Горяева Б.Б. Указатель сюжетных типов калмыцких волшебных сказок в соотношении с сюжетными типами Сравнительного указателя сюжетов [Электронный ресурс] // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика: сайт. — URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/goryaeva1.htm(дата обращения: 29.05.15.).
14. Джимгиров М.Э. О калмыцких народных сказках. – Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1970. – 103 с.
15. Кичиков А.Ш. Архаические мотивы происхождения героя и их трансформации в версиях «Джангара» // Fragen der mongolischen Heldendichtung. Teil III. Vortrage der 4. Epensimposiums der sonderforschungsbereichs 12 Bonn, 1983. Wiesbaden, 1985. S. 301-372 (Asiatische Forschungen, Bd, 91).
16. Кичиков А. Ш. Героический эпос “Джангар”. Сравнительно-типологическое исследование памятника. – М.: Восточная литература, 1992. – 320 с.
17. Калмыцкий фольклор. Сост.: Леджинов Ц.О., Шалбуров Г.М. – Элст: Хальмг госиздат, 1941. – 466 с.
18. Калмыцкий фольклор. Библиографический указатель / сост. Т.Г. Борджанова, Н.Б. Уластаева, О.Б. Бадгаева. – Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1991. – 43 с.
19. Лауфер Б. Очерк монгольской литературы / пер. В.А. Казакевича под ред. и с предисл. Б.Я. Владимирцова. – Л.: Изд. Ленингр. вост. ин-та, 1927. – 95 с.
20. Манджиева Б.Б. «Сказание о Номо Тексег хане» как предтеча «Джангара» // Исследователь монгольских языков. – Элиста: КИГИ РАН, 2005. – С. 106-110.
21. Манджиева Б.Б. К вопросу изучения калмыцких богатырских сказок // XLIV Международная филолог. научн. конф. Санкт-Петербург, 10–15 марта 2015 г.: Тезисы докладов. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2015а. – С. 741-742.
22. Манджиева Б.Б. Герой богатырской сказки и героического эпоса «Джангар» как защитник отечества // «Вклад регионов и народов юга России в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Элиста: КалмГУ, 2015б. – С. 278-281.
23. Манджиева Б.Б. Конь героя в калмыцкой богатырской сказке и в героическом эпосе «Джангар» // Современные проблемы науки и образования. – 2015, № 1. – URL: http://www.science-education.ru/
24. Мутляева Б.Э. Мотив чудесного рождения героя в тюрко-монгольском героическом и сказочном эпосе // Типологические и художественные особенности «Джангара». – Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1978. – С. 51 – 62.
25. Мутляева Б.Э. Мотив чудесного рождения героя в сказочном эпосе монгольских народов и калмыцком эпосе «Джангар» // Эпическая поэзия монгольских народов. (Исследования по эпосу). – Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1982. – С. 43–49.
26. Народное творчество Калмыкии. – Сталинград – Элиста: Областное кн-во, 1940. – 315 с.
27. Научный Архив КИГИ РАН. – Фонд № 3, ед. хр. 143.
28. Очиров У.У. Калмыцкие сказки // Калмыцкие народные сказки. – Элиста: Калмгосиздат, 1962. – С. 7–27.
29. Сандаловый ларец. Калмыцкие народные сказки / сост., пер., предисл., коммент. Басанговой Т.Г. – Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 2002. – 239 с.
30. Сарангов В.Т. О калмыцких богатырских сказках // Владимирцовские чтения. Тезисы докладов и сообщений 2-й Всесоюзной конференции монголоведов. – М., 1989. – С. 145 – 146.
31. Сарангов В.Т. Калмыцкие волшебно-героические сказки: автореф. дис… канд. филол. наук. – М., 1990. – 26 с.
32. Сарангов В.Т. Калмыцкие сказки о богатырях как разрушенные формы героических сказаний // VII Междунар. конгресс монголоведов. Улан-Батор, авг. 1997 г. Докл. росс. делегации. – М.: Наука, 1997. – С. 158-159.
33. Сарангов В.Т. Калмыцкое народное поэтическое творчество. Фольклористика. – Элиста: Изд-во Калм. ГУ, 1998. – 92 с.
34. Сарангов В.Т. Образ циклопа в калмыцком сказочном жанре // Проблемы современного калмыковедения. Сборник научных трудов. – Элиста: АПП «Джангар», 2001. – С. 67 – 69.
35. Сарангов В. Т. Поэтика и стиль калмыцкой богатырской сказки. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2015. – 104 с.
36. Седклин күр. – Элст: Хальмг дегтр һарһач, 1960. – 86 х.
37. Т.С. Тягинован амн урн үгин көрңгәс. Фольклорные материалы из репертуара Т.С. Тягиновой. Сост., коммент. Б.Б. Горяевой. – Элиста: КИГИ РАН, 2011. – 230 с. «Өвкнрин зөөр» («Сокровища предков»). На калм. и рус. яз.
38. Хальмг туульс. I боть. – Элст: Хальмг дегтр һарһач, 1961. – 220 х.
39. Хальмг туульс. II боть. – Элст: Хальмг дегтр һарһач, 1968. – 266 х.
40. Хальмг туульс. III боть. – Элст: Хальмг дегтр һарһач, 1972. – 252 х.
41. «Kalmyk Folklore and Folk Culture in the mid-19th Century. Philological Studies On the Basis of Gabor Balint of Szentkatolna’s» («Филологические исследования калмыцкого фольклора и народной культуры в XIX веке, основанные на западномонгольских (калмыцких) текстах Габора Балинта из Сенткатолны»). Подгот. к изд. А. Бирталан в сотрудничестве с Т.Г. Басанговой (Борджановой). – Будапешт: 2011. – 380 с.

Калмыцкий народ обладает огромным богатством - многожанровым и во многом уникальным устным народным творчеством. Одним из ярких, любимых произведений народа являются калмыцкие народные сказки: волшебные, богатырские, сказки о животных, кумулятивные и бытовые.

В калмыцкой фольклористике исследовались проблемы жанрового своеобразия сказок, рассматривались идеи и образы, анализировались художественно-изобразительные средства [Джимгиров 1970]. Вопросам взаимосвязи фантастических и реалистических элементов, изучению системы персонажей, художественно-поэтических особенностей калмыцких сказок посвящено исследование У.У. Очирова [Очиров 1962].

В сказочной традиции калмыков выделяются сказки, посвященные богатырям, богатырским действиям героя. Богатырские сказки отличаются от волшебных внутренней структурой, мотивами, традиционными формулами, они отличаются и по своему характеру, но имеют некоторые общие мотивы с произведениями эпического жанра. В калмыцком сказочном жанре есть сюжеты, генетически связанные с эпосом и представляющие собой трансформированные формы героических сказаний, А.Ш. Кичиков сюжеты подобных типов относит к «тууль-улигерному эпосу», которые проливают свет на раскрытие «темных мест» эпоса [Кичиков 1985; 1992].

История записи и публикации калмыцких народных сказок в разной степени отражена в трудах калмыцких исследователей фольклора: М.Э. Джимгирова, Н.Ц. Биткеева, Т.Г. Борджановой, В.Т. Сарангова, [Джимгиров 1970; Биткеев 1984, Сарангов 1998 б, Борджанова 2002], Горяевой Б.Б. [Горяева] и др. Классификация калмыцких сказок впервые была проведена И. Кравченко [Народное творчество 1940]. Освещали этот вопрос и составители сборников калмыцких сказок  Ц.О. Леджинов, Г.М. Шалбуров [Калмыцкий фольклор 1941], Н.Н. Мусова, Б.Б. Оконов, Е.Д. Мучкинова [Хальмг туульс 1972], Т.Г. Басангова [Сандаловый ларец 2002]. Библиография калмыцкой сказки была приведена Б. Лауфером в «Очерке монгольской литературы» [Лауфер 1927, с. 71-83], Б.Я. Владимирцовым в книге «Волшебный мертвец» [ВМ, с. 151-153]. В библиографическом указателе «Калмыцкий фольклор» составителями была впервые предпринята попытка собрать и систематизировать опубликованные образцы калмыцкого устного народного творчества, научные труды о калмыцком фольклоре, в том числе  и по сказочной традиции [Калмыцкий фольклор 1991].

А.Ш. Кичиков, изучая проблему архаических мотивов происхождения героя, реконструировал целостное тууль-улигерное повествование о героическом сватовстве, которое «служит целям героической идеализации богатырей и их эпической державы» [Кичиков 1985: 305]. В калмыцкой богатырской сказке герой-младенец рождается с явными признаками чудесного героя. Мотив чудесного рождения героя сказки и героического эпоса «Джангар» детально рассматривался Б.Э. Мутляевой [Мутляева 1978, Мутляева 1982]. Мотив добывания коня в тууль-улигерном эпосе обстоятельно был рассмотрен А. Ш. Кичиковым, который выделил ряд вариантов, в зависимости от сюжетного движения сказания [Кичиков 1992: 45-51].

Вопросы взаимосвязи богатырских сказок с эпосом, изобразительные средства калмыцких сказок, их поэтические формулы, антропонимия калмыцкой сказочной традиции рассматривались Т.Г. Басанговой (Борджановой) [Борджанова 1980, Борджанова 1983, Борджанова 1999, Борджанова 2001]. Сюжетно-композиционное строение, образы, художественно-поэтические особенности, «типические места» калмыцких волшебных и богатырских сказок были предметом исследования в работах В.Т. Сарангова [Сарангов 1989, Сарангов 1990, Сарангов 1997, Сарангов 1998, Сарангов 2001, Сарангов 2015], Б.Б. Манджиевой [Манджиева 2005; Манджиева 2015а, Манджиева 2015б]. Изучению образа коня героя в калмыцких богатырских сказках и в героическом эпосе «Джангар» посвящена статья Б.Б. Манджиевой [Манджиева 2015в]. Тема подготовки коня богатыря присутствует во многих сюжетных ситуациях  и каждый раз разрабатывается по-разному, в зависимости от художественно стилистического своеобразия произведения. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу, что в богатырской сказке и в героическом эпосе богатырь неразрывно связан с конем, который является и спутником и помощником героя. С помощью коня герой достигает необходимой цели, совершает богатырские подвиги и побеждает врага [Манджиева 2015в].

В 2011 году вышло в свет совместное издание Калмыцкого института гуманитарных исследований (КИГИ РАН) и Венгерской академии наук «Kalmyk Folklore and Folk Culture in the mid-19th Century. Philological Studies On the Basis of Gabor Balint of Szentkatolna's» («Филологические исследования калмыцкого фольклора и народной культуры в XIX веке, основанные на западномонгольских (калмыцких) текстах Габора Балинта из Сенткатолны») [Kalmyk Folklore 2011], которое вводит в научный оборот полевые материалы венгерского ученого Габора Балинта (записи среди калмыков и монголов 1871-1874 гг.). Наряду с образцами разговорного языка в данной публикации представлена и фольклорная традиция (загадки, пословицы, песни, сказки), а также этнографический материал калмыков. Образцы сказок ценны тем, что записи представляют сказительскую традицию второй половины XIX века, которая в дальнейшем послужит материалом для комплексной текстологии сказок.

Богатырские сказки записаны у современных калмыцких сказителей. В 2008 году Калмыцким институтом гуманитарных исследований Российской академии наук была основана серия «Өвкнрин зөөр» («Сокровища предков»), призванная ввести в научный оборот произведения фольклорной традиции калмыков. Серия открылась сказками талантливого сказителя Санджи Бутаева, записи которого производились в 1970-х годах прошлого столетия учеными КНИИЯЛИ (ныне КИГИ РАН) [Буутан Санҗин туульс 2008]. Тексты сказок данного издания, подготовленного Б. Х. Борлыковой, сопровождены вступительной статьей, научным аппаратом, примечаниями, в приложении имеются указатели имен персонажей, топонимов и сказочных сюжетов, словарь. В следующей книге серии представлена современная фольклорная традиция калмыков в записи от хранителя народной мудрости Шани Боктаева. Составитель сборника «Алтн чееҗтə келмрч Боктан Шаня» [2010] Б. Б. Манджиева подготовила к публикации репертуар сказителя, представленный разными жанрами калмыцкого фольклора, в том числе и богатырскими сказками. В этой же серии в 2011 г. издана книга «Т. С. Тягинован амн урн үгин көрңгəс» (Фольклорные материалы из репертуара Т. С. Тягиновой), которая содержит тексты сказочной и несказочной прозы, калмыцких народных и авторских песен, пословиц, поговорок, загадок и других образцов жанров калмыцкого фольклора, а также некоторые этнографические материалы в самозаписи знатока фольклорной традиции и исполнительницы протяжных песен Т. С. Тягиновой. В 2014 году вышла в свет очередная книга серии «Өвкнрин зөөр» (Сокровища предков) - «Герлтсн сувсн (Б.М. Санджиеван бичүлҗ авсн амн урн үгин көрңгәс). Сияющая жемчужина (Фольклорные материалы, собранные Б.М. Санджиевой)», в которой наряду с другими жанрами фольклора, представлены калмыцкие богатырские сказки. Материалы, записанные учителем калмыцкого языка Б.М. Санджиевой от информантов, проживавших в разных районах Республики Калмыкия, были подготовлены к изданию И.М. Болдыревой. Образцы калмыцких сказок были зафиксированы в 1972-1974 гг. прошлого столетия и представляют собой варианты известных сюжетов о богатырях Хара Кюкюл, Эрян Сян Эдг и др. [Герлтсн сувсн 2014: 24-35].

Исследованию калмыцких богатырских сказок, на уровне композиционно-стилевых слагаемых, посвящена монография В.Т. Сарангова «Поэтика и стиль калмыцкой богатырской сказки» [Сарангов 2015]. Автор исследовал сюжетно-композиционное строение богатырских сказок, проанализировал сходства и различия в художественно-поэтической традиции богатырских сказок  на калмыцком, ойратском, халха-монгольском и бурятском эпическом фоне. Исследователь выделяет группу калмыцких сказок, повествующих о земных делах богатырей, которые имеют много общего с эпическими и сказочными произведениями тюрко-монгольских народов. Таковыми являются сказки: «Правитель всех Бурун Тогос» [Хальмг туульс 1972: 75-85], «Чим Хара батор» [НА ед. хр. 143], «Шарсал-батор с буланым иноходцем» [Хальмг туульс 1968: 52-58], «Сказка о двух сыновьях Догшн Хара-батора» [Хальмг туульс 1961: 141-152]. В.Т. Саранговым также рассмотрены сюжеты, мотивы, идеи и образы калмыцких богатырских сказок  на ойратском, халха-монгольском и бурятском эпическом фоне. По мнению автора, насыщение текста сказочно-фантастическими элементами не всегда отвечало идейно-эстетическим запросам аудитории, поэтому с течением времени стало происходить разрушение стихотворной формы, что привело к трансформации и переходу в прозаический жанр [Сарангов 2015: 59].

Научный архив Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН в настоящее время является уникальным хранилищем фонозаписей калмыцкого фольклора. Об аудиозаписях калмыцкой сказочной традиции, хранящихся в Научном Архиве КИГИ РАН, освещается в статье Б.Х. Борлыковой [Борлыкова 2015]. Автором даны  сведения о полевых записях калмыцкой сказочной традиции, собранных специалистами института на протяжении многих лет начиная с 60-х годов XX века по настоящее время.

Таким образом, изучение калмыцкой богатырской сказки является одной из важных задач калмыцкой фольклористики, которое требует дальнейшего комплексно-текстологического исследования, подготовки уникальных образцов калмыцких богатырских сказок в серийном научном издании, которое будет иметь огромное значение для сохранения, возрождения и обогащения культурного наследия народа.

Рецензенты:

Басангова Т.Г., д.фил.н., ведущий научный сотрудник отдела фольклора и джангароведения ФГБУН КИГИ РАН, г. Элиста;

Хабунова Е.Э., д.фил.н., профессор, директор Института калмыцкой филологии и востоковедения ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.


Библиографическая ссылка

Манджиева Б.Б. К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ КАЛМЫЦКИХ БОГАТЫРСКИХ СКАЗОК // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20024 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674