Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗ ОПЫТА АПРОБАЦИИ МОДУЛЯ «ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА» ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Анисимова Т.И. 1 Сабирова Ф.М. 1
1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Елабужский институт
В статье представлен опыт Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета по апробации основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» в рамках реализации федерального проекта (Государственный контракт № 05.043.12.0016 от 23 мая 2014 года) «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования». В качестве примера приводятся итоги апробации модуля «Дисциплины математического и естественнонаучного цикла», который нацелен на выполнение отечественных и международных требований к профессиональным качествам учителя, а именно, умению оперировать информацией и критически ее оценивать.
апробация
подготовка педагогов
профессиональный стандарт педагога
трудовые действия педагога
образовательные результаты
1. Анисимова Т.И. Практико-ориентированная математическая подготовка бакалавров педагогического образования // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2015 г.: в 13 частях. – Часть 8. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком». – С. 14-16.
2. Анисимова Т.И., Сабирова Ф.М. О программе модуля «Дисциплины математического и естественнонаучного цикла» основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» // Фундаментальные исследования. – 2015. - №2. – часть 14. – С. 3146-3150.
3. Галимуллина Э.З., Крайнова А.И. Интеграция интерактивных технологий как средство усиления практической направленности подготовки бакалавров педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - №3. [Электронный ресурс] – URL: www.science-education.ru/123-18936 (дата обращения 29.05.2015).
4. Любимова Е.М., Батырев В.В., Непрерывная учебно-профессиональная практика в подготовке будущих учителей // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». – Выпуск № 1(14) (2015). [Электронный ресурс] – URL: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_14/Lyubimova%20E.M.%20Batyrev%20V.%20V.pdf. (дата обращения 29.05.2015).
5. Любимова Е.М., Борисов И.А. Сетевое взаимодействие школа-вуз как средство погружения студентов в профессиональную деятельность // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - № 1. [Электронный ресурс] – URL: http://www.science-education.ru/121-19426 (дата обращения 29.05.2015).
6. Мартынова В.А., Ахтариева Р.Ф., Мокшина Н.Г. Разработка модуля «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки» основной профессиональной образовательной программы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - № 1. [Электронный ресурс] – URL: http://www.science-education.ru/121-17875 (дата обращения: 29.05.2015).
7. Модернизация педагогического образования в российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф/проекты/модернизация-педагогического-образования (дата обращения 29.05.2015).
8. Сабиров А.Г. Механизм реализации практико-ориентированного подхода в преподавании дисциплин гуманитарного и экономического цикла в педагогических вузах России // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XI международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 года). Ч.1. – Прага: Изд-во WORD PRESS, 2015. – С. 396 – 399.
9. Сабирова Ф.М. О механизме реализации практико-ориентированного подхода в преподавании дисциплин математического и естественно-научного цикла в педагогических узах России // Инновации в современном мире: сборник статей Международной научно-практической конференции: 2 апреля 2015 г., г.Москва. – М.: РИО ЕФИР, 2015. – С. 74-77.
Пилотный проект по модернизации педагогического образования [7] запущен в середине 2014 г. и направлен на выявление и устранение противоречий между действующей системой педагогического образования и требованиями, прописанными в профессиональном стандарте педагога и в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). В рамках данного проекта преподаватели более чем двадцати ведущих российских вузов приступили к разработке новых (модернизированных) модулей основных профессиональных образовательных программ: прикладного и академического бакалавриата, исследовательской и профессиональной (педагогической) магистратуры.

Приняли участие в этой работе и преподаватели Елабужского института Казанского федерального университета (ЕИ КФУ) в рамках Государственного контракта с Министерством образования и науки РФ № 05.043.12.0016 от 23.05.14 г. на оказание услуг по проекту «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования».

Результаты проделанной работы по разработке программ были представлены на различных конференциях [1, 8, 9] и в журналах [3, 5, 6].

Целью данного исследования является представление результатов апробации программы модуля.

В сентябре-ноябре 2014 года состоялась апробация модуля «Дисциплины математического и естественнонаучного цикла: Естественнонаучное и математическое знание в образовательной практике» на базе школы № 9 г. Елабуги. В апробации модуля приняли участие 127 студентов трех факультетов ЕИ КФУ, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование»:

  • факультет русской филологии и журналистики, профили «Русский язык, английский язык» и «Русский язык и литература» (38 студентов),
  • факультет психологии и педагогики, профиль «Дошкольная педагогика и иностранный язык» (61 студент),
  • факультет физической культуры (28 студентов).

Апробация осуществлялась посредством организации совместной работы:

  • преподавателей ЕИ КФУ, ответственных за изучение студентами дисциплин модуля (Анисимова Т.И., доцент кафедры математического анализа, алгебры и геометрии, Галимуллина Э.З., старший преподаватель кафедры информатики и дискретной математики, Громов Е.В., доцент кафедры философии и социологии, Любимова Е.М., старший преподаватель кафедры информатики и дискретной математики);
  • учителей-супервизоров школы № 9 (Боровлева С.В., учитель информатики высшей квалификационной категории, Кочнева Е.В., учитель математики первой квалификационной категории).

В результате апробации модуля были предприняты усилия к формированию компетенций, обеспечивающих его готовность к реализации следующих трудовых действий, обозначенных в профессиональном стандарте педагога:

2.3.1 - формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира;

1.1.8 - формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

1.3.10 - реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

Апробация программы модуля осуществлялась в соответствии с разработанными методическими рекомендациями, которые предусматривали последовательное погружение в дисциплины модуля:

  • «Естественнонаучная картина мира» (ЕНКМ) (студент систематизирует естественнонаучные и философские знания, овладевает культурой работы с естественнонаучной информацией);
  • «Математика и основы математической обработки информации» (МиОМОИ) (студент обретает способность применять простейшие базовые математические модели в образовательной области);
  • «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (ИКТО) (развивает компетентность будущего педагога в области информационно-коммуникационных технологий).

Логическим завершением освоения модуля является специальный практикум, состоящий из двух (по выбору из пяти разработанных: «Мультимедиа в образовании», «Электронное обучение», «Электронные образовательные ресурсы», «Информационные системы в образовании», «Интернет-технологии в образовании») практикумов вариативной части, направленный на отработку учебно-профессиональных действий в условиях супервизии (в школе), заложенных в базовой части модуля.

Продолжительность освоения программы модуля составила 10 недель погружения: каждая из дисциплин базовой части - по две недели (итого шесть недель), два практикума вариативной части - по две недели. На изучение каждой дисциплины предусмотрено по 2 зачетных единиц (з.е.), таким образом, на изучение базовой части отводится 6 з.е., вариативной - 4 з.е., причем апробация показала, что данное соотношение является оптимальным.

Для обеспечения входа студента в модуль были разработаны материалы для входной диагностики, целью которой является выявление степени готовности студентов к освоению модуля. На первом установочном занятии студентам предлагается комплекс вопросов, отражающих их будущую педагогическую деятельность. Анализ результатов анкетирования позволяет студентам и преподавателю определить цели дальнейшей работы, скорректировать образовательный маршрут.

С целью облегчения движения студента по траектории освоения модуля был разработан «Дневник компетентностного роста в процессе освоения модуля», который содержит следующие элементы:

  • пояснительная записка (задачи, стоящие перед обучающимися, описание цикла деятельности студента, виды сетевого взаимодействия);
  • ожидаемые образовательные результаты (результаты, к которым должен стремиться студент, описание технологии е-портфолио, структура модуля, продолжительность и последовательность обучения по модулю);
  • организация непрерывной учебно-профессиональной практики (правила поведения студента и учебно-профессиональные действия в рамках практики);
  • обязанности студента;
  • последовательность событий компетентностного роста по модулю (отчеты выполнения учебно-профессиональных действий образовательных блоков модуля);
  • критерии оценки учебно-профессиональных действий;
  • информационное обеспечение модуля.

В ходе эксперимента модуля были апробированы заявленные виды текущего и промежуточного контроля: эссе; реферат; отчет по результатам обработки информации, предложенной учителем-супервизором; учебный форум в электронном курсе; форум-рефлексия в электронном курсе; задания в электронном курсе; эссе-рефлексия-отчет по итогам события; отчеты по результатам деятельности в процессе кооперативной работы (в том числе в условиях супервизии); отчеты по результатам в процессе подготовки проведения занятия; отчеты по результатам разработки, презентации и защиты электронного ресурса.

В процессе освоения модуля студенты проходили непрерывную учебно-профессиональную практику [4]. В соответствии с разработанной программой в ходе непрерывной практики происходило поэтапное движение обучающегося от наблюдения и воспроизведения образцов профессиональных действий через совместное выполнение с учителем-супервизором, к самостоятельности. Этапы прохождения непрерывной учебно-профессиональной практики: 1) ознакомительный; 2) аналитический, 3) учебно-профессиональный, 4) теоретико-рефлексивный [2]. Во время прохождения непрерывной учебно-профессиональной практики была выявлена целесообразность проведения мастер-классов с успешными классными руководителями в полном составе учебных групп в сочетании с последующим выполнением трудовых действий студентами в составе малых групп. Это указывает на возможность успешного выполнения студентами основных трудовых действий в процессе научно-просветительской работы со школьниками, уже начиная с 1 курса обучения в педвузе.

Текущая и промежуточная аттестация производилась с использованием разработанных фондов оценочных средств, которые позволили организовать регулярную диагностику компетенций и, таким образом, систематически получать достоверную и надежную диагностическую информацию о ходе личностно-профессионального роста студента.

По результатам апробации авторами-разработчиками были следующие выводы.

1. Изучение предложенного спектра дисциплин методом погружения, обеспечивающим последовательное разворачивание модуля, на основе практико-ориентированного подхода соответствует общей концепции модуля.

2. Вход в блок образовательных действий «ЕНКМ» показал: значительную дифференциацию базовых знаний студентов в различных отраслях естествознания; отсутствие чётких представлений о сущности науки и её значении в жизни современного общества; непонимание перспектив развития естественных наук в ближайшем будущем. Причинами указанных недостатков являлись: во-первых, разрозненность ранее полученных естественнонаучных знаний; во-вторых, их оторванность от решения актуальных для студентов жизненных и профессиональных задач. В связи с этим при реализации блока образовательных действий ЕНКМ первоочередное внимание уделялось актуализации и систематизации имеющихся у студентов естественнонаучных знаний, выявлению их личностной и профессиональной значимости. Для решения этих задач использовались дискуссии на актуальные естественнонаучные темы, рефлексия и систематизация студентами наличных знаний в процессе выполнения индивидуальных заданий, работа в малых группах по подготовке научно-просветительских мероприятий и апробация её результатов. В результате большинство студентов отмечали изменения в своих представлениях о будущей профессиональной деятельности, а именно: существенно лучшее понимание её воспитательных задач, уменьшение или полное исчезновение страха аудитории, обретение навыков самостоятельной работы с естественнонаучной информацией, её усвоения и систематизации. Студенты, по их собственным словам, научись применять полученные знания к решению задач учебно-профессиональной деятельности. В ходе работы над индивидуальными и коллективными заданиями студенты активно использовали доступные им информационно - коммуникационные технологии, демонстрируя тем самым готовность к выполнению трудового действия 1.1.8 (формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями), заявленного в программе модуля. Они успешно вырабатывали умение организовывать совместную работу в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, сотрудничать с учителем-супервизором и преподавателем, демонстрируя готовность к выполнению трудовых действий 1.3.10 (реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения) и 2.3.1 (формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира).

В процессе рефлексии сформированных компетенций студенты отмечали улучшение понимания ими сущности естественнонаучного знания, его роли и места в деятельности педагога. В ходе написания эссе они демонстрировали наличие у них собственного мнения по ключевым проблемам, связанным с существованием науки в современном обществе. К числу наиболее часто выбираемых тем эссе относятся такие, как «Возможна ли в наши дни новая научная революция?», «Есть ли необходимость в клонировании человека?», «Астрономия и астрология» и т.п., что свидетельствует о наличии у студентов интереса к актуальным проблемам естествознания. Студенты формулировали и аргументировали собственное мнение, демонстрируя готовность к выполнению трудовых действий 1.3.10 и 2.3.1.

3. Подготовка и защита рефератов по истории математики показала, что, несмотря на ограниченность во времени, студенты смогли справиться с заданием, грамотно подобрать и представить материал. Этому частично способствовало предварительное освоение студентами дисциплины ЕНКМ, в процессе прохождения которой они овладели культурой работы с естественнонаучной информацией. Технические задания по дисциплине МиОМОИ, полученные в процессе прохождения непрерывной практики, показали, что их выполнение способствует формированию трудового действия 1.1.8.

4. В результате возможности моделировать свою будущую профессиональную деятельность при подготовке и проведении занятия по одной из предложенных тем с одногруппниками студенты отмечали, что приобретенный опыт позволил им получить начальные представления о будущей профессиональной деятельности. Как отмечают сами студенты, у них пропала боязнь осваивать и применять прикладные программы в общепедагогической деятельности. Они научились использовать информационные и телекоммуникационные технологии в учебно-профессиональной деятельности. Поэтому, можно утверждать, что моделирование будущей профессиональной деятельности в процессе освоения блока образовательных действий позволило студентам приобрести готовность к выполнению трудового действия 1.1.8, заявленного в программе модуля. При подготовке к проведению занятия студенты приобрели умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем, учителем супервизором и сокурсниками, в том числе в сети Интернет; работать в группе, находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Таким образом, применение метода кооперативного обучения способствовало повышению готовности будущих учителей, участвующих в эксперименте, к выполнению трудового действия 1.3.10.

5. Путеводитель учебно-профессиональных событий, являющийся ключевым звеном методических рекомендаций преподавателям, реализующим модуль, оказался полезным средством приобретения компетенций будущим учителем в процессе освоения модуля. Преподаватели (координаторы) отметили, что путеводитель позволяет правильно планировать работу, координировать деятельность учителя-супервизора и студентов, так как в нем на каждый день четко определены: форма организации учебно-профессиональных действий; количество часов, выделенных на то или иное действие или событие; содержание деятельности студента; рекомендации по выполнению учебно-профессиональных действий; формируемые компетенции.

6. Наиболее эффективной формой сетевого взаимодействия для достижения целей модуля является работа учителя-супервизора с малыми группами студентов, поскольку работа в малых группах с учителем-супервизором позволяет упростить организацию сетевого взаимодействия и делает ее более регулярной и эффективной. Сетевое взаимодействие может быть построено на взаимовыгодном сотрудничестве: студенты уже на начальном этапе обучения в вузе приобретают первые навыки работы по своей профессии, а учителя получают разработанные продукты (события), практически готовые к применению:

  • после освоения дисциплины «Естественнонаучная картина мира» студенты разрабатывают и апробируют внеклассное мероприятие «Час науки», тематика которого задается учителем-классным руководителем в задании;
  • после освоения дисциплины «Математика и основы математической обработки информации» - обрабатывается текущая статистическая информация по школе (также по заданию, в основном, заместителя директора по учебной работе);
  • после освоения дисциплин «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» и спецпрактикума - разрабатываются электронные образовательные ресурсы по естественнонаучной тематике или темам, определенным (заказанным) учителем-предметником, чем учитывается специфика профиля.

7. Технология е-портфолио, используемая для накопления, хранения, развития, презентации индивидуально значимых результатов, дает возможность студенту выделять и размышлять над своими сильными и слабыми сторонами, предоставляя возможность преподавателям поддержать успехи и предпочтения обучающихся соответствующими способами. Студенты отмечали, что использование указанной технологии способствует их личностному компетентностному росту.

Заключение.

Опыт апробации модуля «Дисциплины математического и естественнонаучного цикла: Естественнонаучное и математическое знание в образовательной практике» показал, что работа по освоению модуля способствовала повышению готовности студентов к выполнению всех заявленных трудовых действий. В реализации модуля использовался деятельностный и практико-ориентированный подходы. Это проявлялось в процессе прохождения практикума, непрерывной учебно-профессиональной практики через реализацию учебно-профессиональных действий, что позволило студенту освоить основы профессии на инструментальном уровне. Учебно-профессиональные действия способствовали деятельности начинающего педагога по освоению заявленных трудовых действий, определяемых Профессиональным стандартом педагога.

Работа выполнена в ходе исполнения контракта с Министерством образования и науки РФ № 05.043.12.0016 от 23.05.14

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор, декан инженерно-технологического факультета, Елабужский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга;

Капустина Т.В., д.п.н., профессор кафедры математического анализа, алгебры и геометрии физико-математического факультета, Елабужский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга.


Библиографическая ссылка

Анисимова Т.И., Сабирова Ф.М. ИЗ ОПЫТА АПРОБАЦИИ МОДУЛЯ «ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА» ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20033 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674