Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ БИОЭТИКИ

Соколов В.М. 1 Стовба А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Бирский филиал Башкирского государственного университета»
Проблематика ответственности и различные ее проявления в современном мире становится весьма актуальной. Осознание социальной значимости и опасности возросших возможностей человеческой деятельности актуализировали исследования в области этики и одновременно усилили интерес к поискам принципиально новых концепций ответственности. Автор отмечает, что биоэтика должна заниматься исследованием нравственных и социальных проблем, возникающих в сфере профессиональной медицинской деятельности. Необходимость в формировании биоэтического самосознания профессионального медицинского сообщества становится настоятельной потребностью нашего времени. Гуманитарная парадигма медицины предполагает высокие моральные и ответственные способы деятельности, которые должны опираться как на традиционные этические нормы и стандарты медицинской профессии, так и на современные моральные ценности биоэтики. Актуальность темы, по мнению автора, обусловлена необходимостью усиления роли биоэтического образования в сфере подготовки будущих специалистов. В статье рассматриваются некоторые подходы к поиску новых гуманитарно-этических оснований медицинского образования и представленные в настоящее время в биоэтическом дискурсе.
медицинская профессия
биоэтическое образование
биоэтическая ответственность
биоэтика
1. Апресян Р.Г., Шамов И.А. Совещание ЮНЕСКО по проблемам преподавания этики и биоэтики // Вопросы философии, 2005. - № 7. - С. 159-163.
2. Богорад И.В. Больной и врач. - М: Знание, 1982. - 164 с.
3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социологические исследования, 2003. - № 5. - С. 8 - 20.
4. Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека. Автореф. дисс… докт. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2007. -33 с.
5. Орлов А.Н. Клиническая биоэтика. Избранные лекции. - М.: Медицина, 2003. - 360 с.
6. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности: происхождение и тенденции концептуальной эволюции //В мире научных открытий 2014. № 7.1(55). С. 636-653.
7. Соколов В.М. Биоэтика в контексте современных нравственных ориентиров развития научного знания //В мире научных открытий. 2013. №1.1(37). С.54-67.
8. Степин B.C., Толстых В.И. Демократия и судьбы цивилизации //Вопросы философии, 1996. - № 10. - С. 13-19.
9. Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. - М.: Политиздат, 1984. - 478 с.
В современном мире заметно возрастает значение качества профессионального образования как важного фактора социально-экономического прогресса общества и развития творческого потенциала человека. Формирование биоэтически ответственного специалиста-медика, способного к осознанию возможных последствий своей профессиональной деятельности становится сегодня одним из центральных вопросов в исследовании проблем современного медицинского образования. В связи с поиском путей и средств по созданию условий и возможностей совершенствования биоэтического базиса медицинского образования возникают следующие вопросы. В какой степени медицинские учебные заведения несут ответственность за уровень и качество подготовки специалистов не только к своей специализированной профессиональной деятельности, но и соответствовать современным требованиям общества и личности? Что может быть использовано в качестве эффективных средств для более основательной биоэтической подготовки в медицинской профессиональной школе?

Признание человеческой жизни в качестве высочайшей ценности современной цивилизации актуализирует проблему формирования биоэтически ответственного сознания в аксиосфере медицинской ментальности. В основе данного утверждения  заложен гуманистический пафос, основанный на том, что медицинский работник обязан относиться к каждой человеческой жизни, как к явлению исключительному, что и должно составлять универсальный набор ценностей востребованными в любой исторической эпохе общими морально-ответственными предустановлениями и требованиями к медицинской профессии.  Вся история медицины свидетельствует о том, что моральная или этическая ответственность имеет важнейшее значение в профессии медицинского работника и подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики. Как подчеркивает врач и писатель И.В. Богорад: «Вряд ли найдется еще профессия, которой бы так повезло, как врачебной, с точки зрения внимания к ней со стороны общества. Это и понятно. Ведь на руках врача человек рождается, на его руках уходит в небытие»[2, c. 36].

Потребность в формировании социально-профессиональной ответственности будущих медиков объясняется сегодня несколькими факторами: ценностно-мировоззренческим, социокультурным и, собственно внутримедицинскими обстоятельствами, одно из которых связано с тем, что техноэволюция развивается быстрее биоэволюции. Вместе с достижениями научно-технического прогресса человек получил в свое распоряжение также более совершенные средства разрушения, освоил новые технологии деструкции, которые приводят к нарастанию в современном обществе глобального всеобъемлющего страха. Причем страх в ХХI веке, по утверждению И.В.Лысак, стал нарастать не из-за количества жертв, а в связи «с возникновением угроз и вызовов всему человечеству, с глобализацией риска, создающей ощущение непредсказуемости последствий любого действия»[4, c.3]. Специфика понимания биомедицинских рисков в современную эпоху неразрывно связана с биоэтическим подходом и связанными с этим попытками изменения принципов образования, воспитания и культуры.

Биоэтика в качестве социально-нравственного явления современной эпохи становится объектом внимания, как правило, в медико-философском контексте. Можно сказать, что биоэтика - это характеристика моральных норм, которые должны существовать в рамках социоприродного пространства. Проблемы, требующие биоэтического подхода будут нарастать по мере утверждения в общественном сознании понимания опасности технократического развития цивилизации в духе технологического детерминизма. Особенно важным становится биоэтический подход в медицинской деятельности в условиях НТР или в эпоху глубоких социально-экономических преобразований. То, что казалось в медицинской науке фантастическим вчера, уже сегодня постепенно внедряется в реальную жизнь. Новейшие биомедицинские технологии ведут к тому, что «объектом изменения становится уже не внешняя природа, а биофизическое строение человека»[6, с.641]. Поэтому на фоне успехов и достижений в области биомедицинских технологий и, связанные с этим возрастанием ответственности врачей, ученых и политических деятелей, главный гиппократовский принцип: «не навреди» будет приобретать все большую значимость. Можно предвидеть в связи с этим, какая ответственность уже в ближайшем будущем будет возложена на тех специалистов, которые будут владеть технологиями, позволяющими конструировать или «лепить» человеческий материал в буквальном смысле как это делает, например, скульптор с гипсом или глиной.

Особое значение имеет необходимость интенсификации преподавания биоэтики, которая предстает действительным «мостом в будущее» и символизирует отказ от стратегии «демаркации», т.е. принципиального разграничения методологий наук и переход к стратегии интеграции, при которой взаимодействие естественнонаучной и гуманитарной сфер познания и практики осуществляется как взаимообусловленный и единый процесс. В медицинской профессиональной школе, по словам А.Карми: «Каждый преподаватель биоэтики должен стремиться не только передать студентам-медикам важные знания, но и способствовать развитию у них чувства ответственности и профессионального достоинства»[1, с.136]. В медицинской школе необходима разработка методического комплекса и внедрение специальных курсов: «Биоэтика и право», «Биоэтика и политика», «Биоэтика в сфере философского знания» и др.

В условиях переживаемого кризиса информационно-технической цивилизации важное значение в научно-образовательном комплексе приобретает сближение и интеграция научных знаний и соединение их с нравственно-гуманистическими ценностями биоэтики. Культуротворческий потенциал биоэтического знания становится сегодня не просто дополнением к базису социально-гуманитарного образования, а во многом способен решить проблему аксиологической трансформации биоэтических идей в плоскость практического исследования живого нравственного бытия природы, общества и человека. В то же время сегодня можно еще встретить непонимание, а зачастую, пренебрежительное отношение к биоэтическим аспектам в учебно-воспитательном процессе, когда продолжается практика утилитарной ориентации медицинского образования. Среди медиков сильно предубеждение, что профессионализм должен превалировать над всем, включая культуру и нравственные ценности. Оценивая ситуацию в данной области как неудовлетворительную, известный врач и педагог А.Орлов отмечает: «При таком раскладе учебных программ и мировоззрений врачей, ученых и администраторов можно ли требовать от врача «быть биоэтиком», «быть эталоном врачебной морали», «быть носителем высокой культуры?»[5, с.15].

Для современного специалиста, работающего в сфере медицины, здравоохранения, образования и науки уже недостаточно обладать только теми знаниями, умениями и навыками, которые определяют профессиональную готовность медика к лечебной деятельности. Более того, специалист ХХI века не имеющий представления о том, что такое эвтаназия или генная инженерия выглядит, по меньшей мере, архаично [7, с.64]. По нашему мнению, чрезмерное увлечение профессионализацией обучения, проходящей в концептуальных координатах компетентностной методологии, приведет  к выпадению из праксеосферы медицинско-профессиональной школы не менее существенных ее экзистенциальных оснований и ценностных ориентиров. Таким образом, переход от узкоспециального характера преподавания естественнонаучных, специальных и гуманитарных дисциплин к созданию системы, в которой преодолевался бы разрыв между образованием и воспитанием биоэтически ответственной личности медицинского специалиста, может стать способом решения данной проблемы.

Особенности предмета биоэтики связаны с тем, что она обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом, обеспечивает принципы единства интеллектуального, эмоционального и деятельностного компонентов образования. Так, биоэтика помогает, например, расширить осознание понятий «гражданская ответственность», «патриотизм», «милосердие», «гармония». Если основа формирования гражданского общества - это уважение к жизни, демократическим ценностям, то эти качества могут быть взращены у молодых людей в немалой степени через воспитание этичного отношения к жизни. Размышление над проблемами биоэтики поможет им стать гражданами, занимающими активную жизненную позицию: они задумаются над тем, какие вполне реальные шаги может предпринять каждый из них, чтобы внести свой вклад в благополучие людей, природы и общества. Нам представляется, что изучение биоэтики будет способствовать формированию у обучающихся гуманной профессионально-ответственной ментальности, стимулировать их стремление к формированию активной этической позиции в отношении защиты прав и достоинств человека его духовного и телесного здоровья, а также в деле сохранения окружающей среды.

Российские ученые B.Степин и В.Толстых, исследо­вав закономерности современной техногенной цивилизации, при­шли к выводу, что техносферизирующееся человечество пожинает плоды «изначального нарушения равновесия между инструмен­тальным (технико-технологическим) и организмическим отноше­нием человека к миру и к самому себе»[8, с.13-14]. Информационный взрыв в медицине грозит перерасти в информационную катастрофу. Таким образом, новые качества человека, соответствующие запросам информационно-технической цивилизации ведут к хаотизации всяких ценностей в современном мире, отторжению этической информации и разрушению конечных (абсолютных) нравственных ценностей, «на забвение самого языка добродетелей и пороков, на его банализацию и примитивизацию» и в итоге - к эпохе «малосердия». Победив себя (в том числе биосферу в себе), человек получил не свободу, а пустоту.

Не следует забывать, что в цивилизации техногенного типа роль системы образования в передаче новым поколениям высоких образцов духовных и социокультурных ценностей стремительно ослабевает, что способствует формированию частичного, деформированного в своей первозданной гармоничной сущности человека. Что касается эффективности современного образования, то когда рыночный фундаментализм определяет теперь чуть ли не все сферы нашего бытия: мышление, мировоззрение, чувства,  этику и т.д., отмечается нарастание эмоционально-нравственной ущербности современного человека по сравнению с его «развитым» интеллектом, которое, на самом деле, страдает эффектом «частичного мышления». По очень точному выражению А.И. Титаренко: «Частичный человек» он же узкий специалист не представляет собой неповторимую индивидуальность, и «нравственная потребность человека в человеке оказывается  фикцией: во взаимоотношения вступают не индивидуально-неповторимые личности, а «ролевые» индивиды, нуждающиеся друг в друге только функционально и только временно - «на час» [9, с.82]. По меткому замечанию В.Бакштановского и Ю.Согомонова:  «В наши дни все сильнее проявляется ориентация на профессиональный успех, безотносительный к применяемым для его достижения средствам, угрожающим становится безразличие к последствиям собственной деятельности» [3, c. 12].

Таким образом, вопрос о показателях уровня сформированности биоэтической ответственности становится очень важным, так как он должен отражать  уровень фундаментального и профессионального образования, и одновременно уровень развития морально-ответственных качеств личности специалиста-медика. Какие из возможных решений и принятых мер могут повысить уровень биоэтической грамотности и просвещенности студентов, и в конечном счете, содействовать реализации задач по формированию биоэтической ответственности?

На наш взгляд, они могут выглядеть следующим образом:

  • увеличение количества учебных часов на изучение дисциплин биоэтической и гуманитарной направленности (без основательной гуманитаризации всего образования не может быть прочных знаний и по специальным дисциплинам);
  • обновление и расширение всего цикла преподавания социально-гуманитарных дисциплин за счет введения учебного курса по биоэтике, (что предполагает усовершенствование тематических планов, учебных пособий, методических разработок по биоэтике);
  • внедрение в практику учебного процесса интегральных курсов по биоэтике в рамках реализации междисциплинарных связей, например, «Биоэтика в духовной сфере общества», «Биоэтика в системе политики и права», «Биоэтика и религия» и др., с учетом интересов обучающихся и профиля учебного заведения (с этой точки зрения биоэтика сближается со всеми науками, выходящими на проблему выживаемости человечества в ХХI веке);
  • использование в учебно-профессиональной деятельности различных видов занятий и активных форм организации учебно-воспитательного процесса (проведение тренинговых занятий с разрешением проблемных биоэтических задач-казусов, прикладные и внеучебные практические занятия, круглые столы, семинары-диспуты);
  • введение проблемных методов преподавания с целью изменения культурно-воспитательных функций преподавания (повышение ответственности преподавателей за подготовку гуманного и биоэтически ориентированного человека и специалиста);
  • постоянное ознакомление студентов с достижениями отечественной и мировой биоэтики.

В контексте решения образовательных задач в подготовке медицинского специалиста, подчеркивается воспитательная направленность социально-гуманитарного знания, где центром кристаллизации  междисциплинарного взаимодействия наряду с философией и другими социогуманитарными науками становится нравственный потенциал биоэтики. Соответственно, в медицинской профессиональной школе, как уже отмечалось выше, необходимо наличие интегрированной системы биоэтического образования, суть которого заключается не только в преподавании предмета биоэтики, но и комплекса методических, воспитательных и организационных мероприятий, направленных на формирование биоэтически ответственных компетенций студентов.

Рецензенты:

Азаматов Д.М., д.ф.н. профессор, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет», г. Уфа;

Хазиев В.С., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Соколов В.М., Стовба А.В. МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ БИОЭТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20069 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674