Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРУКТУРНО – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИТРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Ахметзянова А.Т. 1
1 Новокузнецкий института (филиала) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Статья А.Т. Ахметзяновой посвящена разработке структурно-функциональной модели формирования социокультурной компетенции будущих педагогов. Результатом реализации данной модели является повышение уровня сформированности социокультурной компетенции студентов педагогического вуза. Результаты актуальны, поскольку отвечают требованиям ФГОС. В разработанной структурно-функциональной модели формирования социокультурной компетенции студентов отражены все составляющие процесса: цель и задачи – принципы – технологии – содержание – субъекты деятельности – результат. Перечисленные блоки взаимосвязаны и необходимы для достижения запланированного результата, однако модель является структурным образованием, открытым для дополнений и изменений. Таким образом, структурно-функциональная модель позволяет разрешить имеющееся противоречие между необходимостью формирования социокультурной компетенции студентов и недостаточной разработанностью теоретического обоснования данного процесса. Практическая значимость заключается в том, что использование данной модели позволяет сформировать социокультурную компетенцию студентов педагогического вуза.
структурно-функциональная модель
подготовка будущего учителя
высшее образование
социокультурная компетенция
1. Давыдов, В.П., Рахимов, О.Х. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста: [Текст] /В.П. Давыдов, О.Х. Рахимов // Инновации в образовании. – 2003. – № 2. – С.59 – 67.
2. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и …неопределенность: [Текст] / А.Н. Дахин // Педагогика. – 2003. – № 4. – С.21 – 27.
3. Елькина О. Ю. Теоретическая модель подготовки будущего учителя к формированию продуктивного опыта младших школьников [Текст] / О. Ю. Елькина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Серия: Педагогика. – Томск, 2007. – Вып. 7 (70). – С. 23 – 27.
4. Панфилов, М. А. Знаково-символическое моделирование учебной информации в вузе: [Текст] / М.А. Панфилов // Педагогика. – 2005. – № 9. – С. 51 – 56.
5. Штофф, В.А. Моделирование и философия: [Текст] / В.А. Штофф. – М. – Л.: Наука, 1966. – 301 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 050000 Образование и педагогика направление 0501000 Педагогическое образование (4 года обучения) [Электронный ресурс] Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 февраля 2010 г. N 16277 – Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/5.
Современная образовательная политика России задает тенденцию реализации компетентностного подхода в системе высшего образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») содержатся требования к компетенциям выпускника, а также необходимым условиям их формирования. В частности, важно определить возможности вуза в формировании общекультурных компетенций их выпускников.

Исходя из положений ФГОС ВПО, вуз обязан «способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ» [6]. Сущность социокультурной компетенции состоит в ценностном отношении к общечеловеческой и национальной культуре, стремлении к диалогическому общению с другими народами и культурами, а также подразумевает возможность и готовность использования общекультурного фонда знаний в процессе решения задач социального взаимодействия. Исходя из сущности социокультурной компетенции, отметим ее комплексность, общественную и личностную направленность, основанный на имеющихся знаниях, умениях и опыте практической деятельности. Следовательно, социокультурная компетенция означает владение знаниями, умениями и опытом деятельности с учетом этнокультурного и социального компонента. Поэтому наличие социокультурных компетенций является не только необходимым условием продуктивной деятельности личности, но и проявляется в профессиональной и общественной деятельности специалиста.

Разработка структурно-функциональной модели формирования социокультурной компетенции будущих педагогов являлась одна из ключевых задач нашего исследования. Под моделированием в науке понимается процесс построения, изучения и применения моделей, что тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и другие. Процесс моделирования включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез. Модель в определенном смысле отображает (воспроизводит, моделирует, описывает, имитирует) некоторые интересующие исследователя черты объекта.

В переводе с французского «модель» означает - это аналог, схема, структура и т.п. Модель в латинском языке - образ, уменьшенный вариант, т.е. упрощенное описание сложного явления или процесса. Исходя из этого модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в простом и абстрактном виде структуру изучаемого процесса или явления.

По мнению О.Ю. Елькиной, «обобщение имеющихся в научной литературе определений понятия «модель» позволяет установить, что их авторы называют признаки, свойственные моделям: искусственно созданный образец; структура, воспроизводящая часть действительности в упрощенном виде; наглядная форма отражения оригинала, конкретный образ объекта, в котором отражаются реальные или предполагаемые свойства» [3, с. 23].

В нашем исследовании экспериментальная работа по формированию социокультурных компетенций будущих учителей построена таким образом, что модель выражает содержание объясняемых явлений в упрощенных структурах объектов, с помощью которых модель выясняет связи и отношения объектов и явлений. Таким образом, основной функцией педагогической модели является отражение и воспроизведение в более простом виде структуры многофакторного явления, непосредственное рассмотрение которой дает новые знания об объекте изучения (М. А. Панфилов) [4, с. 52].

Модель - инструмент познания, с помощью которого исследователь изучает интересующий его объект. Таким образом, под моделью понимают мысленно представляемый объект (или описание объекта, системы), который в процессе исследования при определенных условиях замещает объект-оригинал (для изучения оригинала или воспроизведения его каких-либо свойств) так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале (в результате отображения одной структуры на другую).

При создании модели формирования социокультурной компетенции будущего педагога мы руководствовались следующими требованиями: во-первых, корректность модели, что подразумевает оптимальность соотношения взаимодействующих в модели элементов, составляющих реальный моделируемый объект; во-вторых, она дает конкретное описание основ функционирования системы и соответствует реальным свойствам и взаимосвязям элементов моделируемой системы; в-третьих, соответствие модели уровню исследования, позволяющему сделать умозаключения, обобщения и выводы, проверяемые экспериментальным путем.

Моделирование - это процесс создания иерархии моделей, в которых образовательный и воспитательный процесс моделируется в различных аспектах и различными средствами. Моделирование педагогических систем является одной из важнейших задач современного образования, так как возрастает значимость проектирования и внедрения новых инновационных технологий, соответствующих передовым теоретическим идеям отечественной науки. В педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах (В. П. Давыдов, А. Н. Дахин, О. Х. Рахимов, В. А. Штофф и другие) [1; 2; 5].

На основе проведенного анализа и реально существующей системы образовательного процесса в условиях проведения эксперимента и, принимая во внимание данную классификацию, нами была разработана структурно-функциональная модель, рассматриваемая как целостная система, состоящая из целевого, содержательного, процессуального, контрольно-оценочного блоков, взаимосвязанных между собой. Структурно-функциональная модель рассматривается как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему. Компоненты (блоки) данной модели раскрывают внутреннюю организацию (структуру) процесса формирования социокультурной компетенции студентов, отвечают за адекватное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса и имеют функциональное назначение:

  • целевой компонент - функция целеполагания; содержательный компонент - конструктивно-содержательная функция; процессуальный компонент - процессуальная функция; контрольно-оценочный компонент - функция контроля и оценки.

Компоненты структурно-функциональной модели реализуются с опорой на личностный, деятельностный, коллективистский, целостный, творческий и инновационный подходы к образованию, доказывающие общие и значительные педагогические средства формирования социокультурной компетенции студентов в образовательной среде университета. Данные подходы являются дополнительными к основным методологическим подходам, обозначенным во введении.

Все компоненты структурно-функциональной модели располагаются последовательно, взаимно дополняют и взаимообусловливают друг друга за счет функционального назначения, составляя при этом целостный процесс формирования социокультурной компетенции. Каждый из названных компонентов получил содержательное наполнение, исходя из функций и специфики исследуемого процесса.

Целевой компонент модели, в первую очередь, предусматривает постановку целей и определение задач формирования социокультурной компетенции студентов педагогических профилей университета. Целевой компонент модели ориентирует на достижение цели - формирование социокультурной компетенции студентов педагогического вуза - через решение задач: освоение студентами ценностно-нормативных основ современного мира; развитие стремления и готовности к социально-значимой деятельности; организация индивидуального пространства на основе общечеловеческих ценностей и осознания личной ответственности.

Целевой компонент модели включает педагогические принципы: гуманизации и гуманитаризации, гражданственности, культуросообразности, преемственности, сознательности и творческой активности, индивидуализации и дифференциации, определяющие основные требования к процессу формирования социокультурной компетенции студентов.

В содержательном блоке модели нами выделены:

  • социокультурная и культурологическая составляющие психолого-педагогических и профессиональных учебных дисциплин (социокультурные особенности педагогического общения, взаимодействия с субъектами образовательного процесса, владение нормами поведения, принятыми общепринятыми в обществе);
  • социокультурная направленность внеучебной деятельности (традиции, социально нормативное взаимодействие, сотрудничество в социально-профессиональной деятельности), способствующие формированию у будущих учителей ценностного отношения к социально ориентированной профессиональной деятельности;
  • содержание модульно-рейтинговых программ психолого-педагогических практик, содействующих овладению будущими учителями, опытом социально значимой деятельности и реализации его в образовательной сфере.

Процессуальный блок содержит применяемые гуманитарные технологии, функционально отражает логику и этапы формирования социокультурной компетенции студентов, рассматривает специфику деятельности преподавателя и студента как субъектов образовательного воспитательного процесса. Данный блок включает активные методы обучения и практико-ориентированные формы организации учебной и внеучебной работы, применение гуманитарных педагогических технологий в образовательном процессе педагогического вуза, специфика которых состоит в ориентации на освоение культуры, развитии субъектной позиции, рефлексивности как отражения процессов самовыражения и самопознания студента.

Разработана характеристика этапов формирования социокультурной компетенции студентов: социокультурная идентификация и аккумуляция; социокультурная актуализация и интериоризация; социокультурная саморегуляция и рефлексия.

На этапе социокультурной идентификации и аккумуляции происходит формирование теоретических основ, эмоционально-положительной гуманитарной направленности личности студентов, причем специфика первого этапа определяется тем обстоятельством, что студент к моменту организации целенаправленного процесса уже является «носителем» социокультурной компетенции на некотором уровне.

Этап социокультурной актуализации и интериоризации характеризует создание оптимальных психолого-педагогических условий для формирования системы отношений, ценностных ориентаций, социокультурного взаимодействия, что имеет определенное значение в целях преобразования внешних внеличностных форм во внутриличностные смыслы.

Перевод внешне заданных социокультурных ценностей в процессе их актуализации в план внутренних установок обосновывает роль рефлексии как механизма индивидуализации и возможности изменения ценностно-смысловых ориентаций за счет развития опыта рефлексивной деятельности.

Этап социокультурной саморегуляции и рефлексии связан с личностным опытом превращения социокультурных ценностей в регулятивы социального поведения и профессионального самоопределения. На данном этапе приобретенные теоретические знания получают прикладной характер и способствуют выработке личной позиции, функции самоконтроля и саморегуляции в пространстве личностно-профессионального развития. Аксиологический характер и созидающая функция гуманистического знания применительно к профессиональному самоопределению и взаимодействию ориентирует содержание данного этапа на формирование ценностной взаимосвязи общественного и профессионального в деятельности студента.

При реализации модели нами сделан акцент на активных методах обучения и практико-ориентированных формах организации учебной и внеучебной работы, на применение гуманитарных педагогических технологий (модульно-рейтинговая, «кейс-стади», проектная деятельность, «портфолио» и др.) в образовательном процессе педагогического университета, специфика которых состоит в ориентации на освоение культуры, развитии субъектной позиции, рефлексивности как отражения процессов самовыражения и самопознания студента.

В процессуальный блок модели включены педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов педагогического вуза: наличие социокультурной образовательной среды в вузе; становление ответственности, самостоятельности, инициативности, активности, внутренней культуры, эрудиции как важных личностных качеств студентов; применение личностно ориентированных технологий в профессиональной подготовке будущих учителей; мониторинг уровня сформированности социокультурной компетенции студентов педагогических профилей.

Контрольно-оценочный блок модели содержит компоненты (информационный, ценностный, концептный, ориентационный, операционный, прогностический), критерии (когнитивно-аксиологический, мировоззренческо-рефлексивный, конативно-функциональный), соответствующие им показатели и диагностические средства, позволяющие выявлять динамику данного процесса. С учетом комплекса выявленных критериев с целью дифференциации студентов по степени сформированности социокультурной компетенции разработана шкала, включающая продуктивный (высокий), адаптивный (средний), критический (низкий) уровни. Обоснование критериев, показателей, применяемых для диагностики уровня сформированности социокультурной компетенции студентов педагогического вуза, представлены в следующем параграфе работы.

Результатом реализации модели является повышение уровня сформированности социокультурной компетенции студентов педагогического университета. Перечисленные блоки взаимосвязаны и необходимы для достижения запланированного результата, однако модель является структурным образованием, открытым для дополнений и изменений.

Таким образом, в разработанной структурно-функциональной модели формирования социокультурной компетенции студентов отражены все составляющие данного процесса: цель и задачи - принципы - технологии - содержание - субъекты деятельности - результат. Структурно-функциональная модель позволяет разрешить имеющееся противоречие между необходимостью формирования социокультурной компетенции студентов и недостаточной разработанностью теоретического обоснования данного процесса.

Включенные в модель блоки взаимосвязаны и нацелены на достижение запланированного результата - повышение уровня сформированности социокультурной компетенции студентов педагогического вуза.

Рецензенты:

Елькина О.Ю., д.п.н., профессор, заместитель директора НФИ КемГУ, г. Новокузнецк;

Кропочева Т.Б., д.п.н., зав. кафедрой, профессор кафедры теоретических основ и методики начального образования НФИ ФГБОУ ВПО «КемГУ», г. Новокузнецк.


Библиографическая ссылка

Ахметзянова А.Т. СТРУКТУРНО – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИТРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20084 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674