Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАБОТА НАД КЕЙСОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Бахор Т.А. 1 Зырянова О.Н. 1 Мазурова Н.А. 1 Осяк С.А. 1 Захарова Т.В. 1 Коршунова В.В. 2
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета
2 Сибирский федеральный университет
Проектируя кейсовые задания, используемые при подготовке учителей начальных классов в рамках практического бакалавриата, авторы статьи исходят из необходимости приведения в соответствие требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и профессионального стандарта педагога. Рассматривается один из аспектов интеграции кейс-метода в учебный процесс, позволяющий формировать у будущих учителей начальных классов в рамках практического бакалавриата готовность организовывать различные виды деятельности младших школьников (учебную, предметную, культурно-досуговую и др.). Предлагая кейс, используемый при изучении дисциплины « Детская литература и методика ее преподавания», авторы статьи описывают ситуацию реального учебного процесса в городской начальной школе, опираются на используемую в настоящее время в младших классах учебно-методическую литературу. Эффективность работы над кейсами увеличивается ввиду того, что выработанные студентами рекомендации предлагаются педагогу, в классе которого и была зафиксирована исходная ситуация.
практический бакалавриат
профессиональный стандарт
контекст учебной ситуации
структура кейса
Учитель начальных классов
начальная школа
кейс
трудовые действия
общепрофессиональные компетенции
1. Авдонин В.М. Использование кейс-метода в образовательном процессе. URL: http://ru.znatock.com/docs/index-4237.html (дата обращения: 02.06.2015)
2. Багирова И.Х., Бурыхин Б.С. Кейс-стади как интерактивный метод в образовании студентов-экономистов в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом» // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика – 2012.– № 3.– С. 118–129.
3. Бахор Т.А., Зырянова О.Н., Лобанова О.Б., Осяк С.А., Яковлева Е.Н., Коршунова В.В. Деятельностный подход в обучении будущих учителей начальных классов (прикладной бакалавриат) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. URL: www.science-education.ru/120-15787 (дата обращения: 10.06.2015).
4. Газизова Т.В., Зырянова О.Н., Колесникова Т.А., Осяк С.А., Бахор Т.А., Коршунова В.В. Усиление практической направленности обучения будущих учителей начальных классов в программах бакалавриата в процессе проектной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. URL: www.science-education.ru/118-14435 (дата обращения: 10.06.2015).
5. Кравченко М.П. Использование кейсовой методики в преподавании делового иностранного языка студентам неязыковых специальностей. URL: http://otvetila.ru/ laboratornye/ispolzovanie-kei-sovoi-metodiki-case-study-v-prepodavanii-de/ (дата обращения: 03.06.2015).
6. Кубасова О.В. Литературное чтение: Методические рекомендации к учебнику для 3 класса —общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. — Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013.– C. 154–156.
7. Кубасова О.В. Формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Литературное чтение»). URL: http://www.umk-garmoniya.ru/about/index.php (дата обращения: 03.06.2015).
8. Новикова Е.Н. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием модульно - кейсовой технологии обучения URL: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2012/12/23/aktivizatsiya-samostoyatelnoy-poznavatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.06.2015).
9. Суворова П.Е. Конструирование культурных миров и языковая картина мира // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.– 2008.– № 78. – С. 143–154.
10. Толочина О.Г. Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды. URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/01/22/ keys-tekhnologii-kak-odin-iz-innovatsionnykh-metodov (дата обращения: 04.06.2015).

Новая социально-экономическая ситуация в России, вхождение в единую образовательную европейскую систему определили необходимость реализации компетентностной модели выпускника вуза. В практику подготовки студентов высшей школы активно внедряются деятельные технологии, направленные на моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе: проблемный метод, метод проектов, обучение в сотрудничестве, портфолио. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.  Особенно актуально применение  учебных кейсов в практике подготовки будущих педагогов, так как для будущего педагога важно обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в различных условиях.

Последние диссертационные исследования направлены на обоснование применения метода кейсов как новой образовательной практики, ориентированной на активное обучение. Е.Н. Красикова дает теоретическое обоснование и описывает практическую интеграцию кейс-метода в учебный процесс по формированию методической компетенции лингвиста-преподавателя. Е.В. Егорова в своем диссертационном исследовании представляет разработанную методику применения кейс-стади в процессе обучения стратегическому менеджменту. А.М. Деркач показывает процесс использования кейс-метода в обучении органической химии при подготовке технологов пищевой промышленности.  Э. В. Наумова определяет и обосновывает педагогические условия обеспечения эффективности  этноориентированного языкового образования в школе и вузе с использованием кейс-метода.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной  ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся  анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

По мнению педагогов, использование кейсов не только  повышает профессиональный уровень будущего специалиста, но и позволяет повысить интерес к специальным дисциплинам, способствует развитию научно-исследовательских и творческих навыков анализа ситуаций и принятия решений [1, 2, 5, 8, 10].

Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Кейсы могут быть классифицированы исходя из целей и задач процесса обучения: обучающие анализу и оценке; обучающие решению проблем и принятию решений; иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом. По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные. Временная последовательность материала также накладывает отпечаток на жанровые особенности кейса: кейсы в режиме от прошлого к настоящему, кейсы-воспоминания, прогностические кейсы. В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса, их условно делят на личностные, организационно-институциональные и многосубъектные. Это далеко не полный перечень классификаций.

Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся (студентов) по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Исполнение проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей "Образование и педагогика" по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» (рук. О.Г. Смолянинова), в соответствии с Государственным контрактом № 05.043.12.0031 от 18.06.2014 г., который реализуется в Красноярском крае [3], потребовало от разработчиков активного внедрения интерактивных форм [4],  кейсовой технологии.

Анализируя научно-методическую литературу, мы можем обозначить следующие этапы построения кейса: формулировка целей и задач кейса, определение проблемной ситуации; сбор информации; построение или выбор модели ситуации и проверка ее соответствия  реальности; написание текста кейса; подготовка методических рекомендаций по использованию кейса (разработка задания для обучающихся и возможных вопросов для   ведения дискуссии и презентации кейса,  описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса). Обобщая уже накопленный методический опыт по внедрению кейс-метода в образование,  можно так определить структуру кейса:

1) ситуация (случай, проблема, история из реальной жизни);

2) контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;

3) комментарии ситуации, представленные автором;

4) вопросы или задания для работы с кейсом;

5) приложения (документы, программы, характеристики, статистические данные).

Так, во время учебной практики, рассредоточенной в течение семестра,  студенты были привлечены учителем для  осмысления и решения ситуации, которая оформилась в виде кейса. Учащиеся 3-го класса после предварительного самостоятельного знакомства со сказкой братьев Гримм «Рапунцель» написали небольшие отзывы с прочитанном и предложили свое видение того, как можно  изменить сказку.  В кейсе представлены  сочинения Дарьи Д., Александра Г. и  Кати Ф., позволяющие определить, какие универсальные учебные действия у учащихся сформированы хорошо,  а какие - недостаточно. Сочинения 3-классников приводятся  с незначительной корректировкой орфографии, синтаксиса, лексики оригиналов.

Дарья Д.: «Я познакомилась со сказкой "Рапунцель". Мне понравилось, как она держалась и ждала своего принца. Мне не понравилось, как Рапунцель  рассказала ведьме о том, что он к ней приходил каждый день. Я бы так изменила этот фрагмент: "Когда ведьма пришла, Рапунцель сказала: "Почему ты поднимаешься тяжело, а кролик легко?"" Ведьма сказала бы: "Ведь это животное, а я человек. Ну все, Рапунцель, я пошла". К ней потом пришел принц и спросил: "Рапунцель, что ты делаешь?". Она ответила: "Убегаю из башни". "А можно мне с тобой?"  -  спросил принц. Они вместе убежали в замок. А когда пришла ведьма, то она никого не нашла. Больше ведьмы никто не видел.  Мне очень нравится эта сказка».

Александр Г.: «Мне не понравилось то, что ведьма обманула отца Рапунцель. Я бы хотел, чтобы ведьма была добрее, а сказка видоизмененной: "Жили муж и жена, у них не было детей. Когда жена выглянула в окно, она увидела сад ведьмы, куда никто не осмеливался  войти. Но жена упросила мужа, он не соглашался, не соглашался, а потом согласился. Сходил первый раз, и жена сказала: "Сходи еще, если не сходишь, я умру".  Муж согласился. Сходил и заметил ведьму. Она сказала: "Как ты посмел войти сюда!" Он сказал: "Меня попросила жена и сказала, что умрет, если я не соглашусь". Ведьма сказала: Ладно, нарви  сколько хочешь, но при одном условии: ты отдашь мне ребенка, который родится у твоей жены. Я буду заботиться о нем?,как его мать". И она заботилась о нем».

Екатерина Ф.: «Мне очень понравилась сказка "Рапунцель". В ней говорится так: "Жили - были жена и муж. У них не было детей. Однажды жена посмотрела в окно и увидела в соседнем саду грядку с рапунцелем. И очень ей захотелось  его попробовать, но хозяйкой сада была злая ведьма".

Я не писала бы, что хозяйка сада - злая ведьма. Я бы написала, что она была строгой, но справедливой бабушкой.

Мне сказка понравилась тем, что в конце было волшебство. Братья Гримм пишут очень хорошие сказки. Мне очень нравятся эти два автора».

В кейсе кратко описан контекст ситуации, так как студенты были ее участниками и свидетелями.  Поэтому было решено ограничиться указанием на то, что младшие школьники - авторы представленных сочинений -  занимаются по программе начального общего образования «Гармония». Для литературного чтения используется учебно-методический комплекс  О.В. Кубасовой. К сказке братьев Гримм «Рапунцель» учащиеся обращаются в 3-м классе при изучении учебной темы «Любовь - волшебная страна» (урок № 115 в тематическом планировании).

Студентам были предложены следующие вопросы и задания.

1. Перечислите универсальные учебные действия, формируемые средствами предмета «Литературное чтение» в 3-м классе.

2. Основываясь на сочинениях 3-классников, укажите, какие универсальные учебные действия формировались на уроке литературного чтения, посвященном сказке братьев Гримм «Рапунцель».

3. Исходя из сочинений учащихся  определите, какие  универсальные учебные действия недостаточно сформированы у 3-классников? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Разработайте конспект урока, нацеленного на формирование универсальных учебных действий, которые должны формироваться у  3-классников при изучении сказок, в том числе и  сказки братьев Гримм «Рапунцель».

В качестве приложений, которые могут помочь студентам выполнить кейсовое задание, предлагаем следующие материалы.

1. Кубасова О.В. Литературное чтение: Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя (соответствующий фрагмент) [6].

2. Формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Литературное чтение»  (соответствующий фрагмент) [7].

3. Сказка братьев Гримм «Рапунцель».

Работая над кейсовым заданием, основываясь на приведенных выше сочинениях, студенты перечисляют те УУД, которые эффективно формируются у младших школьников: из личностных качеств - основы смыслообразования и самоопределения, нравственно-этическая ориентация в прочитанном; из регулятивных УУД - выполнение поставленной учителем задачи, в соответствии с заданием учащиеся выражают свою оценку происходящего в сказке, а затем предлагают свой вариант; из познавательных УУД - понимают прочитанное, выявляют элементы развития действия; обосновывают свои утверждения; из коммуникативных УУД - пересказывают прочитанное, создают текст по образцу и т.д.

Но полноценной нравственно-этической оценки сказочных событий не получится без детального скрупулезного анализа сказки, которая должна быть осмыслена студентами прежде, чем они приступят к составлению  рекомендаций.

 Обращаем внимание на то, что в своих сочинениях учащиеся обратились к  разным частям текста: Дарья Д.  проанализировала действия ведьмы, Рапунцель и принца уже после того, как героиню лишили ее родителей.    Александр Д. и Екатерина Ф., наоборот, увидели в сказке только семейно-бытовую тему: отношения супругов друг с другом и с ведьмой, а также отношение взрослых с ребенком. Учащихся заинтересовала в основном первая часть текста. Сочинения ребят свидетельствуют о том, что 3-классники не сумели воспринять всю композицию произведения в целом, тогда как целостное восприятие сказки братьев Гримм способствует более глубокому пониманию произведения.

Нам кажется излишним привлекать к анализу сказки «Рапунцель» интерпретации психологов, какими бы интересными и убедительными эти интерпретации студентам ни казались. Но сравнение двух частей позволяет увидеть своеобразную «рифмовку» ситуации,  актуализирующую  «рифмующиеся» мотивы.

Так, сказка начинается с описания жизни мужа и жены, ожидания ими долгожданного ребенка. Безграничное желание женщины отведать зеленого рапунцеля пробуждает у ее мужа  стремление исполнить это желание, чего бы это ему ни стоило. Нельзя не увидеть семью, построенную на любви мужа и жены, стремлении  исполнить желание другого, готовность ради любимого человека пожертвовать многим, в том числе и собственной жизнью. Возможно, так младшие школьники акцентировали важные для них  компоненты ценностно-нормативной модели семьи. Модель внутрисемейных отношений и отражается в языковой картине мира [9], воплощенной в сказке. В этом контексте важно обратить внимание  младших школьников на то, что жена не просит мужа принести ей рапунцель, так как знает, какой опасности он подвергается в саду ведьмы. Но муж сам принимает решение проникнуть в сад ведьмы и  нарвать рапунцеля. Любовь помогает мужу преодолеть высокую каменную стену.  Нужно, чтобы ребята увидели эту заботу супругов друг о друге.

Во второй части сказки представлен тот же мотив высокой стены (башни), разделяющей красавицу Рапунцель и молодого королевича, попавшего во власть  чудесного голоса девушки.

Вмешательство ведьмы разрушает семейную жизнь супружеской пары в первой части сказки. Подобным же образом ведьма пытается разрушить счастье Рапунцель и королевича во второй части сказки: колдунья обрезает чудесные косы героини и бросает ее в глухую чащу, ведьма же способствует  ослеплению королевича. Таким образом, ведьма воплощает собой темное начало в жизни человека, зло, которое так или иначе вторгается в жизнь каждого; противостоять этому могут любовь, забота друг о друге, стремление влюбленных быть вместе во что бы то ни стало. Эту концепцию образа ребята отчетливо воплощают в  созданных ими иллюстрациях: в изображении ведьмы преобладают темные тона, черный цвет. При изображении девушки и королевича 3-классники предпочитают использовать яркие сочные краски.

Важно помнить, что ценностные ориентиры, представленные в сказке, можно понять только в контексты культуры в целом. Авторы сочинений особое внимание обратили на  положение ведьмы, которую они  соотнесли с бабушкой. Это отчетливо видно в ее характеристике Александром Г.: «Ведьма сказала: "Ладно, нарви сколько хочешь, но при одном условии: ты отдашь мне ребенка, который родится у твоей жены. Я буду заботиться о нем как его мать". И она заботилась о нем». Эту  сторону ведьмы акцентировала в своем сочинении и Екатерина Ф.: «Я не писала бы, что хозяйка сада - злая ведьма. Я бы написала, что она была строгой, но справедливой бабушкой». Как видим, в сочинениях ребят  отражена  попытка их самоидентификации. Они воплотили в творческих работах свое видение  внутрисемейных отношений представителей разных поколений.

Этот аспект содержания сказки обычно  упускают из виду, тогда как можно задействовать жизненный опыт младших школьников и их творческие способности, предложив пересказать ситуацию (написать мини-сочинение) от лица ведьмы. Особенно интересным в подготовленном классе может стать творческий комментарий школьника, играющего роль ведьмы, к «подслушанному разговору королевича и Рапунцель» (вместо такого «разговора»  может быть привычное чтение по ролям).

Особое внимание при интерпретации сказки необходимо уделить ее финалу, в котором Рапунцель и королевич как бы меняются местами. В начале их отношений королевич открывает девушке, заточенной в высокой башне, огромный и прекрасный мир, куда она  стремится. В финале сказки любовь Рапунцель способствует тому, что слепой королевич прозревает: «стал видеть, как прежде».

Обсуждая сказку, выявляя ее композицию, характеризуя основные образы, студенты не только обучаются интерпретации художественного текста, но и приходят к пониманию того, что только глубокие знания учебной дисциплины могут стать основой для последующей организации разнообразной деятельности младших школьников.

Рецензенты:

Фуряева Т.В., д.п.н, профессор кафедры общей и социальной педагогики института педагогики, психологии и социологии  Сибирского федерального университета,                       г. Красноярск;

Немировский В.Г., д.соц.н., профессор, зав. кафедрой социологии Института педагогики, психологии и социологии  Сибирского федерального университета, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Бахор Т.А., Зырянова О.Н., Мазурова Н.А., Осяк С.А., Захарова Т.В., Коршунова В.В. РАБОТА НАД КЕЙСОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20091 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674