Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК К ДИАГНОСТИКЕ СКЛОННОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ВУЗА К УПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Сафронова А.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет»
Статья посвящена выявлению теоретических позиций, которые позволили бы спрогнозировать варианты поведения молодого человека в той или иной ситуации. В статье показано, что эмоциональная нестабильность личности молодого человека может спровоцировать уход его в наркотизациюю. На основе анализа интервью пациентов, проходящих курс реабилитации в Областном специализированном центре медико-социальной реабилитации больных наркоманией удалось выявить факторы, которые впоследствии привели к наркотизации опрошенных реабилитантов. Благодаря полученному «портрету наркомана» удалось выстроить модифицированные профили личности, склонной к наркотизации. Проведено исследование студентов первого курса вуза, которое показало, что эмоциональная нестабильность присуща большинству респондентов. Выявлено, что в настоящее время назрела острая необходимость адаптации психологических методик к диагностике склонности учащейся молодежи вуза к употреблению психоактивных веществ.
склонной к наркотизации.
модифицированные профили личности
факторы наркотизации
наркомания
сихологические методики изучения индивидуально-личностных свойств
1. Казин Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие . Кемерово.: Из-во КРИПКиПРО, 2009. – 347с.
2. Мысина Г. А., Готовность педагогов к осуществлению здоровьесберегающей и профилактической деятельности в вузе // Высшее образование сегодня. - 2011. - N 5. - С. 88-91.
3. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 285 с.
4. Пятницкий Н.Ю. социологические критерии нормы и психиатрическая диагностика / социальная и клиническая психиатрия. 2000. - № 3. – с. 84.
5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2010. – 280 с.
6. Собчик Л.Н. Модифицированная методика Сонди (тест восьми влечений). – СПб: Речь, 2002. – 183 с.
7. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. – СПб.: Речь, 2002. – 96 с.
8. Сидорова А.В. К.Д. Ушинский о структуре управления и функциях педагогов в работе «три элемента школы». - Молодой ученый. 2010. - №1-2-2. – С. 295-298.
9. Хомич А.В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. Ростов-на Дону, 2006. – 146 с.
10. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. Изд-во: Academia. 2008. – 176 с.
Проблема распространения наркомании в молодежной среде стала одной из самых острых. Большую роль в приобщении подростков и молодых людей к наркотикам играют особенности их поведения в этом возрасте. Для молодежи специфична форма употребления психоактивных веществ, называемая «аддиктивным поведением», на стадии которого еще нет признаков психической и физической зависимости.

Студенчество – это возраст юности. Студенчество отличается наиболее высоким образовательным уровнем и социальной активностью. Н.В. Бордовская, А.А. Реан, С.И. Розум отмечают, что время учебы в вузе совпадает с первым периодом зрелости и характеризуется становлением личностных свойств. Заметно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, наблюдается усиление социально-нравственных мотивов поведения, повышается интерес к моральным проблемам – образу и смыслу жизни. [5]

К.Д. Ушинский, уделявший значительное внимание психологическому аспекту в решении проблем педагогики, подчеркивал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его во всех отношениях. [8]

С целью определения типологии поведения личности, склонной к употреблению психоактивных веществ, собрананамнез представителей учащейся молодежи, попавших в ситуацию наркотической зависимостии проходящих курс реабилитации в Государственном автономном учреждении здравоохранения Свердловской области «Наркологический реабилитационный центр «Урал без наркотиков» (далее – ГАУЗ СО НРЦ «Урал без наркотиков») в г. Екатеринбурге.

Применив методику анамнеза жизни исследуемой личности, удалось собрать сведения, характеризующие физическое, психическое и социальное развитие, излагаемые в определенной последовательности. Этот метод дал возможность  подробней собрать информацию об индивидуальных особенностях личности для понимания и уточнения  причин проявления негативных склонностей, тактики воздействия на молодежь профилактической направленности.

В результате анализа анамнеза наркозависимых молодых людей сделан вывод, что эмоциональная нестабильность влияет на проявление склонности к употреблению психоактивных веществ.

Указанный вывод сделан на основании сформировавшегося «портрета наркомана», в результате интервьюирования пациентов реабилитационного цента:

1.                       Подражание старшим «дворовым» друзьям, поиск новых впечатлений, нарушения в эмоциональной сфере.

2.                       Экономические причины, несовершенство законодательства, доступность приобретения психоактивных веществ, реклама «легальных» наркотиков.

3.                       Особенности характера, такие как уступчивость, чувство вины, нерешительность, внушаемость, тревожность и т.д.

4.                       Семейные проблемы, наследственность, неполная семья, деструктивная семья и т.д.

На подсознательном уровне травмированный человек постоянно ищет средство, которое было бы в состоянии хоть на короткое время вернуть эмоциональную устойчивость или повысить ее. В первое время наркотики неплохо справляются с задачей психологической регуляции, увеличивая способность переносить эмоциональные нагрузки.

С целью оценки эмоционального состояния личности молодого человекапредлагается применять психологические методики изучения индивидуально-личностных свойств личности.

Анализ полученных сведений позволил выстроить модифицированные профили по предложенной Л.Н. Собчик модели (индивидуально-типологический опросник - ИТО).

По данным показателям можно определить есть ли риск ухода в девиацию у студента или нет. На какие личностные характеристики следует обращать внимание при индивидуальной форме воспитательного и профилактического процесса. [7]

Особенностью указанной методики является выявление врожденных свойств, которые в процессе социализации трансформируются в черты характера и затем - в особенности личности. Количественные показатели методики позволяют отграничить нормальную, уравновешенную личность от акцентуированной и дезадаптированной.

Показательным критерием является индивидуальный тип переживания, сила и направление мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов. Указанные критерии позволят определить, есть ли риск ухода  личности исследуемого в девиацию, как способ решения внутренних переживаний или этого риска нет.

Покажем примеры профилей личности, склонной к проявлениям наркотизации: 

Рис.1. Профиль

Неспособность контролировать эмоции, импульсивное поведение выражается в высоких показателях шкалы тревожности, которая показывает склонность к дезадаптивному состоянию. Такой тип личности нестабилен и склонен к частой смене настроения.

Шкала интроверсии показывает нам, что личность весьма ранима и трудно адаптируется в новых условиях.

По уровню сензитивности человек достаточно чувствителен и старается избегать незнакомых ему ситуаций. По этому уровню можно сказать, что человек зависим от чужого мнения и при попадании в группу с асоциальными намерениями легко примет условия существования в их среде.

Рис.2. Профиль

Данный профиль показывает, что личность эмоционально не зрелая, неустойчивая  в проявлении эмоций. Показатель уровня агрессивности говорит о том, что личность импульсивна и склонна к взрывным реакциям,

Склонность к импульсивному поведению является логическим продолжением недостаточно сильного стремления достигать поставленные цели или отсутствие этих целей вообще.

Показанный профиль говорит о социальной слабости личности и неготовности принимать ответственные решения за свою жизнь. Профориентация практически отсутствует. Следовательно, при появлении определенных жизненных трудностей! легко может прийти к наркотизации, как уход от проблем.

Рис.3. Профиль

По представленному профилю можно сказать, что личность с выраженной интроверсией, эмоционально неустойчива. Такому типу присущ постоянный стресс и высокий уровень тревожности. В исследованиях ученых говорится, что человек, который склонен к приобретению зависимости, имеет довольно высокий уровень стресса и тревожности.

Рис.4. Профиль

Еще один признак того, что человек может быть склонен к наркотизации - это социальное отчуждение и одиночество, что показывает профиль. Такая личность не принимает критику, выражает протесты нормам общества.

Таким образом, мы получили  возможность идентифицировать студентов по полученным модифицированным профилям на предмет выявления склонности к употреблению психоактивных веществ.

            Указанное исследование опробовано на студентах первого курса Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ). Результаты опроса показали, что значительная часть студентов (30%) являются чистыми интровертами с повышенным уровнем тревожности, что говорит о том, что студенты находятся  в стрессовом состоянии, они склонны к внутренним тревогам, срыву, ухудшению успеваемости. На эту группу студентов стоит обратить внимание и работать целенаправленно на предотвращение проявления негативных склонностей (рис. 6).

Рис.5. Пример профиля исследуемого студента

            Пример изображения индивидуально-типологического портрета при следующих количественных показателях: ложь — 2 балла, аггравация — 3, экстраверсия — 2, спонтанность — 5, ригидность — 4, интроверсия — 5, сензитивность — 7, тревожность — 6, эмотивность — 5 балла свойств.

Социально-психологические аспекты, то есть стиль межличностного поведения - зависимость, конформность,  компромиссность, - проявляются как преобладающие типологические свойства.

С целью выявления динамики предпосылок к проявлению негативных склонностей  проведен опрос 153 студентов первого курса УГЛТУ по  методике Г. Айзенка.

            «Личностный опросник Айзенка» предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма [8].

            Г. Айзенк рассматривал структуру личности, как состоящую из трех факторов.

            1) Экстраверсия-интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.[3]

            2) Нейротизм — эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях.

            Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии.

Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

            3) Если по шкале искренности количество баллов превышает 4, то результаты обследования считаются недостоверными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.

            Обобщены данные, представленные ниже  в рисунке, где каждое значение является процентным соотношением к общему количеству опрошенных (график. 1).

График 1. Показатели индивидуальных черт личности опрошенных студентов

            Уровень Б>16, В<8 означает, что личность достаточно сдержанная, склонна к активной деятельности. Достаточно легко переносит смену обстановки, схватывает новое, гибок в общении с людьми. Чаще всего такие люди  становятся лидерами, организаторами.

            В нашем случае таких личностей всего 4,6 %.

            Уровень Б>16, В>16 означает, что личность достаточно импульсивна, вспыльчива, увлеченно отдается  делу, но при неудаче быстро теряете интерес.

В ситуации стресса склонен к истерико-психопатическим реакциям.

            По результатам исследования 9,4% студентов относятся к этой категории.

            Уровень Б<8, B<8 означает, что  человек весьма уравновешенный в своих чувствах и действиях. Остается спокойным и ровным в сложных жизненных ситуациях. Очень сдержан, рассудителен, но медлителен. Труднее приспосабливается  к изменяющейся обстановке.

            Из числа опрошенных таких личностей 13,9 %.

            Уровень Б<8, B>8 означает, что человек впечатлительный, трудно находящий контакты с другими людьми. Зачастую обидчив, чувствуете себя уверенно лишь в знакомой, привычной обстановке. В стрессовых ситуациях склонен к внутренним тревогам, срыву, ухудшению успеваемости.

            По данным нашего опроса таких представителей более 30%, что составляет большую долю опрошенных.

            Уровень 8<Б<16,B>16 означает, что человек этого типа эмоционально неустойчивый, чувствительный. В меру общительный, но в отношениях с людьми не очень выдержанный, легко обижается. Непостоянен  во взглядах и интересах.

            Такого типа 18,6% из числа опрошенных.

            Уровень 8<Б<16, 8<B<16 означает, что  человек такого типа в меру общительный, довольно спокойный, но иногда не контролирует эмоции. Люди такого типа в меру активны, универсальны в поведении. Они хорошо работают в разных областях деятельности, но при условии осознания важности работы, наличия перспективы продвижения по службе.

            По результатам опроса такого типа выявлено 20,9 % из числа респондентов.

            Исходя из данных результатов диагностики психо-эмоционального состояния студентов первого курса УГЛТУ можно сделать вывод, что большая часть исследуемых находится в состоянии психо-эмоциональной нестабильности, что может способствовать проявлению склонности к употреблению психоактивных веществ, как способауходаот жизненных трудностей.

            Большая часть опрошенных находится в зоне интровертности с психотипом меланхолика, что говорит о иррациональности личности. Обычно этот тип слабый.

            Следующим этапом по выявлению факторов риска проявления склонности к употреблению психоактивных веществ должна стать групповая работа со студентами. В этом случае можно применить методики акцентуации характера,  тестирование на мотивационные составляющие, наблюдение и т.п. 

Рецензенты:

ВербицкаяН.О., д.п.н., профессор кафедры автомобильного транспорта Института автомобильного транспорта и технологических системУральского государственного лесотехнического университета, г.Екатеринбург;

Моисеева Л.В.,д.п.н., профессор, заведующая кафедрой естествознания и методики его преподавания, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург.

 


Библиографическая ссылка

Сафронова А.Н. АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК К ДИАГНОСТИКЕ СКЛОННОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ВУЗА К УПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20102 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674