Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (РАБОТА С КЕЙСАМИ)

Зырянова О.Н. 1 Бахор Т.А. 1 Колокольникова З.У. 1 Мамаева С.В. 1 Шмульская Л.С. 1 Коршунова В.В. 2
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета
2 Сибирский федеральный университет
Исходя из необходимости приведения в соответствие целей обучения студентов по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования и требований профессионального стандарта педагога (учителя, воспитателя), авторы статьи рассматривают значение кейсовых заданий, позволяющих максимально приблизить учебный процесс в вузе к реальной учебной ситуации в школе. Разработанные на основе реальных сочинений 3-классников кейсы позволяют будущим учителям начальных классов проектировать учебный процесс, развивать эмоционально-ценностную сферу младших школьников при изучении сказок зарубежных писателей. Разработанные студентами рекомендации по интерпретации сказки "Принцесса и чудовище" были использованы учителями на уроках литературного чтения, что является существенным показателем эффективности работы студентов над кейсовыми заданиями.
эмоционально-ценностная сфера ребенка
практический бакалавриат
профессиональный стандарт
контекст учебной ситуации
Учитель начальных классов
начальная школа
кейс
трудовые действия
1. Баранова Г.А. Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся начальных классов к миру средствами предметного содержания // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. – № 2. URL: http://cyberleninka.ru /article/n/ formirovanie-emotsionalno-tsennostnogo-otnosheniya-uchaschihsya-nachalnyh-klassov-k-miru-sredstvami-predmetnogo-soderzhaniya-1#ixzz3d2IQmrK9
2. Захарова Т.В., Басалаева Н.В. Ключевые компетенции как интегральный результат современного образования // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 5. – С.183-186.
3. Захарова Т.В., Басалаева Н.В. Профессиональная компетентность будущего педагога как проблема современного образования. // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – 2014.– Т.5. – № 5. – С. 158-161.
4. Колокольникова З.У., Плеханова Е.М., Гордиенко Е.В., Кулакова Н.В., Лобанова О.Б., Мосина Н.А. Педагогическая интернатура в подготовке бакалавров в контексте ФГОС: проблемы и противоречия // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-15058 (дата обращения: 25.05.2015).
5. Кравченко М.П. Использование кейсовой методики (case-study) в преподавании делового иностранного языка студентам неязыковых специальностей // Проблемы современной аграрной науки: материалы международной заочной научной конференции 15.10.2010. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-128263.html (дата обращения: 03.06.2015).
6. Кубасова О.В. Формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Литературное чтение»). URL: http://www.umk-garmoniya.ru/about/index.php (дата обращения: 03.06.2015).
7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся // Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2013.
8. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб. – М.: ВПО, 2000.
9. Суворова П.Е. Конструирование культурных миров и языковая картина мира // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 78. – С. 143–154.
10. Темина С.Ю. Интеграция научных подходов в подготовке учителя к принятию профессиональных решений: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. – М., 2012. – 36 с.
Интеграция образовательного пространства России в единое образовательное европейское пространство происходит медленно, так как со временем обнаруживается достаточно большое количество несоответствий в документах, определяющих этапы модернизации отечественного высшего образования. Так, ФГОС ВО направлений «Психолого-педагогическое образование» и «Педагогическое образование» нацелены на устранение несоответствий между результатами обучения студентов, будущих учителей, и требованиями профессионального стандарта педагога, приоритетом в котором является способность учителя выполнять определенные трудовые функции. Преодоление  этого несоответствия стало основой проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» (Государственный контракт № 05.043.12.0031 от 18.06.2014 г.), реализация которого соответствует основным тенденциям мирового сообщества в сфере образования. Руководителем проекта является доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Института педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (ИППС СФУ) О.Г. Смолянинова. Успешная реализация двух этапов этого проекта  стала возможна только благодаря использованию новых методов и форм работы всего педагогического коллектива вуза и его партнеров, среди которых:  Лесосибирский педагогический институт  филиал СФУ, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, педагогические колледжи и общеобразовательные учреждения Красноярского края.

Повышению мотивации студентов к обучению и готовности осуществлять трудовые функции учителя, формированию у них профессионально необходимых компетенций способствуют широко используемые в проекте инновационные технологии, среди которых -наиболее популярная в педагогическом образовании case-study. По замечанию О.Г. Смоляниновой, кейс - не просто правдивое описание событий, а «единый информационный комплекс» [8], позволяющий понять ситуацию. «Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения» [8].

При реализации проекта будущие педагоги имеют возможность во время учебной  практики наблюдать воочию процесс обучения младших школьников, осмыслять  его результаты, соотносить их с требованиями ФГОС начального общего образования и ожиданиями учителя. Кейс-метод и предполагает описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и которая содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. «Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение» [5]. Решение кейсовых заданий способствует формированию у студентов ключевых компетенций [2],  «готовности  будущего педагога к решению профессиональных задач разного уровня сложности  в динамических условиях профессиональной деятельности в сфере образования» [3]. Кейсовые задания, разработанные на основе конкретной реальной ситуации, которую студенты наблюдали во время практики,  могут стать средством развития «у будущих учителей  способностей к выявлению и идентификации педагогических проблем, принятию профессиональных решений, оценке их эффективности, видению альтернатив, прогнозированию дальнейшего хода развития ситуации, извлечению уроков из предыдущего опыта» [10]. Решение кейсовых заданий способствует «включению в профессиональную деятельность» будущих педагогов и может быть оценено как «ответственный этап профессионального становления молодого учителя» [4].

Так, во время учебной практики, наблюдая за работой учителя, принимая участие в проверке домашних заданий, в организации внеклассной работы, студенты были задействованы в подготовке учеников 3 класса к изучению сказок зарубежных писателей. Ребята прочитали дома известную французскую сказку «Красавица и чудовище», а затем написали отзывы о прочитанном.

В кейсе представлены  сочинения Кристины Ж., Алексея М., Максима З., Виктории П., составляющие наиболее важную его часть и  позволяющие определить, какие универсальные учебные действия у учащихся сформированы хорошо,  а какие - недостаточно. Сочинения третьеклассников приводятся  с незначительной корректировкой орфографии, синтаксиса, лексики.

Кристина Ж.: «Мы недавно читали французскую сказку «Красавица и чудовище». У меня сложилось двоякое впечатление: сказка мне и понравилась и не очень.

Я бы написала так: «Жила-была богатая семья. У купца было шесть детей: три дочери и три сына. Младшую дочь звали Красавица. Две старшие сестры ее не любили.

Ехал купец с базара домой и увидел розовый куст. Сорвал он одну розу, и вдруг ветер поднялся. Вышло из кустов чудовище и сказало купцу, чтобы тот сказал  младшей дочери, что она должна  завтра же прийти  к кусту. Красавица пришла. Из куста  вышел король и предложил ей свою руку и сердце. Красавица согласилась, и жили они долго и счастливо".

Мне понравилась Красавица тем, что она была добрая,  всеми любимая, наводила в доме порядок»

Алексей М.: «Мне понравилась сказка, потому что в ней интересно рассказывается о том, какое было чудовище, как оно играло, как относилось к купеческим дочкам, как потом оно превратилось в принца.

Если бы такие чудовища  были бы на нашей планете, то я бы их всех убил, даже если они были бы гигантами. Пусть знают, как губить людей.

Красавица мне понравилась,  потому что она была   спокойная и всегда помогала отцу. Ее сестры  не любили Красавицу».

Максим З.: «Я прочитал французскую сказку "Красавица и чудовище". Мне понравилось чудовище. Зверь был и добрый и злой. Я бы сделал его злым. Мне очень понравились купец и Красавица. Они были добрыми.

Я бы изменил сказку. Я бы сделал так, чтобы одна из старших дочек поехала к чудовищу. И когда чудовище  умирало бы, то она сказала ему: "Я любила тебя только из-за богатства. А теперь я уезжаю".

Я бы убрал из сказки фею и рассказ о том, как купец роздал долги и стал бедным. Я задаюсь вопросом о том, почему чудовище дало купцу сундук. В остальном сказка очень хорошая».

Виктория П.: «Однажды я прочитала сказку "Красавица и чудовище". Мне понравилось, что красавица и чудовище поженились. Когда красавица согласилась стать женой Чудовища, то оно превратилось в прекрасного принца.

В целом мне сказка понравилась, но был момент, который бы я изменила. Мне не понравилось, что Чудовище стало умирать. Было его жалко. Я бы сделала так, чтобы Чудовище не умирало, а скучало, потому что Красавица не возвращалась.  Сказка очень интересная, особенно мне понравилась Красавица: она добрая, нежная, заботливая, и у нее доброе сердце. Спасибо автору за то, что он написал эту сказку!»

В кейсе содержится  описание контекста ситуации (время, место, характеристика действия, его участников). Определен следующий контекст сочинений 3-классников: «Учащиеся занимаются по программе начального общего образования "Гармония", по учебнику Кубасовой О.В. Литературное чтение. Сказку "Красавица и чудовище"  3-классники изучают  по теме "Любовь волшебная страна" (урок № 116-117 в тематическом планировании). Сочинения написаны после самостоятельного чтения сказки ребятами дома.

Студентам в кейсе предлагаются  следующие вопросы и задания:

  1. На основании сочинений 3-классников укажите, какие УУД успешно формируются у младших школьников.
  2. Проанализируйте сочинения учащихся с точки зрения адекватности оценки системы персонажей сказки "Красавица и Чудовище".
  3. Основываясь на сочинениях 3-классников, укажите, какие важнейшие характеристики персонажей (купца, чудовища, доброй феи и др.) не были замечены учащимися.
  4. Определите отраженные в сказке "Красавица и чудовище" ситуации нравственного выбора, в которых оказываются различные персонажи сказки. Разработайте конспект урока, в котором основное внимание уделите проектированию ситуаций и событий , развивающих эмоционально-нравственную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации младшего школьника).

В качестве приложения в кейсе представлены следующие материалы, которые должны помочь студентам справиться с заданием:

1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся [7];

2. Кубасова О.В. Формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Литературное чтение» [6];

3. Сказка «Красавица и чудовище».

Итак, студенты, проанализировав сочинения, должны решить, в какой степени сформированы у 3-классников УУД, насколько полно ребята восприняли художественно выраженную идею сказки, в какой степени адекватными были эмоциональные переживания  школьников, вызванные чтением сказки. Т.о. представленная в кейсе проблема имеет комплексный характер.

Присутствие на уроках чтения и анализ сочинений третьеклассников  позволил студентам  определить успешно формируемые универсальные учебные действия. Характеризуя личностные качества учащихся, будущие педагоги  указывали на  их положительную мотивацию  к урокам литературного чтения и к чтению книг: детям нравится читать, они с удовольствием идут на урок чтения. У 3-классников ярко выражена  потребность  в нравственно-эстетической ориентации в прочитанном (в качестве базисных ценностей  школьники указывают  благодарность и честность купца, доброту героини, ее милосердие и честность,  осознание ею дочернего долга и др.), они пытаются формулировать  идею сказки, самоопределиться в отношении к персонажам произведения (Кристина Ж.: «У меня сложилось двоякое впечатление: сказка мне и понравилась и не очень»; Максим З.: «Мне понравилось чудовище. Зверь был и добрый, и злой» и т.д.).

При выполнении этого задания 3-классники проявили такие регулятивные УУД, как  способность понимать учебное задание, осуществлять последовательность действий в соответствии с указанием учителя (дать оценку сказке: указать, что понравилось и  что не понравилось) и др.

Наиболее полно будущие учителя начальных классов охарактеризовали формируемые у 3-классников познавательные УУД, к которым студенты отнесли  способность учеников понимать прочитанное, устанавливать  логическую причинно-следственную связь событий и действий героев, сравнивать их, обосновывать свои утверждения и т.д.

Анализируемые сочинения позволили студентам говорить и о коммуникативных УУД младших школьников: способности ребят выражать свою точку зрения, аргументировать высказывания.

Выполняя кейсовое задание, студенты обратили внимание на отзыв Алексея М., который отметил, что сказка ему понравилась («... в ней интересно рассказывается о том, какое было чудовище, как оно играло, как относилось к купеческим дочкам, как потом оно превратилось в принца»). Но пытаясь определиться в своем отношении к чудовищу, мальчик  продемонстрировал  одностороннюю оценку персонажа («Если бы такие чудовища  были бы на нашей планете, то я бы их всех убил, даже если они были бы гигантами. Пусть знают, как губить людей»). Алексей М. не понял мотивы действия чудовища: пока этот персонаж одаривал своих гостей - они были в безопасности. Как только купец  без разрешения хозяина сорвал розу, чудовище решает его наказать. Ученик не обратил внимания и на то, что принц был превращен в чудовище злой феей, т.е. он был ее противником, а значит, ему должно сочувствовать.

Уроки литературного чтения более эффективно, чем какие-либо другие, позволяют  успешно «формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к миру средствами предметного содержания» [1]. Так, отзыв Максима З. свидетельствует о том, что ребенок почувствовал сложность образа чудовища («Зверь был и добрый и злой») и решил сделать его однозначным  («Я бы сделал его злым»), опираясь, очевидно, на угрозы чудовища купцу. Мальчику легче определить свое отношение к более однозначному персонажу, которого он за жестокосердное отношение наказывает, дав ему в невесты одну из старших дочек, не способных испытывать искреннее чувство.

Размышляя о том, как привлечь внимание ребят к тем характеристикам персонажей, которые не были замечены детьми,  студенты предлагали  использовать  на уроке творческие пересказы фрагментов сказки с изменением лица рассказчика. Например, при пересказе первого фрагмента от лица купца можно попросить ученика не только сообщать о происшедших событиях, но и объяснять мотивы действия купца (описать отношение дочерей к нему; объяснить, почему он разорился; описать его радость по поводу его найденного  корабля; предположить, какие чувства он испытывал от возможности  отдать долги; что он почувствовал, когда остался без денег и т.д.). Возможно, такой пересказ позволит ребятам увидеть  в купце не только честного человека, но и героя, для которого характерна верность купеческому слову. 

Для  выявления характерных черт персонажей можно использовать и привычное для младших школьников инсценирование, но усложнить его комментированием от лица  автора или самого персонажа в виде «реплики в сторону» («реплики в зал»), открывающей истинные чувства этого персонажа, его отношение к другим действующим лицам [9].   Например, «пояснения» чудовища, награждающего купца сундуком золота (за честность, за правдивость, за  стремление отдать долги во что бы то ни стало, за нежелание лгать и др.), по предположению студентов, позволят ребятам не только понять этот поступок чудовища, но одновременно увидеть в этом персонаже привлекательные качества (готовность за добро платить добром, желание помочь обедневшему честному человеку и др.). Интересны будут комментарии к поведению старших дочерей купца, сделанные от их лица школьниками.

После указанной творческой работы студенты планируют предложить школьникам подумать о том,  как бы они сами поступили, если бы оказались на месте героев французской сказки, как бы они вели себя в аналогичной жизненной ситуации  (надо было отдать долг; завидовал другому человеку и т.д.).

При решении кейсового задания будущие  педагоги не только извлекли из французской сказки информацию о ценностных ориентирах героев, но и проектировали условия проявления эмоций и ценностных ориентиров 3-классников, разработав конспекты урока. Кейсовые задания подобного типа позволяют студентам увидеть в анализе художественного произведения не просто учебное действие, но богатый жизненный материал, позволяющий педагогу формировать мировоззрение ученика, его эмоционально-ценностное отношение к миру и окружающим людям.  

Статья подготовлена в рамках работ по Госконтракту №05.043.12.0031 от 18.06.2014г. по разработке программ подготовки будущих педагогов по прикладному бакалавриату.

Рецензенты:

Фуряева Т.В., д.п.н., профессор кафедры общей и социальной педагогики института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск;

Немировский В.Г., д.соц.н., профессор кафедры общей и социальной педагогики института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Зырянова О.Н., Бахор Т.А., Колокольникова З.У., Мамаева С.В., Шмульская Л.С., Коршунова В.В. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (РАБОТА С КЕЙСАМИ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20259 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674