Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИНАМИКА СОЦИАЛНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: ОБЗОР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Родина В.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский Государственный нефтегазовый университет Минобрнауки России»
Состояние социально-экономических процессов в Тюменской области автор анализирует на основании обзора научных статей, опубликованных на страницах журнала Известия вузов Социология. Экономика. Политика. Показано, что для большинства регионов России актуальными являются проблемы, связанные с регулированием трудовой миграции. К ним относятся неконтролируемые потоки трудовой миграции, нелегальная миграция, отсутствие механизмов предоставления социальных льгот мигрантам и т. д. Наличие множества нерешенных вопросов предполагает корректировку реализуемой миграционной политики, учитывающей последствия миграционной политики для конкретной территории. Другой важной социально-экономической проблемой является бедность. Результаты сравнительного анализа бедности по регионам свидетельствуют о том, что черта реальной бедности имеет тенденцию к повышению по мере роста общего уровня жизни населения, а также находится в прямой зависимости от социально-экономического развития субъекта Федерации.
социально-экономические преобразования.
сельская семья
трудовая миграция
миграция
безработица
бедность
социально-экономические процессы
1. Гайсина Л.М. Управление персоналом в российских компаниях нефтегазового комплекса: современные социальные приоритеты / Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2009.
2. Жулева М. С. Проблемы трудовой миграции в современной России // Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. - 2014. - №2.
3. Зинатуллина Г.Ф. Социальный и человеческий капиталы, взаимосвязь и особенности конвертации // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2014. - №3.
4. Лейтман Т.И. Формирование эффективного рынка труда в России компетентносный подход // Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. – 2014 - №4.
5. Пивоварова И. В., Пуртова И. А. Проблема бедности в современной России // Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. - 2014. - №3.).
6. Родина В. Н. Последствия миграционных процессов // Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. - 2014. - №2.
7. Россинская Г. М., Ибрагимова З. Ф. Потребление бедных // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2015 - №1.
8. Стебунова Е.И. Гендерная специфика социально-экономических проблем // Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. – 2014 -№3.
9. Хайруллина Н.Г. Экономические аспекты социального обеспечения граждан //Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. - 2012. - №3. - С. 53-58.
10. Хайруллина Н.Г. Социальные аспекты устойчивого развития Тюменской области // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 3 (42). - С. 74-80.
11. Хайруллина Н.Г., Воробьев Е.М. Межэтнические отношения в Тюменской области: динамика и тенденции. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – 196 с.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, насколько региональные органы власти заинтересованы в повышении эффективности проводимых социально-экономических преобразований. Для большинства регионов России, по мнению В. Н. Родиной, актуальны и проблемы, связанные с регулированием трудовой миграции. К ним относятся неконтролируемые потоки трудовой миграции, нелегальная миграция, отсутствие механизмов предоставления социальных льгот мигрантам и т. д. Наличие множества нерешенных вопросов предполагает корректировку реализуемой миграционной политики, учитывающей последствия миграционной политики для конкретной территории. Исключением не является и Тюменская область [6], в которой на протяжении последних лет ежегодно проводятся мониторинговые исследования под руководством Комитета по делам национальностей Администрации Тюменской области.

Последствия миграции ставят перед органами государственного управления стран-доноров и реципиентов необходимость проведения определенной системы мер - миграционной политики, позволяющей использовать преимущества миграционных процессов, решать возникающие проблемы и минимизировать риски. К целям государственной миграционной политики относятся: обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ. Для достижения обозначенных целей на всех уровнях власти используются механизмы реализации миграционной политики, такие как совершенствование правовой базы в области миграции, разработка и реализация федеральных и региональных миграционных программ, разработка мер по обустройству вынужденных мигрантов и другие [6, 11].

М. С. Жулева рассматривает особенности современных миграционных процессов, анализируя позитивные и негативные последствия трудовой миграции, комплекс взаимоотношений между принимающим и миграционным сообществами. Она выявляет основные трудности современной российской миграционной политики, обосновывается необходимость согласованного, эффективного миграционного законодательства как необходимого условия перспективного развития страны.

Давая оценку российскому законодательству в сфере миграционной политики, автор выделяет следующие проблемы: 1) слабую практику применения действующих норм; 2) разрозненность норм миграционного законодательства; 3) отсутствие систематизации всей правовой базы данной сферы.

Таким образом, стране нужна сегодня понятная, согласованная, «работающая» правовая база, регламентирующая обязанности и права мигрантов, вносящая определенность в трудовые отношения с участием иностранных граждан и создающая гарантии безопасности и защиты трудовых прав коренного населения (россиян). Только верховенство закона и его системная практическая реализация дадут хорошую перспективу развитию трудовой миграции в России [2].

По официальным данным, за первые 6 месяцев 2012 года через пункты пропуска Тюменской области проследовало 104 800 иностранных граждан и лиц без гражданства. Это на 52% больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда госграницу в Тюменской области пересекли 68 965 человек. Из 104 800 человек, 61 421 (на 51,4% больше, чем в прошлом году) - въехали на территорию Тюменской области, 43 379 (на 52,8%) - выехали. Таким образом, количество въехавших в Тюменскую область иностранных граждан на 18 042 человек превысило количество выехавших [11].

При этом наблюдается рост числа преступлений, совершенных переселенцами из-за рубежа. С начала января по конец сентября 2012 г. в Тюменском регионе иностранными гражданами и лицами без гражданства было совершено 314 преступлений, 5 убийств, 16 случаев нанесения тяжких телесных повреждений и 37 преступлений против половой неприкосновенности. За данный период трудовые мигранты совершили 68 краж, 19 фактов мошенничества, 6 разбойных нападения и 34 криминальных действия в сфере незаконного оборота наркотических веществ. Сотрудниками полиции зафиксированы 33 случая подделки миграционных документов [11].

Другой важной социально-экономической проблемой является рост числа бедных россиян. По мнению Пивоваровой И. В., Пуртовой И. А., проблема измерения бедности в настоящее время занимает важное место среди исследований в данной области. В настоящее время существуют различные подходы к оценке бедности:

  • показатели оценки количественных аспектов бедности (например, индекс численности бедных);
  • показатели оценки качественных аспектов бедности (показатель глубины бедности, показатель остроты бедности и т. д.).

В России за последние 10 лет (с 2002 по 2012 г.) доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократились с 24,6 до 11 %. Тем не менее, достигнутые показатели остаются еще очень высокими.

Несмотря на то, что Тюменская область относится к числу благоприятных с точки зрения социально-экономического развития регионов, процент населения с доходами ниже величины прожиточного минимума остается также относительно высоким.

Результаты сравнительного анализа бедности по регионам свидетельствуют о том, что черта реальной бедности имеет тенденцию к повышению по мере роста общего уровня жизни населения, а также находится в прямой зависимости от социально-экономического развития субъекта Федерации.

Несмотря на всю актуальность абсолютного метода измерения бедности в России, усиление дифференциации доходов населения за последние десять лет свидетельствует о необходимости более пристального внимания к уровню относительной и субъективной бедности в России, поскольку дифференциация доходов населения ведет к дестабилизации и социальной напряженности в обществе, что чревато социальными последствиями [5, 9, 10].

Г. М. Россинская, З. Ф. Ибрагимова прогнозируют, что в условиях кризиса в современной российской экономике положение бедных еще более ухудшится. Нужны энергичные меры по антимонопольному регулированию внутреннего рынка, развитию отечественного производства, малого и среднего бизнеса, формированию эффективных механизмов адаптации людей (в том числе зависящих от государственной социальной помощи) к условиям трансформации, расширению возможностей самозанятости населения и других нестандартных форм занятости, а также преобразования в налоговой системе, в частности, отказ от плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц. Необходимы активные «вложения» в человеческий капитал в виде увеличения государственных расходов на образование, здравоохранение. К сожалению, в условиях кризиса именно эти статьи бюджета подлежат корректировке.

Необходимо обеспечение со стороны государства минимальных социальных гарантий, активизация роли государства в формировании за счет трансфертов более сбалансированной структуры конечного потребления домохозяйств, особенно многодетных семей, прежде всего за счет увеличения в этой структуре доли услуг здравоохранения, образования, культуры. Основным объектом социального регулирования должна выступать семья - базовый элемент системы воспроизводства человеческого потенциала общества [7].

Последние годы государство уделяет больше внимание и социально-экономическим проблемам сельских жителей российских глубинок. Среди них Г. Ф. Зинатуллина исследовала конвертации социального капитала сельской семьи, особое внимание уделив такому каналу конвертации, как образование семьи, улучшение которого обеспечивает повышение ее статуса в структуре сельского социума. Основной акцент при этом делается на таких показателях, как участие родителей в образовании детей (помощь в уроках, отношение к успеваемости, поощрение и наказания в процессе учебы, формирование профессиональной ориентации). Данные о характеристиках конвертации социального капитала были собраны при изучении домохозяйств Кукморского муниципального района Республики Татарстан.

Проведенное исследование позволило утверждать, что конвертация социального капитала в человеческий, по данным показателям в Кукморском районе, находится на высоком уровне. Данный уровень является результатом отношения родителей к образованию детей: 1) они часто используют похвалу за школьные успехи; 2) у них высокий уровень осознания значения образования как источника формирования экономического благосостояния своих детей; 3) у них высокий уровень готовности финансово обеспечивать образование своим детям; 4) они профессионально ориентированы в выборе учебного заведения для последующего обучения.

Таким образом, социальный капитал, имеющийся в семьях Кукморского района, является ресурсом для повышения уровня образования детей. В современном обществе система образования по своему значению, объему и содержанию играет важную роль в жизни сельской семьи [3].

Т.И. Лейтман рассматривает существующую проблему современного рынка труда - недостаток высококвалифицированных специалистов. В настоящее время актуальна концепция непрерывного образования, основы которой призван заложить компетентностный подход. Реализация компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования подразумевает активное участие работодателей и представителей профессиональных сообществ в определении компетенций и уровня их сформированности. Механизм участия работодателей в формировании основных образовательных программ не до конца разработан: все еще отсутствуют четкие параметры взаимодействия с вузами. Поэтому одной из задач эффективной реализации компетентностного подхода является включение профессиональных сообществ в виде различных союзов, ассоциаций, организаций в совместное осуществление выработки актуальных требований к выпускникам [1, 4].

Роль потребления в системе социально-экономических отношений сложна и многогранна. Потребление выступает не только компонентом воспроизводственного процесса, но и формой реализации социальной структуры общества, ее противоречий и деформаций. Уровень и структура потребления являются отражением системы распределения доходов в обществе, отношений собственности и т. д.; именно через данный механизм происходит реализация системы отношений, связывающих потребителя с другими элементами социально-экономической системы. Потребление выступает как важнейшее проявление определенного уровня жизни. Основную группу показателей, характеризующих уровень жизни людей, составляют показатели конечного потребления. Именно в сфере потребления в конечном счете реализуется тот или иной комплекс характеристик, который позволяет отнести потребителя к группе «богатых» или «бедных».

Е.И. Стебунова рассматривает актуальные проблемы социума - власть, насилие, самосознание и свобода личности - в условиях постиндустриального общества предстали как проблемы половой идентификации индивида и соответствующих социальных ролей. Основные философские вопросы - проблема сущности человека, смысл и предназначение - получили гендерное измерение. Осознание этого положения и нашло отражение в широко разворачивающихся во всем мире гендерных исследованиях. В первую очередь гендерному анализу подверглись основные социальные и экономические категории, определяющие социально-экономическое положение женщин в современном обществе. Гендер рассматривается как один из базовых принципов социальной стратификации.

Таким образом, в основе разделения труда лежат не биологические различия между мужчинами и женщинами или принципиальная биологическая неспособность женщин выполнять тот или иной вид работ. И проблема заключается вовсе не в системе разделения труда, а в той оценке, которую общество дает тем или иным его видам. В патриархатном обществе система разделения труда организована иерархически - и в зависимости от этого распределяются власть и общественное признание.

Категория гендера и сами гендерные исследования открыли новые возможности для анализа общества и культуры. Формирование гендерного подхода в социальном и гуманитарном знании - это принципиально новая теория, принятие которой означает изменение ценностных ориентаций человека и ученого и пересмотр многих привычных представлений и истин [8].

Столица Тюменской области представляет собой культурный центр, в котором сосредоточены, сконцентрированы многообразные этнокультурные ценности в различных формах немногочисленных досуговых учреждений. Однако в условиях социально-экономической поляризации, наиболее ярко ощутимой в Тюмени, чем в других городах и районах области, потенциальные возможности приобщения к культурным благам у представителей различных национальностей неравнозначны.

Мониторинговый опрос населения Тюменской области, о котором шла речь выше, касался и проблем реализации этнокультурных прав. На вопрос анкеты, удовлетворены ли респонденты тем, как в Тюменской области человек может реализовывать свои этнокультурные права, каждый второй участник опроса ответил положительно (удовлетворен в полной мере - 15,4%, больше удовлетворен - 30,6%). Каждый пятый участник анкетного опроса (18,4%) высказал противоположное мнение. При этом около трети респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос. Обратим внимание, что при проведении интервью с экспертами, значительная часть из них обращались к организаторам исследования с разъяснениями, что вкладывается в понятие «этнокультурные права»? [11].

Примером этнокультурных прав является поддержка языков и культур представителей этносов, проживающих на территории области. На конкретно поставленный вопрос, осуществляется ли государственная поддержка различных языков и национальных культур в Вашем населенном пункте, почти каждый второй респондент (46,1%) ответил утвердительно (в 1-м полугодии 2013 г. 46,8%), каждый пятый (19,3%) - отрицательно (в 1-м полугодии 2013 г. 22,8%). Каждый третий (34,2%) при этом затруднился ответить на поставленный вопрос [11].

Трансформации, которые переживает Россия и ее регионы, характеризуется заметными противоречиями в объективном развитии социально-экономических и культурных процессов в жизнедеятельности населения, более глубокого и фундаментального, чем политический и экономический. Сегодня государственным и региональным органам власти сложно создавать социальные, экономические, культурно-просветительские условия для пересмотра духовных и этнокультурных норм и ценностей.

Рецензенты:

Руднева Л.Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой ЭкУП. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г.Тюмень;

Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор кафедры социологии. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г.Тюмень.

 


Библиографическая ссылка

Родина В.Н. ДИНАМИКА СОЦИАЛНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: ОБЗОР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20275 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674