Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СЕКТОР ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ КАК ОСОБЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА УСЛУГ

Рукавишников М.А. 1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
В статье представлены результаты исследования сектора финансовых услуг как особого сегмента рынка услуг:рассмотрены исторические предпосылки по выделению финансовых услуг из перечня услуг в целом, проведен сравнительный анализ сектора финансовых услуг в ряде стран, приведены несколько вариантов классификаций финансовых услуг и проведен их анализ на предмет применимости к современному рынку финансовых услуг, рассмотрена роль небанковских финансовых посредников на рынке финансовых услуг. По результатам проведенного исследования выявлено, что общей практикой для рассмотренных стран является развитое законодательное регулирование сферы финансовых услуг, посредничество является основным содержанием финансовой услуги, характерными особенностями сектора финансовых услуг являются быстрые темпы роста и приток инновационных финансовых инструментов, финансовые услуги открывают дополнительные возможности в развитии бизнеса и осуществлении инвестиций.
рынок услуг.
сектор финансовых услуг
финансовые услуги
1. Федеральный закон от 23.06.1999 N 117-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (23 июня 1999 г.).
2. Приказ МАП РФ от 21 июня 2000 г. N 467 «Об утверждении Перечня видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, и состав активов финансовой организации, приобретаемых в порядке уступки прав требования, для расчета оборота финансовой услуги».
3. Официальные статистические данные Всемирного Банка. [Электронный ресурс]URL: http://data.worldbank.org/indicator/TM.VAL.INSF.ZS.WT (дата обращения 10.06.2015).
4. Официальные статистические данные Всемирного Банка. [Электронный ресурс]URL: http://data.worldbank.org/indicator/BX.GSR.INSF.ZS(дата обращения 03.06.2015).
5. Официальный сайт комитета по финансовым услугам США. [Электронный ресурс]URL: http://financialservices.house.gov/about/jurisdiction.htm (дата обращения 02.06.2015).
6. Официальный сайт комиссии по надзору за финансовым сектором Люксембурга. [Электронный ресурс]URL: http://www.cssf.lu/en/about-the-cssf/mission-and-competences/(дата обращения 03.06.2015).
7. Официальный сайт Всемирной Торговой Организации, раздел «финансовые услуги». [Электронный ресурс]URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/serv_e/finance_e/finance_e.htm(дата обращения 03.06.2015).
8. Официальный сайт Всемирной Торговой Организации, раздел «финансовые услуги: развитие сектора». [Электронный ресурс]URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/serv_e/finance_e/finance_devel_e.htm (дата обращения 03.06.2015).
9. Руководство по статистике международной торговли услугами [Электронный ресурс]. –URL:http://www.un.org/ru/publications/pdfs/international%20trade%20statistics%20guide%202010_rus.pdf (дата обращения 29.05.2015).
10. Bank of England/ Memorandum of Understanding (MoU) between the Financial Conduct Authority (FCA) and the Prudential Regulation Authority.[Электронныйресурс]URL: http://www.bankofengland.co.uk/about/Documents/mous/moufcapra.pdf (датаобращения 03.06.2015).
11. Financial dictionary Investopedia. [Электронныйресурс] URL: http://www.investopedia.com/terms/u/us-house-financial-services-committee.asp (датаобращения 03.06.2015).
12. Nonbankfinance, webchapter 1 [Электронныйресурс]. –URL: http://wps.pearsoned.co.uk/wps/media/objects/14522/14870766/bonuschapters/Mishkin10e_WEB_BONUS_CH01.pdf(датаобращения27.05.2015).
13. Role of Non-Bank Financial Intermediation: Challenges for Central Banks in the SEACEN Countries by Min B. Shrestha, Executive Summary [Электронныйресурс]. –URL: http://www.seacen.org/content.php?id=54&pid=702001-100175 (датаобращения 03.06.2015).
14. SIFMA: U.S. financial Services industry/Contributing to a more competitive US economy, 2010.
15. UKBankingAct 2009, chapter 1[Электронныйресурс] URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2009/1/pdfs/ukpga_20090001_en.pdf. (дата обращения 02.06.2015).
16. UK Financial Services Act 2010, chapter 28 [Электронныйресурс] URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2010/28/pdfs/ukpga_20100028_en.pdf. (датаобращения 13.06.2015).
17. UK Financial Services Act 2012, chapter 21[Электронныйресурс] URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2012/21/pdfs/ukpga_20120021_en.pdf. (датаобращения15.06.2015).
18. UK Financial Services Act 1986, chapter 60 [Электронныйресурс] URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1986/60/pdfs/ukpga_19860060_en.pdf. (датаобращения 19.06.2015).
19. UK Financial Services and markets Act 2000, chapter 8 [Электронныйресурс] URL:http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2000/8/pdfs/ukpga_20000008_en.pdf. (датаобращения 15.06.2015).
            В структуремирового экспортатоваров и услугдоля последних в 2013 г. составила20 процентов.В свою очередь, удельный весэкспорта финансовых услугв мировом экспорте услуг из ведущих стран-экспортеров, к которымВсемирная торговая организацияв 2013 г. отнесластраны Европейского Союза (28 стран), США, Сингапур, Швейцарию, Гонконг,Индию, Японию, Канаду, Южную Корею и Китай, превысил 6 процентов [21].

            В международной торговле используется Международная классификация финансовых услуг,принятая Всемирнойторговойорганизацией (Генеральноесоглашение по торговле услугами -ГАТС). В соответствии с Соглашением ГАТС финансовые услуги подразделяются на следующие категории:

1) Страховые и относящиеся к страховым услуги;

2) Банковские и другие финансовые услуги (исключая страхование);

3) Другие услуги.

            В приведенный выше перечень не вносились изменения с моментапринятия ГАТС. Однакос течениемвремени стала очевиднойпотребность уточненияструктуры категории«финансовые услуги». В 2010 г.Организация Объединенных Наций издала руководство по статистике международной торговли услугами, которое было подготовлено с участиемрядаавторитетных международных организаций, таких какОрганизация экономическогосотрудничества и развития, КонференцияОрганизации Объединенных Наций по торговле и развитию, а такжеВсемирная Торговая Организация (ВТО)[9].Согласно вышеуказанному документу, финансовые услугиохватывают услуги по финансовому посредничеству, а также  вспомогательные услуги, однако из перечня исключены услуги страховых компаний и программ пенсионного обеспечения. Банки, другие финансовые посредники, а также вспомогательные организации обычно предоставляют услуги такого типа.В данный перечень включаются,в частности,услуги, оказываемыепри совершенииоперацийс финансовыми инструментамии другие услуги, относящиеся к финансовой деятельности, в том числеприем депозитов, выдача ссуд, совершение операций с использованием аккредитивной формы расчетов, услуги, предоставляемые по кредитным картам, комиссии и платежи по услугам, связанным с финансовым лизингом, гарантированием размещения ценных бумаг и клиринговыми расчетами, факторингом. Кроме того, в переченьвключены услуги по проведению финансовых консультаций, по хранению финансовых активов, либо золота в слитках, по управлению финансовыми активами, по финансовому мониторингу, финансовые услуги шаговой доступности, услуги обналичивания денежных средств, переуступки рисков, любых, кроме страховых, услуги, предоставляемые при совершении слияний и поглощений, услуги по установлению кредитного рейтинга, услуги, предоставляемые фондовыми биржами, а также услуги доверительного управления.

            Таким образом, перечень финансовых услуг по сравнению с перечнем 1995 годапретерпел значительные изменения.

Следует отметить, что спектрфактически предоставляемых финансовых услуг подвержен непрерывным изменениям. Так,отмечен существенный ростроли и числа небанковских финансовыхпосредников, предоставляющих финансовые услуги, вчастности, страховых компаний, пенсионных фондов, хедж-фондов, инвестиционных фондов[12]: в последнее время рассматривается возможностьоказания финансовых услуг почтовыми службами.

Роль небанковских финансовых посредников значительна. Небанковское финансовое посредничество может улучшить стабильность финансовой системы, сделав ее болеесбалансированной. Небанковские финансовые посредники дополняют роль коммерческих банков в предоставлении финансовых услуг в экономике, обслуживая часть населения, с которым не взаимодействуют банки, способствуют повышениюэффективностипосредством развитияконкуренциина рынке и создания болеегибкой финансовой системы. В то же время небанковское финансовое посредничество являетсясвоеобразной проверкойстабильности финансовой системы, главным образом,вследствие его недостаточновыверенного регулирования,чтоможет поставить под угрозу стабильность финансовой системы в целом[13].

Необходимость рассмотрения особенностей финансовых услуг на примерах различных стран обусловлена разными путями развития финансовых услуг, которые были выбраны.

Так, одной из стран, в которойсостав финансовых услуг четко определен, является Великобритания.Первымзаконом,которыйввел регулирование операций с использованием финансовых услуг и в котором было косвенно дано определение финансовых услуг, стал закон «О финансовых услугах»1986 г. [18].В нем не дано четкого определения финансовых услуг, однако указано, что он регулирует осуществление инвестиционной деятельности. Соответственно,данным законом именно инвестиции и инвестиционная деятельность отнесены кфинансовым услугам. Под инвестициями в законе понимается любой актив, право, либо доход, относящийся к: долям, долговым обязательствам, государственным ценным бумагам, инструментам, предоставляющим права по долям и ценным бумагам, сертификатам, заменяющим ценные бумаги, долям в коллективной инвестиционной схеме, опционам, фьючерсам, контрактам на ценовую разницу, долгосрочным страховым контрактам, правам и доходам по инвестициям. Термин «инвестиционная деятельность» изложенв законе как деятельность, которая относится к: операциям по инвестированию, организации инвестиционных сделок, управлению инвестициями, инвестиционному консалтингу, организации и т.д. коллективных инвестиционных схем. При этом указано, какие типы операций запрещено осуществлять при ведении инвестиционной деятельности.В законе также указаны и организации, которые могут быть уполномочены для предоставления инвестиционных услуг. В перечень этих компаний входят также и саморегулируемые организации, страховые компании, дружеские сообщества, институты совместного инвестирования. В законе 1986 г. не имелось упоминания огосударственном регуляторе финансовых услуг.Данный закон был отменен по причине необходимости создания единого регулятора для финансового рынка и увеличения надзорных функций регулятора.

В 2000 г. в Великобритании был принят закон «О финансовых услугах и рынках финансовых услуг»[19]. Особенностью данного закона стало то, что в нем был четко определен регулятор финансовых услуг в Великобритании - Управление по финансовому регулированию и надзору. Основныминадзорными целями регулятора являлись обеспечениедоверия со стороны участников рынка, информирование общественности, защита потребителей и снижение числафинансовых преступлений. На регулятор были возложены следующие основные функции: разработка и введениеправил в соответствии с вышеуказанным законом, подготовка и предоставление шифров,разработка общих рекомендаций иопределение общей политики и положений, составляющих основувыполнения регулятором определенных функций.

В закон «О финансовых услугах»2010 г. были внесены некоторые дополнения к закону 2000 года касательно целей нового регулятора, которыев новом законе были определены, в частности, следующим образом: финансовая стабильность, повышение понимания общественностью финансовых вопросов, соответствие надзорным целям Управления по финансовому регулированию и надзору [16].

Однако ужев 2012 г. в закон «О финансовых услугах»2010 г. было внесено новое изменение, в соответствии с которым вместо Управления по финансовому регулированию и надзорубыла созданаслужба по контролю за финансовыми операциями [17]. Функции данного органа остались неизменными, однако в соответствии с новым законом был образованеще один регулятор: служба пруденциального надзора.Для разъяснения различий между двумя регуляторами Банк Англии опубликовалтак называемый «Меморандум о взаимопонимании между службой по контролю за финансовыми операциями и службой пруденциального надзора»[10].

В соответствии с этим документом служба по контролю за финансовыми операциями несет ответственностьза регулирование стандартов по надзору на оптовых и розничных рынках, надзор за торговыми инфраструктурами, которые поддерживают эти рынки, пруденциальный надзор за компаниями, не регулируемыми службой пруденциального контроля, и имеет функции организатора торговли на рынке ценных бумаг Великобритании. Стратегической целью данного органаявляетсяобеспечение стабильногофункционированиярынков финансовых услуг.

Служба пруденциального контроля несет ответственность за выдачу лицензий и пруденциальный надзор за частными организациями, принимающими депозиты (включая банки, строительные сообщества и кредитные союзы), страховщиками и определенными инвестиционными компаниями.

В 2013 г.был принятзакон «О финансовых услугах (Банковская реформа)», который внес дополнения в закон «О финансовых услугах» 2012 г.[20]. Данный закон регулируетдеятельность, включающую финансовые услуги. Согласно этому документу банковская деятельность, изложенная в законе «О банковской деятельности» 2009 г. [15], также была включена в перечень финансовых услуг, однако банковская реформа 2013 г. прошла именно в рамках закона «О финансовых услугах».

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в Великобритании имеетсяв целом устоявшаяся и постоянно развивающаяся система оказания финансовых услуг и контроля за этой деятельностью.

Великобритания являетсяодним из мировых лидеров по предоставлению такого типа услуг: в 2012 г. экспорт страховых и финансовых услуг Великобритании составил 26%[4]экспорта услуг страны,в то время как импорт - всего 9%[3]. Такие показатели говорят о том, что в стране производится достаточное количество финансовых услуг для собственного обеспечения и крупномасштабного экспорта.

Другим лидером на рынке финансовых услуг являются США. В законодательстве США нет четкого определения термина «финансовые услуги» или «индустрия финансовых услуг», однако имеется орган, регулирующий финансовые услуги в стране - комитет по финансовым услугам,образованный в 1968 г. [11]. В юрисдикцию этого регулятора входят:банки и банковское дело, включая страхование депозитов и Федеральная монетарная политика; экономическая стабилизация, продукция оборонно-промышленного комплекса, переговоры о пересмотресоглашений, контроль над ценами сырьевых товаров, аренда и услуги; финансовая помощь коммерческой деятельности и промышленности (за исключением транспортировки); общее страхование; международные финансы; международные финансовые и денежно-кредитные организации; деньги и кредит, включая валюту и выпуск банкнот и их изъятие из обращения, золото и серебро, включая их чеканку, оценка и переоценка стоимости доллара; частное и общественное жилье; ценные бумаги и фондовые биржи; городское развитие[5].

Из вышеприведенных сфер регулирования органа можно выделить и те, которые касаются сферы финансовых услуг. В этом и заключается основное отличие регулятораСША отВеликобритании, в которойрегулятор осуществляетнадзор непосредственно за финансовой сферой. В СШАв сферу контроля регулятора входит целыйряд видов деятельности, которые лишьчастично могут относиться к финансовым услугам.

В целом,в США система регулирования индустрии финансовых услуг построена иначе, нежели в Великобритании. Так, если в Великобритании единый закон модифицировался и охватывал все больший спектр финансовых услуг,включая в себя и определение функций изадач их регулятора, то в США имеетсярегулятор, осуществляющий надзор над всей финансовойсферой, и целыйряд законов, регулирующих каждую отдельную отрасль финансовой сферы. Так, в США были изданы законы:банковский(1933 г.),о фьючерсной бирже (1974 г.),о ценных бумагах (1933 г.),о консультантах по инвестициям (1940 г.), об инвестиционных компаниях (1940 г.),о торговле ценными бумагами (1934 г.).Система финансовых услуг США предоставляет инвесторам значительные возможностикак внутри страны, так и за рубежом.

Немалый интереспредставляет регулирование финансовых услуг в Люксембурге, небольшом государстве в центре Европы.Доля экспорта страховых и финансовых услуг в общем объеме экспорта услугЛюксембурга (более 50 процентов)[4]самая высокаяв мире.Органом, контролирующим финансовые услуги в государстве, является комиссия по надзору за финансовым сектором, образованнаяв 1999 г.[6].Указанный органнесет ответственностьза надзор над деятельностью кредитных организаций, специалистами финансового сектора, другими менеджерами, инвестиционными фондами, предприятиями для коллективного инвестирования, пенсионными фондами, уполномоченными для проведения секьюритизации предприятиями, представителями, имеющими дело с секьюритизацией предприятий, регулируемыми рынками и их операторами, многосторонними торговыми объектами, платежными учреждениями и электронными деньгами. Онтакже осуществляет надзор над рынками ценных бумаг и их операторами. В данном случае действует такая же система, как и в США: имеется орган, который регулирует все транзакции на рынке и целый рядзаконов, регулирующих деятельностьучастников рынка (как предоставляющих, так и использующих услуги) и охватывающих абсолютное большинство сфер, относящихся как напрямую, так и косвенно к сфере финансовых услуг.

В отличие от Великобритании и СШАсфера страховых и финансовых услуг в России сравнительно молодая, ее роль в экспортеи импортеуслуг невелика (в 2012 г. 3% в экспорте[4] и4%в импорте[3]), однако данная сфера сильно зарегулирована. Определение финансовых услугприведено взаконе «О защитеконкуренции на рынке финансовыхуслуг» 1999 г. [1].В соответствии с этим законом финансовая услуга рассматривается как деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. К нейотносятся: осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера, при этом финансовой организацией являетсяюридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки, либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера. Финансовые услуги могут также оказыватьсянегосударственным пенсионным фондом, его управляющей компанией, управляющей компанией паевого инвестиционного фонда, лизинговой компанией, кредитным потребительским союзом и иными организациями, осуществляющими операции и сделки на рынке финансовых услуг. Положения настоящего Федерального закона в отношении финансовой организации распространяются и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг.

С точки зрения структуры российское законодательство в сфере финансовых услуг похоже на законодательство Великобритании: в едином законе указано определениепонятий «финансовые услуги» и «финансовая организация». В законетакжераскрыты положения о доминирующем положении финансовой организации ио злоупотреблении финансовой организацией своим доминирующим положением.В законе содержится ряд положений, касающихся антимонопольного регулирования. Тем не менееимеетсяособый документ, в котором указан перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию [2].Указанный перечень включает в себя услуги, оказываемые финансовыми организациямина следующих рынках: банковских услуг (банковские операции и сделки); страховых услуг; услуг по негосударственному пенсионному обеспечению;ценных бумаг; лизинговых услуг.Законодательство РФ жестко регулирует сферы, в которых возможно проводить операции с финансовыми услугами, в связи с чем возможности финансовых организаций по использованию средств клиентов ограничены лишь операциями, рассматриваемыми в дополнительных законах, регулирующих уже вышеперечисленные сферы финансовых услуг.

Таким образом, общим для всех вышерассмотренных стран является наличие  развитого законодательногорегулированиясферы финансовых услуг.

Основным содержаниемфинансовой услуги являетсяпосредничество,и именно по этой причине данный тип услуг выделяется из остальных услуг. Финансовые услуги предоставляютсянуждающимсяв них посредствомперераспределения имеющихся финансовых ресурсов, посредник же в сделкеполучает комиссию за содействие в заключении и осуществлении сделки.

Финансовые услуги дают бизнесу возможность снизить стоимость заемных средств, стимулируют инвестиции и торговлю, а также предоставляют инвесторам целый рядинструментов для увеличения дохода и управления риском[14].Вышеотмеченная особенность финансовых услуг нашла отражениев документахВсемирной торговой организации[7]. Финансовые услуги способствуют таким видам деятельности, как проведение сделок в экономике (обмен товаров и услуг); использование сбережений (для которыхвозможности по размещению средствв противном случае были бы значительноболее ограниченными); распределениересурсов капитала (в частности, для финансирования инвестиций в производство); мониторинг использованиявыделенныхсредств в соответствии спервоначальносогласованнойцелью, трансформация риска (его уменьшениепосредством структурирования и передачилицам, готовым принять  на себяриск).

Важнойхарактеристикойсферы финансовых услуг являютсябыстрыетемпыее ростаиболееширокий приток инновационныхфинансовых инструментов[8], что, в частности, проявляетсяв том,что происходит стирание граней междуразличными  финансовыми институтами. Так, в настоящее время все больший спектр и объем финансовых услуг предоставляется страховыми компаниями и коммерческими банками.Указанные тенденции в будущем могут получить более широкое распространение.


Рецензенты:

Котляров Н.Н., д.э.н., профессор кафедры «Мировая  экономика  и международный бизнес», федеральное государственное бюджетное учреждение высшего  образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва;

Поспелов В.К., д.э.н., профессор кафедры «Мировая  экономика  и международный бизнес», федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва.

 


Библиографическая ссылка

Рукавишников М.А. СЕКТОР ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ КАК ОСОБЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА УСЛУГ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20419 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674