Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Глабова Ю.А. 1 Медведева Е.Ю. 1
1 НГПУ им. К. Минина
В статье представлен анализ результатов теоретико-экспериментального изучения прикладной проблемы логопедии. В ней раскрывается вопрос о состоянии грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Определяется овладение грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений детьми данной категории. Рассматривается ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника – игра. Описывается экспериментальное изучение грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проводится качественный и количественный анализ особенностей грамматического строя речи у испытуемых детей. Описывается технология дидактической игры, выступающая средством коррекции искомого качества.
дидактическая игра.
грамматический строй речи
дошкольники
Ключевые слова: тяжелые нарушения речи
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1966. – С. 17-25.
2. Лалаева Р. И, Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПБ.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975. – С. 105–132.
4. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1996. – С. 248–295.
5. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – С. 123–297.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) представляют собой сложную гетерогенную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.

В современной логопедии особое место отводится формированию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи как наиболее важному компоненту речевой функциональной системы. Учитывая важность роли грамматической стороны речи для осуществления коммуникативного взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми, необходимо, чтобы грамматический  строй речи ребенка с ТНР  был развит в соответствии с законами и правилами образования и изменения слов, соединения слов в словосочетания и построения предложений. 

Дети с тяжелыми нарушениями речи овладевают грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ТНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развитии морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития [2].

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети склонны повторять то, что могут наблюдать в повседневной жизни, но при том только то, что доступно для их понимания. Именно поэтому многие учёные считают игры развивающей, социальной деятельностью ребёнка, формой освоения им социальных норм и опыта. Игры являются одной из труднейших человеческих способностей [1,3,4].

Д. Б. Эльконин считает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Он называет игру «арифметикой социальных отношений». В понимании Д. Б. Эльконина игра – это деятельность, возникающая на определённом этапе и являющаяся одной из важнейших форм развития ВПФ, механизмом познания окружающего мира. Игровая деятельность остаётся неотъемлемой частью и необходимым условием для всестороннего и многогранного развития психики, интеллекта и личности детей с тяжелыми нарушениями речи [5].

По мнению отечественных психологов и педагогов, процесс развития происходит через усвоение социального опыта и ценностей. Л. С. Выготский писал: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации» [1].

Через игру ребёнок повторяет неизменное и новое в человеческой жизни. Правила игры выражают неизменные традиции и нормы, а их повторяемость позволяет более надёжно фиксировать информацию. Новое воспринимается из игровой установки. Игра способствует развитию критичности суждений ребёнка.

Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей.

Детям дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи необходима  целенаправленная и продолжительная логопедическая коррекции. Так как речь тесно связана с другими сторонами развития ребенка, то недоразвитие речевой функции может привести к патологическим изменениям личности. Это обуславливает актуальность проблемы развития грамматического строя через использование в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ТНР ведущей деятельности данного возрастного периода  – игры.

Изложенное позволяет определить цель нашей работы: изучение возможностей развития грамматического строя речи посредством использования специально разработанной настольной дидактической игры.

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МДОУ города Нижнего Новгорода. В исследовании принимали участие 22 дошкольника с тяжелыми нарушениями речи. Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе работы была подобрана методика констатирующего эксперимента и отобраны дети для участия в эксперименте. На втором этапе проводилось обследование по выбранной методике. Обследование проводилось в индивидуальной форме в утренние часы. На третьем этапе осуществлялась обработка, интерпретация полученных результатов относительно особенностей грамматического строя речи у дошкольников с ТНР.

Исследование состояния грамматического строя речи (ГРС) у детей с ТНР начиналось с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на каждого ребёнка, посещающего логопедическую группу. Дополнительная информация, такая как анамнестические данные, была получена из бесед с родителями и воспитателями детей с ТНР. Данные анамнеза показали отсутствие нарушений слуха и сохранность интеллекта испытуемых детей.

С целью изучения грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР проводилось логопедическое обследование.  Методика состояла из семи заданий, разделённых на две большие группы:

1. Исследование функции словоизменения (изменение имён существительных по падежам; преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное; образование имён существительных родительного падежа единственного и множественного числа; согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде).

2. Исследование функции словообразования (образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных от существительных; образование глаголов движения с помощью приставок).

При оценке выполнения заданий учитывались показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками грамматического строя речи. Каждое задание оценивалось в отдельности, и подсчитывалась сумма баллов за все задания. Далее суммарная оценка за выполнение заданий соотносилась с уровнями успешности, каждому из которых соответствовало определенное количество баллов.

На основании проведённого исследования у детей дошкольного возраста с ТНР отмечается значительное нарушение в формировании грамматического строя речи, характеризующиеся сложностями словообразования слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами – 81,81 %, неправильным образованием прилагательных с эмоционально-волевой окраской и физической характеристикой называемых объектов – 59,09 %; качественных, относительных и притяжательных прилагательных – 77,27 %; прилагательных, образованных от существительных, существительных с суффиксами единичности и нарушенным словообразованием и словоизменением малознакомых сложных слов. Наиболее частые ошибки регистрировались при словоизменении по падежам, в частности образования родительного падежа (86,36 %), в множественном и единственном числе. Дети плохо ориентировались в согласовании родов существительных и их числа, приставках, предлогах и уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксах.

Самыми сложными заданиями для детей с тяжелыми нарушениями речи стали неправильное употребление глаголов движения с различными приставками (90,9 %), образование прилагательных от существительных (81,81 %), дети не умеют образовывать слова с суффиксами, приставками.

Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию грамматического строя речи у детей с ТНР.  Логопедическое воздействие было подчинено общим задачам обучения и направлено на формирование грамматического строя языка. Оно обеспечивало последовательное формирование операций словообразования и словоизменения, закрепление умений и навыков самостоятельного употребления и использования в экспрессивной речи грамматических средств.

Для достижения поставленной цели была разработана дидактическая  игра, позволяющая закрепить детям грамматические категории на сказочном игровом поле. Для каждого занятия был продуман игровой сюжет, выбрана определённая лексическая тема и подобраны предметные картинки. В настольную дидактическую игру входили разнообразные предметные картинки, специально подобранные для достижения коррекционных целей и развития сюжета игры. Стимульный материал в виде предметных картинок соответствовал основным лексическим темам: осень, дары осени, овощи и фрукты, животные и их детёныши, птицы и птенцы, зима и зимние забавы, новогодний праздник, одежда, обувь, головные уборы, транспорт, профессии, я – человек, моё тело, семья, весна. Основной целью игры являлось скорейшее достижение финиша через бросание кубика и следование правилам и сюжету игры.

В связи со сложностью и насыщенностью грамматического строя русского языка, было принято решение разделить занятия на тематические этапы: развитие словообразования, развитие словоизменения, развитие умения правильного выстраивания слов в предложении.

На первом этапе основным видом речевой деятельности выступало словосочетание. При попадании на красный кружок ребёнок должен достать карточку и образовать с предметом, изображённым на карточке, и числом, выпавшем на кубике при ходе словосочетания (пять яблок и т.д.). Таким образом, у ребенка отрабатывалась операция согласования существительных с числительными. При попадании на синий кружок ребёнок берёт карточку, но на этот раз он должен сказать данное слово в родительном падеже, тренируя себя в образовании родительного падежа. Логопед может варьировать задания, прося назвать вместо существительного в единственном числе существительное во множественном числе, если карточка предполагает лишь единственное число. Зелёный кружок ориентирует ребенка на образование множественного числа от выбранной картинки. Жёлтый кружок ребенком выбирается или выдаётся логопедом картинка с цветом, дошкольник должен назвать как можно больше предметов с данным цветом (красная машина, красный флажок и т.д.).

Второй этап был направлен на  развитие возможностей детей с ТНР развивать функцию словообразования. При попадании фишки на красный кружок необходимо образовать уменьшительно-ласкательную форму от полученной от логопеда предметной картинки («Назови ласково»). Синий кружок – карточка, которую зачитывает логопед с глаголом, ребёнку нужно назвать как можно больше существительных, которые могут выполнять данное действие, но при этом изменить слово в прошедшем времени. Зелёный – ребёнку выдаётся большая карточка из нескольких частей для составления сложного слова (листопад, снегопад и т.д.).

Третий этап обучения был направлен на развитие умения правильного выстраивания порядка слов в предложении. Красный кружок обозначал карточку-действие, представленную двумя предметными картинками, ребёнок должен был составить предложение в правильной последовательности, употребив слова в нужной форме. Круг синего цвета – ребенку даются только предметные картинки, он должен составить правильное предложение, добавив подходящий по смыслу глагол. Круг зелёного цвета –  даётся только действие, ребёнок придумывает действующего персонажа или предмет и составляет предложение. Жёлтый цвет – вытаскивает картинку и по плану, мнемо-таблицы отвечает на вопросы логопеда. В стороне от игрового поля располагаются мнемо-таблицы, которые помогут ребёнку составить рассказ.

Перечёркнутые кружки всех цветов: магазин, сказочная лавка. Ребёнок должен сказать предложение, начинающееся на «Я хочу…»: купить, подарить, поиграть, полетать и т.д. (можно использовать карточки-действия) на чём-то, с чем-то, что-то и т.д. (можно использовать предметные картинки или предоставить ребёнку полную свободу выбора, без зрительной основы). Либо можно заменить на «Я возьму, куплю, подарю что-то тому-то потому, что это может понадобиться в нашем путешествии».

В начале каждого занятия с использованием настольной дидактической игры ребенку напоминались правила и действия, которые нужно совершать в зависимости от передвижения игрока. Логопед координировал деятельность детей, оказывал направляющую помощь в процессе игры, но непосредственного участия в ней не принимал. Логопед акцентировал внимание с тем, чтобы ребёнок отвечал не односложно, а полным предложением. Все логопедическое воздействие было направлено на формирование у дошкольников грамматических средств родного языка на интуитивно-практическом уровне.

После экспериментального обучения был подготовлен и проведен контрольный эксперимент, эффективность которого определялась сравнением данных, полученных в результате констатирующего и контрольного эксперимента.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента показал, что общий групповой показатель степени овладения грамматическим строем языка дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи увеличился на 27,3 %. Улучшили   свои показатели и поднялись на более высокий уровень речевого развития 31,8 % детей. Такие грамматические категории, как словоизменение, словообразование и согласование слов во фразе, претерпели продуктивные изменения, дети с тяжелыми нарушениями речи показали устойчивую положительную динамику данных показателей. Так, изменение по падежам, согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде и образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами улучшились в среднем на 14,1 %. Степень развития преобразования имён существительных в именительном падеже единственного числа во множественное и образования имён существительных родительного падежа единственного и множественного числа увеличилась более чем на 32 %. Навык образования прилагательных от существительных и умение образовывать глаголы движения с помощью приставок не показали количественных изменений, как остальные категории, но при этом имели положительную тенденцию к улучшению на уровне овладения детьми с тяжелыми нарушениями речи навыками словообразования.

Из вышесказанного следует, что специально разработанная настольная дидактическая игра по развитию грамматического строя речи детей с тяжелыми  нарушениями речи способствует развитию речевой функциональной системы, помогает закрепить, активизировать и уточнить изученное на логопедических занятиях.


Рецензенты:

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород;

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский  государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Глабова Ю.А., Медведева Е.Ю. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20496 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674