Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

САМООТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ

Голикова А.А. 1 Кучинский В.Ф. 2
1 ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
2 ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»
Тенденции в развитии общества обостряют проблемы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Перед соответствующими коррекционными школами ставятся новые задачи, в основе которых находится формирование успешной личности, характеризующейся социальной и профессиональной мобильностью, социальной активностью и самостоятельностью. В статье рассмотрен один из возможных путей психолого-педагогической поддержки образовательного учреждения в развитии ресурсов социальной адаптации детей, в основе которого лежит изучение самоотношения подростков с разной степенью выраженности зрительных нарушений. Проанализированы основные особенности системы самоотношения лиц с нарушениями зрения, которые влияют на формирование их коммуникативной компетентности, постановку профессиональных и личностных целей, способствуют их социализации. Представлены психокоррекционные мишени при работе с подростками с нарушениями зрения различной степени выраженности (авторитет среди сверстников, уверенность в себе, оценка здоровья, самооценка, реалистичный уровень притязаний в связи с собственными возможностями).
самоотношение
социализация
подростки с нарушением зрения.
1. Борисова И.В. Особенности самосознания личности детей 10-15 лет из полных и неполных семей : дис. ... канд. психол. наук. — М., 1996. — С. 49-55.
2. Гадецких А.А. Адаптация людей с ограниченными возможностями к учебной деятельности в неспециализированных образовательных учреждениях // Фундаментальные исследования. – 2014. – Вып. № 9-1. — С. 181-184.
3. Жихарев А.М. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей. Книга для воспитателя (Из опыта работы). - М. : Просвещение, 1984. - 126 с.
4. Кучинский В.Ф. Адаптация незрячего ребенка в современном информационном обществе // Образование личности. – 2011. - № 3. – С. 119-125.
5. Корнилова И.Г. Роль зрительного дефекта в формировании самоотношения подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2003. - № 6-3. – С. 68-74.
6. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М. : Институт практической психологии, 1998. – 488 с.
7. Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н. Дополнительное образование и социализация личности школьников в условиях Севера // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 4.
8. Плохова И.А. Социальная реадаптация молодых инвалидов с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 4.
9. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М. : Полиграф сервис, 2000. - 250 с.
Cоциальная успешность любого человека во многом зависит от его приспособленности к окружающей среде, от осознания им своих возможностей и умения активно их использовать. Однако органические расстройства зрительного анализатора провоцирует снижение фундаментального свойства отражательной действительности человека — его активности. Более того, в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в полной мере его основных психических потребностей развивается особое психическое состояние — депривация. Коррекционная педагогика его характеризует как состояние с ярко выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, с нарушением социальных контактов.

Нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы слепых и слабовидящих детей приводит к формированию у них различных вариантов психологической дезадаптации, значительно затрудняющей их социализацию. Интеграция в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья является приоритетной задачей современного общества [2; 4; 7; 8]. Увеличение числа детей со зрительной патологией, по данным Министерства здравоохранения [3], создает необходимость в создании психокоррекционных программ и тренингов, направленных на повышение эффективности социализации данной группы населения. Важным аспектом исследования этой проблемы является изучение особенностей системы самоотношения лиц с нарушениями зрения, так как данные характеристики влияют на формирование коммуникативной компетентности, постановку целей, в том числе профессиональных, что играет значимую роль в процессе социализации [5]. Самоотношение определяется авторами как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой - создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития [2]. 

Критическим периодом в формировании системы самоотношения является подростковый возраст [6]. Нарушения зрительных функций у подростков являются значимым фактором, влияющим на создание системы самоотношения. Зрительный дефект, по имеющимся данным, обуславливает нарушения в процессах идентификации и самоактуализации [9], что не может не сказываться на процессе социализации в целом. В связи с этим исследование особенностей самоотношения подростков с нарушениями зрения разной степени выраженности является актуальным.

В связи с актуальностью и неразработанностью данной проблемы была определена цель исследования: изучение самоотношения подростков с разной степенью выраженности  зрительных нарушений.

Объектом исследования стали подростки 13-15 лет с нарушениями зрения.

В качестве метода была выбрана методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, позволяющая охарактеризовать такие особенности самоотношения личности, как оценка здоровья, умственных способностей, характера, авторитета среди сверстников, умения делать что-либо своими руками, внешности, уверенности в себе. Использовались статистические методы обработки данных: сравнительный анализ критерием различия Манна-Уитни. 

Исследование проводилось на базе ГБСКОУ «Школа-интернат № 1 им. К.К. Грота». Выборку составили 90 подростков 13-15 лет с нарушениями зрения различной нозологии, которые были поделены на три группы: слабовидящие подростки (острота зрения от 0,05 до 0,2); частично слепые подростки (имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04); тотально слепые подростки с полным отсутствием зрительных ощущений, не имеющие опыта зрения (слепорожденные - дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет). Все подростки проживают с родителями и не остаются в интернате.

Результаты исследования

Сравнительный анализ средних значений, полученных по методикам исследования, позволил выявить, что самоотношение подростков 13-15 лет имеет свои специфические особенности в зависимости от степени выраженности зрительной патологии.

При сравнении групп слепых и слабовидящих подростков было выявлено, что слабовидящие оценивают свой авторитет среди сверстников значимо выше (M=85), чем слепые подростки (M=29; p<0,001). При этом желаемый авторитет среди сверстников также выше у слабовидящих подростков (M=97), в отличие от слепых (M=74; p<0,001). Также было выявлено, что желаемый уровень уверенности в себе значимо выше у слабовидящих (M=99), чем у слепых подростков (M=86; p<0,001).  Согласно результатам исследования, самооценка слабовидящих подростков в целом выше (M=69), чем слепых (M=58; p<0,001).

 Полученные данные могут свидетельствовать о том, что слабовидящие оценивают свой авторитет среди сверстников, уверенность в себе и самооценку выше, чем слепые подростки, однако их уровень притязаний является завышенным к собственным возможностям.  Такие данные согласуются с информацией, встречающейся в литературе [9], в которой отмечается, что слабовидящие подростки завышенно оценивают свои умения, способности и недооценивают влияние зрительной патологии на различные аспекты жизни.

Сравнение групп слабовидящих и частично слепых подростков показало, что частично слепые подростки значимо ниже оценивают состояние своего здоровья (M=49), в отличие от слабовидящих подростков (M=83; p<0,001). Оценка своего авторитета частично слепыми и слабовидящими подростками также имеет достоверные отличия (M=49 и M=85 соответственно; p<0,001). В целом самооценка слабовидящих подростков значимо выше (M=69), чем у частично слепых (M=56; p<0,001).

Согласно полученным данным, частично слепые подростки достоверно ниже оценивают такие характеристики самоотношения, как состояние здоровья, авторитет среди сверстников и самооценку в целом. Это может быть объяснено тем, что условия обучения подростков с нарушениями зрения, когда слабовидящие и слепые подростки находятся в постоянном контакте, влияют на формирование данных характеристик. При выполнении командных заданий, участий в мероприятиях, а также при перемещениях в пространстве слабовидящие принимают более активное участие и помогают слепым сверстникам, сопровождают их, тем самым ставя их в пассивное положение, понижая их авторитетность среди других и самооценку в целом. При сравнении частично слепых и слепых подростков было выявлено значимое различие при оценке состояния здоровья, а также при оценке желаемого умения делать что-либо своими руками и желаемой внешности. Слепые подростки выше оценивают состояние своего здоровья (M=83), в отличие от частично слепых подростков (M=45; p<0,001). Уровень притязаний слепых подростков в умении делать что-либо своими руками значимо ниже (M=90), чем у частично слепых (M=45; p<0,001). Отметим то, что этот показатель является крайне высоким в обеих группах и свидетельствует о нереалистичности в оценке собственных возможностей. Уровень притязаний во внешности также ниже у слепых подростков (M=89) по сравнению с частично слепыми (M=96; p<0,001), что может объясняться меньшей значимостью данной сферы в связи с отсутствием зрительного опыта и невозможностью сравнить свою внешность с окружающими людьми.

Полученные данные могут свидетельствовать о том, что для слепых подростков менее значимыми являются такие характеристики, как внешность и умение делать что-либо своими руками. В качестве возможных объяснений назовем, во-первых, отсутствие зрительного опыта при восприятии окружающих людей, а во-вторых, отсутствие потребности при совершении необходимых действий руками (например, бытовые действия) в связи с доминирующим типом воспитания детей со зрительной патологией, таким как гиперопека. Также слепые подростки высоко оценивают состояние своего здоровья, в отличие от частично слепых подростков, что может объясняться наличием болевых ощущений у последних, а также осознаванием  ими несовершенства их зрительных возможностей.

Выводы

При проведении исследования были выявлены следующие особенности, касающиеся различных аспектов самоотношения подростков с нарушениями зрения различной выраженности:

- слабовидящие подростки оценивают свой авторитет среди сверстников, уверенность в себе и самооценку выше, чем слепые подростки, однако их уровень притязаний является завышенным к собственным возможностям;

- частично слепые подростки ниже оценивают такие характеристики самоотношения, как состояние здоровья, авторитет среди сверстников и самооценка в целом, в отличие от слабовидящих подростков;

- слепые подростки высоко оценивают состояние своего здоровья, их уровень притязаний во внешности и умении делать что-либо своими руками ниже, чем в других группах подростков.

Таким образом, психокоррекционными мишенями при работе с подростками с нарушениями зрения различной степени выраженности является не только повышение таких характеристик, как авторитет среди сверстников, уверенность в себе, оценка здоровья и самооценка в целом, но и формирование реалистичного уровня притязаний в связи с собственными возможностями.

 

Рецензенты:

Горьковая И.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии человека психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург;

Машков В.Н., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии и педагогики факультета социально-культурных технологий, Санкт-Петербургский институт культуры, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Голикова А.А., Кучинский В.Ф. САМООТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20521 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674