Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ: ФОРМИРОВАНИЕ И КАЧЕСТВО

Губницкая О.В. 1, 2
1 Челябинский Государственный педагогический университет, Челябинск
2 МАОУ гимназия № 23
Данная статья является неизбежной реакцией на сложившуюся ситуацию в связи с последними данными современных экологических проблем. Из статьи следует, что возникла необходимость быть образованным в экологической сфере, которая оказывается жизненно необходимой, включая личную безопасность, при этом проходит идея бережного отношения к родному краю, сохранению русских традиции. В данной статье описана методика, обеспечивающая успешную реализацию формирования экологических ценностных ориентаций обучающихся основной школы, так как вскоре будущее окажется в руках наших детей: поэтому какие ценности они определят, от них будет зависеть будущее планеты и их собственная жизнь в том числе. Осуществляется педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности учащихся. Обращается внимание на использование педагогического мониторинга, как инструмента для определения качества обучения.
педагогический мониторинг
инструмент качества обучения
обучающиеся основной школы
экологические ценностные ориентации
1. Губницкая, О.В. Опыт построения системы биологического образования при реализации компетентностного подхода. / О.В. Губницкая // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gymnasia23.ru/node/686.
2. Губницкая, О.В. Современные педагогические подходы развития экологической ответственности обучающихся основной школы / О.В. Губницкая // Сборник «Педагогическая наука: прошлое, настоящее, будущее»: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть 1. (30 марта 2011г.) − Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2011. − С. 27 − 31.
3. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э.Ф Зеер /. Рос. гос. проф.-пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. Екатеринбург, 2002. 126с.с. 106
4. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (проект) //Прил. к журн. «Вестник экологического образования в России». – 2000. – №1. – 2 с.]
5. Миркин, Б.М. Популярный экологический словарь. / Б.М Миркин, Л.Г. Наумова Л.Г. / под редакцией А.М. Гилярова. - М.: Устойчивый мир, 1999. − 304 с.
6. Послание Президента Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года, Москва, Кремль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/9637.
7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. − М., 2004. − 221
8. Kinne, O. Eco-ethics further developed text 01.05.2002 // EEIU Brochure. - Oldendorf/Luhe: Inter-Research, 2002. - P. 1 - 6.

Экологическое образование сейчас не в моде, как часто употребляют эти слова многие родители и учащиеся. Известно, что на рынке труда сейчас востребованы юристы, экономисты, рабочие профессии. Для учащихся предмет экология считается второстепенным, при этом во многих общеобразовательных школах он отсутствует. С точки зрения последних данных современных экологических проблем быть образованным в экологической сфере оказывается жизненно необходимым, включая личную безопасность.

Сообщество сейчас как никогда должно осмыслить свое отношение к окружающей среде. Но при этом большое внимание уделить подрастающему поколению, обеспечить соответствующее экологическое образование, при котором каждый человек должен стать грамотным в вопросах экологии, развивать экологические ценности. Человечество должно понимать, что пришло время для новых знаний, новой системы ценностей [5].

Мировым сообществом XXI век был обозначен «столетием окружающей среды». А следовательно, что вскоре будущее окажется в руках наших детей: поэтому какие ценности они определят, от них будет зависеть будущее планеты и их собственная жизнь в том числе. Ряд проблем экологического образования продолжает оставаться насущными. В нашей стране в последнее время этому вопросу уделяется большое внимание [1;6].

В период экологического кризиса экологическое образование [7] приобретает особое значение, при котором идет «формирование навыков, отношений, ценностей, мотивации к личному участию в решении экологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды. В связи с этим разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения непрерывного экологического образования школьников является одной из первоочередных задач национального уровня» [4,2].

Поэтому сейчас должна прогрессировать роль школы в формировании экологических ценностей, ответственного отношения молодого поколения за сохранение природы. В качестве главной цели экологического образования определяется формирование экологических ценностных ориентаций личности.

Поэтому для многих учителей актуален вопрос о том, как ознакомить учащихся с таким объемом информации и обеспечить качественное освоение основных закономерностей существования живых систем. В конечном итоге, общая экологическая безграмотность некоторых людей, неумение ориентироваться в самых очевидных законах жизни иногда поражает. «Человечество сможет выжить только благодаря новой концепции этики: экоэтике» [8,6].

Предмет «Экология» в школе оценивается в первую очередь как путь социализации ребенка, при котором учащийся приобретает опыт деятельности в различных экологических ситуациях, при этом происходит введения личности в цивилизованное и культурное пространство человечества, где предполагается отсутствие противопоставленности миру природы при восприятии школьником природных объектов как полноправных и самоценных партнеров в системе взаимодействия «Человек – Общество – Природа». Подразумевается, что при решении любых проблем приоритет отдается не социально-экономическим, а природным факторам. Конечной целью все равно является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение его среды обитания, что и является основной задачей формирования экологических ценностных ориентаций обучающихся [2].

Поэтому школьник должен, прежде всего, самостоятельно мыслить, уметь проводить анализ, оперативно и целенаправленно решать возникающие проблемы. Перед учителем стоит задача создать условия для реализации этих способностей учащихся, обеспечение самоопределения личности, в эти формы включаются: развитие умений работать в группе или через участие в дискуссии, усиление задач по способность школьников ориентироваться в нестандартной ситуации, формирование способностей учащихся к анализу и самокоррекции.

Эти задачи реализуются через внедрение таких личностно-ориентированных технологий, как:

-       сотрудничество с учащимися на уроках;

-       метод проектов;

-       дифференциация учебных заданий по интересам и способностям учащихся;

-      использование компьютерных технологий на уроке и во внеурочной деятельности.

Каждый урок строится через совместную работу с учащимися: проводится совместное обсуждение вопросов, принятие решений, т.е. осуществляется процесс сотрудничества. На уроках я обращаюсь к жизненному опыту учеников, к их способностям работать со своими знаниями, перестраивать прежние представления, создавать новые знания, наделяя их личностным смыслом. Диалог с учеником не является лишь фрагментом урока, он обусловлен не только содержанием, но и процессом обучения. Через весь курс экологии проходит идея бережного отношения к родному краю, сохранению русских традиций. Создавая гармонию опыта учащихся со своим собственным опытом, выходим на сотворчество.

Проблема качества образования по экологии, равно как и по другим предметам, напрямую связана с умением учителя систематически осуществлять совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать, по мере необходимости, продвижение ученика от незнания к знанию.

Поэтому инструментом для определения качества является мониторинг педагогической деятельности. В ходе разработки модели решались следующие задачи: уточнение целей обучения биологии в условиях гимназического образования с учетом индивидуальных способностей учащихся, зоны их ближайшего развития; уточнение соответственно содержания обучения по экологии, системы требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся в данной предметной области; разработка критериев оценки достигаемых на разных промежуточных этапах обучения результатов; отбор системы тестов и контрольных заданий; развитие адекватной поставленным целям учебно-материальной базы по экологии; использование технологий личностно-ориентированного обучения.

Понятие мониторинг в его оригинальном варианте представляет собой непрерывное длительное наблюдение за состоянием среды и управлением им путем своевременного информирования людей о возможных неблагоприятных, критических или недопустимых ситуациях. Мы согласны с мнением Э.Ф. Зеера, который рассматривает мониторинг как «процесс отслеживания состояния объекта (системы и сложного явления) с помощью непрерывного и периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей, где в качестве объекта или системы могут выступать различные явления психологической действительности» [3]

Мониторинг в сфере образования – процесс диагностики, прогнозирования слежения за развитием образовательного процесса, при этом ставятся цели, задачи, средства их решения.

Мониторинг представляет собой систему, при которой происходит реализация различных функций − сбор информации, структурирование, анализ, реализация обратной связи, передача данных для использования в управлении и др.

Данные аспекты, фактически, являются принципами построения разнообразных моделей педагогического мониторинга.

В соответствии с данными принципами и на основе нормативных документов – Концепции модернизации Российского образования, концепции гимназии, программных требований по биологии, мною построена и апробируется модель для определения качества обучения школьников по биологии. Управление качеством образовательного процесса по биологии осуществляется при его систематическом изучении. Такое изучение носит мониторинговый характер, при этом определяются два направления:

Ø  констатирующий мониторинг (систематика и оценка состояния образовательного процесса по биологии – достижения и недостатки в учебной деятельности учащихся;

Ø  прогностический мониторинг (ориентировка на изучение намечающихся направлений).

Прогностический аспект мониторинга строится на основе разработанной мной схемы экологически грамотного ученика гимназии, которая была утверждена на кафедре естественнонаучных дисциплин гимназии.

 

 

 

 

  Рис. 1 Схема экологически грамотного ученика гимназии

 

Схема представляет собой идеальный образ ученика гимназии, в которой биология и экология не является профильными предметами. Она включает в себя следующие компоненты:

Ø    система экологических знаний (роль экологии в сохранении биосферы, предотвращение экологических бедствий);

Ø    сформированность ценностных ориентаций (таких как здоровье, здоровый образ жизни, природа, жизнь человека, общечеловеческая культура и т.д.);

Ø    два этих компонента составляют основу целостного миропонимания и научного мировоззрения учащихся, его естественнонаучного аспекта;

Ø    схема экологически грамотного ученика гимназии предполагает наличие у некоторых из них предпрофессиональных умений и навыков, позволяющих им продолжить свое образование в высшей школе по избранной специальности;

Ø    сформированность социально значимых качеств (ответственное отношение к окружающей среде, культура мышления и поведения, ведение здорового образа жизни; установление гармонических отношений учащихся с природой);

Ø    развитость интеллектуальных умений и навыков (разностороннее развитие личности учащихся: памяти, мышления, наблюдательности, эмоциональной сферы, устойчивых познавательных потребностей и интереса);

Ø    опыт творческой деятельности (участие в творческих конкурсах, олимпиадах, викторинах);

Ø    стремление к самореализации (овладение знаниями методов, понятий, теорий, моделей, стилей мышления и областей практического применения биологических закономерностей, стремление и готовность к самообразованию и применению знаний биологии на практике).

 

 

 

Рис. 2 Схема мониторинга учителя

Отслеживание результативности обучения учащихся в гимназических классах идет, прежде всего, через учет индивидуальных достижений учащихся по экологии. Такой учет ведется на основе результатов текущих срезовых работ, которые проходят в течение 5-10 минут с последующей проверкой, само- или взаимопроверкой. Они выполняют роль обратной связи. Все многообразие учебной деятельности учащихся на уроках экологии ставит учителя перед необходимостью разработки таких подходов к текущему контролю, которые бы учитывали знания и умения ученика, добытые им разными способами, с учетом его индивидуальных особенностей. Срезовые работы представлены лабораторными, самостоятельными работами, программированными опросами, экологическими диктантами, экологическими задачами, построением схемы-модели. Предлагаемая система текущего учета знаний и умений позволяет: подчинить поурочный контроль ведущим задачам темы; учесть разнообразные формы учебной деятельности ученика.

Вопросы и задания срезовых работ составляются с учетом индивидуальных особенностей.

Регулярное проведение срезовых работ подготавливает учащихся к итоговой проверке. Особое внимание при организации итогового контроля необходимо уделить содержанию итоговой проверки в соответствии с требованиями, как к системе знаний, так и к видам учебной деятельности:

-       выделение обязательных знаний и умений;

-       исключение вопросов, излишне детализирующих учебный материал;

-       контроль общеучебных навыков наряду с контролем экологических знаний (работа с учебником и тетрадью, задания творческого характера и т.д.).

Наиболее эффективной формой итогового контроля является проверочная работа, включающая одновременно задания с выбором ответа, со свободным ответом и практического характера.

Итоговый контроль способствует систематизации знаний учащихся; выявлению не только сути явления, но и установлению взаимосвязи между явлениями; выявлению биологических закономерностей; использованию знаний для выработки собственных взглядов, мнений, суждений.

Сравнительные результаты итоговых контрольных работ позволяют отследить динамику уровня работы гимназических классов, определить рост или потерю числа отличников и хорошистов.

Но отследить результативность обучения только по итогам контрольных работ не всегда правомерно, необходим еще и другой инструмент. Начались интенсивные поиски новых альтернативных форм контроля и оценки достижений. Одной из них стало экологическое портфолио.

В работе с детьми я использую комплекс психолого-педагогических методик и тестов, позволяющих выявить сформированность компонентов учебной деятельности, мыслительных операций, обученность и обучаемость, личностные характеристики ученика. Эта информация позволяет увидеть проблемы, динамику развития классного коллектива и личностного развития каждого ученика.

Данные, полученные в ходе диагностики индивидуальных особенностей и способностей учащихся, коррелируются с их учебными достижениями, что позволяет учителю более полно и объективно отследить результативность обучения в гимназических классах, и, соответственно, управлять качеством экологического образования.

 

Рецензенты:

Саламатов А.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск;

Мишанова О.Г., д.п.н., ФГБОУ ВПО Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск;


Библиографическая ссылка

Губницкая О.В., Губницкая О.В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ: ФОРМИРОВАНИЕ И КАЧЕСТВО // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20540 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674