Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «КЛИНИЧЕСКИЕ БАЗЫ ПРАКТИК» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Кудрявцев В.А. 1 Каштанова С.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина Министерства образования России (Мининский университет)»
В статье представлен опыт реализации инновационных моделей учебных практик и профильных практикумов в педагогическом вузе на примере подготовки кадров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Олигофренопедагогика». Рассматриваются основные аспекты специфики организации интегративной клинической практики и профильных практик, раскрывается понятие «клинические базы практик», демонстрируются образцы рейтинг-планов и основных позиций содержания программ. Представлены задачи, реализуемые на разных этапах организации практики, освещены основные компоненты содержания профильных практикумов и интегрированной клинической практики. Приводятся примеры механизмов встраивания в учебную ознакомительную практику проектной деятельности студентов с возможностью дифференциации и групповой интеграции. Детально и структурированно отражены механизмы и критерии оценивания учебной деятельности студентов, реализуемой на базе образовательных организаций-партнеров.
рейтинг-план студента
учебный проект
профильный практикум
учебная интегрированная практика
клинические базы практики
1. Бондаренко Т.Н., Латкин А.П. Роль практикоориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. www.science-education.ru/106-7784
2. Карпушкина Н.В. Учебный проект как новая форма творческой деятельности студентов [Текст] / Н.В. Карпушкина, В.А. Кудрявцев // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 97–99.
3. Картавых М.А., Прохорова И.В. Интегрированная клиническая практика как составляющая образовательной платформы качества педагогического образования // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12 (3). – С. 261–267.
4. Перевощикова Е.Н. Проект как форма итоговой аттестации по образовательному модулю / Е. Н. Перевощикова, С. Н. Каштанова // Высшее образование сегодня. – 2015. — № 4. — С. 17–23.
5. Сидоркин А.М. Общественно-педагогическая практика в подготовке учителей // Психологическая наука и образование. — 2014. — Т. 19. — № 3. C. 74–77.

Проблема совершенствования подготовки современных педагогических кадров приобретает все большую актуальность в контексте модернизации образования и общей ориентации на деятельностный подход. Основным уcловием формирования профеccиональной компетентности будущих специалистов является их включение в практическую деятельность.  Отзывы работодателей нередко указывают на то, что система подготовки специальных педагогов зачастую не обеспечивает достаточного объема устойчивых практических навыков. Традиционно ознакомительные и производственные практики выступают  как инструмент усвоения ряда специальных (относительно детей с ограниченными возможностями здоровья в целом) и специфических (применительно к конкретной нозологической группе) умений. Безусловно, подобные умения возможно сформировать только в условиях непосредственной и регулярной практической деятельности, длительного и регулярного педагогического взаимодействия с воспитанниками.

 Не менее важными являются процесс включения студентов в  систему воспитательной работы учреждения,  организация их взаимодействия с разными категориями субъектов образовательного пространства, погружение в «будничную» среду учреждения. Большим воспитательным потенциалом является знакомство студентов с профессиональными традициями учреждений, рабочими буднями специалистов, их достижениями и творческими изысканиями. Данные позиции в полной мере отвечают требованиям практико-ориентированного подхода к обучению, сущность которого заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем [1].

Интегрированная клиническая практика объединяет три направления подготовки (психолого-педагогическое, предметно-методическое, предквалификационное (комплексное)), реализация которых подчинена общей ступенчатой логике с акцентом на проектную деятельность. Условием успешной реализации и организации интегрированных клинических практик является установление партнерских отношений с образовательными организациями и создание клинических баз практик. В настоящее время кафедра специальной педагогики и психологии НГПУ им. Минина взаимодействует с двумя Клиническими базами практик: специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида № 92 и МДОУ № 284 комбинированного вида.

Клиническая база практик (КБП) - это оперативная структурная единица, формирующаяся на базе образовательной или иной организации на основе сетевого взаимодействия. Деятельность КБП направлена на формирование новых педагогических условий для достижения обучающимися образовательного результата и обеспечение «входа» в профессию с возможностью опережающего трудоустройства [5].

Клинические базы практик ориентированы на реализацию ряда задач, таких как:

1) обеспечение возможности освоения обучающимся ОП с предоставлением ресурсов организации;

2) освоение и приобретение обучающимися компетенций и/или их составляющих, предусмотренных образовательными программами в соответствии с ФГОС ВО по направлениям подготовки;

3) организация профильного тьюторского сопровождения обучающихся в период прохождения практики и реализации научно-исследовательской деятельности;

4) тиражирование инновационного опыта практических специалистов на протяжении всего процесса обучения в вузе;

5) формирование профессионально-личностной ментальности педагогов разных профилей, профессиональная социализация [3].

Становление системы организации клинической интегрированной практики было начато в 2013-2014 учебном году с разработки и внедрения модели организации клинической практики по профилю подготовки «Олигофренопедагогика», реализована на базе одного профильного учреждения - специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 92.  В пилотном проекте участвовали 18 студентов. Клиническая практика проходила в форме реализации программы «Профильного практикума», основными целями которого стали:

1) закрепление теоретических знаний, полученных при изучении профильных дисциплин,  текущих учебных практик;

2) приобретение практических навыков, необходимых для реализации профессиональной деятельности учителя-олигофренопедагога, путем непосредственного участия студента в деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения (профильной клинической базы практики) для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках освоения программы практикума решались следующие задачи:

1) погружение студента в реальную профессиональную среду конкретной образовательной области в сотрудничестве с педагогом-наставником (профильным тьютором);

2) обеспечение единого понятийного пространства и координация действий при дальнейшем прохождении практик в различных учреждениях города и области;

3) наработка дидактических материалов (прикладного профессионального портфолио)  в рамках предметной подготовки;

4) освоение новых форм и средств образовательной деятельности, в частности в рамках проектного и модульного обучения;

5) разработка и внедрение инновационных форм самоотчетов и анализа деятельности студента-практиканта.

Содержательную основу деятельности студентов определили предметы семестровой нагрузки: методика преподавания, методика преподавания русского языка, методика преподавания изобразительной деятельности, основы логопедии. Определенную сложность вызвали невозможность состыковки сотрудников соответствующих узких специализаций (логопеда, педагога дополнительного образования) в день, закрепленный за пребыванием студентов на базе, а также необходимость коррекции плана занятий педагогами.  Сам по себе профильный практикум преобразован в мега-проект, представленный 4 субпроектными направлениями, причем проектная деятельность носила индивидуальный, микрогрупповой и коллективный характер.

В рамках освоения дисциплины «Методика преподавания математики» разработана и проведена серия внеклассных мероприятий «Математическая радуга». Подобные внеклассные мероприятия по учебным предметам призваны увлечь, пробудить интерес, активизировать деятельность учащихся, создать и закрепить ситуации успеха для каждого ученика. Математика - это интересно, полезно и... не так уж и сложно! Микрогрупповой проект «Математическая радуга» позволил реализовать триединый блок дидактических задач образовательного, коррекционно-развивающего и воспитательного характера. Взаимодействие учащихся друг с другом и с педагогами, планирование и контроль собственной деятельности в ходе подготовки к мероприятию, участие в изготовлении наглядных материалов - все это стало очень конструктивным и позитивным элементом педагогической коммуникации.

Следующая субпроектная линия - «Дидактический альбом». Несмотря на изобилие всевозможных материалов учебного характера, предлагаемых на рынке методической литературы, нужные для детей занятия не всегда являются интересными и увлекательными. Сделать их таковыми помогут подобные альбомы. У данной субпроектной линии очень хорошие перспективы, в частности в плане демонстрации позитивных практик подбора рабочего материала, изготовления и использования пособий среди педагогов специальных коррекционных школ. Также планируется привлечение родителей и обеспечение их образцами материалов для домашних развивающих занятий.

Одним из самых серьезных, сложных и в теоретическом, и в прикладном аспекте является индивидуальный субпроект «Методическая разработка» по русскому языку. Одной из фундаментальных основ обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является методика преподавания русского языка, так как она служит базой для устной, письменной речи и дальнейшего социально-психологического развития. В ходе реализации данной проектной линии обучающимся представилась возможность получить практические навыки по разработке и написанию конспектов уроков и реализовать их на практике.

Субпроектная линия «Учимся вместе» является вариантом коллективной учебной деятельности, в которую были включены все субъекты образовательного пространства. Все те материалы, пособия, альбомы, элементы оформления, которые использовались в рамках практикума, были изготовлены вместе с детьми. В коллективном изготовлении стенгазет и стендов использовались различные техники ручного труда, изобразительная деятельность, работа с пластилином, аппликация, лепка, работа с бумагой, техники штриховки, коллаж, декупаж и пр. Обязательным элементом профильного практикума было творческое взаимообучение, в ходе которого студенты каждую неделю осваивали какой-то новый практический навык и обучали ему своих коллег.

В 2014-2015 учебном году система практической подготовки на клинических базах практики была дополнена программой профильного практикума и программой учебной (интегрированной клинической) практики для студентов профиля «Олигофренопедагогика». Профильный практикум рассчитан на 3 з.е. (108 ч) и предусматривает семинары-практикумы, проводимые на базах учреждений-партнеров, по следующим темам:

1)             дидактические принципы организации деятельности специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы VIII вида;

2)             содержание образования  в специальной  (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида;

3)             методы  обучения  в  специальной (коррекционной)  общеобразовательной школе VIII вида;

4)             урок  в  специальной  (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида;

5)             проверка  и  оценка  знаний  и  умений учащихся;

6)             социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы;

7)             трудовое воспитание учащихся в специальной (коррекционной) в общеобразовательной школе VIII вида;

8)             физическое воспитание  умственно отсталых школьников;

9)             эстетическое воспитание учащихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Оценка деятельности студентов осуществляется в единой логике рейтинговой системы вуза, согласно которой каждая дисциплина и практика сопровождаются разработкой рейтинг-плана (табл. 1).

Таблица 1

 

РЕЙТИНГ-ПЛАН «Профильный практикум»

Содержание задания

Сроки

Оценка

мин/макс

Штраф**

1

Аналитический обзор «Принципы построения  содержания  обучения  в  специальной образовательной организации»

18.02.2015

3/5

5

2

Аналитический обзор «Программы  воспитания  и обучения  детей  с  нарушениями интеллектуального развития» (особенности  программного содержания,  характерные  для  воспитания  и обучения детей с умственной отсталостью и ЗПР)

25.02.2015

3/5

5

3

Информационно-иллюстративная таблица: «Методы обучения в  специальных образовательных организациях»

4.03.2015

6/8

5

4

Информационно-иллюстративная таблица:  «Типы  уроков  в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

18.03.2015

5/7

5

5

Конспект «Нормативные документы,  регламентирующие работу  специальных  (коррекционных)  организаций  для детей с нарушениями интеллектуального развития»

25.03.2015

3/5

5

6

Календарно-тематическое планирование занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию

8.04.2015

5/10

5

7

Конспект* учебно-воспитательного  занятия (проблематика ЗОЖ)

22.04.2015

10/15

10

8

Конспект*  учебно-воспитательного  занятия (в рамках эстетического направления)

6.05.2015

10/15

10

9

Учебный проект

20.05.2015

10/30

30

 

ИТОГ

 

55/100

80

* Конспект - представляет собой полный «пакет» документального представления учебно-воспитательного занятия (план, содержание, наглядно-дидактическое обеспечение, материалы и ресурсы, SWOT-анализ)

** Штраф - баллы снимаются за несвоевременное  и некачественное выполнение заданий

Рейтинг предусматривает возможность получения поощрительных баллов:

1)             изготовление наглядно-дидактических материалов для клинических баз практики (одобренных и принятых в работу профильным тьютором) - 10 баллов;

2)             наличие на момент 13.05.2015 г.  80 баллов в личном рейтинге по дисциплине - 10 баллов.

Особенность клинической практики 2-го курса бакалавриата состоит в том, что она направлена на изучение моделей организации психолого-педагогического процесса в специальных (коррекционных) образовательных организациях  для детей с нарушениями интеллектуального развития, изучение специфики деятельности  учителя-дефектолога, педагога-психолога, приобретение опыта диагностической, прогностической и коррекционно-профилактической работы  в ДОУ и на начальном этапе основного образования обучающихся  с ОВЗ. Содержание программы клинической практики строилось по следующей схеме:

1) встреча с администрацией и педагогическим коллективом учреждения с целью знакомства с базой практики, структурой и историей ОУ, условиями обучения и воспитания детей с ОВЗ;

2) знакомство с комплектованием ОУ, с порядком приема детей в образовательное учреждение;

3) знакомство с различными видами документации ОУ и специалистов;

4) знакомство с планом работы ОУ, образовательной программой, Уставом и программой развития, знакомство с планами работы узких специалистов, должностными инструкциями педагогов ОУ;

5) анализ коррекционно-развивающей среды ОУ;

6) наблюдение и содержательный анализ профессиональной деятельности узких специалистов и воспитателей, обогащение «методической копилки» студента, заполнение дневника практики.

Деятельностный  этап прохождения практики включал в себя:

1) посещение, просмотр и коллективный анализ занятий учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя-дефектолога с последующим его конспектированием и анализом 4-5  занятий;

2) проведение  психолого-педагогического обследования одного ребенка с ОВЗ с целью определения особенностей психического и личностного развития ребенка и его потенциальных возможностей (активное включение, позиция активного наблюдателя и самостоятельное проведение части обследования);

3) разработку и составление психолого-педагогической характеристики и индивидуального профиля ребенка с ОВЗ на основе психолого-педагогической диагностики;

4) разработку, подготовку и проведение воспитательного (коррекционно-развивающего) мероприятия (мини-группа);

5) оказание помощи педагогам (по актуальным запросам учреждения) в их повседневной деятельности;

6) помощь в изготовлении наглядно-дидактического материала, оформлении документации, создании «Родительских уголков»;

7) помощь в подготовке плановых мероприятий ДОУ;

8) самоанализ студентом собственной деятельности в период прохождения практики;

9) самостоятельную работу студентов по оформлению отчетной документации по данному этапу практики.

Одним из ключевых моментов проведения практики является подготовка и защита учебного проекта. Обязательным условием реализации метода учебных проектов стала самостоятельная работа студентов в электронной образовательной среде вуза. Вниманию обучающихся были предложены алгоритмы учебного проектирования, проектные задания, презентации, основная и дополнительная литература для самоподготовки, ресурсы, позволяющие дистанционно осуществлять совместную работу над документами, и коллективное обсуждение учебных материалов [2; 4].

Результаты апробации проектных инициатив убедительно доказывают целесообразность дальнейшего развития и внедрения модели интегрированной клинической практики и расширения сети учреждений-партнеров в статусе клинических баз практики.

Рецензенты:

Серебровская Н.Е., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой социальной психологии и педагогики негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, г. Нижний Новгород; 

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии Гуманитарно-художественного факультета ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «КЛИНИЧЕСКИЕ БАЗЫ ПРАКТИК» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20630 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674