Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ (10 ЛЕТ ПОСЛЕ ВОЙНЫ И 60 ЛЕТ ДО НАС)

Копытова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО Тюменский государственный нефтегазовый университет
Теоретический анализ архивных документов позволил систематизировать исходные данные послевоенного периода становления образования зарубежной Европы. Рассматриваемый временной период охватывает конец 1953 года и первое полугодие 1956 года. Ориентация Европейских стран в сфере образования была направлена на обеспечение профессиональными кадрами государство. Вследствие этого учебные заведения придерживались в своей деятельности профориентации. В исследуемый отрезок времени в странах Европы преобладало начальное образование, так как повсеместно было бесплатным. Высшее образование могли себе позволить немногие. По количеству вузов лидировали Италия, Польша, Румыния.
народная школа.
высшая нормальная школа
материнская школа
высшее образование
среднее профессиональное образование
Великая Отечественная война
1. Википедия:https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения:29.05.2015).
2. Зарубежные страны//Справочная литература. – М.:Изд-во полит. лит-ры, 1956. – 990 с.
3. Оборина Г.А.Положение и борьба рабочего класса Италии после второй мировой войны. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. – 192 с.
4. Олейник И.П. Победа социализма в Румынии. – М.: Экономиздат, 1962. – 216 с.
5. Парижский университет: http://yourwo.com/(дата обращения:16.06.2015).
6. Трухановский В.Г. Новейшая история Англии. – М.: Соцэкгиз, 1958. – 592 с.

Становление образования затронутых войной государств сопровождалось большими изменениями в культурной жизни общества. Возвращались к жизни школы, университеты, институты, открывались новые учебные заведения.Первоочередной задачей государств являлся подъем экономики, в связи с этим требовались высококвалифицированные кадры, которые могли дать вузы. Однако из архивных документов следует, что население большей своей частью получало среднее профессиональное образование, а то и просто, окончив только начальное учебное заведение, трудовой опыт получало на предприятии, альтернативой были курсы повышения квалификации.

Цель исследования заключается в изучении динамики становления образования стран Зарубежной Европы и таблитизация исторического материала за период с конца 1953 по первую половину 1956 г.

В исследовании использовались архивные документы, специальные разделы справочников, посвященные просвещению изучаемого периода.

Для выполнения поставленной цели применялся метод историко-педагогического исследования: изучение архивных документов, анализ и систематизация количественных данных.

В истории образования прослеживается не один сложный период и не два, в каждой эпохе есть свои трудности, забвения и открытия. В этом году мы отметили 70-летие со дня победы, первые десять лет, по мнению историков, самый сложный восстановительный период, именно поэтому автору хотелось осветить именно этот промежуток времени.

Всего во Второй мировой войне участвовало 61 из 73 существовавших на тот момент независимых государства [1].

Австрия,  1955 год - страна с высоким уровнем капитализма. Влияние церкви на воспитание значительно, несмотря на то, что школа от нее отдалена. Существовали частные в основном католические школы. Для детей в возрасте от 7 до 11 лет существовало обязательное бесплатное обучение в начальных народных школах. В большинстве школ обучение было совместным. Профессиональная подготовка велась в рабочих, строительных, торговых и ремесленных средних школах. В трех университетах имелись правовой, теологический, медицинский и философский факультеты, работали две технические,горнозаводская,сельскохозяйственная лесная, ветеринарная  высшие школы и Высшая школа торговли. В 1954 году в Австрии работает три академии: прикладного искусства, изобразительных искусств, музыки и изобразительных искусств.

Довоенная монархическая Албания являлась самой отсталой в экономическом отношении страной Европы [2]. В ноябре (29) 1944 года после освобождения страны от фашистских оккупантов были национализированы все шахты, рудники и предприятия, принадлежавшие Германии и Италии. Экономика страны была экономикой переходного периода. К 1947 году - ликвидирована безработица. В странеосуществлялось всеобщее обязательное начальное образование и частично - семилетнее. К 1955 году среди населения в возрасте до 40 лет ликвидирована неграмотность. На тот период времени имелось шесть вузов:  педагогический, медицинский,экономический,юридический,сельскохозяйственный и политехнический. Многие албанские студенты учились в вузах Советского Союза. Имелись курсы повышения производственной квалификации и школы трудового резерва, их окончили 76 тыс. чел за период с 1949-1954г. Это было удобно, получив начальное образование, можно было приобрести профессию. Для взрослого человека - приемлемый факт для трудоустройства. В 1948 году был учрежден Институт наук, объединяющий три института.В 1955 году число учащихся начальных, семилетних школ и студентов вузов составляло 189 тысяч, это в 3,3 раза больше, чем в 1938 году.

Еще в 1914 году (от 10.05) в Бельгии введено обязательное образование для детей в возрасте от 6 до 14 лет.  Из пяти университетов - два государственных, один - «независимый»,один - католический  и в Антверпене существовал колониальный университет.

Довоенная Болгария - отсталая аграрная страна. Освобождение от фашистов в сентябре (9)1944 года открыло путь к восстановлению разрушенного хозяйства. К 1955 году в Болгарии почти полностью ликвидирована неграмотность, введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Для взрослого населения были открыты вечерние школы.  В 1955 году насчитывалось 144 техникума. Работали профессиональные школы. В довоенной Болгарии было 5 вузов с 11 факультетами, в которых обучалось 9800 студентов. Высшими научными учреждениями являлись Болгарская Академия наук (БАН), в ее состав входили 33 научно-исследовательских института[2].

Великобритания являлась высокоразвитой индустриальной страной.Система просвещения в Великобритании состояла из начального, среднего и высшего образования. Начальная школа до 11-12 лет. Средние школы делились на три типа: классическая (готовящая в основном молодежь для поступления в университеты) - обучалось 20% детей; техническая (в этих школах велась подготовка кадров для промышленности,торговли и с/х хозяйства) - 15-20%; общая (дающая общее образование без специальности) - 60%. В стране к 1955 году насчитывалось 20 университетов, в том числе  Кембриджский, объединяющий 17 колледжей с 6 тыс. студентами, Оксфордский - 22 колледжа, 6,5 тыс. студентов, пользующийся мировой славой, а также Бирмингемский, Лондонский, Манчестерский и др.[6].

В Венгрии, в довоенное время являющейся слаборазвитой страной, с феодальными пережитками, большой урон был нанесен войной и фашистской оккупацией. После освобождения страны в 1945г. народной властью осуществляются коренные социально-экономические преобразования. Всеобщим обязательным восьмилетним обучением охвачены все дети от 6 до 14 лет. Выросла численность студентов вузов  в 1937/38 уч.г. -11,7 тыс.,а в 1955/56 уч.г. - 43,6, практически в четыре раза за 18 лет.

В Германии к концу 1955 года существует государственная школа. Обязательное восьмилетнее школьное образование в начальной школе 6-14 лет.Затем молодежь в обязательном порядке должна пройти обучение в профессиональной школе 14-17 лет или в старших классах школы. С 1950 года увеличилось количество вузов с 21 до 47 в 1955 году. Центральным научным учреждением являлась Немецкая Академия наук в Берлине, в ее состав входило более 50 различных институтов.

Просвещение в Греции было таково: начальная школа - 6-летний курс обучения и среднее образование - классические гимназии и реальные училища с 8-летним сроком обучения на базе 4 классов начальной школы, также профшколы. Вузы - два университета, политехнический институт.

В Дании не было единой школы, дающей среднее образование. Обучение начиналось с 7 лет. В 16 лет дети, окончившие начальную и неполную среднюю школы, а также специальный класс, сдавали точные науки («реальный» экзамен). Выдержав такой экзамен,предоставлялось право поступить на службу на телеграф, почту, ж/д дорогу и т.д. Аттестат реальной школы давал право поступить в с/х и ветеринарный колледжи, фармацевтическую и зубоврачебную школы, а также в высшее коммерческое училище. Для поступления в вуз необходимо кроме начальной и неполной средней школы окончить трехлетнюю гимназию. После сдается студенческий экзамен. Повторно экзаменов при поступлении в университет или политехнический институт не сдают. Наверное, где-то здесь кроются корни нашего современного ЕГЭ. Ведущие высшие учебные заведения: Копенгагенский и Орхусский университеты, политехнический, с/х и ветеринарный институты.

Ирландия - начальное обучение для детей до 14 лет бесплатное, среднее образование представлено частными школами. Имелись специальные с/х и технические школы. Среди высших учебных заведений - Дублинский (год основания 1591) и Национальный (год основания 1909) университеты.

В 1950 году в Испании насчитывалось 3270 тысяч неграмотных людей старше 10 лет. В 1953 году начальное обучение обязательное. В этот период работают средние учебные заведения, коммерческие, духовные училища. Студенты обучаются в 12 университетах Барселоны, Мадрида, Саламанка и т.д.

В Италии бесплатное начальное образование является обязательным ст.34 Конституции [3].Начальная школа - 5-летняя для детей от 6 до 11 лет: низшая - 3 года, высшая - 2 года. Срок обучения в средней школе составлял 8 лет: низшая - 3 года и высшая 5 лет. Высшая, средняя школа, в свою очередь, делится на - классическую (гимназия, лицей), педагогическую и техническую. Среднее образование платное, поэтому доступно не всем слоям населения. В 1955 году в стране насчитывалось 52 института, 20 университетов. Большая часть университетов принадлежала частным обществам и религиозным организациям.

Начальное образование в Люксембурге было обязательным, его получали дети в возрасте до 13 лет.Обучение в средней школе платное. В 1954 году существовали высшие курсы и педагогические институты.

Основная часть начальных, средних и некоторых высших учебных заведений Нидерланд находилась под влиянием и контролем церкви. В 1955 году в стране шесть университетов: один муниципальный в Амстердаме и два частных, а также 4 института. В Амстердаме с 1851 года  основана Академия наук.

Обязательным и бесплатным в Норвегии было обучение детей в возрасте от 7 до 14 лет в начальной (народной) школе, имеющей 7 классов. Обучение находилось под контролем церкви. Имелись три типа начальных школ: начальная общественная, высшая начальная,народная высшая (сельская). Среднее образование получали в гимназиях, реальных училищах. Имелись специальные средние школы: торговые, технические, мореходные, медицинские,домоводства, прикладного искусства. Промежуточным звеном между средней школой и высшей являлись 10 педагогических училищ с четырехлетним обучением. Высшие учебные заведения 1955 года представлены университетами в Осло, Бергене,Высшей технической школой в Тронхейме,высшие ветеринарная,с/х,стоматологическая и торговая школами,  Государственной академией художеств и институтом теологии.

Довоенная Польша являлась слаборазвитой страной, зависимой от капстран. В результате военных действий и фашистской оккупации погибло около 6 млнчел. и 1,6 млн частично или полностью потеряли трудоспособность[2]. Важное значение в развитии хозяйства государства имело экономическое и научно-техническое сотрудничество с соцстранами. Большую помощь Польше оказывал Советский Союз. При поставках промышленного оборудования производилось обучение польских кадров советскими специалистами.В 1955 году в ПНР ликвидирована безграмотность. Было введено всеобщее обучение детей в возрасте от 7 до 13 лет. Количество вузов с 1937/38 (39, студентов 49 тыс.) увеличилось до 78 (55/56 уч.г.). Более 60% студентов составляли дети рабочих и трудящихся крестьян, до войны 13%. В 1951 году создана Академия наук. В состав Научного центра входило 50 научно-исследовательских учреждений.

До Второй Мировой войны Румыния считалась слаборазвитой страной. Война нанесла большой ущерб государству, которое исчислялось 10 триллионами леев (курс 1945 г.), что в 12 раз превышало доход страны[4]. СССР оказывал всестороннюю помощь в научно-техническом сотрудничестве, подготовке квалифицированных румынских специалистов. В 1948 году прошла реформа народного образования, было введено обязательное начальное образование в сельской местности и семилетнее в городе. С 1956/57 учебного года начался переход на всеобщее семилетнее обучение. Увеличилось количество школ с  15876 (1938/39 уч.год) до 23057 (1954/55 уч.год). Численность учащихся соответственно увеличилась с 1,8 до 2,3 млн чел. В стране ликвидирована неграмотность. Возросло количество  вузов, в 1938 г. - 16, в 1955 г. - 41. Вновь открывались институты нефти и газа, горный, строительный, педагогический в Бухаресте, политехнический в Клуже, горный в Петрошени, технический в Тимишоаре и т.д.

В 1921 году в Финляндии ввели всеобщее обязательное обучение детей в  возрасте от 7 до 15 лет. Народная школа состояла: из низшей - 1-2 классы, высшей - 3-6 классы в городе и 3-7 классы в сельской местности, а также дополнительной, которая давала учащимся профессиональные навыки. В государственных народных школах обучение давалось бесплатно. Преподавание велось на финском языке в 296 школах и шведском в - 49. Имелось 15 вузов. Большая часть учащихся народных и средних школ поступали в школы профессионального обучения и лишь небольшая, наиболее обеспеченная часть - в высшие учебные заведения.

Франция в 1955 году - высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Территория страны разбита на 17 школьных округов, которые в свою очередь подчинялись министру просвещения.  Ректор (глава округа) руководил деятельностью всех учебных заведений, находящихся на территории его округа. В департаментах имелись представители округов, а именно - инспектора, которые ведали всеми государственными учебными заведениями в департаменте. Помимо общей системы школ и вузов, подчиняющихся министру просвещения, существовала система профессиональных школ, находившихся в распоряжении отдельных ведомств и министерств.

Обязательным бесплатным образованием охватывались дети в возрасте от 6 до 14 лет. Начальное звено или материнские школы воспитывали детей с 2 до 6 лет. Таких школ было около 4,5 тысяч.  Начальные школы или светские воспитывали детей с 6 лет. Среднее образование получали в лицеях и колледжах, возраст учащихся - от 11до18 лет. Лицеи - государственные, а колледжи - муниципальные и частные. Существенных различий между ними не было. По подготовке лицеи и колледжи Франции делились на - классические и реальные. Высшее образование представлено 17 университетами.  Крупнейшим являлся Парижский, основанный в XII веке [5]. Педагогическое образование получали в высших нормальных школах, их насчитывалось 6.

Основу образования Швеции на исследуемый период составляла народная школа с семилетним сроком обучения. Начальное образование являлось всеобщим, обязательным и бесплатным. Существовали также школы с удлиненным сроком обучения (8 кл.), реальные школы с практическим уклоном, технические школы, гимназии, семинарии и др. В 1955 году постепенно осуществлялась реформа народной школы, шло превращение ее в единую народную школу с 9-летним сроком обучения. Девятилетняя школа не давала среднего образования. В девятом классе производился отбор и распределение учащихся по трем линиям: линия «а» (общая), определяла подготовку по различным специальностям; линия «г»(гимназия) и линия «у» (ремесленная), определяла подготовку рабочих. Система высшего образования в стране была представлена университетами и высшими техническими школами.

Сведения о наличии учебных заведений и количестве обучающихся стран Зарубежной Европы сведены в таблицу и представлены ниже по тексту(табл.1).

Таблица 1

Количество учебных заведений и число учащихся стран Зарубежной Европы

со второй половины 1953 по первое полугодие 1956 г.

 

 

Государство

Начальное образование

Среднее образование

Высшее образование

начальные школы

(шк.шт./уч-ся, тыс.)

Общеоб-ая средняя и проф-аяшк., гимназии, реальные уч-ща, лицеи, колледжи (шк.шт./уч-ся, тыс.)

Вузы

(шт./студ., тыс.)

53/54 у.г.

54/55 у.г.

55/56 у.г.

53/54 у.г.

54/55 у.г.

55/56 у.г.

53/54 у.г.

54/55 у.г.

55/56 у.г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Австрия

4426/

567252

 

 

171/

73020

 

 

12/20011

 

 

Албания

*число уч-ся нач.,ср.шк.

 

2174/

187,8*

 

 

371/*

 

6/1,9

 

 

Бельгия

 

 

 

 

 

 

5/20

 

 

Болгария

 

 

 

 

144/58,9 (техн.)

 

 

 

20/37,4

Великобритания

 

39/12,5

 

 

39/12,5

 

 

20/100

 

Венгрия

 

 

-/1226

 

 

 

 

 

-/43,6

Германия

 

 

 

 

11/1895

 

 

 

47/>60

Греция

 

 

8900/

982

 

 

 

 

 

4/

Дания (в т.ч.Гренландия*)

 

-/4,698*

3960/

635310

 

 

 

 

5/0,721

 

Ирландия

 

4880/472,5

 

 

458/56,4

 

 

2/8,3

 

Испания

60708/

2158

 

 

119/

318,6

 

 

12/58

 

 

Италия

(52/53 гг.*)

4600/

4492,5*

 

 

6217/

1317,2*

 

 

 

 

72/211,128

Люксембург

-/27

 

 

-/3253

 

 

/0,3

 

 

Нидерланды

(подготов-ыешк.*)

 

3563/371*

7597/1451

 

 

3067/611

 

 

10/27,6

 

Норвегия

(пед.учил.*)

 

6800/363

 

 

303/40

10/-*

 

 

3/4,4

 

Польша

 

 

23233/

3386

 

 

16024/

 

 

78/9,904

Португалия

 

 

 

15300/

1207,6

 

 

 

4/16

 

Румыния

 

 

 

 

23057/

2300

 

 

41/60

 

Финляндия

 

 

 

 

345/124,4

 

 

15/19,5

 

Франция (материнские шк.*)

 

4500/600*

81000/

5200

 

 

2500/9

 

 

23/150

 

Чехословакия

 

 

12441/

1900

 

 

 

 

 

40/77,0

Швейцария

-/518,0

 

 

-/97,0

 

 

 

7/12413

 

Швеция

(др.вузы*)

8960/

712

 

 

845/125

 

 

 

3/10

-/21*

 

 

ИТОГО

78694/

5751595

110553/

8289696,8

48534/

642804

22652/

793384

 

27795/

31420,5

16024/

3329

35/

20090,5

1033/

12730,521

261/

595,632

В заключение отметим, что положительная динамика в области просвещения свидетельствует о работе государства не только по ликвидации неграмотности, но и говорит о профессиональной подготовке населения. Последнее немало важно в подъеме экономики стран Зарубежной Европы в послевоенный период. В сводной таблице, составленной автором, указаны три временных отрезка, так как данные за 1955 год выделить сложно (в отчетах просвещения указывается учебный год) либо они и вовсе отсутствуют, поэтому мы сочли возможным взять во внимание предыдущий и последующий за 1955-56 гг. учебные годы.

Рецензенты:

Белякова Е.Г.,д.п.н., профессор кафедры гуманитарных наук, ФГБОУ  ВПО  «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г.Тюмень;

Силин А.Н., д.с.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления,ФГБОУ  ВПО  «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г.Тюмень.


Библиографическая ссылка

Копытова Е.В. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ (10 ЛЕТ ПОСЛЕ ВОЙНЫ И 60 ЛЕТ ДО НАС) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20638 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674