Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТАНОЧНИК ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ СТАНКОВ»

Киёк О.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет Минздрава России»
Изучены психологические свойства личности (нейротизм, тревожность враждебность, агрессивность, уровень познавательной активности) 120-ти учащихся 1 и 2 курсов в возрасте 15–17 лет (мальчики) специальности «станочник деревообрабатывающих станков» в различных условиях обучения (в начале учебного года и в период проведения экзаменов). Снижение уровня нейротизма и тревожности у учащихся ко второму курсу свидетельствует о приобретении опыта учебной деятельности, в то же время показатели негативных эмоциональных переживаний, уровень враждебности и агрессивности указывают на проблемы психосоциальной адаптации подростков обучающихсяв учреждении среднего профессионального образования по специальности «станочник деревообрабатывающих станков».
психологические особенности личности.
учащиеся
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М.Оценка состояния здоровья детей: руководство для врачей. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2008. – 424с.
2.Киек О.В., Лещева Г.А. Проблемы психического здоровья учащихся профессиональных училищ на примере г. Краснодара //Здоровье населения и среда обитания. – 2013. – №1(238). – С.46-48.
3. Косенко В.Г., Набиркин Г.А., Смоленко Л.Ф., Чебуракова Т.А. Детская психиатрия и основы социальной психологии: учебное пособие. – Краснодар: Советская Кубань, 2011. – 391с.
4. Прохоров О.А. Практикум по психологии состояний: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 236с.
5. СахаровВ.Г. Формирование личности подростков как основа успешности социально-психологической адаптации // Гигиена и санитария. – 2009. –№2. – С.70-74.
6. Личностный опросник EPI (методика Г. Айзенка) // Альманах психологических тестов. –М.,1995.– С.217-224.

Обучение в учреждениях среднего профессионального образования приходится на  наиболее уязвимый к действию факторов риска в условиях учебной ситуации ранний юношеский возраст (15-18 лет), когда подросток сталкивается с проблемами, связанными с самоутверждением в среде сверстников, правильностью выбора профессии, результативностью учебной деятельности[2].

В этих условиях успешность  обучения и самореализации зависит не только  от состояния здоровья, физических и умственных способностей  подростка, но и от его психологических особенностей, личностных характеристик, а также от сложившегося психологического климата в коллективе. Подростковый период является критическим в отношении формирования личности. Сформированный характер в подростковом возрасте  способен изменяться лишь под воздействием чрезвычайных ситуаций. В этот период особенно проявляются типологические особенности, обусловленные  конституционально, так и привнесенные воспитанием. Наряду с заострением типологических черт формируются психологические особенности, поведенческие реакции, возникающие на воздействие среды и, прежде всего, ближайшего социального окружения [3,5].

Цель исследования: изучить психологические свойства личности (нейротизм, тревожность враждебность, агрессивность, уровень познавательной активности) учащихся специальности «станочникдеревообрабатывающих станков». 

Материал и методы исследования: в  исследовании приняли участие 120 человек  (мальчики)1 и 2 курсов в  возрасте 15-17 лет   специальности «станочник деревообрабатывающих станков». Учитывая, что в условиях экзаменационного стресса  наиболее ярко проявляются психологические свойства личности, отображающиеся в поведении и реакции подростков, исследования проводили в начале учебного года и в период проведения экзаменов.

Уровень основных нервно-психических процессов (тревожности, познавательной активности, негативных эмоциональных переживаний) учащихся  учреждения среднего профессионального образований  определяли по опроснику Спилберга в модификации А.Д.Андреевой и  тестам Айзенка [1,6].Методика, предложенная Ч.Д. Спилбергом,  позволяет выявить уровень познавательной активности, тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности. Под познавательной активностью  понимается непосредственный интерес к окружающему миру, активная познавательная деятельность субъекта. Гнев и тревожность - зависящие от иерархически организованных структур мозга базальные эмоции,  усиление которых внешне проявляется в виде затрудненного приспособления к жизненно значимым ситуациям. Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы познавательной активности тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую - эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент.   В соответствии с задачей диагностики эмоционального отношения к  учению была модифицирована (А.Д Андреева, 1988г.) направленность входящих в методику высказываний и инструкций таким образом, чтобы вторая часть опросника отражала состояние учащихся на уроке в ходе учебной работы  в классе. Такое построение методики позволяет сопоставить уровень изучаемых эмоциональных состояний в условиях учебной деятельности с фоновым и определить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональных переживаний учащегося.

Уровень эмоциональной напряженности  (нейротизм) оценивали   с помощью теста  Г. Айзенка. На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся «нейротики», отличающиеся  неуравновешенностью нервно-психических  процессов, лабильностью вегетативной нервной системы, эмоциональной  возбудимостью, депрессивностью, на другом (низкие оценки) - эмоционально стабильные личности, характеризующиеся уверенностью, спокойствием, уравновешенностью. Удаленность показателей от центра по шкале измерений свидетельствует о степени отклонения от среднего значения.Уровень  враждебности (мысли, чувства) и агрессии  (готовность к  поведенческому проявлению негативных переживаний,  активным действиям, открытой агрессии, направленной на другого человека)  определяли с помощью опросника  агрессивности Басса - Дарки[4].

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам исследования установлено: в первом полугодии учебного года высокий уровень «нейротизма»  выявлен у 40% учащихся  первого и у 10% учащихся второго курсов. На экзамене  высокий уровень нейротизма отмечен соответственно у 65 % и 35 % учащихся (в каждой исследуемой группе прирост составил 25%).  По Спилбергу, высокий уровень тревожности среди учебного года на уроке показали 45% первокурсников и  20% второкурсников, на экзамене  соответственно 80%  и 30 % учащихся.  Высокая степень  познавательной активности выявлена у половины учащихся первого курса и у 20% учащихся второго.Высокий уровень негативных  эмоциональных переживанийиспытывали в процессе обучения 25% первокурсников и 50%учащихся второго курса. Снижение познавательной активности в сочетании с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний указывают на снижение интереса к учебе, разочаровании в выбранной профессии, что подтверждается результатами анкетирования.

Среди учебного года  высокий уровень враждебности показали  20 % учащихся первого курса и 15 % учащихся второго курса; высокий уровень агрессивности - 10 % учащихся первого курса и 20 % - второго. Реакция на экзамен проявилась в увеличении враждебности  и  агрессии в двух исследуемых группах.  Высокий уровень враждебность наблюдался    у 40 % учащихся 1 курса  и у 20% второго,  агрессии- у 20% первокурсников и у 25% второкурсников (таблица).

Результаты психологических исследований обучающихся по специальности

«станочник в деревообработке»

Показатели психологических особенностей личности

Среди учебного года

На экзамене

1 курс

(%)

2 курс (%)

1 курс (%)

2 курс (%)

высокий уровень тревожности ( по Спилбергу)

45

20

80

30

высокий уровень

нейротизма (по Айзенку)

40

10

65

35

враждебность (Басса-Дарки)

20

15

40

20

агрессия (Басса - Дарки)

10

20

20

25

негативные эмоциональные переживания (по Спилбергу)

29

50

45

70

уровень познавательной активности высокой степени (по Спилбергу)

60

40

50

20

Таким образом, если менее напряженное  в психоэмоциональном плане отношение к учебе у учащихся  ко второму курсу  свидетельствует о приобретении опыта учебной деятельности,  то показатели негативных эмоциональных переживаний, уровень враждебности и агрессивности  указывают на проблемы психосоциальной адаптации подростков, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования. 

Выводы:

1. Высокий уровень тревожности, враждебности и агрессивности, снижение познавательной активности затрудняют психосоциальную адаптацию учащихся.

2.Необходима  совместная профилактическая работа педагогов, психологов, как индивидуальная, так ив группе подростков, направленная на повышение адаптивности учащихся.


Рецензенты:

Абушкевич В.Г., д.м.н., профессор, профессор кафедры нормальной физиологии ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России, г. Краснодар;

Нефедов П.В.,д.м.н., профессор, профессор гигиены с экологией ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России, г.Краснодар.

 


Библиографическая ссылка

Киёк О.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТАНОЧНИК ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ СТАНКОВ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20649 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674