Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Скворцова М.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет им.Т.Ф. Горбачева»
Автором выполнено комплексное экспериментальное исследование, включающее психолого-педагогические методы оценки влияния технико-тактических взаимодействий на примере баскетбола в процессе организации занятий физическим воспитанием в вузе на совершенствование подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности. Установлено, что групповые тактические упражнения нападающего и защитного плана способствуют развитию одного из важнейших психофизических качеств студентов, как координационные способности, т.е. умение выполнять различные в пространственном и временном отношении движения. Кроме того, технико-тактическая подготовка формирует показатели личностных особенностей будущих инженеров: умение работать в коллективе, а также субъективную для него значимость мнений и оценок окружающих его людей, как одного из сильнейших мотивов дальнейшей деятельности.
технико-тактическая подготовка.
физическое воспитание
профессионально важные качества
1. Заплатина, О.А. Роль физического воспитания в подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности: дис… канд. пед. наук / О.А. Заплатина. – Кемерово, 2007. – 235 с.
2. Игнатьев, В.А. Здоровый образ жизни как составляющая часть подготовки специалистов в горной промышленности / В.А. Игнатьев, М.Ю. Скворцова // Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции «Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири. Сибресурс 2014». – Кемерово: Изд-во ФГБОУ ВПО «Кузбас. гос. техн. ун-т им. Т. Ф. Горбачева», 2014. – С. 204-207.
3. Корнеев, Р.А. Динамика атлетической подготовки баскетболистов и критерии ее оценки / Р.А. Корнеев // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 3. – С. 48-50.
4. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2009. – 528 с.
5. Степанова, Т.В. Самооценка психических и физических качеств будущих специалистов / В.А. Степанова // Педагогика. – 2004. – № 7. – С. 45-51.
На современном этапе развития общества одним из приоритетных направлений повышения потенциала нации является подготовка конкурентоспособного специалиста. Участники производственной деятельности должны обладать не только фундаментальными разносторонними знаниями, умениями и навыками в профессиональной деятельности, но и совокупностью устойчивых психофизических свойств, уравновешенностью, целеустремленностью и высокой работоспособностью.

 Повышение качества профессиональной подготовки предполагает обращение к индивидуальным возможностям, резервам каждой личности. Показателем целостностной и системной сформированности специалиста могут выступать особенности восприятия объекта профессиональной деятельности, что отражает все когнитивные и регулятивные системы профессионала. Так как в восприятии выражается сформированная профессиональная целостность субъекта, по особенностям восприятия объекта можно судить о готовности субъекта к будущей производственной деятельности.

Проведенные профессиографические исследования условий и характера труда специалистов технических специальностей позволили определить следующие основные требования, предъявляемые к организму: устойчивость к утомлению при выполнении рабочих операций и продолжительных пеших переходах; высокий уровень развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем; устойчивость к утомлению при нервно-эмоциональных нагрузках; устойчивость к неблагоприятным факторам производства, таким как перепады давления, шум, вибрация, недостаточная освещенность, высокая или низкая температура внешней среды [1].

Важнейшими профессиональным качеством будущего специалиста является  всесторонняя физическая подготовка, основанная на единстве физических качеств силы, быстроты и выносливости, а также скоростно-силовых качеств, скоростной и силовой выносливости, силовой ловкости, т.е. способности проявлять большую силу и одновременно исключительно тонко дифференцировать усилия различной величины согласно строго определенным движениям, точность выполнения которых является спортивным достижением [2].

Анализ уровня физической подготовленности и показателей здоровья студентов  Кузбасского государственного технического университета показывает, что:

- увеличилось количество студентов, которым рекомендованы занятия физическим воспитанием в подготовительной и специальной группах: в 2011 году в данных группах занимались 10,5 % от общей массы студентов 1 и 2 курса, в 2012 году этот процент составил 28 % соответственно, в 2013 году процент студентов с низким физическим развитием повысился до 41 %;

- за последние годы значительно увеличилось число молодых людей, освобожденных от  практических занятий,  в 2011 году в специально-теоретических группах занималось 2,5 % всех студентов первых курсов, в 2012 году – 7 %, в 2013 году – 10 %;

- по результатам сдачи контрольных нормативов, отражающих уровень общей физической подготовленности будущих специалистов, можно выявить тенденцию снижения показателей скоростных и силовых способностей, а также общей выносливости и координации.

Существующая проблема низкого уровня подготовленности студентов технического вузов свидетельствует о том, что состояние организации двигательной подготовки на занятиях физическим воспитанием не отвечает современным требованиям и стандартам качества профессионального образования и реализуется, как правило, на уровне традиционных подходов, недостаточно учитывает специфику целевой направленности производственной деятельности.

Цель нашего исследования – определить и экспериментально проверить влияние технико-тактических действий в процессе физического воспитания на уровень подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности.

В соответствии с целью объектом нашего исследования является подготовка студентов вуза к будущей профессиональной деятельности.

Предмет исследования – педагогические условия формирования профессионально важных качеств будущих специалистов.

Задачи исследования:

1.     Обосновать проблему роли физического воспитания в подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности.

2.     Выделить профессиографические характеристики будущей производственной деятельности студентов технического вуза.

3.     Разработать методику использования технико-тактических действий с целью повышения уровня подготовки будущих специалистов.

4.     Определить и экспериментально проверить влияние занятий физическим воспитанием с направленностью на технико-тактическую подготовку на уровень психофизического развития студентов. 

Готовность  к выполнению психологических требований профессии, наличие таких важных качеств личности, как лидерство, самообладание, коллективизм, самооценка, самоконтроль, уравновешенность, оптимизм обеспечивают успех профессиональной деятельности человека [5].

Многочисленные исследования показывают, что полноценное использование специализированных знаний и умений, профессиональная мобильность возможны только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности специалистов, которые могут быть приобретены ими в процессе регулярных и специально организованных занятий физической культурой и спортом и сохранены при здоровом образе жизни и отражены в новых образовательных программах. В настоящее время работодателем ценятся такие качества современного специалиста, как стрессоустойчивость, нервно-психическая устойчивость, самозащищенность, оптимальный уровень тревожности, работоспособность и, конечно же, здоровье [1].

 Вместе с требованиями к высокой специальной подготовке обозначилось требование к достаточной гибкости – изменчивости развития психофизических свойств и физических кондиций будущего инженера в соответствии с заказом производства для обеспечения высокого темпа профессиональной деятельности, быстрой переключаемости с одного вида работы на другой, скорости выполнения различных видов моторных локомоций, хорошего распределения внимания между разными видами движений.

В качестве средства повышения уровня развития профессионально важных качеств будущих специалистов можно предложить технико-тактическую подготовку студентов в процессе занятий физическим воспитанием в вузе. Выполнение технико-тактических действий характеризуется высоким темпом передвижений, быстрой сменой ситуаций, ограничением времени владения мячом. Весь арсенал технико-тактических приемов необходимо применять в условиях, требующих от студентов точности, способности к дифференциации усилий, выполнения быстрого переключения с одних действий на другие. Использование нападающих и защитных действий (на примере баскетбола) на учебно-тренировочных занятиях создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограниченном времени для обеспечения эффективность действий всей команды по достижению результата в условиях противодействия соперника.

Такая специфика баскетбола определяет ряд требований к занимающимся, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеризующимся стремлением к полному подчинению собственных действий интересам команды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). Следовательно, воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания является основной задачей применения технико-тактической подготовки в процессе физического воспитания.

С целью определения влияния тактических действий на примере нападающих и защитных взаимодействий баскетболистов на формирование профессионально важных качеств студентов технического вуза нами был проведен педагогический эксперимент на базе Кузбасского государственного технического университета. В эксперименте принимали участие две учебные группы, состоящие из студентов 2 курса в количестве 20 человек в каждой. Исследования проводились в течение одного учебного года. В начале эксперимента было проведено тестирование уровня развития координационных способностей студентов как основополагающего двигательного качества, способствующего эффективной профессиональной деятельности в условиях производства. Для этого были использованы координационная проба Ромберга (усложненная) и комплекс различных видов перемещений по методике оценки физической подготовленности баскетболистов Р.А. Корнеева.

Кроме того, в ходе педагогического эксперимента нами также изучались и анализировались потребность в одобрении со стороны других людей по методу, предложенному американскими психологами Д. Крауном и Д. Марлоу. Чем выше потребность в одобрении, тем в большей степени поведение испытуемого (по крайней мере, на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Такие люди не возражают против неинтересной работы, сдерживают свои агрессивные реакции, в целом более комфортны, податливы социальным воздействием. У них имеется повышенная потребность в общении [4].

Общее количество учебных занятий у студентов, участвующих в эксперименте,  составляло 3 занятия в неделю, которые в контрольной группе проводились по общепринятой методике, а в экспериментальной группе использовались разработанные технико-тактические взаимодействия в парах, тройках, четверках и пятерках. Экспериментальная методика повышения уровня психофизических качеств будущих специалистов включала в себя упражнения, направленные на выполнение различных видов перемещений, со сменой скорости и направления движений, нападающие технико-тактические действия во временном и пространственном выражении, выборе варианта продолжения атакующих движений в зависимости от противодействия соперника. Выполнение технико-тактических упражнений нападающего и защитного действия требует умения взаимодействовать в коллективе, добиваться общей цели, оценивать физические и психологические возможности партнеров и противников и приспосабливаться к ним с целью получения положительного результата своих действий.

С целью изучения уровня подготовленности студентов нами проведено тестирование в начале и в конце эксперимента. Контрольная и экспериментальная группы были относительно однородны по уровню своего физического развития.  Сравнительный анализ среднегрупповых показателей показал, что студенты контрольной и экспериментальной групп имели в целом равный уровень подготовленности (табл.1). Различия в исследуемых показателях не являлись статистически достоверными (Ро > 0,05).

Таблица 1

Сравнительная характеристика развития координационных способностей студентов

в начале и в конце тренировочного цикла,`X ± m

 

Контрольные

упражнения

до эксперимента

после эксперимента

ЭГ

КГ

P

ЭГ

КГ

Р

Проба Ромберга, с

45,48 ± 22, 9

45,59 ± 16, 58

>0,05

60, 49 ± 22,37

51,58±18, 55

<0,05

Защитные перемещения, с

23,4 ± 0,2

23,65 ± 0,16

>0,05

22,4 ± 0,2

23,2 ± 0,4

<0,05

Анализ физической подготовленности студентов после эксперимента (табл. 1) показал, что в экспериментальной группе достоверно (Ро<0,05) изменились все показатели, в контрольной группе их изменения недостоверны (Ро>0,05). Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной групп по окончании эксперимента показал, что достоверные различия (Ро<0,05) между ними наблюдаются в уровне развития координационных способностей.

Возникновение достоверных различий между группами является следствием использования определенной структуры комплексной методики использования технико-тактических взаимодействий, соотношением применяемых средств, а также преимущественной направленностью упражнений на совершенствование психофизических качеств студентов.

Уровень потребности в одобрении среди студентов и ее динамика в процессе обучения в вузе являются важнейшими показателями рациональности организации и построения процесса подготовки будущего специалиста. В начале эксперимента у студентов контрольной группы потребность в одобрении в среднем составила 11,92 балла. У 26 % студентов данной группы наблюдалась низкая потребность в одобрении, т.е. им не  свойственна категоричность суждений в свой адрес, они не стараются выглядеть в глазах окружающих лучше, чем есть на самом деле, и тем самым могут ставить себя вне социальных связей и социального одобрения. 42 % студентов контрольной группы имели средний уровень развития потребности в одобрении, что свидетельствует о желании выглядеть в глазах окружающих вполне адекватно и дает возможность для самостоятельности в суждениях о себе. В итоге тестирования 32 % студентов контрольной группы имеют высокую потребность в одобрении, что означает желание казаться быть кем-то выдуманным, либо является результатом протестных реакций против психологического тестирования либо против межличностного взаимодействия как такового.

В экспериментальной группе потребность в одобрении в среднем составила 11,62 балла, в процентном соотношении результаты тестирования студентов следующие: низкая – 24 %, средняя – 44 %, высокая – 32 %.

По окончании эксперимента было проведено повторное тестирование уровня психофизической подготовленности студентов технических специальностей, выявлено, что в контрольной группе потребность в одобрении в среднем составила 11, 9 балла, низкая потребность в одобрении определена у 27 % обучающихся, средняя у 43 %, а высокая – у 30 %. В экспериментальной группе данные показатели составили следующие значения: средняя – 11, 73 балла, низкая потребность – 22 %, средняя – 56 %, высокая – 22 %. Сравнивая результаты тестирования потребности студентов в одобрении, как показателя психофизической подготовленности будущих специалистов к профессиональной деятельности в условиях взаимодействия в коллективе, можно отметить, что в экспериментальной группе значительно возросло количество студентов со средним уровнем потребности в одобрении своих действий со стороны окружающих (рисунок).

Показатели результатов педагогического эксперимента, где КГ1 – показатели контрольной группы до эксперимента, КГ2 – показатели контрольной группы после эксперимента, ЭГ1 – показатели экспериментальной группы до эксперимента, ЭГ2 – показатели экспериментальной группы после эксперимента

На основании результатов эксперимента можно сделать вывод, что экспериментальная методика использования технико-тактических взаимодействий в процессе организации занятий физическим воспитанием в вузе способствовала повышению уровня развития физических и психологических качеств студентов. Таким образом,  реализация предлагаемых нами педагогических условий повышения значимости физической подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности действительно является результативной, как с позиции формирования профессионально важных психофизиологических качеств личности студентов, так и с позиции развития профессионально важных физических качеств будущих специалистов.

Рецензенты:

Бобриков В.Н., д.п.н., декан факультета фундаментальной подготовки, Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово.

Зникина Л.С., д.п.н., заведующий кафедрой иностранных языков, Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово.

 


Библиографическая ссылка

Скворцова М.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20696 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674