Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА

Зайцева В.П. 1 Горбунова Т.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
В статье дается обзор информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), используемых социальным педагогом при осуществлении профессиональной деятельности в условиях сельского социума. В процессе модернизации системы образования одной из важнейших проблем является повышение социальной активности специалиста и готовность к инновационной деятельности. В связи с этим применение ИКТ в социально-педагогической деятельности становится одним из главных условий успешной работы социального педагога в условиях сельского социума. Современный социальный педагог должен соответствовать нынешним требованиям информационного образовательного пространства. В нашем исследовании проанализированы основные направления и возможности использования ИКТ в профессиональной деятельности социального педагога. В статье также раскрываются такие понятия, как индивидуальная виртуальная образовательная среда, виртуальная психолого-педагогическая служба, дистанционная консультация, которые могут быть использованы в качестве инструмента для формирования нового социокультурного опыта и социализации личности.
сетевое сообщество.
система Moodle
вебинар
дистанционная консультация
виртуальная психолого-педагогическая служба
индивидуальная виртуальная образовательная среда
дистанционное обучение
социально-педагогическая деятельность
сельский социум
социальный педагог
информационные и коммуникационные технологии
1. Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. – М. : Издательство МЭСИ, 1999. – 196 с.
2. Блог социального педагога, психолога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mybloginfo.ru (дата обращения: 07.07.15).
3. Вакуленко О.В. Возможности использования информационных технологий в социально-педагогической деятельности / О.В. Вакуленко // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – №1 (21). – URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/30.pdf (дата обращения: 28.06.15).
4. Горбунова Т.В. К вопросу о совершенствовании социально-педагогической деятельности в сельском социуме / Т.В. Горбунова, Т.В. Ярусова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. – № 9.1. – С. 58-65.
5. Горбунова Т.В. Сущность профессиональной деятельности социального педагога в условиях села / Т.В. Горбунова // Приволжский научный журнал – Н. Новгород. – 2013. – №1. – С.166-169.
6. Дорога в мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dorogavmir.ru (дата обращения: 07.07.15).
7. Зайцева В.П. Система Moodle как инструмент реализации компьютерного тестирования и контроля знаний студентов вуза / В.П. Зайцева // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – URL: http://www.science-education.ru/pdf/2013/6/779.pdf (дата обращения: 28.06.15).
8. Зайцева В.П. Статистическая обработка результатов тестирования с помощью Excel / В.П. Зайцева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. – №2. – С. 60-66.
9. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения / Н.Ю. Марчук // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 78-85.
10. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon.edu.ru (дата обращения: 07.07.15).
11. Сайт сетевого сообщества «СоцОбраз» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socobraz.ru (дата обращения: 07.07.15).
12. Сайт сообщества социальных педагогов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://schools.pp.ru (дата обращения: 07.07.15).
13. Сайт социального педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://social-teacher.ucoz.ru (дата обращения: 07.07.15).
14. Федорова Г.А. Дистанционное консультирование как перспективная форма работы виртуального методического сообщества учителей информатики / Г.А. Федорова // Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Интернет – свободный, безопасный, образовательный» – Омск : Полиграфический центр КАН, 2013. – С. 127–130.
15. Я – родитель [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ya-roditel.ru (дата обращения: 07.07.15).

В нашей стране за последнее время много средств было вложено в создание информационно-образовательной среды школ. Закуплены компьютерное оборудование, программное обеспечение и электронные образовательные ресурсы. Улучшается пропускная способность каналов сети Интернет в школах. В процессе модернизации системы образования одной из важнейших проблем является повышение социальной активности специалиста и готовность к инновационной деятельности. В связи c этим применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в социально-педагогической деятельности становится одним из главных условий успешной профессиональной деятельности социального педагога в условиях сельского социума. Поэтому современный социальный педагог в процессе осуществления социально-педагогической деятельности должен обладать компетентностью в области информационных и коммуникационных технологий, уметь использовать ИКТ для успешной работы и соответствовать нынешним требованиям информационного образовательного пространства. Практика показывает, что социальный педагог в сельской школе выполняет большой объем работы, так как его клиентами являются как ученики, так и их родители [4]. Использование ИКТ позволило бы намного облегчить его работу.

Анализ практической работы социального педагога позволил нам выделить следующие основные направления использования средств ИКТ для осуществления их профессиональной деятельности:

1. Программы, входящие в пакет MS Office.

2. Интернет и сетевые технологии.

3. Специально разработанные программы и информационные системы для социально-педагогической деятельности.

Вначале рассмотрим, как полученные теоретические знания и сформированные умения и навыки работы в стандартных офисных программах (MS Word, MS Excel MS PowerPoint, MS Access) в процессе вузовской подготовки социальных педагогов, могут быть использованы в их профессиональной деятельности.

MS Word. С использованием MS Word социальный педагог может быстро и наглядно составить план работы, конспекты внеклассных воспитательных мероприятий, отчетную документацию. Также эти средства могут быть использованы при оформлении карточек учета различных категорий клиентов, составлении методических рекомендаций и памяток для учащихся и их родителей, другого раздаточного материала. Данная программа в профессиональной деятельности социального педагога позволяет привести все формы документации в электронном виде, тем самым помогая осуществлять электронный документооборот. Необходимо отметить, что электронный документооборот намного облегчает работу социального педагога.

MS Excel помимо автоматической обработки данных и построения диаграмм позволяет создавать базу данных. Например, с использованием MS Excel можно создать базу данных, позволяющую разделить клиентов на следующие категории: «дети, с ограниченными возможностями в здоровье», «дети, находящиеся под опекой», «дети из многодетных, неполных семей», «дети, требующие индивидуального внимания», «одаренные дети» [3]. Введение такой базы позволяет конкретизировать сведения о группах детей, требующих психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении, быстро обрабатывать имеющуюся информацию (выполнять фильтрацию, сортировать, подводить итоги, сгруппировать и т.д.). Также данная программа помогает быстро выполнить статистическую обработку результатов анкетирования и тестирования [8].

MS PowerPoint. Данное средство позволит создавать социальному педагогу сопровождающие презентации для проведения педсоветов, семинаров, родительских собраний и других внеклассных мероприятий (например, по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма и т.д.). Компьютерные презентации, оформленные с мультимедийными эффектами в MS PowerPoint, позволяют создавать наглядные эффектные образы и акцентировать внимание клиентов на более значимых моментах информации. У социального педагога, компетентного в области информационных и коммуникационных технологий, есть возможность наглядно преподнести материал с помощью компьютерных презентаций, сопроводив его диаграммами, схемами, таблицами, рисунками, анимациями. К примеру, это могут быть результаты диагностик, социометрии, изображения динамики развития детей в том или ином направлении и т.д. Это может быть наглядная информация о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию детей в социальной сфере.

MS Access. Данная программа удобна тем, что позволяет создать и хранить большую базу, состоящую из нескольких взаимосвязанных таблиц. С использованием этого программного обеспечения можно быстро и легко организовать поиск информации в базе данных, создать любой запрос, формировать любую аналитическую информацию, разные виды отчетов, формы для удобства ввода данных. Например, с использованием MS Access можно создать базу «Социальный паспорт школы», которая позволит конкретизировать данные о каждом ученике, о составе его семьи, о жилищно-бытовых условиях, о материальном положении и воспитательном потенциале семьи и т.д.

Интернет. Нужно отметить, что Интернет является основой современной информационно-образовательной среды. Данная технология по сравнению с традиционными средствами предоставляет технические возможности для межличностного и массового общения, которые позволяют быстро найти людей со схожими интересами и взглядами на мир. В качестве примера хочется привести следующие интернет-ресурсы, предназначенные для социальных педагогов, выявленные путем исследования и анализа нами в сети Интернет:

Сайт социального педагога. Создан специально для социальных педагогов. Автором сайта является группа социальных педагогов, что определяет специфику оформления и наполнения ресурса. Предпочтение отдается практическим вопросам и проблемам, возникающим в профессиональной деятельности социального педагога [13].

Блог социального педагога, психолога. Портал предназначен для социальных педагогов и школьных психологов. Возможно также использование ресурса школьниками и их родителями. На портале присутствуют тесты, опросники, статьи, видео и аудиоматериалы [2].

Российский общеобразовательный портал. На данном сайте содержится общая характеристика деятельности социального педагога. Также доступна должностная инструкция социального педагога. Подробно изложены цели, задачи, функциональные обязанности социального педагога образовательного учреждения, а также его права [10].

Портал «Я родитель». Объемный интернет-ресурс, созданный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Содержатся материалы для социальных педагогов, школьных психологов, администрации и родителей. Среди особенностей портала можно выделить наличие консультаций специалистов различного профиля, службу психологической помощи, библиотеку, новости и материалы регионов [15].

Портал «Дорога в мир». Межрегиональная общественная организация помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям. Это портал родительской организации, объединившей семьи, в которых есть дети или взрослые люди с нарушениями развития [6].

Дистанционное обучение. А.А. Андреев и В.И. Солдаткин выделяют следующие характерные особенности, присущие дистанционному обучению [1], которые могут быть использованы в профессиональной деятельности социального педагога:

  • Дальнодействие. Расстояние от территориального местонахождения обучающегося до места нахождения образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
  • Асинхронность. В процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовать технологию дистанционного обучения независимо от времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и графику.
  • Социальность. Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места и условий проживания.

Перечисленные особенности определяют преимущества использования дистанционного обучения для социальных педагогов, работающих в условиях сельского социума. В процессе дистанционного образования каждым субъектом самостоятельно выстраивается индивидуальная виртуальная образовательная среда, которая становится фактором его саморазвития, средством формулирования и решения социально-педагогических проблем, инструментом формирования нового социокультурного опыта. Виртуальный образовательный процесс использует личностный образовательный потенциал человека, который развивается в тех областях, который субъект выбирает сам для себя [9].

Одним из новых Интернет-технологий, используемых в последнее время активно в профессиональной деятельности в образовательных учреждениях, является вебинар. Данная технология позволяет провести онлайн занятие, семинар или конференцию в режиме реального времени. Они проводятся следующим образом: есть ведущий вебинара, заранее определяются основные докладчики по заявленной теме, далее возможно обсуждение докладов, а также выступления и сообщения других участников в режиме реального времени через Интернет. Вебинары позволяют собрать виртуальную аудиторию единомышленников. Использование такой технологии в социально-педагогической деятельности может иметь большое практическое значение для проведения вебинара по теме «Современные технологии работы социального педагога», где ведущие специалисты будут делиться опытом использования новых методов, приемов и технологий в решении социально-педагогических проблем современного быстро меняющегося общества в режиме реального времени.

Дистанционное консультирование. Г.А. Федорова [14] рассматривает следующие виды дистанционных консультаций:

  • асинхронная дистанционная консультация - удаленное консультирование, при котором консультант и консультируемый взаимодействуют последовательно через определенное время. Для такого вида характерны Web-форум-консультация и E-mail-консультация.
  • синхронная дистанционная консультация - разновидность удаленного консультирования, при котором взаимодействие консультанта и консультирующегося осуществляется в режиме реального времени: чат-консультация и Skype-консультация.

Достоинствами дистанционного консультирования для социально-педагогической деятельности являются:

  • гибкость - учащиеся занимаются в приемлемом для него времени, в удобном месте и темпе;
  • дальнодействие - расстояние от места нахождения учащегося до места, где производится консультирование, не является препятствием;
  • оперативность. Чем быстрее учащийся или его родители услышат от социального педагога консультацию, тем эффективнее будет эта помощь.

На наш взгляд, для организации и проведения дистанционного обучения и дистанционного консультирования в работе социального педагога в условиях сельского социума в полном объеме отвечает модульная объективно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle. Данная система является бесплатной и свободной системой управления обучением, воспитанием и может быть ориентированной, прежде всего на организацию взаимодействия между социальным педагогом, учениками и их родителями. Система Moodle позволяет обеспечить интерактивное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса [7]. Систему отличают широкие возможности по организации дистанционного обучения, консультирования, анкетирования, организации форумов и чатов, что позволяет совершенствовать деятельность социальных педагогов и повысить их квалификацию, создавать разные виртуальные педагогические мастерские, виртуальную социально-педагогическую службу, призванной помочь ученикам и их родителям. Полноценное использование системы управления обучением Moodle позволит социальному педагогу выстраивать индивидуальную траекторию социализации каждого ученика и определить основные направления работы с этой личностью.

Сетевое сообщество. В настоящее время особую популярность приобрели так называемые социальные сайты (социальные сети), которые направлены на построение сетевых сообществ. Профессиональное сетевое сообщество - это формальная и неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной области в сети. Участие в профессинальных сетевых объединениях позволяет социальным педагогам, живущих в разных терриотиральных участках общаться друг с другом, решать вопросы, возникающие в ходе практической деятельности и повышать свой профессиональный уровень. В качестве примера можно привести следующие социальные сайты:

Сетевое сообщество «СоцОбраз». «СоцОбраз» - сетевое социально-педагогическое сообщество, созданное в рамках проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет». Является интерактивной площадкой для обмена опытом учителей, социальных педагогов, школьных психологов, классных руководителей, методистов, педагогов и специалистов дополнительного образования. Это - сетевое сообщество, где родители смогут получить консультации и необходимые рекомендации по вопросам обучения, воспитания и развития детей школьного возраста [11].

Сообщество социальных педагогов. Целью ресурса является создание среды социальных педагогов - организация их общения, обмен опытом, материалами и разработками [12].

Таким образом, информационные и коммуникационные технологии и информатизация образовательного пространства сельского социума открывают социальному педагогу большие возможности для разработки и внедрения новых методических разработок в социально-педагогическую деятельность. Помогают осуществлять взаимодействие всех субьектов образовательного пространства и дают возможность обогатить социально-педагогический процесс. Позволяют повысить мобильность, своевременность и эффективность работы социального педагога в условиях сельского социума. Высокий уровень профессионализма в работе социального педагога исключительно важен, так как эта деятельность относиться к типу профессий «человек-человек» [5], а использование информационных и коммуникационных технологий является одним из важных факторов эффективности социально-педагогической деятельности в условиях сельского социума.

Рецензенты:

Лавина Т.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информационных технологий ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»,                       г. Чебоксары;

Харитонов М.Г., д.п.н., профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»,              г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Зайцева В.П., Горбунова Т.В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20716 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674