Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Шандрыголова Е.С. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Данная статья представляет собой научный обзор отечественных исследований современной региональной прессы. Автором выявлены, классифицированы и охарактеризованы ведущие направления научных поисков в рамках данной темы: изучение места региональной периодической печати в российском медиапространстве, рефлексия над ее типологической структурой, определение факторов и условий функционирования периодических изданий в регионах, дескриптивное исследование информационной политики, языковой и жанровой специфики печатных СМИ, оценка моделей их взаимодействия с властью и аудиторией, социальной сущности региональных газет и журналов, рассмотрение особенностей развития городских и районных изданий. В работе показаны лакуны в научном исследовании современной региональной прессы, обозначены дискуссионные вопросы и представлены позиции ведущих ученых. Автором предложен комплексный подход к изучению научной рефлексии над региональной прессой современной России.
местная пресса
региональная печать
пресса
1. Баутина П.В. Газетный дискурс социальной журналистики: попытка исследования // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки.– 2008. – Т. 150. –Кн. 4. – С. 137-144.
2. Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. – М.: МедиаМир, 2013. – 280 с.
3. Видная О.Е. Некоторые проблемы типологии региональной прессы в свете формирования информационного рынка // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. – 2007.– С. 174-178.
4. Газеты средних и малых городов России. Социологическое исследование: опрос редакторов и журналистов /Свитич Л.Г., Смирнова А.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2015.–213 с.
5. Дементьева К.В. Воздействие региональной прессы на общественное мнение // Вестник Чувашского университета.–2011. –№4.–С. 299-302.
6. Дзялошинский И.М. Стратегия развития городской газеты // Центр журналистских технологий: сайт. – URL: http://journalism-center.ru/index.php/ru/biblioteka/86-teksty-v-razdel-biblioteka/207 (дата обращения: 12.06.2015).
7. Ильиных Д.Г. Информационный потенциал и диалоговые возможности региональных печатных средств массовой информации и сетевых версий изданий (на примере СМИ Уральского федерального округа):автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Екатеринбург, 2014. – 24 с.
8. Касютин В.Л. Российская местная пресса: воздействие финансово-экономического кризиса // Медиаскоп:электрон.научн. журнал. – 2011. – №1.–URL: http://www.mediascope.ru/node/739 (дата обращения: 13.04.2015).
9. Кедяркин С.Н., Макарова Л.С. Проблемы тематического и жанрово-стилевого своеобразия современной районной прессы (региональный аспект) // Знак: проблемное поле медиаобразования. –2011. –№1.–С. 61-68.
10. Кислая Л.Н. Редакционная политика районной прессы (на примере газет Новосибирской области): автореф. дис. … канд. филол. наук. – Екатеринбург, 2007.– 23 с.
11. Корнеева М.Д. Местная пресса в информационной политике власти (на примере Ставропольского края) // I-формат: Журналистика провинции: научно-публицистический альманах. – Вып. 5. – Ставрополь: Изд-во Ставропольского гос. ун-та, 2010.–С. 52-62.
12. Кройчик Л.Е. Публицистика в региональном медиапространстве: уроки кризиса // Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве :сборник материалов международной научно-практической конференции. – М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014. –С. 185-186.
13. Лепилкина О.И. Межэтническое взаимодействие как объект изображения в современной ставропольской газетной периодике // Медиаскоп: электрон. науч. журнал. – 2010. –№4.–URL: http://www.mediascope.ru/taxonomy/term/289 (дата обращения: 6.06.2015).
14. Ливанова М.В. Районная газета в локальном медийном пространстве // Медиаскоп: электрон.науч. журнал. – 2008. –№1.–URL: http://www.mediascope.ru/node/69(дата обращения: 25.06.2015).
15. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Современная местная газета: типология, особенности функционирования и перспективы развития: учеб. пос. – СПб., 2011.– 130 с.
16. Олешко Е.В. Местная пресса как актор межкультурных коммуникаций (Жизнь газет после «Смерти», или Как им конкурировать с Интернетом?) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. –2014. ¬–Т.129. – №3. – С. 36-44.
17. ПузановаН.Н. Пресса и власть: проблемы взаимодействия: автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2010. – 183 с.
18. Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад, 2014 / под общей редакцией В.В. Григорьева; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. – М., 2014. – 98 с.
19. Соломин В.Е. Роль региональных сетевых СМИ в отражении общественных событий: дис. ... канд. филол. наук. – Воронеж, 2013. – 203 с.
20. Средства массовой информации России: учеб.пос. для студентов вузов / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова,Е.Л. Вартанова и др.; под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 380 с.
21. Типология периодической печати: учеб.пос. для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М.: Аспект Пресс, 2007.– 236 с.
22. Тулупов В.В. Российская региональная журналистика на современном этапе // Вопросы теории и практики журналистики. – 2013. – №1. – С. 111-120.
23. Фролова Т.И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге: учеб. пос. –М. : Пульс, 2003.–44 с.

Современная региональная пресса в России является постоянным объектом научного интереса. Тому свидетельство - проведение целого ряда международных, всероссийских, региональных конференций по данной тематике. Среди них - «Региональная журналистика в условиях социально-экономических трансформаций в XIX-XXI веках» (Ставрополь, 2009 г.), «Региональная журналистика: теория и практика» (Иваново, 2011 г.), «Региональная журналистика: от истории к современности» (Тамбов, 2012 г.), «Регионы в российском медиапространстве» (МГУ, 2013 г.), «Стратегия развития региональных СМИ: проблемы и перспективы» (Курск, 2014 г.), «Информационно-коммуникационные процессы и особенности функционирования СМИ в региональном медиапространстве» (Иркутск, 2014 г.), «Сибирское медиапространство - 2020» (Красноярск, 2015 г.) и др.

Региональная периодическая печать входит в поле внимания авторов современных диссертационных работ: на сайте электронной библиотеки диссертаций выявлено 43 такие работы за 2005-2015 годы.Прессе в регионах посвящены монографические исследования «Современная местная газета» (2011 г.), «Газеты средних и малых городов России» (2015 г.). Выпускаются продолжающиеся научные сборники и альманахи: «Региональная журналистика России» (Воронеж), «I-формат. Журналистика провинции» (Ставрополь) и др. Научным сообществом обсуждается идея создания энциклопедии региональной печати.

Исследователи единодушны в понимании возросшей роли местной периодики в системе российской прессы. По определению Я.Н. Засурского, «происходит регионализация средств массовой информации» [19, с. 48]. «Местные газеты, выходящие рядом с домом читателей, стали более востребованы аудиторией, оказавшись ближе к центру каждодневных интересов читателей» [2, с. 146], - констатирует Е.Л. Вартанова. Региональная печать, по мнению О.И. Лепилкиной, как и общероссийская, остается одним из ведущих коммуникаторов в системе средств массовой информации [13].

Продолжается дискуссия о дефинициях терминов «региональная печать», «местная печать». Часть исследователей воспринимает эти понятия как равнозначные (О.И. Лепилкина, В.В. Тулупов и др.), однако есть и сторонники их разграничения. Так, М.В. Шкондин, О.А. Воронова, Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина, Ю.С. Пуля и др. относят к местной (локальной) прессе только районные и городские издания.

Одним из самых распространенных направлений журналистской науки о современной региональной печати является рефлексия над ее типологическими особенностями.

О.В. Воронова основным параметром типологизации региональной прессы считает ареал распространения, что приводит к следующей ее кластеризации:

- областная и краевая, в которой в постсоветское время появились новые типы изданий - рекламно-информационные, деловые, программы телевидения, газеты частных объявлений, развлекательные и т.д., а бывшие молодежные и партийные превратились в универсальные общественно-политические;

- городская - как правило, это общественно-политические издания, маркируемые как «газеты местных новостей», при этом газеты крупных городов содержанием и оформлением похожи на областные и краевые, а пресса небольших городов по типу близка к районной и представляет собой подтип «горрайонки», одновременно обеспечивающей информацией городских и районных читателей;

- районная пресса - имеет весьма «патриархальное» содержание, умеренный стиль, порой отличается невысоким качеством исполнения, но благодаря близости к местным проблемам и невысокой цене пользуется популярностью;

- низовая - пресса трудовых коллективов, «многотиражки»;

- издания с межрегиональным распространением, целью которых является объединение вокруг одного центра двух и более экономически близких регионов, -универсальные, деловые, рекламно-информационные, молодежные [20].

Другой подход представлен в коллективном труде «Типология периодической печати», где в разделе, посвященном типам местных изданий, авторы на основе такого типологического параметра, как самопозиционирование, выделяют газету-форум, газету-хозяйку, «дела житейские», «стареющую активистку» («старушку-селянку»), газету поколения next, «говорящую голову» («газету власти») и др. [21].

На современном этапе неравномерно представлены исследования разных типологических отрядов региональной печати. Наибольшее внимание уделяется универсальным общественно-политическим, деловым и детско-юношеским изданиям. Встречаются также научные статьи, посвященные гендерной, экологической, культурно-просветительской, конфессиональной, этнической, официальной, рекламно-информационной прессе регионов.

Повышенное внимание уделяется условиям и факторам функционирования региональной печати. Так, В.Л. Касютин, проведя исследование«Проблемы развития региональных рынков печатных СМИ», выделил следующие угрозы в их существовании: неэффективная система подготовки и переподготовки кадров, возрастной редакторский состав, социальная пассивность редакций, увеличение скрытой рекламы и заказных материалов на фоне снижения доли местной информации, замещение общественно значимой тематики таблоидной, а также «отсутствие участия государства в развитии СМИ при одновременном усилении влияния региональных и муниципальных властей на производство контента и кадровую политику местных изданий» [8].

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям в отраслевом докладе «Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития» отмечает в качестве системных проблем городских и районных газет зависимость от единственного или доминирующего источника финансирования - органа власти как учредителя, слабость традиционной дистрибуции, сдержанное отношение редакций к мультимедийному пути развития [18]. В докладе предложена концепция развития региональных и муниципальных печатных СМИ, согласно которой редакции должны стремиться к следующему:

«1. Постоянному улучшению финансовой, кадровой, содержательной и визуальной модели газет, созданию современных, привлекательных рабочих мест;

2. Внедрению управления редакцией на основе системы сбалансированных показателей для каждого сотрудника и четкой привязки системы его материального стимулирования к результатам труда;

3. Изменению принципа работы редакций газет с моноплатформной на мультиплатформную, когда газета становится центром формирования контента, ориентированного на стремительно меняющиеся каналы, формы и способы донесения информации...» [18, с. 46]. 

Представляет интерес исследование конвергентных процессов в региональной прессе.По мнению ученых, большинство изданий пытается использовать возможности Сети, дополняя печатный формат новыми инструментами, хотявозможности диалога аудитории и СМИ с помощью интернет-технологий блокирует преобладание официальной информации и псевдоактуальных событий в новостном потоке [1].Е.В. Олешко отмечает нарастание тенденции прагматизма: для того чтобы читатель заплатил за онлайн-подписку, редакция должна предложить ему либо продукт принципиально нового медийного содержания или формы подачи контента, либо он должен быть адресован какой-то очень узкой аудитории, которую необходимо точно вычислить с помощью маркетинговых технологий [18].

По мнению ученых, проблемной зоной в работе редакций современных изданий являются смутные представления о демографических, социальных, психологических характеристиках своих читателей [3]. В то же время теоретики масс-медиа подчеркивают близость к населению как основную отличительную черту региональной прессы, а это, в свою очередь, закономерно приводит к активизации научного интереса к читательским письмам и другим формам взаимодействия редакций с аудиторией.В одном из последних диссертационных исследований в рамках анализируемой проблематики рассматриваются «сетевые» формы организации диалога между редакциями и их аудиторией. Среди них автор называет опрос, форум, возможность комментирования, отображение количества просмотров публикаций и комментариев к ним, присутствие местной газеты в социальных сетях, наличие специальных приложений для мобильных устройств, благодарственный платеж [7].

Обращаясь к изучению условий и факторов функционирования региональной печати, ученые разбирают вопросы и модели ее взаимодействия с властью. Большинство исследователей констатирует, что сегодня пресса в регионах является инструментом государственного политического менеджмента. Н.Н. Пузанова на примере Удмуртской Республики рассматривает приемы эффективной коммуникации региональной прессы и органов власти ради пользы обществу[17]. В то же время исследователи отмечают опасность сильного влияния чиновников на местную прессу, которое ограничивает свободу журналистов.

Отдельный пласт научных трудов посвящен изучению влияния региональных СМИ на общественное мнение. Так, например, К.В. Дементьева выделяет следующие методы воздействия на общественное мнение региональными журналистами:

1)                 перевес однозначных мнений, в результате чего «аудитория получает однобокую и часто искаженную информацию, на основании которой становится невозможным выявить причину происходящих событий и сделать достоверные выводы» [5, c. 300];

2)                 опора на плюрализм мнений - «в целях обоснования достоверности оценки явления» [Там же];

3)                 формирование стереотипов;

4)                 повторение информации - «в тех случаях, когда нужно заострить внимание на определенной проблеме или сформировать устоявшееся мнение по какому-либо вопросу» [5, c. 302].

Наиболее активно обсуждается положение районных и городских изданий. Этому посвящено масштабное социологическое исследование сотрудников факультета МГУ «Газеты средних и малых городов России» [4]. На основе опроса сотрудников 66 редакций со всей страны Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, А.А. Ширяева, М.В. Шкондин определили специфику, роль и задачи местных газет, охарактеризовали тематику и жанровую политику, особенности аудитории и взаимодействия с ней. Помимо этого, в работе сформулированы тенденции и перспективы развития городских газет. Главным выводом исследователей является необходимость разработки специальной государственной программы по развитию прессы малых и средних городов России.

В другом ключе провели исследование специалисты Независимого института коммуникативистики, опросив жителей нескольких небольших городов. На основе полученных материалов авторы разработали программу «10 шагов к успеху», в которой прописаны шаги по совершенствованию городской прессы [6].

Л.Н. Кислая называет местные издания одним из основных инструментов влияния местной власти на жителей и выделяет три поля информационного взаимодействия этого типа прессы - с аудиторией, властью и конкурентами [10]. М.В. Ливанова видит районную прессу главным конкурентом «массовых "пожелтевших" региональных еженедельников и официальных газет региональной администрации», которые «ждут исчезновения "районок" как типа, чтобы занять их место на новых для себя периферийных рынках» [14].

С большой долей интенсивности изучается информационная политика современной региональной прессы в целом и ее отдельных представителей в частности. Исследователи единодушны в понимании засилья в местных изданиях материалов «сверху» о работе региональных и муниципальных чиновников и ориентированности редакций на их мнение в освещении экономических и социальных проблем. Отмечается главный «типаж» номеров - «безликий, навязчивый образ субъектов региональной власти» [11, с. 57], представители которой выступают из публикации в публикацию главными героями. При этом, считают ученые, «в российских региональных и местных СМИ нет культа активного, занятого в разных производственных сферах и принадлежащего к самым многочисленным группам населения гражданина» [11, с. 58].

Неравномерно представлены, на наш взгляд, исследования разных проблемно-тематических направлений изданий - вопросов культуры, политики, патриотизма, науки, нравственности, экологии. Прослеживается явный интерес ученых к освещению проблем семьи, молодежи, межнациональных и межэтнических отношений, правовой, судебной и гендерной тематики на страницах региональных газет и журналов.

Ряд ученых рассматривает региональную прессу в контексте ее социальной сущности. В.В. Тулупов считает социальную функцию ключевой для местныхизданий, которые должны «сообщать местные новости, публиковать необходимую официальную  и справочную информацию, своевременно оповещать о предстоящих событиях и мероприятиях, информировать о деятельности различных местных служб, играть свою роль в местном самоуправлении...» [22, с. 114]. П.В. Баутина выделяет творческие способы и модели конструирования социальных проблем региональной прессой [1]. Т.И. Фролова приходит к выводу, что региональные издания, как и общероссийские, неквалифицированно освещают социальные проблемы, прибегая к манипулятивности, информационному монологу, морализаторству и т.д. [23, с.16-25].

Творческая составляющая - еще одно направление исследований региональной прессы. Наибольший интерес у ученых вызывает жанровая палитра, используемая местными журналистами. Большинство авторов констатируют преобладание «компактных» информационных жанров, редкое появление аналитики. Л.Е. Кройчик говорит о  системном кризисе региональной публицистики [12, с. 185]. Исследователи отмечают как тенденцию «стремление соединить в одной публикации элементы разных жанров» [9, с. 66].

Таким образом, современная региональная пресса России входит в предметное поле журналистской науки, которая фиксирует тенденции ее развития в условиях глобальной трансформации массмедиа.

Рецензенты:

Ежова Е.Н., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой средств массовой информации факультета филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

Лепилкина О.И., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой истории и теории журналистики факультета филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

 


Библиографическая ссылка

Шандрыголова Е.С. СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20737 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674