Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ МАСТЕР КЛАССОВ ПО ПРОЕКТНОЙ РАЗРАБОТКЕ ПЕЧАТНОЙ И ЭЛЕКТРОННОЙ КНИГИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Васильева Е.С. 1 Фомичева О.Ю. 2
1 ФГАОУ ВПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
2 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Российская государственная библиотека искусств
В данной статье описан опыт организации мастер классов в начальной школе, ориентированный на проектную разработку печатной и электронной книги. Проведение данных мастер классов отличается привлечением волонтеров, отобранных из числа студентов, прошедших предварительную информационную и дизайнерскую подготовку и получивших необходимый педагогический опыт. Ведущей идеей данной статьи является единый подход к поэтапному освоению разными субъектами новых методов и технологий для создания новых версий известных сказок, а также собственных сочинений, издаваемых в традиционной и электронной форме. В статье приводится анализ методического опыта реализации издательских проектов школьниками. В рассматриваемом опыте реализовано гибкое распространение функций между волонтерами студентами и младшими школьниками, в числе которых: руководство, авторство идеи, разработка методических материалов, тьюторство, дизайнерские находки, техническое выполнение издательской деятельности.
проектная деятельность.
электронная книга
начальная школа
информационная культура
студенты волонтеры
мастер класс
1. Власова В.К. Информационная культура и информационная безопасность в аспекте подготовки будущего учителя начальных классов // Вестник НЦБЖД. 2010. № 6. С. 11-16.
2. Двуреченская Н.С., Фомичева О.Ю. Читаем вместе стихи и сказки. Делаем вместе мультфильмы // Библиотеки Москвы – юношеству: Практика работы, проекты, информация. Вып. 49 / ЦГМБ имени М.А. Светлова. М., 2014. С.24.
3. Кирилова Г.И. Вопросы моделирования информационной среды профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2011. № 2. С. 114-119.
4. Кирилова Г.И. Персонифицикация обеспечения информационно-образовательной среды // Ученые записки ИСГЗ. 2014. № 1-1 (12). С. 75-78.
5. Кирилова Г.И. Прогнозирование использования и изучения информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании // Казанский педагогический журнал. 2006. № 2. С. 15-18.
6. Методические особенности подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде профессиональной школы / Г.И. Кирилова, В.К. Власова, О.А. Павлова // Казанский педагогический журнал. 2012. № 5-6 (95). С. 139-145.
7. Пидкасистый П.И. Искусство преподавания. Первая книга учителя / Педагогическое общество России, 1999.
8. Современные методы моделирования педагогических систем / В.Ю. Михайлов, Г.И. Кирилова, В.К. Власова // Качество. Инновации. Образование. 2009. № 7 (50). С. 2-8.
9. Фомичева О.Ю. Применение информационных технологий в деятельности читательских сообществ при юношеских библиотеках // Образовательные технологии и общество. 2012. Т. 15. № 3. С. 369-376.
10. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: учебное пособие для студентов / МГУКИ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 416 с.

Выпуск и распространение печатной книги для детей - это достаточно сложный процесс, который требует объединения усилий людей разных профессий, возрастов и сфер деятельности, в том числе: писателей, редакторов, издателей, работников образования, библиотечных работников и др.  В данной статье описывается опыт проектной разработки печатной и электронной книги, в котором активными исполнителями являются ученики начальной школы.

В опытно-экспериментальной работе задействованы библиотеки разных уровней - районные, библиотеки колледжа, школьные библиотеки.  Привлечение школьников к издательской деятельности опиралось на опубликованные концептуальные идеи профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся в современной общеобразовательной школе [4] и прогнозные исследования в сфере использования и изучения информационно-коммуникационных технологий [5], а также разработки в сфере комплексного методического обеспечения  формирования информационной культуры на учебных занятиях [1].

Цель исследования

Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в поиске эффективных условий подготовки мастер классов  отличающихся привлечением студентов-волонтеров, владеющих информационными и дизайнерскими компетенциями и получивших необходимый педагогический опыт, а также условий их проведения в совместной издательской деятельности студентов и младших школьников.

Основными  авторами и организаторами описываемых в данной статье мастер классов были активные сотрудники библиотек, выступающих в роли проводников  традиционной и информационной культуры. Значимыми для данного изложения явились опубликованные труды, раскрывающие работу библиотечного сообщества по привлечению к чтению [9, 10]. Описанные условия привлечения к чтению в нашей работе дополняются применением системного подхода, описанного в научных статьях, раскрывающих обоснование применения и выбор подходов к моделированию педагогических систем [7, 8]. Системный подход раскрывается и дополняется обращением к совокупности основных субъектов образовательной, издательской и информационной системы. Проблемы моделирования проектной деятельности [3, 6] рассматриваются с учетом их специфики в условиях информационной и издательской среды.

Все это определило выбор цели опытно-экспериментальной работы по подготовке и проведению системы мастер классов, которая включала выработку совокупности достаточных педагогических условий проектной разработки печатной и электронной книги в начальной школе. 

Материал и методы исследования

Опишем процесс и основные методы экспериментальной работы над проектами по продвижению чтения. На первом этапе осуществлялась реализация  проектной мультимедийной деятельности волонтеров - студентов колледжа. Результаты этой деятельности были представлены на конкурсы и фестивали для студентов.

На втором этапе, который явился площадкой подготовки, отбора и стажировки наиболее подготовленных студентов для выполнения на последующих этапах роли волонтеров, помогающих в проведении мастер классов. Одним из заданий данного этапа было создание вариантов новых традиционных и электронных книг по теме мастер класса, в котором лучшие волонтеры участвовали в роли стажеров.

На третьем этапе ведущим методом явился формирующий эксперимент, на котором волонтеры выполняли самостоятельную педагогическую деятельность по проведению мастер класса для младших школьников, а опытные педагоги занимались сбором и анализом опытно-экспериментальных материалов. Авторы и идеологи мастер класса посчитали целесообразным предложить к предварительному изучению созданные ранее литературные, художественные и кинематографические произведения. Участникам заранее огласили тематику будущих проектов и предъявили возможные варианты их реализации, подготовленные студентами - будущими волонтерами.

В формирующем эксперименте установлено, что предварительное изучение и погружение в созданную ранее среду позволило быстрее начать непосредственную проектную работу и не утомлять детей, растягивая ее выполнение чрезмерно. Просмотр творческих проектов явился хорошей мотивацией для детей, которые наглядно представили возможные результаты своей предстоящей деятельности и постепенно включились  в творческий процесс.

На четвертом этапе анализировалась деятельность совместного коллектива студентов-волонтеров и младших школьников, который приступил к созданию новых традиционных и электронных книг. Данный этап проводился на примере предложенной тематики, выбранной  на основе сказки «Двенадцать месяцев» в обработке С. Я. Маршака. Выбор данной сказки был обоснован тем, что она сможет служить основой связи ряда поколений, так как ее читали еще дедушки и бабушки, папы и мамы.  Выбранное произведение за многие годы своего существования пробудило творческую активность многих творческих людей, по сюжету сказки сняты фильмы, в дошкольных учреждениях и в школах любительские театры регулярно ставят спектакли по этой сказке. Юным читателям было предложено сделать собственную рукописную  и электронную иллюстративно-художественную книгу.

В итоге наблюдения за процессом опытной работы и анализа ее результатов следует отметить, что богатый ранее созданный и изученный материал не явился ограничением для детского творчества, наоборот, на основе изучаемого материала у каждого ребенка возникало свое видение источников и рождались полезные идеи собственного проекта. Важным представляется, что школьникам в большинстве работ удалось проявить умение передавать характерные черты состояния природы в различные времена года и своё отношение к ним в создаваемых и конструируемых иллюстрациях и собственных подборках фотографий.

На пятом этапе в рамках ежегодного фестиваля «Молодые таланты - детям» был организован конкурс созданных рукописных книг и электронных ресурсов. Участниками были представлены не только книги и ресурсы, подготовленные во время мастер класса, но и проекты, подготовленные самостоятельно после его проведения.

Результаты исследования и их обсуждение

Свои новые проекты представили дети и студенты-волонтеры. Это были как их собственные версии разрабатываемых и новых книг, аналитические,  иллюстративные и видео ресурсы по материалам, накопленным в процессе подготовки и проведения мастер класса, так и новые методические разработки для продолжения волонтерской деятельности по другим тематикам и в других техниках.

В юношеской библиотеке 158 и в библиотеке колледжа  имени Карла Фаберже  в рамках завершения работы над проектами книги по сказке «Двенадцать месяцев» была организована необычная  выставка «Книги своими руками - от рукописной до электронной», в рамках которой маленькие читатели участники студии  «Мульти-Пульти» из школы 935 представили свой новый мультфильм «Прогулка» по произведениям С.Михалкова, и мультфильм по собственной сказке «Как зверюшки узнали о правилах дорожного движения». Ребята из  студии «Театральная гостиная» представили на выставку рукописную книгу по собственным сказкам и рассказам. Интерес вызвали представленные на выставке студенческие проекты и сборники, в числе которых красочная  электронная книга и лиричный и выразительный  компьютерный анимационный фильм «Вместе читаем». Кроме того, впервые были организованы персональные выставки участников проекта: выставка  рисунков «Рождение весны», фоторабот «Зимние пейзажи России» и выставка живописи «Вальс цветов».        

В целом в результате проекта с помощью современных  фотоколлажей и аппликаций по-новому удалось проиллюстрировать  известнейший сюжет  сказки. Даная работа является продолжением описанного ранее опыта привлечения студентов-волонтеров к проектам по созданию кукольных анимационных фильмов [2]. Мастер классы по созданию рукописной и электронной книги ориентировались на технику фото коллажа (предложенную Сарычевой С.В., руководителем фото студии «Мир в объективе») - новую для малышей и достаточно простую в реализации.  Архивы и аналитические материалы обогатились материалами решения этой трудной, но увлекательной задачи. Намечены новые технологии для их реализации в предстоящей работе, для реализации которой важным подспорьем послужат архивы, которые включают подготовленные книги, представленные на суд зрителей, рассказы об особенностях своих проектных работ и многое другое.

Заключение

В настоящее время младшие школьники - участники мастер класса, работая над новыми читательскими проектами, более активно повышают культуру устной и письменной речи, овладевают навыками выразительного чтения, смотрят фильмы, участвуют в литературных играх, викторинах. Издательские  мастер классы по привлечению к чтению, проведенные  в Год литературы, объединили  в своем увлечении литературой  участников разных возрастов и привлекли к чтению классической литературы и созданию электронных проектов много новых  маленьких читателей.

Примечательно, что в волонтерской активности прослеживается система распределения ролевых функций между руководителями, авторами идеи, разработчиками методических материалов, педагогами, активными студентами и целевой аудиторией младших школьников.


Рецензенты:

Кирилова Г.И., д.п.н., профессор, кафедра системного анализа и информационных технологий, Институт вычислительной математики и информационных технологий, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;

Власова В.К., д.п.н., педагогики и методики начального образования, заместитель директора по образовательной деятельности   КФУ, Институт психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Васильева Е.С., Фомичева О.Ю. ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ МАСТЕР КЛАССОВ ПО ПРОЕКТНОЙ РАЗРАБОТКЕ ПЕЧАТНОЙ И ЭЛЕКТРОННОЙ КНИГИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20756 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674