Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ФУТБОЛИСТОВ 8-9 ЛЕТ

Горелов А.А. 1 Волков С.В. 2
1 ФГАОУ ВО СПбПУ «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого»
2 ФГАОУ ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права»
В статье проводится определение наиболее эффективных средств и методов развития тактического мышления футболистов 8–9 лет. Для этого 40 юных футболистов были поделены на две группы: ФК «Строитель - 1» и ФК «Строитель - 2». В первую группу были включены дети, тренирующиеся по стандартной методике для ДЮСШ, во вторую – дополнительно использовались в ходе тренировочного процесса теоретические занятия. Динамика развития тактического мышления юных футболистов была изучена с помощью показателей психодиагностики и тактико-технических показателей. Полученные данные свидетельствуют о том, что в ФК «Строитель - 1» наблюдается улучшение в показателях внимания и мышления, что положительно отражается на результатах тактико-технических показателей. Представленные в статье данные могут быть использованы для разработки методик развития тактического мышления у футболистов 8–9 лет.
тактико-техническая подготовка
психодиагностика
теоретические занятия
Футболисты
Тактическое мышление
1. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
2. Гончаров, В.М. Основы организации и проведения занятий по футболу: учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей и направлений подготовки / В.М. Гончаров, В.А. Вернигоренко. – Белгород: Изд-воБУКЭП, 2012. – 76 с.
3. Гриндлер, К. Техническая и тактическая подготовка футболистов / пер. с нем. В. П. Котелкина. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 252 с. с ил.
4. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. – 486 с.
5. Кондаков, В.Л. О физкультурно-оздоровительных технологиях в образовательной системе современного вуза / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, О.Г. Румба // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сб. науч. статей Всерос. с междун. участием науч.-практич. конф. – Воронеж: Научная книга, 2012. – С. 235-238.
6. Подскребышева, Н.П. Влияние учебной нагрузки на функции зрительной сенсорной системы студентов в течение учебного дня [текст] / Н.П. Подскребышева, Д.В. Щербин // Совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» вусловияхсовременноговуза: материала Всерос. науч.–практич. конф., посвящ. 50-летию основания кафедры физического воспитания в НИУ «БелГУ» и 60-летию профессора А.А. Горелова, 2–3 апреля 2012 г. / НИУ«БелГу». – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2012. – С. 502-507.
7. Футбол: программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в спортивных школах – 1996 (под общей редакцией Хомутского В.С.).
8. Шамардин, В. Н. Моделирование подготовленности квалифицированных футболистов / В. Н. Шамардин. – Днепропетровск: Пороги, 2002. – 200 с.
9. Щербин, Д.В. Инновационные подходы в преподавании физической культуры [текст]/ Д.В. Щербин, К.А. Иванова // Научные достижения молодых исследователей: материалы международной студенческой конференции. 7–11 апреля 2014: в 4 ч. – Белгород: Изд-во БУКЭП, 2014. – Ч. 4. – С. 270-273.
10. Щербин, Д.В. О некоторых проблемах философии спорта [текст] / Д.В. Щербин, Ф.И. Собянин // Теория и практика физической культуры: науч.-теоретич.журнал. – М., 2012. – № 7. – С. 32-35.
Игровая деятельность предусматривает целесообразное ведение соревновательной борьбы, т.е. связано с тактикой [9]. Чтобы эффективно реализовывать свои физические, технические, психологические, теоретические возможности, с одной стороны, а с другой, затруднить действия сопернику, игрок обязан быть тактически грамотным. Овладение тактическим мастерством необходимо осуществлять на ранней стадии подготовки юных футболистов [2]. Поскольку в этом возрасте психические процессы протекают с большей подвижностью и лабильностью. Так, в своей работе Е.П. Ильин [4], рассматривая психические процессы по степени их важности в овладении тактическим мастерством, основную роль отводит мышлению, называемым тактическим. В настоящее время тенденция развития тактического мышления в возрасте 8-9 лет имеет низкое значение. Большинство работ по данной теме отражает содержание проблемы в старших возрастах [10]. Характер подготовки юных футболистов имеет ряд недостаточно изученных особенностей структуры игровой деятельности с учетом развития тактического мышления на начальных этапах подготовки.

Материал и методы исследования

На базе Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей детской юношеской спортивной школы г. Строитель Белгородской области нами был проведен эксперимент, в котором приняли участие 20 юных футболистов ФК «Строитель - 1» - экспериментальная группа (ЭГ) и 20 юных футболистов ФК «Строитель - 2» - контрольная группа (КГ). 

Занятия в двух группах имели классическую 3-х компонентную структуру: подготовительная, основная и заключительная части [5]. Практические занятия в обеих группах проводились в соответствие с поурочной программой СДЮШОР для групп начальной подготовки 1-3 года обучения [7]. В ЭГ кроме практических занятий в процесс подготовки юных футболистов были включены также теоретические занятия, основу которых составляли разработки авторов К. Гриндлер, Х. Пальке, Х. Хеммо [3]. Всего было проведено 28 теоретических занятий.

Для определения наиболее эффективных средств и методов развития тактического мышления нами в начале и в конце эксперимента были изучены показатели психодиагностики [1], а также тактико-технической подготовки (ТТП) юных футболистов на международных турнирах в г. Мариуполь «Сопино - 2011» и «Сопино - 2012». Полученные результаты отражены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Динамика показателей психодиагностики у юных футболистов ЭГ и КГ

 

Характеристика

психодиагностического

теста (методика)

ЭГ, M±m

Р

КГ, M±m

Р

 

До

 

После

 

 

До

 

После

 

Корректурная проба

(объем внимания)

 

950,8±152,9

 

900,5±168,7

 

*

 

910,8±148,9

 

920,8±145,9

 

*

Корректурная проба

(концентрация внимания)

 

7,3±2,8

 

 

3,3±2,5

 

 

*

 

8,5±2,8

 

 

7,5±1,8

 

 

Красно-черная таблица

19,05±8,21

21,05±6,21

 

18,05±6,2

19,55±5,23

 

Числовой квадрат

1,85±1,23

1,3±0,76

 

1,98±1,12

2,05±1,05

 

Оперативная память

12,25±6,24

15,25±3,24

 

13,25±4,25

16,25±2,15

 

Память на числа

8,45±2,43

9,35±1,73

 

6,35±1,55

4,35±1,35

 

Количественные отношения

 

5,75±1,25

 

6,85±1,15

 

 

5,55±1,85

 

6,55±2,35

 

Закономерность числового ряда

 

3,3±1,52

 

5,3±1,5

 

*

 

2,65±1,15

 

2,25±1,83

 

* - Р ≤ 0,05 по t - критерию Стьюдента.

Как видно из таблицы 1, в экспериментальной группе достоверные изменения (р ≤ 0,05) были выявлены в показателях объема, концентрации внимания, а также в показателях логического мышления. В начале эксперимента показатель корректурной пробы составил 950,8±152,9, а в конце 900,5±168,7. Мы наблюдаем достоверное снижение показателя объема внимания, также достоверно изменился показатель концентрации внимания с 7,3±5,8 до 3,3±2,5, что отражает улучшение в процессах, связанных с концентрацией внимания [6]. Достоверно улучшились показатели методики «закономерность числового ряда» с 3,3±1,52 до 5,3±1,5.

В КГ достоверные изменения (р ≤ 0,05) наблюдаются только в показателях объема внимания. Этот показатель составил до начала эксперимента 910,8±148,9 и после эксперимента 920,8±145,9. Также наблюдается достоверное (р ≤ 0,05) улучшение показателей оперативной памяти, в начале эксперимента он составил 13,25±4,25, а в конце 16,25±2,15.

Интерпретация результатов свидетельствует о превышении нормы взрослого человека в показателях объема внимания (850 знаков), что является актуальным результатом, с точки зрения специфики данного возраста. В ЭГ показатели превышают на  11,7 % до эксперимента и на 5,8 % после эксперимента. В КГ данный показатель составляет 7,05 % до эксперимента и 8,2 % после эксперимента. Результаты показателей концентрации внимания (норма взрослого человека 5 и менее ошибок) свидетельствуют о более сконцентрированной работе с мячом в игре юных футболистов, входящих в состав экспериментальной группы после проведения эксперимента. До эксперимента данный показатель составлял на 46 % меньше в сравнении с нормой взрослого человека, а после превысил на 34 %.

Методика «закономерность числового ряда» оценивает логический аспект мышления при норме правильно написанных чисел 3 и выше [1]. Как видно из таблицы 1, данный показатель в ЭГ до начала эксперимента превышал норму на 10 %, а после эксперимента на 77 %, что свидетельствует о благоприятном воздействии используемых средств, в процессе развития тактического мышления.

Опираясь на модельные характеристики ТТП команд в возрасте 8-9 лет по А.И. Шамардин [8], по итогам сыгранных матчей на турнирах нами были получены результаты, отраженные в таблице 2.

Как видно из таблицы 2, и в ЭГ и в КГ достоверно увеличилось количество выполняемых командных ТТД за игру на 11 % и 2,7 % соответственно. Однако в показателях брака, определяемого по F-критерию Фишера, достоверных различий не наблюдается. Следует отметить, что в ЭГ достоверно по t-критерию Стьюдента изменились (Р ≤ 0,05) показатели «коротких» и «длинных передач», а также «позитивных передач». В КГ достоверные изменения (Р ≤ 0,05) наблюдаются только в показателях «единоборств» и «длинных передач». В ЭГ на 77 % уменьшилось число выполняемых «коротких передач», на 182 % увеличилось количество «длинных передач» и на 151 % повысились показатели «позитивных передач». В КГ увеличился показатель «длинных передач» на 40 % (Р ≤ 0,05), также на 51 % увеличилось выполнение за игру единоборств (Р ≤ 0,05). Данные показатели свидетельствуют о том, что область контроля игры  игроками ЭГ повысилась с расстояния 5-10 метров до 25-30 м. Кроме того, в ЭГ увеличилось количество «позитивных передач» (передача, после которой был забит мяч в ворота соперника). Однако этот факт не отражает результативность соревновательного периода. Но это свидетельствует о том, что юные футболисты нацелены на продуктивный и грамотный футбол, чего не скажешь об игроках КГ, где юные футболисты стремятся к более агрессивному футболу, используя большое количество единоборств и длинных передач.

Выводы

Поскольку представленные результаты являются промежуточными и ряд вопросов еще не изучен, нельзя сделать окончательный вывод об эффективности сочетания каких-то конкретных средств и методов. Сейчас же можно говорить только о том, что проведение теоретических занятий положительно влияет на динамику показателей тактико-технических действий.

Применение теоретических занятий является неотъемлемой частью тренировочного процесса, и, по нашему мнению, удельный вес теоретической и тактической подготовки в системе тренировочного процесса должен быть пересмотрен.

Таблица 2

Динамика показателей ТТП у юных футболистов ЭГ и КГ в ходе соревновательного периода

 

Характеристика ттд

ЭГ, M±m

Брак %, M±m

КГ, M±m

Брак %, M±m

До

После

Р

До

После

Р

До

После

Р

До

После

Р

Тактико-технические

Действия

419,8  ± 42,4

465,2 ± 50,8

*

54,8±8,2

50,6±3,07

 

433,8  ± 41,4

445,2 ± 52,8

*

56,8±9,2

57,6±4,07

 

Передачи

145 ± 15,7

185,4 ±20,4

 

47,2±2,8

50±4,7

 

136 ± 12,7

188,4 ±16,4

 

46,2±3,8

57±7,7

 

Единоборства

75,2 ± 19,8

101,2 ± 22,1

 

53,6±13

57,6±7,6

 

65,2 ± 18,8

99,2 ± 17,1

*

52,6±11

51,6±2,6

 

Удары

12,2 ± 4,02

23 ± 7,8

 

42±16,1

50±7,7

 

10,2 ± 5,02

14,3 ± 8,8

 

46±12,1

49,3±6,7

 

Короткие передачи

52,2 ± 8,7

29,4 ± 6,4

*

24,8±9,9

27,4±6,4

 

58,2 ± 6,7

28,4 ± 6,2

 

24,8±3,8

26,7±5,4

 

Средние передачи

35,4 ± 18,8

71,6 ± 9,9

 

36,2±16,8

51,4±2,94

 

31,4 ± 12,8

69,6 ± 9,9

 

38,2±13,9

52,4±3,8

 

Длинные передачи

8 ± 1,3

22,6 ± 5,3

*

33±11,4

43,4±11,25

 

9 ± 2,3

12,6 ± 4,3

*

37,3±9,8

47,4±10,2

 

Передачи вперед

47,8 ± 25,1

36,4 ± 10,1

 

66±11,2

49,8±10,3

 

36,8 ± 16,6

33,4 ± 9,4

 

51,3±11,2

53,8±10,3

 

Позитивные передачи

10,2 ± 2,6

25,6 ± 7,2

*

62,8±33,65

52,4±6,2

 

8,2 ± 2,6

10,6 ± 3,2

 

52,4±14,6

66,1±8,3

 

Отборы

111 ± 27,8

90 ± 20,2

 

44,8±10,92

53,6±11,2

 

111 ± 27,8

90 ± 20,2

 

47,8±9,4

51,6±15,7

 

Перехваты

84,4 ± 41,4

65,6 ± 15,9

 

35,6±12,98

54,6±10,1

 

84,4 ± 41,4

65,6 ± 15,9

 

37,7±11,9

49,6±11,4

 

* - Р ≤ 0,05 по t-критерию Стьюдента.     **-- Р ≤ 0,05 по F-критерию Фишера.

Рецензенты:

Горелов А.А., д.п.н., профессор, заместитель директора института физической культуры «Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого», г. Санкт-Петербург.

Собянин Ф.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры «Белгородского государственного национального исследовательского университета», г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Горелов А.А., Волков С.В. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ФУТБОЛИСТОВ 8-9 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20872 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674