Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Горева О.М. 1 Осипова Л.Б. 2
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
2 Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
Тема информатизации в настоящее время одна из актуальных и широко обсуждаемых. Особенностью нового взгляда на решение проблем информатизации образования является поиск подходов к профессиональному и личностному развитию обучаемых. Представленная статья посвящена образовательным технологиям новой парадигмы образования (E-Learning, дистанционным технологиям и опережающему обучению) и их применениям в образовательном процессе с использованием современных коммуникационных средств (e-mail, chat-room, сайты, порталы, форумы, видеоконференции и Интернет-трансляции). В содержание статьи включен обширный обзор исследовательских точек зрения на некоторые аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе современной системы образования, сформулирована авторская позиция по изучению данной проблемы, освещаются вопросы применения средств информационно-коммуникационных технологий в качестве инструментальных средств для обеспечения коммуникационного взаимодействия и организации продуктивной деятельности обучающихся.
творческий компьютерный продукт.
информационная культура
Интернет-технологии
информатизация образования
система образования
глобализационные процессы
1. Горева О.М., Осипова Л.Б. Компетентность педагога – одно из условий инновационного обучения // Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии: сборник научных трудов / отв. ред. О. М. Барбаков, Ю. А. Зобнин. – Тюмень, 2014. – С. 318-322.
2. Дюге П. Компьютеры в школе: международное значение национальных стратегий [Текст] /П. Дюге // Перспективы: вопросы образования. – 1991. – № 3. – С. 33-41.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
4. Интернет в гуманитарном образовании /под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 271 с.
5. Кононова Т.М., Горева О.М. Роль интернет-технологий в системе непрерывного образования: история, традиции и процессы модернизации // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2013. – № 4. – С. 93-95.
6. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст] / В.А. Красильникова. – Оренбург, ГОУ ОГУ, 2006. – 235 с.
7. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Текст] /Е.И. Машбиц. – М.: Педагогика, 1988. – 191 с.
8. Новые информационные технологии в системе образования. [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
9. Осипова Л.Б., Горева О.М. Модель современного образовательного процесса // В сборнике: Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. – Тамбов, 2014. – С. 98-100.
10. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи [Текст] /С. Пейперт. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
11. Роберт И. В. О понятийном аппарате информационных образов [Текст] / И.В. Роберт // Информатика и образование. – 2002. – № 12. – С.2-6.
12. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения [Текст] /А.В. Хуторской. – М.: Владос, 2000. – 320 с.
13. Шелепева А.Х. Поурочные разработки по информатике [Текст] /А.Х. Шелепева. – М.: ВАКО, 2005. – 288с.

Модернизация образования, повышение требований к подготовке выпускника нового поколения привели к необходимости обновления системы образовательного процесса, создания новой организационной структуры управления и информатизации школьного пространства. Информатизация образования рассматривается как «процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания» [11]. По мнению педагогов, информатизация в сфере образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, профессиональные предпосылки информатизации всего общества [1]. Возможности информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) обогащают педагогические технологии, способствуют научно-методической деятельности преподавателей и облегчают решение задач управления. Опыт, знания, традиции, накопленные в системе образования, пополняют содержательную, общекультурную составляющую информационного пространства, позволяя говорить о формировании «глобального интеллекта» [8].

Практическое использование средств ИКТ в учебном процессе демонстрирует следующие преимущества:

  • значительно расширяются возможности представления учебной информации: применение графики, мультипликации, звука, позволяя создать реальную обстановку деятельности;
  • усиливается мотивация учебной деятельности;
  • происходит активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • значительно расширяется спектр реализуемых учебных задач;
  • качественно изменяется контроль за деятельностью обучающихся, обеспечивается гибкость управления образовательным процессом;
  • осуществляется формирование у обучающихся рефлексии своей деятельности[7].

В целом внедрение ИКТ в образовательный процесс способствует формированию информационной культуры личности и отражает социальный заказ современного этапа развития общества. Использование информационных технологий повышает информированность общества. Овладение информационной культурой - это процесс постепенного перехода от незнания к знанию, от совершенствования одних умений к появлению других, формированию определенных личностных качеств [5]. П. Дюге по данному поводу говорил: «Хотя стратегия и политика внедрения компьютеров и соответствующих ИКТ в системе образования различны, в них прослеживаются общие тенденции» [2]. Следует отметить и высокий потенциал ИКТ для развития обучающихся, в частности:

  • конструктивного, алгоритмического мышления на основе взаимодействия с обучающимися и применения экспертных программ и систем программирования;
  • навыков принятия оптимальных решений и адаптации в сложных ситуациях при взаимодействии с программами - тренажерами;
  • творческого мышления за счет выполнения заданий-проектов;
  • коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов, участия в форумах в сети Интернет;
  • уровня компетентности в области ИКТ, необходимого для профессиональной подготовки [3].

Вместе с тем авторы статьи придерживаются позиции, что все люди одинаково успешно могут овладеть знаниями в данной научной области. Настораживает лишь тот факт, что искусственный компьютерный мир заслонит от обучаемого реальность.

Государственная политика в области образования способствует тому, что все учебные заведения сегодня в большинстве имеют достаточную оснащенность компьютерной техники и программным обеспечением, позволяющим осуществлять идею интеграции ИКТ в образовательный процесс, в частности широко применяются «программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: графические и текстовые редакторы, системы мультимедиа, системы программирования. Программы различны по своему назначению. В связи с этим они позволяют увеличивать свободу выбора содержания, расширять интеграцию предметных областей. При умелом подборе заданий у обучающихся развивается воображение, фантазия, интуиция, инициативность и т.д. Следовательно, компьютеры и электронные телекоммуникации обеспечивают доступ к аккумулированному знанию» [9].

Чаще всего средства ИКТ используются в учебном процессе в качестве инструментов продуктивной деятельности. В этом случае обучаемые становятся разработчиками продукта познавательной деятельности. Для этого А.В. Хуторской предлагает классификацию творческих работ обучающихся, основанием для которой служит соответствующий вид продуктивной деятельности [12]. Для более полного понимания возможностей компьютерных технологий в обучении и роли коммуникационных технологий в образовании необходимо познакомиться с коммуникационными технологиями и средствами их реализации. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды. Рассмотрим подробнее каждый из видов данной деятельности:

  • Исследование - вид продуктивной деятельности, результатом которой может стать собственное решение научной проблемы, разработка баз данных в различных предметных областях.
  • Сочинение - очерки, эссе, стихи.
  • Техническое произведение - компьютерная модель объекта, схема, фигура, выполненная в анимационных программах, конструирование.
  • Педагогическое произведение - компьютерная программа, текст, презентация, кроссворд, сайт при активном сотрудничестве с преподавателями.
  • Методологическое произведение - описанные подходы к методике и методы работы в конкретных инструментальных средах с собственными примерами.
  • Внедрение информационных коммуникаций, по мнению Е.С. Полат, осуществляется в нескольких направлениях:

¨                  информационное обеспечение систем образования;

¨                  дистанционное обучение различных форм и видов;

¨                  свободные контакты пользователей сетей по вопросам образовательной сферы [8].

Глобальная сеть Internet обеспечивает доступ к гигантским объемам распределенной информации. Многие эксперты рассматривают технологии Internet как революционный прорыв. Рассмотрим свойства информационной коммуникации через призму коммуникативного компонента обучения:

- опосредованность - общение субъектов образовательного процесса происходит с помощью (посредством) компьютерных средств обучения и взаимодействия;

- оперативность - одним из достоинств любого общения является его оперативность, своевременное получение ответа на поставленные вопросы, получение необходимого сообщения, передача выполненной работы. Сетевые коммуникационные технологии предоставляют субъектам образовательного процесса сведения к минимуму потерь времени при общении, предоставляют возможности общения в on- и off-line режимах работы;

- индивидуальность - выбор собственного собеседника и маршрута общения/обучения;

- корпоративность - общение в группах по интересам, возможно конфиденциальное;

- массовость - общение в компьютерных средах может распространяться на подключение любого неограниченного количества обучающихся (собеседников);

- доступность - любая открытая тема может быть интересна и доступна для обсуждения любому количеству обучающихся;

- виртуальность - создание особой, временно сформированной среды общения для обсуждения, как учебных проблем, так и проблем межличностного характера;

- эстетичность - формирование культуры общения, умение кратко, грамотно и корректно выразить свою мысль;

- многоаспектность - коммуникация в компьютерной среде позволяет вести разностороннее обсуждение проблем, с привлечением межпредметных связей;

- многосторонность - участие всей группы в оперативном обсуждении вопроса;

- технологичность - важной характеристикой педагогических коммуникаций в условиях информатизации образования является высокотехнологичность и многообразие средств, предоставляющих разнообразные формы общения [6].

Современному преподавателю необходимо обладать особой коммуникативной компетенцией, т.е. совокупностью умений и навыков строить эффективное взаимодействие в электронной среде с другими субъектами, непосредственно участвующими в педагогическом процессе. При этом необходимо знать возможности информационно-коммуникационных технологий в своей предметной области, уметь руководить работой обучаемых по данным программам, подбирать соответствующий учебный материал [10]. Применение интернет-технологий требует вдумчивого отношения преподавателя к содержанию информации. В связи с этим в медиатеке предлагается создание «локальной поисковой системы», составленной в соответствии с целями и задачами образовательного процесса [4]. Преподаватель несет персональную ответственность за качество творческого продукта, размещаемого обучающимися на страницах Интернета. Для решения задач, требующих интенсивного взаимодействия в сетевой компьютерной среде, необходим выбор эффективного способа коммуникации субъектов образовательного процесса, проведения дистанционных курсов, просто общения.

Современная система образования призвана развивать личность и интеллект молодого человека, который был бы способен не только самостоятельно находить и усваивать готовую информацию, но и генерировать новые идеи, реализовывать их в творческой деятельности. В связи с этим на практике разрабатываются новые подходы к организации учебной деятельности. Так, проектный метод предполагает использование окружающей среды как лаборатории, в которой и происходит процесс познания [13]. В основе использования метода проекта лежат три базовых принципа: свобода деятельности, сотрудничество, гибкое распределение учебного времени. Свобода обеспечивается возможностью выбирать собственный темп обучения. Второй принцип реализуется при осуществлении контактов в разновозрастных группах. Полное отсутствие жесткого контроля в распределении учебного времени снимает психологический прессинг и повышает личную ответственность каждого за использование времени [13]. Следует отметить, что в науке существует мнение, согласно которому «любой проект всегда требует творческого подхода, а, значит, любой проект может и должен быть творческим» [8].

Инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают несколько форм: глобальную сеть Internet, электронную почту, электронную конференцсвязь, видеоконференции и Интернет-трансляции. Эти средства позволяют преподавателям и обучающимся совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении, участвовать в создании общих проектов, просто общаться с друзьями и коллегами. Сеть Интернет открывает доступ к неисчерпаемым электронным информационным ресурсам.

С помощью web-сервера учебные заведения предоставляют необходимые сведения для организации процесса обучения (расписание занятий, график проведения консультаций и т. д.), структурированную учебную информацию по учебным дисциплинам, а также ссылки на полезные ресурсы (электронные библиотеки, образовательные порталы и т. п.), ведут сетевой учебный процесс. Самыми распространенными средствами размещения любой информации и организации всего образовательного процесса в условиях современных компьютерных коммуникаций являются порталы и сайты, которые являются программно-технологическими комплексами. Образовательный web-сайт является универсальным средством решения многих образовательных задач: предоставление информации для всех желающих познакомиться с различными методиками, концепциями, образовательными средствами, использование виртуальных библиотек, осуществление интерактивных форм коммуникаций. Технологии чатов, видео- и электронных конференций позволяют проводить как оперативные коллективные обсуждения, дискуссии, так и продолжительные по времени виртуальные электронные семинары, конференции, выполнение проектов и других видов работ, требующих оперативного общения.

Электронная почта (e-mail, ЭП) - это асинхронная коммуникационная среда для передачи и получения сообщения. Главное достоинство этого средства коммуникации: простота освоения и надежность использования. Обучающиеся могут использовать режим ЭП для получения необходимой учебной информации из сети Интернет, для получения консультации, для самоподготовки и взаимообучения.

При проведении электронных семинаров ЭП рекомендуется использовать в следующей последовательности: «выступление» педагога, «выступления» участников семинара по вопросам темы, «обсуждение», заключительное «слово педагога» (весь процесс происходит в эпистолярном жанре, через письменную речь). Возможно применение электронной почты при проведении семинара по схеме: «семинар - взаимообучение», «семинар - дискуссия». Участие в тематических электронных конференциях сети Internet плодотворно для обучающихся любого возраста. Видеоконференции представляют собой современную технологию общения. Видеоконференцсвязь - имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют в реальном времени. Конечно, видеоконференции не могут полностью заменить личного общения, но они позволяют добиться принципиально нового уровня общения субъектов образовательного процесса.

В своих научных публикациях А.В. Хуторской подчеркивает, что сайт образовательных учреждений становится серьезным, дискуссионным и должен решать определенную задачу, одновременно выступать средством повышения эффективности системы образования. Основой его разработки должна лежать педагогическая концепция учебного заведения, а не только одно ее направление, в частности - информационное» [12]. Исследователь отмечает, что благодаря ИКТ обучающимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации общего интеллектуально-творческого потенциала. Очень важно дать им почувствовать вкус самостоятельной творческой работы, ощутить себя социально значимой личностью, осознать собственную успешность. При выполнении данной работы можно накопить определенный опыт работы с информацией, а также испытать чувство удовлетворения от возможности проявить свою компетентность.

Таким образом, взаимодействие обучаемого и средств информационно-коммуникативных технологий становится явлением социальным и представляет собой активный процесс взаимодействия с информационным богатством всего человеческого опыта.

Рецензенты:

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Горева О.М., Осипова Л.Б. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20907 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674