Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хайруллина Н.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский Государственный нефтегазовый университет Минобрнауки России»
Рассматривается общественно-политическая ситуация в Тюменской области на основе результатов мониторингового исследования общественно-политической жизни населения Тюменской области. Приводится динамика индикаторов показателей общественно-политической ситуации, полученных в ходе исследования в 2013-2015гг. учеными Тюменского государственного нефтегазового университета по заказу Комитета по делам национальностей Администрации Тюменской области. Участники анкетного опроса оценивали эффективность деятельности органов власти Тюменской области по решению проблем социально-экономической и общественно-политической жизни региона. Проведена оценка уровня протестных настроений. За исследуемый период выявлено, что доля граждан, считающих, что вероятность массовых выступлений низка снизилась. Выявлено, что в начале 2015 г. вероятность массовых выступлений протеста крайне низка.Проведенный мониторинг общественного мнения в сфере общественно-политических отношений позволяет получить достоверную научную информацию, которая помогает в управленческих решениях выйти на социально эффективный режим развития региона; выяснить специфику гражданского общества в Тюменском регионе.
разграничение полномочий.
права и интересы
массовые выступления протеста
общественно-политическая ситуация
региональные органы власти
1. Кублицкая Е.А. Социальное самочувствие москвичей в сфере этноконфессиональных отношений //Россия: центр и регионы. Вып. 21. – М.: Серебряные нити, 2008. – 223 с.
2. Левашов В.К., Афанасьев В.А., Новоженина О.П., Шушпанова И.С. Экспресс-информация «Как живешь, Россия?», XXXVII этап социологического мониторинга, декабрь 2012. – М.: ИСПИ РАН, 2012. – 48 с.
3. Социальное обеспечение россиян: теория и практика [Текст] /Белоножко М.Л., Барбаков О.М., Хайруллина Н.Г., Беринцева И. Н., Кирсанов К.В., Баранова К.Л. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного нефтегазового университета, 2013. – 326 с.
4. Хайруллина Н.Г. Пенсионный возраст россиян: оценки и мнения [Текст] /Хайруллина Н.Г. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. – 100 с.
5. Хайруллина Н.Г. Правовые основы управления персоналом, учебное пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – 240 с.
6. Хайруллина Н.Г., Воробьев Е.М.Межэтнические отношения в Тюменской области: динамика и тенденции. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – 196 с.
Проблемы доверия региональным органам власти представляется одним из важнейших факторов, способствующих структуризации социально-экономической жизни и стабилизации общественно-политической жизни, так и выбору стратегий поведения их руководителями. Чем выше уровень доверия к органам власти, тем стабильнее ситуация в социально-экономической и общественно-политической жизни региона и тем вероятнее, что в необходимых случаях к ним будут апеллировать, стремиться улучшить социально-экономическую и общественно-политическуюситуации, не стремясь их разрушить.

В целях мониторингового исследования общественно-политической жизнинаселения Тюменской области с 2013 года ученые Тюменского государственного нефтегазового университета по заказу Комитета по делам национальностей проводят анкетные опросы населения. Участникам анкетного опроса предлагают оценить эффективность деятельности органов власти Тюменской области по решению проблем социально-экономической и общественно-политической жизнисферы региона. По сравнению с 1-м полугодием 2013 г. тюменцы настроены несколько более критично: доля тех, кто считает деятельность органов власти в той или иной степени эффективной, уменьшилась на 2,3% и составила 42,6% (в 1-м полугодии 2013 г. - 44,7%); доля негативных оценок сократилась на 5,9% и составила 25,2% (в 1-м полугодии 2013 г. – 31,9%). Следует обратить внимание, что практически каждый четвертый участник анкетного опроса затруднился оценить эффективность деятельности органов власти Тюменской области по решению проблем социально-экономической сферы региона, в первом полугодии 2013 г. это был каждый четвертый участник анкетного опроса[6].

Аналогичная тенденция прослеживается и в отношении оценок эффективности деятельности органов власти по решению проблем общественно-политической сферы Тюменской области. По сравнению с первым полугодием 2013 г. доля позитивных оценок возросла с 40,5 до 42,5, доля негативных – сократилась на 7,0% – с 30,7 до 23,7% соответственно (табл.1). Следует обратить внимание, что каждый третий участник анкетного опроса затруднился оценить и эффективность деятельности органов власти Тюменской области по решению проблем общественно-политической сферы региона. В первом полугодии 2013 г. это был каждый четвертый [6].

Таблица 1

Динамика суждений респондентов об эффективности деятельности органов власти по решению проблем общественно-политической сферы региона,

в % к общему числу опрошенных

Оценка эффективности

Этап

1 пол. 2012

2 пол. 2012

1 пол. 2013

2 пол. 2013

Определенно не эффективная

3,33

6,17

 

8,8

 

4,5

Пожалуй, не эффективная

21,75

24,5

21,9

19,2

Пожалуй, эффективная

52,0

46,92

30,1

35,4

Определенно эффективная

12,08

13,08

10,4

6,6

Затрудняюсь ответить

10,83

9,33

28,9

34,4

Более половины опрошенных (68,9 %) в мае 2015 г. оценили общественно-политическую ситуацию в Тюменской области как стабильную. При этом каждый пятый (21,8 %) считает, что ситуация вполне стабильная, а каждый второй (47,1 %) определил ее «по большей части стабильной». Каждый седьмой участник анкетного пороса (14,7 %) не смог однозначно оценить ее стабильной или не стабильной, поэтому эта категория респондентов выбрала вариант ответа «отчасти стабильная, отчасти нет». Только 5,3 % участников опроса оценили общественно-политическую ситуацию в Тюменской области как «по большей части не стабильную». При этом каждый десятый житель затруднился оценить общественно-политическую ситуацию в Тюменской области.

Следующий блок вопросов анкеты позволил оценить уровень протестных настроений. За аналогичный период прошлого года, доля респондентов, считающих, что вероятность массовых выступлений низка снизилась с 57,4 до 54,9% соответственно. Незначительно увеличилось число респондентов, придерживающихся противоположного мнения «массовые выступления скорее вероятны и безусловно вероятны» с 29,7 до 33,8%.

В начале 2015 г. вероятность массовых выступлений протеста крайне низка. Только 0,6 % ответили, что массовые выступления протеста вполне вероятны. Большинство опрошенных (89,7 %) придерживаются противоположной точки зрения. По мнению 15,9 % респондентов массовые выступления протеста невозможны, каждый четвертый (22,9 %) полагает, что они «скорее всего, не произойдут», половина опрошенных (51,8 %) считают, что массовые выступления протеста маловероятны. Каждый десятый участник анкетного опроса не смог ответить на поставленный вопрос.

Анализ ответов на данный вопрос в зависимости от социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, национальность), позволил выявить следующие тенденции.

1) Чуть более четверти опрошенных мужчин и женщин (28,8 и 28,6% соответственно) утверждают, что вероятность массовых выступлений жителей, в случае роста цен, падения уровня жизни, безработицы и т.д.высока или очень высока. При этом на 4,5% мужчин больше, чем женщин, полагают, что вероятность таких выступлений низка либо вообще отсутствует.

2) Чем старше участники опроса, тем чаще они придерживаются позиции, что вероятность массовых выступлений жителей, в случае роста цен, падения уровня жизни, безработицы низка либо вообще отсутствует. И наоборот, чем моложе респонденты, тем чаще они склонны утверждать, что вероятность таких выступленийвысока или очень высока (рис. 1).

3) Анализ показал, что национальная принадлежность оказывает существенное влияние на выбор поведенческих стратегий. Если условно участников опроса объединить в такие группы, как «представители Кавказа (азербайджанцы, армяне, дагестанцы, чеченцы)», «представители Средней Азии (узбеки, таджики, киргизы, туркмены)», «мусульмане (татары, башкиры, казахи)» и «славяне (русские, белорусы, украинцы)», то их ответы классифицируются следующим образом. Все представители Кавказа считают, что вероятность массовых выступлений жителей в случае роста цен, падения уровня жизни, безработицы низка либо вообще отсутствует[1, 2, 5]. Такое же мнение (в порядке убывания значимости) высказали 63,9% мусульман, 57,6% славян и 49,0% представителей Средней Азии. А вот каждый второй грузин и еврей утверждает, что вероятность таких выступленийвысока или очень высока.

Рис. 1. Распределение ответов респондентов о возможности массовых выступлений в настоящее время в зависимости от возраста, в % к общему числу опрошенных

Доля опрошенных жителей Тюменской области, считающих для себя возможным принять участие в массовых протестных выступлениях во 2-м полугодии 2013 г., составила 24,4% и по сравнению с предыдущим полугодием возросла на 0,6%. Доля тех, кто «скорее» или «совершенно» не настроен на личное участие в акциях протеста, снизилась на 1,4% и составила 43,3%. Доля тех, кто не смог однозначно оценить вероятность своего участия, составила 27,3% при 23,6% полгода назад.Тип поселения, где проживают жители Тюменской области, оказывает влияние на их готовность лично участвовать в массовых акциях протеста. Анализ показал, что около половины респондентов из Тобольска и Ялуторовска (48,8 и 41,9% соответственно) примут участие в массовых выступлениях жителей в случае роста цен, падения уровня жизни, безработицы и т.д. При этом каждый третий житель Ишима, Тюмени, Заводоуковска и Ялуторовского МО (33,2; 34,1; 36,0 и 39,3% соответственно) высказал противоположное мнение (не приму).

В начале 2015 г., например, три четверти жителей Ялуторовского района (76,5 %) ответили, что лично они не примут участия в массовых выступлениях протеста, если они состоятся. Каждый десятый ответил, что «скорее всего, примет» участие в массовых выступлениях протеста. Сделанный выбор чаще всего они оговаривали тем, что такое решение будет принято, если они будут выступать против повышения тарифов на ЖКХ, если останутся без работы или в случае резкого повышения цен на продукты питания. Одновременно 13,5% респондентов не ответили на указанный вопрос.

Готовность принять личное участие в массовых акциях протеста высказали представители следующих национальностей: русские, украинцы, татары и, чеченцы. Как мы и предполагали, мужчины проявили большую готовность принять личное участие в массовых акциях протеста, чем женщины (7,3 и 22,1% соответственно). Каждая вторая женщина заявила, что не примет участия в таких выступлениях, среди мужчин таких на 2% меньше.

Если обратиться к возрасту участников анкетного опроса, то здесь выявлено, как и при ответе на предыдущий вопрос, две тенденции. Чем старше участники опроса, тем чаще они заявляют, что не примут участия в массовых выступлениях жителей в случае роста цен, падения уровня жизни, безработицы и т.д. И наоборот, чем моложе респонденты, тем чаще они высказывают готовность принять личное участие в акциях протеста. Если  в возрастной категории 60 лет и старше готовность принять личное участие в акциях протеста высказали 17,2% тюменцев, в возрастной категории 30-39 лет – 20,4%, то среди молодежи (18-30 лет) таких уже 27,6%.

Сохранение определенной социально-экономической и политической напряженности в России, связанной с продолжающимся ростом тарифов на ЖКХ, ростом цен на топливо, повлекшие повышение цен на основные продукты питания, техногенные аварии, коррупционные скандалы подталкивают население к социальной активности[4].

В подобных условиях граждане пытаются сами отыскать пути реализации своих прав и интересов. Недовольство населения начинает реализовываться не только в прогрессивных, но и в регрессивных формах социальной активности.

В социологическом исследовании агрегирующий показатель вербальной готовности тюменцев разными способами защищать свои права и интересы определяется через соответствующие индикаторы (табл.2). На вопрос, что предпримут респонденты в случае роста цен, падения уровня жизни, безработицы и т.д., чуть более половины опрошенных ответили: обращусь к власти или к социальным институтам (СМИ, общественные организации) – 58,0 и 53,3% соответственно. Для 45,6% опрошенных приемлемы законные формы протеста, для четверти участников анкетного опроса – несанкционированные, но мирные формы протеста, для 7,7% – крайние протестные формы, вплоть до насильственных действий или вплоть до полного бездействия (9,8% опрошенных).

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос, какие действия они считают приемлемыми в случае серьезного ухудшения экономической ситуации в Тюменской области,

в % к общему числу опрошенных

 

 

Действие

Приемлемы

Возможны

в отдельных

случаях

Лучше таких

действий

избегать

Абсолютно неприемлемы

Затрудняюсь ответить

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Обращусь к власти

53,5

58,0

23,8

22,3

6,0

7,6

3,6

4,9

13,0

7,3

Обращусь к социальным институтам (СМИ, общественные организации)

49,7

53,3

27,4

26,8

5,2

6,6

2,8

4,4

14,9

8,8

Законные формы протеста

38,3

45,6

27,7

28,3

12,6

11,4

6,5

4,5

15,0

10,2

Несанкционированные, но мирные формы протеста

22,9

22,8

25,0

36,1

23,8

22,3

11,8

8,5

16,5

11,5

Крайние протестные формы, вплоть до насильственных действий

8,2

7,7

12,2

9,6

24,1

22,9

38,4

48,2

17,1

11,7

Полное бездействие

9,2

9,8

15,1

15,3

19,4

21,2

39,2

41,8

17,2

12,1

Рейтинг указанных форм социальной активности жителей Тюменской области соответствуют общероссийским тенденциям, зафиксированных серией опросов ИСПИ РАН[1, 2], Левада-центра. В августе 2012 г., после ужесточения закона о митингах, общественность не утратила решимость протестовать на улицах. Число тюменцев, допускающих участие в акциях протеста, по сравнению с 1-м полугодием 2013 года снизилось (табл.2).Как видим, общий уровень прогрессивных форм социальной активности превалирует над конфликтными, регрессивными формами[6].

Проводимый учеными Тюменского государственного нефтегазового университета социологический мониторинг общественного мнения в сфере общественно-политических, отношений является актуальной задачей и обладает несомненной практической значимостью, поскольку позволяет получить достоверную научную информацию, которая помогает в управленческих решениях выйти на социально эффективный режим развития региона; выяснить специфику гражданского общества в Тюменском регионе, предложить пути для его оптимизации и варианты решения возникающих в этой сфере проблем; совершенствовать законодательную базу региона и оперативно корректировать принятые управленческие решения. Сложный, комплексный характер современной жизни региона требует углубления и расширения проведения системных научных исследований, которые должны быть увязаны со стратегией развития региона и страны и помогут сохранить баланс региона на траектории устойчивого развития.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления,ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г.Тюмень;

Койше К.К., д.ф.н., профессор кафедры социологии, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г.Тюмень.

 


Библиографическая ссылка

Хайруллина Н.Г. АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20917 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674