Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ, ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Маркова Н.И. 1 Видревич М.Б. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
В статье рассматриваются вопросы реализации компетентностного подхода в системе высшего образования, в частности формирования общекультурных, общепрофессиональных и информационных компетенций у студентов магистратуры на примере курса «Организация научных исследований». Рассмотрен опыт Уральского государственного экономического университета по реализации компетентностного подхода в магистерской подготовке. Показано, что с использованием традиционных методов преподавания и обучения, а также текущего контроля, а именно зачетов и экзаменов, проверить сформированность общекультурных, общепрофессиональных и информационных компетенций невозможно. Предложена технология формирования и проверки сформированности компетенций, включающая методы преподавания, обучения и оценивания, позволяющие как сформировать, так и адекватно оценить степень сформированности соответствующих компетенций. Разработаны критерии оценивания достижений студентов магистратуры по различным видам учебной деятельности.
проверка сформированности компетенций.
формирование компетенций
информационная компетентность
компетентностный подход
1. Видревич М.Б., Марамыгин М.С., Пахальчак Г.Ю. Об опыте использования британской системы качества образования в практике магистерской подготовки Уральского государственного экономического университета // Гарантии качества профессионального образования:сборник методических материалов, статей и тезисов участников форума. – М.: РАГС, 2010. – С.35-41.
2. Видревич М.Б., Первухина И.В. Методическое руководство по подготовке к валидации Российско-Британских учебных программ. Программы Российско-Британского партнерства в области высшего образования (двойные дипломы/квалификации). - М.: Британский Совет, Москва, 2008.
3. Ионова О.Н. Концептуальные основы формирования информационной компетентности взрослых в системе дополнительного образования // Дополнительное профессиональное образование. – 2006. – № 4 (28). – С. 34–36.
4. Information Literacy Competency Standards for Higher Education. -URL://www.ala.org/ala/acrl/acrlstandards/informationliteracycompetency.htm(датаобращения: 18.05.2015).
5. Wisker G. The Good Supervisor: Supervising Postgraduate and Undergraduate Research for Doctoral Theses and Dissertations (Palgrave Research Skills). - Palgrave, Macmillan,2012.

Развитие общества на современном этапе, количественный и качественный рост информации поставил перед высшей школой задачу преодоления противоречия между стремительными темпами роста объемов информации в мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком. Именно это противоречие побуждает вузы формировать у студентов умение учиться находить информацию, критически ее оценивать и творчески использовать. В процессе модернизации образования идет смещение акцента с содержания образования на новые методы педагогической работы, в которых немаловажную роль будут играть новые технологии и аналитика.  Для подготовки специалиста, умеющего творчески мыслить, способного к саморазвитию, самообразованию, традиционные методы обучения (передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту) становятся малоэффективными. Компетенции обучающегося, как подтвержденные практикой навыки, могут быть сформированы только как результат практико-ориентированного и интерактивного обучения, нацеленного на саморазвитие, а также обучения в среде, в частности у окружающих сокурсников.  Весьма значимым в новых условиях становятся не только и не столько профессиональные компетенции выпускника, но его умение получать информацию и работать с ней. Это означает - формировать у студентов информационную компетентность, которая в будущем обеспечит возможность успешно учиться в течение всей жизни; подготовиться к выбранной профессиональной деятельности и постоянно совершенствовать профессиональное мастерство, жить и работать в информационном обществе. Именно это создает основу для дальнейшего развития и саморазвития личности.

Принятые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в качестве основной посылки предполагают формирование у студента трех укрупненных групп компетенций: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных. Добавим сюда и формирование информационной компетенции как основу для указанных выше групп.

В исследовании «Информационная компетентность в университете штата Калифорния» были определены составляющие информационной компетентности [4]:

-           определять тему исследования и информационную потребность (определять проблему, формулировать терминологию и ключевые слова, определять виды материалов, необходимых для исследования, использовать электронные средства поиска нужных сведений);

-           определять и осуществлять поиск соответствующих материалов, определять различные типы источников для различных задач, правильно использовать цитаты;

-           классифицировать найденные сведения и использовать их в исследовании;

-           оценивать найденные сведения (проверить их точность, своевременность, целесообразность);

-           организовать найденные материалы: сгруппировать в соответствии с разделами исследования, использовать цитаты, составить библиографию.

По мнению О.Н. Ионова, информационная компетентность - это интегративное качество личности: системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий, и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств [3].

Процесс формирования информационной компетентности студентов вуза можно разделить на три этапа.

1 этап. Информационная грамотность.  Формируется приизучениибазовых дисциплин по направлению «Информатика». В результате изучения курсов студент должен быть подготовленным пользователем, уметь работать с различными программными продуктами (программы для работы в Интернете, офисные программы, математические пакеты, программы моделирования, обработки и визуализации данных и т.д.). Основы информационной грамотности закладываются в школе.

2 этап. Информационная образованность. Формируется при изучении общепрофессиональных дисциплин.  В результате обучения у студентов вырабатывается умение выбирать программное обеспечение, обосновывать свой выбор, анализировать полученные результаты при решении профессиональных задач. 

3 этап. Информационная компетентность. Формируется в процессе собственных научных исследований. В результате студенты демонстрируют системность знаний в сфере информационных технологий, уверенное владение технологиями интеллектуального поиска информации и определение тенденций, скрытых в этой информации, умение визуализировать полученные результаты.

Одним из существенных аспектов обеспечения качества образования является следующее: структура программы должна быть такова, чтобы она давала возможность студентам выйти на определяемые ФГОС результаты обучения. Методы обучения должны обеспечивать достижение результатов обучения. Методы оценивания результатов обучения должны быть такими, чтобы обеспечить возможность адекватной проверки достижения этих результатов [1].

Рассмотрим вариант реализации этого принципа на примере формирования некоторых общекультурных и общепрофессиональных компетенцийв курсе«Организация научных исследований», преподаваемого на первом курсе магистратуры. Магистранты знакомятся (в аудитории и самостоятельно, с использованием соответствующего методического обеспечения) с основами научных исследований, их сутью и организацией, а также методами, способами планирования, получения и представления результатов научных исследований, структурой, содержанием, последовательностью изложения материала и способами оформления научной работы. На основании полученной информации, структурированной преподавателем, магистранты самостоятельно пишут научную работу в соответствии с требованиями к ее содержанию, структуре и оформлению.

При этом у студента частично формируются информационные и общекультурные компетенции ОК-1, ОК-3 (способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3)). Далее студенты публично презентуют в аудитории и обсуждают результаты своей работы по определенным, заранее оговоренным требованиям. При этом частично формируется компетенция ОК-2 (готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2)).Понятно, что традиционными методами, такими как зачет или экзамен, проверить формирование обсуждаемых компетенций невозможно.

Работы оцениваются преподавателем и самими студентами в соответствии с разработанными авторами критериями оценивания письменных работ и презентаций (таблица). Критерии разработаны с учетом принципов, изложенных в работеG. Wisker [5].Общая оценка выставляется с учетом трех составляющих: оценки за содержание научной работы (поиск, отбор, анализ, структурирование необходимой информации), оценки за презентацию работы (структурирование и визуализация информации) и оценки за публичную презентацию (умение четко и уверенно излагать содержание выполненного исследования,аргументированно отвечать на вопросы и вести научную дискуссию). Общее количество баллов рассчитывается по аналогии с требованиями к результатам обучения в магистерской подготовке в Великобритании [2].

Критерии оценивания результатов обучения и уровней формирования компетенций

Рекомендуемая оценка

Критерий и его вес в общей оценке

Наличие актуальной правовой и экономической информации

 

Наличие аргументированной критической позиции автора по рассматриваемой проблеме

Наличие авторских рекомендаций (предложений) по рассматриваемой проблеме и их реалистичность

Стиль изложения материала, его соответствие нормам лексики, последовательность изложения

30%

30%

30%

10,00%

От 80 до 100%

 

Работа построена на изучении актуальных информационных источников. Все приведенные данные относятся к текущему году. Правовые нормы изучены с учетом последних изменений

Все аспекты исследуемой проблемы (вопросы) критически оценены автором. По каждому критическому высказыванию автор приводит четкую и логически выстроенную систему аргументов

Автором сформирована и обоснована система предложений (рекомендаций), направленных на решение исследуемой проблемы. Все предложения имеют реальную практическую ценность

Высокий уровень владения стилем письменной речи, работа полностью соответствует нормам лексики, использованы грамотные речевые обороты. Материал изложен последовательно

Работа построена на изучении актуальных информационных источников. Приведенные данные в основном относятся к предыдущему году, хотя приведены и отдельные данные по текущему году. Правовые нормы изучены с учетом последних изменений

Практически все аспекты исследуемой проблемы (вопросы) критически оценены автором (можно заметить 1-2 позиции, по которым критическое отношение автора обозначено нечетко). Все критические высказывания аргументированны

Автором сформирована и обоснована система предложений (рекомендаций), направленных на решение исследуемой проблемы. Основная часть предложений имеет реальную практическую ценность, однако некоторые являются нереалистичными

Достаточно высокий уровень владения стилем письменной речи, работа в основном соответствует нормам лексики, присутствуют некоторые погрешности; в целом использованы грамотные речевые обороты. Материал изложен последовательно

От 60 до 79%

Работа в значительной части построена на изучении актуальных информационных источников. Приведенные данные в основном относятся к предыдущему году. Отдельные правовые нормы изучены без учета последних изменений

Практически все аспекты исследуемой проблемы критически оценены автором (можно заметить 1-2 позиции, по которым критическое отношение автора обозначено нечетко). Однако аргументация авторской позиции присутствует не по всем заявленным критическим позициям

Автором сформирована и обоснована система предложений (рекомендаций), направленных на решение исследуемой проблемы. Однако основная часть предложений не имеет реальной практической ценности, хотя присутствуют и абсолютно реалистичные меры

Уровень владения стилем письменной речи не полностью соответствует принятым стандартам и нормам лексики, присутствуют некоторые погрешности; хотя достаточно частоиспользованы грамотные речевые обороты. Материал изложен последовательно

Таким образом, использование предлагаемыхподходов позволяет не только сформировать перечисленные выше информационные, общекультурные и общепрофессиональные компетенции, но и адекватно проверить степень их сформированности.

Рецензенты:

Иваницкий В.П., д.э.н., профессор, главный советник при ректорате, профессор кафедры финансовых рынков и банковского дела Уральского государственного экономического университета, г.Екатеринбург;

Резер Т.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления Уральского государственного экономического университета, г.Екатеринбург.

 


Библиографическая ссылка

Маркова Н.И., Видревич М.Б. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ, ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20932 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674