Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТЕГРАТИВНЫЙ АСПЕКТ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ЭКОДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Буркина И.В. 1
1 ФГАОУ ВПО "Северо-Кавказский федеральный университет"
В данной статье предпринята попытка показать интегративный аспект построения подходов к правовому воспитанию экодуховной культуры личности. Прорабатывая вопросы данного аспекта, мы актуализируем необходимость педагогического поиска в области воспитания, подвергая ревизии существующие теории, стремясь к разработке щадящих педагогических техник, где гармония сможет определять единение духовных, природных и правовых факторов бытия. Целью статьи является теоретический обзор научных изысканий в области позиций методологических оснований при трактовке экопедагогического процесса социализации в духе ноосферного развития. Прежде всего, это заключается в разработке интегративного аспекта экологического и правового воспитания.
педагогическая поддержка
ноосферное развитие
воспитательная парадигма
правовая культура
экодуховная культура
правовое воспитание
1. Анисимов О.С., Глазачев С.Н. Экологическая культура: восхождение к духу. – М.: Изд-во «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2005.
2. Андреева И.Н. Философия и история образования. – М.: Моск. гор. пед. изд-во, 1999.
3. Буркина И.В. Воспитание экодуховной культуры личности: интегративный аспект // Международная научно-практическая конференция «Современные воспитательные системы». – М.: Российская академия образования, Международная славянская академия образования им. Я.А. Коменского, Редакция журнала «Педагогика», 2007.
4. Венцель К.Н. Проблема космического воспитания // Научный архив РАО. Ф.23. Оп.1. Ед. хр. 30.
5. Глазачев С.Н. Экологическая культура мира – приоритет безопасности планеты // Зеленый мир. – 2003. – № 9-10. – С. 17.
6. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.
7. Навасардова Э.С., Буркин Д.О. Проблемы правового регулирования научных исследований в области охраны окружающей среды // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). Специальный выпуск: материалы международной конференции «Экология, технологии, культура в современном мире: проблемы vs. решения». – М., 2010. – С. 164-166.
8. Подласый И.П. Энергоинформационная педагогика. – М.: Изд-во «Дата Сквер», 2010. – 424 с.
9. Сорокин В.В. Концепция эволюционного развития православной системы в переходный период: автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. – Екатеринбург, 2003.
10. Чернега К.А. Православное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. – М.: Изд-во «Патриархия», 2000.

Сегодня события, связанные с нестабильностью общества-потребления, еще раз актуализируют острую необходимость соединения разума и духа для обретения «Софии» особенно в пространстве деятельности современного воспитания. Изыскания ученых и педагогов практиков, ориентированные на интеграцию базисных теоретико-методологических, практико-ориентированных и правовых оснований религии, культуры и природы становятся более востребованными. Еще Э. Кант, обосновывая естество бытия, писал: «Человек не всегда подчиняется причинно-следственным законам материального мира, поэтому он не принадлежит ему полностью, он причастен и к другому идеальному миру» [2]. Зачастую, конечно, можно объяснить бытие природных начал в материальном мире простым эмпирическим путем, при этом оставляя имманентное, не гносеологическое на откуп идеальному. Однако не принимать во внимание последние исследования нейронауки и квантовой физики означает не признавать синергетического холизма природы и духовности, которые претензиозны на методологическую основу интегративного аспекта правового воспитания экодуховной культуры личности. И здесь обращает на себя внимание работа И.П. Подласого «Энергоинформационная педагогика», позволяющая рассуждать о новом мышлении, позиционирующем приближение к усредненной истине материального и идеального в человеке [7].

В этом плане хотелось бы также вспомнить великого, незаслуженно забытого русского философа К.Н. Вентцеля [4], который органически и последовательно соединял идею воспитания свободной, творческой личности с идеей космического воспитания, заложив парадигмальные основы космической педагогики. По замыслу К.Н. Вентцеля, она должна была строиться на цельном, едином, гармоническом сознании свободной творческой личности, расширяющемся во все стороны и при этом стремящемся к достижению наивысшего выражения и глубины, трактуясь как творческое жизнепонимание, жизнечувствование и жизнеустремление духовно освобожденного человека [4].

Продолжая рассуждать о необходимости поиска стилей воспроизводства экодуховной культуры через интегративный аспект правового воспитания, который в целом  соответствует вектору оси холотропного цивилизационного развития, необходимо рассматривать и работы академика С.Н. Глазачева. Ссылаясь на труды достойнейших представителей человечества: А.С. Пушкина, Ф.И. Достоевского и Л.Н. Толстого в России, Г.Торо и Р. Эмерсона в Америке, Т. Карлейля в Англии, Р. Роллана во Франции, Тагора и Ганди в Индии, Утимара Кандзо, Окакура Какудзо в Японии, он убедительно доказывает невозможность построения изолированного экологического рая в том или ином обществе [5].

Неодолимое стремление человека к внутренней гармонии, к осознанию ценности мира, к обретению счастья отмечали В.С. Соловьев и С.Л. Франк. Они выдвигали идеи спасения и утверждения жизни как духовный императив социального прогресса. Русские космисты возвысили святое чувство почитания «Матери - Земли», воплотив её в божественно-космический принцип единения - Софию, вечную премудрость, единую силу мира ради «общего дела» для взращивания «розы мира» путём совершенствования человечества и одухотворения природы. Просветление ортодоксальной науки философским духом, понимание «духовности материи» приближают человечество к осознанию ноосферы как мыслящей материи, где нравственный одухотворенный разум определяет бытие [1].

Как и по В.И. Вернадскому, в новом веке определен выбор иного пути цивилизационного развития. Целостность и систематичная определенность способствуют развитию экодуховной культуры как особого вида энергии живого вещества.

Современное воспитание с его индустриализацией пока находится в репродуктивно-педагогической стадии и четко следует курсом гуманистической парадигмы. Такая позиция  пока кажется весьма удобной, так как демократическому обществу нужны субъект-субъектные отношения, когда ребенок и взрослый действуют совместно, находясь в состоянии сотрудничества. Однако в этом случае взаимодействие происходит только посредством созданного цивилизацией условного мира, оторванного от реальных космо-биосоциальных особенностей человеческой индивидуальности, что не способствует единению духовных сил, а также упускается возможность единения каждого отдельного человека со Вселенной [2].

Прорабатывая интегративные аспекты построения подходов к правовому воспитанию экодуховной культуры личности, мы актуализируем межпарадигмальную компетентность и определяем острую необходимость перехода в креативно-педагогическую стадию построения цивилизации будущего, которую представители русского космизма В.И. Вернадский, К.Э. Циалковский, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, И.А. Флоренский охарактеризовали как глобальное ноосферное явление [1].

В этом плане появляется возможность возрождать несправедливо забытые элементы эзотерической воспитательной парадигмы. По мнению В.С. Кукушкина, эта теория  позволяет именно приобщиться к истине, что в целом не осуществимо: не при научно-технократическом, не при гуманитарном моделировании. Незаслуженно забытая парадигма позволяет получить понимание того, что «осознание является силой», при этом здесь нет оценочного компонента, так как исчезает объект оценки, а критерием поведения становится космическая этика. По определению Н.К. Рериха, происходит это через «удар просветительный». Педагогические технологии эзотерической парадигмы по взращиванию холистического мышления, которыми в совершенстве владели многие протоцивилизации [6], опираются на приемы, дошедшие до нас в виде аутотренингов, дыхательных техник и медитаций.

Сегодня экодуховная и правовая нестабильность требует поиска новой воспитательной парадигмы и разработки для нее щадящих форм педагогических техник. Нарастает необходимость овладения механизмами целостного синергетического мышления, развития рефлексивной способности человека будущего. Этот поиск нашел подтверждение на состоявшейся в конце прошлого века всемирной встрече профессоров [5]. Для выработки новых этических оснований развития человечества они призвали к объединению духовности и рациональности. По их мнению, это обусловливает необходимость неизбежной ревизии существующих моделей правового воспитания на предмет духовного развития, позиционирующего возврат человека к естественным каналам взаимодействия с природой по законам эко-системного холизма.

Феноменология экодуховной культуры указывает на её принадлежность к составляющим общность интегративного выстраивания пространственного бытия, которое становится диалогическим прототипом духовного саморазвития, самосовершенствования и приобретения навыков позитивного правового поведения в современном обществе [3]. Обобщающими характеристиками такого процесса являются: компонент осознанности, компонент глобальности, компонент возможности осуществления право-регулирования при разработке технологий правового воспитания экодуховной культуры личности.

Исследовательский научно-теоретический поиск в этой области целесообразно осуществлять с позиций методологических оснований трактовки эко-педагогического процесса социализации в духе ноосферного развития. Прежде всего, это заключается в разработке интегративного аспекта экологического и правового воспитания.

Нынешняя полоса угроз геополитической безопасности обострила указанный поиск в области возможностей мирной реализации осуществления тех видов воспитания, которые посредством педагогической поддержки с опорой на новую методологическую парадигму выступят как наукообразное социокультурное явление. Эквивалентом событийности данной трактовки являются общности: мира, природы, человека и космоса в области правового воспитания экодуховной культуры личности. Это необходимо для того, чтобы современное общество, которое стоит перед необходимостью реализации универсальных истин, транслирующих экодуховную культуру, смогло строить инновационную деятельность по правовому воспитанию интегративным путём со всеми субъектами данного процесса: и педагогами, и родителями, и другими общественными институтами.

В целом  педагогической наукой уже выделены теоретические основания элементов технологии педагогической поддержки, в основе которых лежит эко-педагогическая и социальная грамотность в области защиты прав и достоинств будущего гражданина на разных возрастных этапах развития и саморазвития межпарадигмальной педагогической компетентности, но все это не может претендовать на стабильность в изменениях общего характера движения педагогической действительности к обособлению. Поэтому мы предлагаем иную технологию осуществления педагогической поддержки, которая на основе классификаций интегративного аспекта в соответствии с новым взглядом на разработку ее методологических основ даст возможность преодолеть разделение. В этом смысле синергизм, по большому счету, позволяет успешно осуществлять правовое воспитание экодуховной культуры личности с обязательной опорой на чувственное постижение всеобщей целостности.

Интегративное моделирование правового воспитания, нацеленного на формирование экодуховной культуры посредством осуществления педагогической поддержки, даст возможность по-новому подходить к трактовке вопросов о правосознании, которое В.В. Сорокин трактует как «относительно самостоятельное явление, которое представляет собой духовную основу правовой системы. В нем содержатся многовековые моральные установки общества, которые применительно к российскому государству изначально представляли собой идеи о справедливости, приоритете общественных интересов, утверждение идей коллективизма, взаимопомощь, тесную связь с религией» [9]. Данный аспект, в свете права, пока находится лишь в стадии изучения такими учеными, как Э.С Навасардова, Н.Н. Ваганов, М.А. Догадина, Н.К. Аксанов и др. [7]. Однако интегративный аспект содержания экодуховной культуры личности недостаточно освещен в научной литературе, не определена технология реализации данного направления, отсутствует методологическое обеспечение подготовки кадров для такой работы.

По сути, современному обществу ноосферного тысячелетия нужен педагог новой формации - владеющий технологиями психолого-педагогического сопровождения правового воспитания экодуховной культуры личности; умеющий осуществлять деятельность по профилактике и защите прав и достоинства ребенка; воспринимающий экодуховную культуру и ценности общества как личностно-значимые. В этой связи отечественные ученые Л.А. Харисова, В.С. Леднев, Г.Н. Волков [10] считают, что настала пора для культурологической интерпретации духовности с точки зрения правового воспитания, регламентирующего осуществление процессов психолого-педагогической поддержки. Вышеизложенные интегративные аспекты позволяют определить роль и место духовной и экологической культуры в содержании воспитания, детерминируя концептуальные подходы проблем использования экодуховных ценностей в светской школе - «тотального общества потребления». Актуализация проблем воспитания в эпоху модернизации образования влечет за собой переход к активным поискам интегративных аспектов правового воспитания, нацеленных на преодоление различного рода отчуждений.

В плане становления правового воспитания экодуховной культуры личности, с точки зрения осуществления целей интегративного аспекта, федеральные университеты имеют уникальную базовую возможность в области подготовки кадров метапредметного уровня, владеющих экодуховной правовой компетентностью в разных отраслях отечественного и зарубежного права, видящих изменения духовно-нравственных ориентиров и идеалов, транслирующих ценности экодуховной культуры, понимающих гармонию единения природных и духовных факторов бытия, определяющих пути правового воспитания экологической и духовной культуры личности.

Таким образом, можно сказать, что геополитическая нестабильность начала второго десятилетия новой эпохи двухтысячных годов, обострившая противоречия, связанные: с преодолением разделения мира; с устранением разлада между человеком и природой; с расщепленностью человеческого сознания и души; поставила мировое педагогическое сообщество перед необходимостью глубокого ретроспективного анализа противоречивости позиций установления связи прошлого с настоящим и определения новых тенденций в области правового воспитания для холотропного развития культуры будущего человека, способного строить экодуховное общество. В этой связи интегративный аспект в воспитании экодуховной и в то же время правовой культуры личности, обеспечивающей позитивное цивилизационное развитие, может сыграть главенствующую роль на этом пути.

Рецензенты:

Лобейко Ю.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий института образования и социальных наук СКФУ, г. Ставрополь;

Тупичкина Е.А., д.п.н., профессор, декан факультета дошкольного и начального образования Армавирской государственной педагогической академии, г. Армавир.


Библиографическая ссылка

Буркина И.В. ИНТЕГРАТИВНЫЙ АСПЕКТ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ЭКОДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20950 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674