Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Валиева З.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной общеобразовательной школы, так как детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. В статье под патриотическим воспитанием учащихся понимается постепенное и неуклонное формирование у них любви к своей Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У учащихся должна вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно оценить. Таким образом, значимость исследования обозначенной проблемы определяется девальвацией основных тенденций развития патриотического воспитания учащихся в современных условиях.
патриотизм
патриотическое воспитание
гражданственность
патриотические чувства
патриотические убеждения
1. Бузский М.П., Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества. – Волгоград: Прин Терра, 2008. – 88 с.
2. Валиева З.И. Роль устного народного творчества в формировании патриотизма учащихся в современных социокультурных условиях Северного Кавказа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2013. - № 4 (15). – С. 40-42.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2015 годы». – М. 2010.
4. Кочисов В.К., Чеджемов С.Р. История народного образования Северной Осетии. – Владикавказ: ИР, 1995. – 219 с.
5. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.:Юрайт,2011. – 576 с.
6. Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: дис. … док. пед. наук – М. 2007. – 328 с.
Изменяющиеся социальные условия в России требуют концептуального осмысления воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей у молодого поколения, создания научно-методологической базы для патриотической деятельности, проверки эффективности имеющихся форм работы и нахождения актуальных способов социализации учащихся. Инновационный характер воспитательной деятельности во многом зависит от степени внимания к проблемам патриотического воспитания (ПВ) учащихся в современных условиях со стороны общеобразовательных организаций, педагогического сообщества, всего образовательного пространства. Большое значение приобретают поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

В педагогической науке проблеме патриотического воспитания посвящено немало исследований. Вопросы формирования патриотических чувств, гражданственности и преданности своему народу, Родине, национальным идеалам исследовались и в трудах известных отечественных педагогов и общественных деятелей: А.Ф. Афтонасьева, З.И. Валиева, В.К. Кочисов, С.Р. Чеджемов, Н.М. Карамзина, А.П. Куницына, А.С. Макаренко, А.Н. Радищева, В.Я. Стоюнина, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. Все они были едины во мнении, что важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному краю, национальной культуре, родному языку, природе и т.д. [2; 4].

Наблюдая повышение общественного статуса воспитания, многие ученые и педагоги (М.П. Бузский, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев) отмечают, что сложившееся в настоящее время положение требует более активных и действенных мер со стороны государства, системы образования, всего общества по воспитанию у детей и молодежи  гражданственности, патриотизма, гордости и преданности культуры межнационального общения [1]. Для этого необходимо добиваться согласованности усилий всех основных социальных институтов воспитания. Здесь уместно привести слова Д.А. Медведева: «Защита Родины - это наша святая обязанность, это нравственная основа для всех поколений. И мы уверены: любой агрессии против наших граждан будет дан достойный отпор. А будущее России будет мирным, успешным и счастливым».

Таким образом, проблема патриотического воспитания школьников в нашей стране достаточно актуальна. Государственно-политические и социально-экономические преобразования в Российской Федерации получили свое отражение и закрепление в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы» [3], отразившей новое видение проблемы воспитания патриотизма у молодежи, толерантности, любви к природе, семье и др. А реализация этих программ - первостепенная задача всех образовательных учреждений.

Мы провели эмпирическое исследование результативности патриотического воспитания учащихся. Исследование осуществлялось в соответствии с требованиями современной методологии, было направлено на подтверждение выдвинутой гипотезы, реализацию поставленных задач и выявление эффективности разработанной технологии по формированию и выявлению патриотичности у учащихся в современных  условиях общеобразовательных организаций.

Базой исследования стали 15 городских и 15 сельских общеобразовательных организаций республики Северная Осетия-Алания. Сельские школы: Хумалагская, Кадгаронская, Карджинская, Эльхотовская №2, Октябрьская, Ногирская №2, Черменская,  Ольгинская, Чиколинская №2, Майская, Михайловская, Дигорская, Кизлярская №2, Сунженская, Бесланская №8. Городские школы: №№13, 15, 27, 39, 46, 7, 50, 45, 38, 22, 17. В практическую работу по апробации экспериментальной программы по ПВ учащихся в современных условиях общеобразовательных организаций были вовлечены учащиеся 4-10-х классов, их классные руководители и учителя предметники. В эксперименте приняли участие 1500 учащихся.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс патриотического воспитания учащихся в современных условиях общеобразовательных организаций повысится и будет эффективным при целенаправленной организации и проведении воспитательной работы в общеобразовательных организациях с четкой установкой на воспитание патриотизма с учетом изменений, происшедших в последнее время в России. Вся учебно-воспитательная работа в общеобразовательных организациях, на базе которых проводилась экспериментальная работа, строилась с учетом многонациональности и многоконфессиональности, в духе взаимного уважения к культуре всех народов. Руководители этих школ, педагоги под руководством автора проводили большую работу с учащимися и их родителями по воспитанию учащихся в духе патриотизма, гражданственности, мира, единства, толерантности.

Для выявления уровня сформированности знаний о ПВ вообще, нами была разработана анкета с вариантами нескольких ответов на каждый вопрос (допускалось право выбора до трех ответов), содержащая следующие вопросы: Как Вы понимаете значение слова «патриотизм»? Что такое Родина? Что Вы полагаете под понятие Отечество? Ваше мнение с кого и чего начинается Родина? Ваше понимание выражения «верность воинскому долгу»? Что вы понимаете под терминами «дружба» и «товарищество»?

На вопрос «Как Вы понимаете значение слова «патриотизм»»? учащиеся дали такие ответы: патриотизм -  это готовность к защите своей Родины (22%); верность воинскому долгу (18%); любовь к своему народу (7%); готовность принести свою жизнь во имя Родины (8%); почитание и уважение к народным традициям, культуре, языку (20%); национализм (6%); форма национального эгоизма (5%). На вопрос «Что такое Родина»? учащимися были даны следующие ответы: Родина - это мой родной край (58%); место, куда каждый человек всегда хочет вернуться (36%); место, где я родился, родились мои родители (42%); земля, где живет мой народ (44%). На вопрос «Что Вы полагаете под понятие Отечество»? учащиеся ответили: Республика Северная Осетия - Алания (43%); Россию - страну, в которой я родился и живу (67%); наша родная Земля (12%); Каждый человек свободен, и не обязательно иметь конкретную Родину (5%). На вопрос «Ваше мнение с кого и чего начинается Родина»? были даны следующие ответы: Родина начинается с того родильного отделения больницы, где я родился (35%); с первого глотка молока моей мамы (33%); с земли  предков (28%); с государственной границы (46%); с родного дома (18%); с верных товарищей (15%); с моего города Владикавказа, с родного села (52%);с той песни, что пела нам мать (10%). На вопрос анкеты «Как Вы понимаете выражение «верность воинскому долгу»»?, учащиеся ответили: значит, сохранять свою честь и достоинство перед Родиной (52%); долг и обязанность каждого современного российского человека (47%); это когда человек является предателем, избегает исполнения своего долга перед Родиной, отсутствует у него желания защищать ее (43%); у наемников нет Родины, и поэтому у них не существует такого понятия как «верность воинскому долгу» (41%). Учащиеся на вопрос «Что вы понимаете под терминами «дружба» и «товарищество»»? ответили: это взаимопонимание и взаимовыручка (46%); равноправные отношения между защитниками (31%); когда не щадя своей жизни выручаешь своего товарища, в момент опасности оказываешься рядом и протягиваешь руку помощи ему (56%); когда одноклассники не допускают в отношении друг друга грубых, оскорбительных слов и издевательств (15%). Как показало анкетирование, основная часть учащихся (от 25% до 40%) точно понимают, каким должен быть российский защитник, какими качествами должен обладать и в основном смогли  правильно охарактеризовать понятия «Родина» и «патриотизм».

Далее мы приступили к реализации экспериментальной программы нашего исследования. В патриотическом воспитании учащихся были использованы разнообразные организационные формы: массовые и групповые (коллективные), индивидуальные и общественные поручения, задания, подготовка к мероприятиям патриотического содержания, конкурсы, и викторины, круглые столы и диспуты, дискуссии и классные часы, акции и беседы и др. Учителями были использованы разные организационные формы, потому как, применяемые одни и те же формы воспитания теряют новизну, становятся неинтересными, не дают ожидаемой продуктивности. Исследование показало, что реализация программы по ПВ учащихся в условиях современных общеобразовательных организаций обеспечивает эффективное формирование патриотической воспитанности, гордости и преданности, учащихся при реализации следующих современных условий: непрерывная целенаправленная работа учителей-предметников по сплочению детского коллектива; организация систематического воздействия на сознание учащихся с использованием средств народной педагогики с целью развития и формирования у детей патриотических представлений понятий, гордости и преданности и их применение в воспитательном процессе учебной и внеучебной деятельности; активизация вовлечения учащихся в многообразную патриотическую деятельность.

Для реализации общей стратегии воспитания патриотизма нами был использован большой потенциал новых информационных технологий. Они создали широкие возможности для воспитательной среды - виртуальное образовательное и воспитательное пространство. Целеустремленная налаженность данной системы на базе информационных технологий дала возможность продуктивно, эффективно и результативно решать ряд задач воспитательной деятельности по патриотическому воспитанию учащихся в условиях наших экспериментальных общеобразовательных организаций. Одной из основных задач патриотического воспитания учащихся, стоящих перед нами в процессе реализации экспериментальной программы было воспитание у учащихся любви к родному краю, чувства гордости за Родину, осознание учащимися всей сложности, противоречивости, неоднозначности исторического пути родной земли, Отчизны. В связи с этим, в ходе различных мероприятий учащимся помогли понять историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности в жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключался главный смысл нашей работы.

В качестве примера приведем сценарий одного классного часа: Тема: «Россия - наша Родина». Целью проведения классного часа было формирование у учащихся чувства патриотизма и гражданственности, а также популяризация государственных символов РФ - Герба, Флага, Гимна. Основная форма проведения - презентация. Информация к размышлению: уважение и любовь к своей Родине. Символы России нужны как воплощение ее истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. Были подготовлены: изображения Герба и Флага России, звучал Гимн России.

Ведущий: Добрый день! Сегодня мы поговорим о нашей Родине и государственных символах. Были озвучены основные вопросы: В каком государстве вы живете? Назовите столицу нашего государства. Назовите свою малую родину. Чем славится ваш город?

Ответы учащихся. Россия - официальное название - Российская Федерация. Столица - Москва. Площадь 17 мл. 75 кв. км. Россия - самое крупное государство на земном шаре. Население 148 млн. человек. Всего на территории России проживает свыше 100 наций и народностей. Официальный государственный язык на всей территории - русский.

Ведущий: Каждый человек, живущий на этой планете, любит свою страну не только за ее успехи на мировой арене, но и за родные края, леса, реки и поля. Какие государственные символы вы знаете?

Ответ ученика: У каждой страны есть история создания государства и отличительные признаки. К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг - в XVIII в., а первый гимн - в XIX в. Граждане России гордятся своими символами.

ГЕРБ. Слово «герб» пришло в русский язык в XVI-XVII вв. В его основе лежит немецкое erbe, что означает «наследство». Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба - стабильность, постоянство в употреблении. Государственный герб свидетельствует о независимости страны, родовой герб - о принадлежности его владельца к определенному сословию. Герб, как правило, официально утверждается высшей властью.

Вопрос ведущего для 1 группы: Откуда же возникла эмблема двуглавого орла на Руси?

Ответы учащихся: 1. В Риме орел почитался с древнейших времен. По преданию, именно орел, этот вестник богов, предсказал Тарквинию Древнему обретение царской власти. Распространенность эмблемы двуглавого орла на Балканах привела ученых к мысли, что именно из этого региона орел мог попасть на Русь. Но самое интересное - двуглавый орел встречался и на самой Руси, причем задолго до 1497 г. Двуглавый орел призван был символизировать мощь и независимость нашей страны. В этом качестве он и продолжил свою историю на Русской земле.

2. В XVI-XVII вв. в Московском царстве использовались две государственные печати - Большая и Малая. Они отличались размерами, расположением эмблем и надписями, но на обеих сохранились изображения всадника и двуглавого орла. На Большой государственной печати всадник помещался на груди двуглавого орла. На Малой печати всадник и орел изображались на двух сторонах. В конце 1530‑х гг. двуглавый орел приобрел более воинственный вид. На печати Лжедмитрия I орел изображен с поднятыми вверх крыльями, а над его головами - две короны, между которыми - третья, большего размера. На печатях царя Михаила Федоровича крылья орла опустились, над головами орла помещались три короны.

Задание: Описать более подробно герб России.

Учащийся: Фон герба красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита - золотой двуглавый орел. Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Над головами орла мы видим короны, а в лапах он держит скипетр и державу. В давние времена корона, скипетр и держава считались символами власти. На груди орла помещено изображение всадника. Это святой Георгий Победоносец, который копьем убивает змея. Змей - символ зла. Он повержен героем.

Ведущий: История создания герба огромна. Символы безымянны, они не знают авторства, их создает сама история.

ФЛАГ. Сообщение учащегося об истории российского флага: «Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту. В апреле 1668 г. на российские суда было приказано выдать большое количество материи белого, синего и красного цвета, но как именно располагались эти цвета на первых российских флагах не известно. Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатический представительств России за рубежом. Флаг - наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием».

Ответ участника на вопрос «Когда же появился трехцветный российский флаг»?

 Во все времена цвету придавали особое значение, выбрать цвета национального флага очень ответственное поручение. Так, белый означает и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь, отвагу. В данном виде он существует с 1991 г. Фактически воспроизводит существовавший в России с 1705 г. флаг торгового флота, который считался символом Российской империи с 1873 г. с черно-желто-белым династическим флагом Романовых. Поэтому можно считать, что флагу России уже более 300 лет.

ГИМН. (3 группа). Сообщение участника об истории гимнов России:

- «Гимн» - слово греческого происхождения, оно означает «торжественную, хвалебную пеню». Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем. В эпоху Петра 1 зазвучали торжественные канты - светские гимны, исполняющиеся на церковный манер. При Петре 1 появился первый военный марш, который стал неофициальным гимном России. Россия знала еще несколько мелодий, ставших ее неофициальными гимнами. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. В этот момент люди поворачиваются в сторону государственного флага, мужчины снимают головные уборы.

Ведущий: Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В. Михалкову (1913 - 2009 гг.), а музыка - композитору и дирижеру А.В. Александрову (1883-1946 гг.). Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом Президента России В.В. Путина 30.12 2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения - такова идея гимна.

Учащиеся по окончании практической работы показали глубокие знания по изучаемым предметам, особенно по истории России, продемонстрировали интерес к своему историческому прошлому и к культуре не только своей республики, но и всего Северного Кавказа и России, осознали национальные ценности и нормы поведения, были активны в текущей работе, при организации и проведении мероприятий патриотического содержания. Патриотические эмоции, чувство ответственности, желание каждого школьника стать достойным гражданином России, непрерывное ощущение патриотичности, гордости, преданности стали основными мотивами их поведения.

Результаты экспериментальной работы по патриотическому воспитанию учащихся, которые нами были проверены по вышеприведенной анкете, подтвердили нашу гипотезу. У школьников сформировалось патриотическое сознание гордости и преданности в совокупности знаний, мотивов, убеждений и поведения, доказано эффективность функционирования разработанной программы по ПВ учащихся в современных условиях общеобразовательных организаций.

Рецензенты:

Каргиева З.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;

Чеджемов С.Р., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Валиева З.И. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21007 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674