Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРУКТУРА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРА СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Селиванова С.Р. 1
1 ФГБОУ ВПО Волгоградская государственная академия физической культуры
Анализ профессиональной деятельности в спортивном менеджменте позволил выделить ряд дополнительных функциональных обязанностей, более высокий уровень психологической напряженности и работоспособности по сравнению с управленцами иных сфер деятельности. Это предъявляет иные требования к его подготовке, вместе с предметом управления делает необходимым обратить пристальное внимание на структуру его физической подготовленности. Совокупность всех запросов практики заставляет взять за основу системы физической подготовки представление о функциональной подготовленности по И.Н. Солопову и А.И. Шамардину. Адаптация этих представлений к сфере подготовки в физическом воспитании будущих высококвалифицированных специалистов дала возможность выделить комплекс качественных характеристик работы организма, определяющих эффективность и качество выполнения определенных действий, присущие специфике профессиональной деятельности спортивного менеджера. Взаимовлияние компонентов функциональной подготовленности и понимание их сущности дает возможность осуществлять системную подготовку специалиста, а также оценивать уровень функциональной подготовленности и состояния организма и его здоровья с целью корректировки режима двигательной нагрузки.
работоспособность
дифференциации труда спортивного менеджера
профессиограмма
функциональная подготовленность
1. Карпов В.Ю., Августимова О.С., Еремин М.В. Современный взгляд на подготовку спортивного менеджера // Имидж образования – вызовы современного мира : материалы первой международной конференции / под ред. Е.А. Петровой. - 2015. - С. 85–90.
2. Николаева Н.И. Здоровье - основа человеческого потенциала - проблемы и пути их решения // Народное образование. Педагогика. - 2013. – Т. 8. - № 2. - С. 801–803.
3. Смольник Т.В. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности студентов : методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Физическая культура» / Шахтинский ин-т (филиал) ГОУ ВПО «ЮРГТУ» (НПИ). – Новочеркасск : ЮРГТУ, 2010. – 29 с.
4. Солопов И.Н. Функциональная подготовка спортсменов : монография / И.Н. Солопов, А.И. Шамардин; Гос. ком. Рос. Федерации по физ. культуре и спорту. Волгогр. гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2003. – 263 с.
5. Солопов И.Н., Шамардин А.А., Чёмов В.В. Сущность и структура функциональной подготовленности спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 8. - С. 56–60.
6. Сулейманова С.Р., Мастеров А.Г. Организационно-правовые и методические аспекты совершенствования процесса подготовки будущих менеджеров в условиях физкультурного вуза // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2013. - № 1 (22). - С. 116–121.
7. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. - М., 2010. - URL: http://www.rae.ru/monographs/61 (дата обращения: 14.05.2015).
8. Профессиограммы специалистов [Электронный ресурс]. - URL: http://profigrama.ru/profession/менеджер (дата обращения: 10.05.2015).

Подготовленность специалиста управления к будущей деятельности есть комплексный результат не только интеллектуальной и психологической, но и физической подготовки. При разработке данной проблемы следует учитывать значительный опыт исследований в области спорта. В последнее время специалисты совершенно справедливо отмечают, что традиционный подход, направленный на совершенствование физических качеств, в значительной степени исчерпал свои возможности [4]. Именно поэтому выдвинуто представление о том, что необходимо развитие функциональных возможностей организма, следовательно, акцент смещается в сторону функциональной подготовленности [5]. Такие системные представления, на наш взгляд, должны стать основой и при решении вопросов организации процесса физического воспитания квалифицированного специалиста. Данное соображение определило цель данной работы - определение схемы функциональной подготовленности спортивных менеджеров и на ее основе создание принципиальной модели функциональной подготовленности.

Материалы исследования. Решение проблемы функциональной подготовленности в первую очередь связано с разработкой принципиальной модели, а также с определением круга соответствующих методов исследования. Еще одно важное условие - системный подход, т.е. выделение того результата, которого должен достигнуть организм, в данном случае, специалиста.

Первое обстоятельство - это выделение наиболее принципиальных особенностей трудовой деятельности в рассматриваемой области, что, собственно, и определяет направленность функциональной подготовленности.

Многочисленные функциональные обязанности и задачи специалиста физкультурно-спортивной отрасли в области экономики, маркетинга и юриспруденции, управленческой подготовки, навыка и опыта из области собственно теории и методики физической культуры и спорта, теории и методики спортивной тренировки, педагогики физической культуры и спорта, требуют не только соответствующих знаний, но и функциональной подготовленности, необходимой для решения всех этих задач [1].

Отличающей особенностью интеллектуального труда менеджера является высокая степень ответственности за принимаемые управленческие решения. Специфика в том, что умственная работа не заканчивается с окончанием рабочего дня (мысли о возможных вариантах решения, каким мог бы быть результат, или переживания по поводу разрешения конфликтных ситуаций продолжают возбуждать нервную систему, усугубляют эмоциональное напряжение), что способно привести к истощению нервной системы и переутомлению [3].

В конце рабочего дня организм человека способен ощутить все воздействия проведенной за этот временной период работы, как физической, так и умственной. В конце рабочего дня влияние физической и умственной работы (усталость, утомление) определяется как острое влияние, к концу рабочей недели - среднее влияние [2].

Но необходимо отметить, что менеджер сферы физической культуры и спорта (ФКиС) в большей степени подвержен риску, не столько связанному с финансовыми потерями или экономической неопределенностью, сколько рожденному специфическими условиями профессиональной деятельности: гибкий и динамичный трудовой график, комплексность и масштабность управляемого предприятия, периодичность спортивных событий и, следовательно, принятие решений и ответственность за организуемые и проводимые мероприятия и так далее. Например, стресс, испытываемый менеджером команды во время соревновательной деятельности, степень которого для менеджера другой специализации может стать губительной во всех смыслах. Это определяется и напряженностью соревнований, и высочайшей неопределенностью при принятии решений, и зачастую минимальным временем для таких решений. Следует подчеркнуть, что в ряде случаев возможен высокий уровень физических нагрузок.

Таким образом, специалист в сфере ФКиС должен отличаться высоким уровнем функциональной подготовленности, обеспечивающей его психоэмоциональную устойчивость и стрессоустойчивость на фоне значительного мотивационного статуса.

Упомянутые ранее свойства организма и функциональные состояния менеджера физкультурно-спортивной отрасли, мы считаем, будет рационально связать с его функциональной подготовленностью к профессиональной деятельности, так как именно функциональная подготовленность обеспечивает необходимый уровень готовности организма к выполнению специфической работы (социально-экономическое управление в сфере физической культуры и спорта). В представление о функциональной подготовленности специалиста также можно включить выделенный И.Н. Солоповым (2007) комплекс качественных характеристик работы организма (экономичность систем, устойчивость, способность реализации потенциала и другие), который будет определять эффективность и качество выполнения определенных действий, присущих специфике профессиональной деятельности спортивного менеджера.

Профессиограмма спортивного менеджера должна содержать ряд характерных элементов, обоснованных исходя из характеристик работоспособности менеджера физкультурно-спортивной отрасли, аспектов его функциональной подготовленности. В первую очередь это относится к профессионально важным качествам данного специалиста: когнитивные (интеллектуальные) качества, физические (выносливость, быстрота реакции), психофункциональные (эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость) и так далее [7; 8].

При рассмотрении некоторых структурированных моделей функциональной подготовленности вышеупомянутых ученых нам представляется логичным построение подобной модели функциональной подготовленности специалиста физической культуры и спорта (рис. 1) с принципиальными особенностями, характерными для специфики управленческой деятельности: умение эффективно (своевременно) разрабатывать и принимать управленческие решения, умение реагировать (ориентироваться) на ситуацию, сохраняя при этом необходимый уровень спокойствия (стрессоустойчивость) и т.д.

Все вышесказанное позволило выделить наиболее важные компоненты, которые определяют деятельность менеджера в системе ФКиС.

Как и в других иерархических схемах функциональной подготовленности, в предложенной схеме (рис. 1) ее компоненты взаимодействуют и взаимосодействуют. Любая деятельность, в том числе и спортивная, представляет собой взаимодействие психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемое корой головного мозга и направленное на достижение цели [5].

Порядок компонентов в иерархии функциональной подготовленности специалиста физкультурно-спортивной отрасли определен нами исходя из того, что психический компонент представляет собой компонент управления деятельностью и эмоциями (мышление и функционирование мозга), физический - компонент исполнения.

Рис. 1. Принципиальная схема функциональной подготовленности специалиста отрасли ФКиС

Соответственно, физическая подготовленность специалиста ФКиС и предполагаемые ею двигательные функции и физическая активность, выносливость с определяющими ее факторами функциональной устойчивости, механизмов энергообеспечения (работоспособность кардиореспираторной и эндокринной систем, устойчивость ЦНС к длительной напряженной деятельности и т.д.) являются базовыми свойствами, определяющими эффективность профессиональной управленческой деятельности специалиста физкультурно-спортивной сферы. Физическая подготовленность имеет прямое и относительно быстрое воздействие на познавательные способности и здоровье мозга человека, на его когнитивные функции, что в значительной степени определяет его профессиональную и творческую продуктивность. Взаимовлияние психической (психофункциональной) и физической подготовленности - основа гармоничного развития человека.

Психофункциональная подготовленность может быть охарактеризована особенностями процессов приспособления или адаптации человека к специфическим условиям выполняемой деятельности (психический компонент проявляется в уровне развития психических качеств, уровне психического состояния и психической работоспособности) [5].

Стоит отметить, что качествами психофункциональной подготовленности специалиста отрасли ФКиС являются способность сохранять внимание при различных нагрузках и в разных условиях трудовой деятельности (например, конфликтах), стрессоустойчивость, то есть способность сохранять спокойствие при изменении внешних факторов, управлять своим поведением в экстремальных условиях, а также другие психические качества, состояние и работоспособность. Развитие психических качеств специалиста физкультурно-спортивной отрасли (целеустремленность, смелость, решительность, уверенность в своих силах и способность к максимальному проявлению функциональных возможностей в условиях напряженной профессиональной деятельности) формируют личность специалиста, от них зависит конечный результат и достижение цели.

Представленная архитектура взаимосвязей между компонентами и функциями функциональной подготовленности, интегрированная из авторских разработок В.С. Фомина (1984), И.Н. Солопова и А.И. Шамардина (2003) и других, а также дополненная с учетом полученных результатов анализа, схематически может выглядеть следующим образом (рис. 2) [4].

Такая структура дает основание для разработки специфических схем физической подготовки менеджера системы ФКиС, которые будут способствовать формированию наиболее значимых и принципиальных особенностей организма.

Рис. 2. Структура функциональной подготовленности менеджера отрасли ФКиС

Заключение. Понимание сущности, взаимодействия и взаимосодействия выделенных нами компонентов системы (рис. 1) в первую очередь дает целенаправленно строить систему физических упражнений, направленных на повышение функциональной подготовленности. Кроме этого, возможно в динамике оценивать уровень функциональной подготовленности и состояния организма и его здоровья с целью адекватной корректировки режима двигательной нагрузки.

Такая схема является основой при разработке и последующем внедрении технологии процесса подготовки специалиста управления физкультурно-спортивной отрасли. Ее целью будет развитие всех качеств и приведение их к модельным характеристикам. На основе предложенной структуры можно определять средства и методы физической культуры, позволяющие повышать функциональную подготовленность в целом.

Практическое применение предлагаемых схем является основанием для объективизации самооценки менеджерами собственной работоспособности, физической активности, психического состояния и общего уровня здоровья. Это поможет составить реальную картину уровня функциональной подготовленности профессиональных менеджеров сферы ФКиС, сформировать технологию подготовки будущих менеджеров на этапе их вузовского обучения.

Рецензенты:

Анцыперов В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики гимнастики ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград;

Карпов В.Ю., д.п.н., профессор, профессор кафедры физического воспитания и спорта ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Селиванова С.Р. СТРУКТУРА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРА СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21050 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674