Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА СРЕДСТВАМИ ПЛАВАНИЯ

Сахарова Н.Е. 1 Соколова В.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет Минобрнауки России»
Целью работы является изучение динамики показателей физического развития и функционального состояния у детей с избыточной массой тела при использовании коррекционной программы занятий плаванием. Представлены результаты обследования 99 учащихся 1–4-х классов ГБОУ «Центр образования № 1329». Возраст обследуемых составил от 6 до 11 лет. Обследование проводили четыре раза (перед началом занятий, через 3, 6, и 9 месяцев занятий плаванием). Изучали динамику массы тела и толщину 3-х кожно-жировых складок, которые измеряли методом калиперометрии в типичных местах. Функциональное состояние организма оценивали на основании анализа частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД), частоты дыхания (ЧД), жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и динамометрии кисти. После проведенного курса тренировок по результатам повторных исследований отмечалась положительная динамика функциональных показателей: ЖЕЛ, ЧД, АД и ручной динамометрии, а также уменьшалась масса тела и толщина жировых складок в трех типичных местах. Настоящее исследование доказывает положительное влияние занятий плаванием на физическое и функциональное состояние детей с избыточной массой тела.
толщина жировой складки
физическое состояние
функциональное состояние
плавание
младший школьный возраст
здоровье детей
избыточный вес
ожирение
1. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для вузов. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – С. 398.
2. Василенко В.А. Популярный медицинский справочник. – М.: Изд. «Вече», 2007. – С. 38.
3. Гуревич К. Г., Платонов В. Н. Индивидуальная адаптация школьников к физической нагрузке // Спортивная медицина: наука и практика. – 2011. – № 4. – С. 29-33.
4. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учебное пособие для студентов. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – С. 472.
5. Карпенко Е. Н., Короткова Т. П., Кошкодан Е. Н. Плавание: игровой метод обучения. – М.: Олимпия Пресс; Донецк: Пространство, 2006. – С.48.
6. Митяева А.М. Здоровье-сберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Академия, 2010. – 192 с.
7. Степанова О.Н., Венгерова Н.Н., Погодин С.Н. Концептуальный подход и алгоритм педагогического проектирования физкультурно-оздоровительных занятий // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 2. – С. 60-62.
8. Dietz W.H. Overweight children and adolescents / W.H. Dietz, T.N. Robinson // N. Engl. J. Med. 2005. – Vol. 352. – P. 2100-2109.
9. World Health Organization. Global strategy on diet, physical activity and health: Obesity and overweight, 2004. – Available from: http://www.who.int/dietphysicalactivity/publications/facts/obesity/en/Accesssed.
10. World Health Organization: Prevention and Managing the Global Epidemic of Obesity. Report of the WHO Consultation on Obesity. – WHO, 1997.

По данным ВОЗ 30–50 % детей, имеющих избыточный вес, сохранят его и во взрослом периоде жизни. Ожирение и избыточный вес сказываются на физическом, функциональном состоянии и поведении ребёнка. «Полные» дети позже начинают ходить, медленнее развиваются, чаще болеют, у них снижается иммунитет, снижается двигательная активность [3].

Самой распространенной формой избыточного веса и ожирения в детском и подростковом возрасте является алиментарное ожирение, не связанное с нарушением работы эндокринной системы организма (83,7 % случаев) [2].

Существует много комплексов физических упражнений для повышения двигательной активности детей и коррекции их веса, но одним из эффективных путей решения проблем ожирения или избыточного веса являются занятия физической культурой, в том числе плаванием, имеющим ряд преимуществ перед другими физическими нагрузками. В отличие от других видов физических упражнений плавание имеет свои характерные особенности, потому что двигательные действия человека происходят в условиях водной среды [4,5].

Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают координацию движений, гармонично развивают все группы мышц, предотвращают нарушения осанки, плоскостопие, благотворно влияют на обмен веществ и способствуют снижению избыточного веса [1, 7, 8]. Плавание является средством повышения иммунитета, закаливания, эффективной тренировки сердечно-сосудистой системы.

У человека, находящегося в воде, учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов. Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, поэтому при плавании расходуется больше энергии (в зависимости от температуры воды и скорости плавания), чем в других циклических видах спорта [6, 9].

Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям [10].

Целью нашей работы является оценка влияния оздоровительного плавания на физическое и функциональное состояние ребенка и разработка коррекционной программы для детей с избыточным весом.

На базе центра образования №1329 нами были проведены исследования 40 детей, имеющих избыточную массу тела, занимающие по стандартной программе обучения плаванию (1 группа), и 43 ребенка, также имеющих избыточную массу тела и занимающихся по разработанной коррекционной программе – экспериментальная группа (2 группа). Соответствие веса возрастным показателям определялось по центильным таблицам («Справочник педиатра» под ред. В.О. Быкова (Ставрополь, 2004)).

Исследования детей 1 и 2 групп включали динамическую оценку физического и функционального состояния в течение всего учебного года.

Оценивались следующие показатели: рост, масса тела, толщина кожно-жировых складок в трех типичных местах (на спине, на животе, на внутренней поверхности бедра). Определяли жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ) с помощью спирометрии, силу мышц кисти с помощью ручного динамометра, анализировали частоту дыхания (ЧД), частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД). Оценку состояния проводили в несколько этапов: перед началом занятий, через 3, 6, 9 месяцев занятий. В группы включались дети, умеющие плавать.

Коррекционная программа является оригинальной авторской разработкой для коррекции избыточного веса детей младшего школьного возраста средствами плавания, используется в течение 5 лет в центре образования № 1329 города Москвы.

Занятия проводились одним педагогом в утренние и дневные часы. Программа предусматривала проведение не менее 3-х занятий в неделю, продолжительность каждого занятия 45–60 минут. За весь период исследования проведено не менее 108 учебно-тренировочных занятий в каждой группе детей.

Контрольная группа (1 группа) занималась по стандартной школьной программе ЦО №1329, при этом с детьми не проводилась ознакомительная беседа о положительном влиянии плавания на здоровье и инструктаж. Помимо этого время на занятия в спортивном зале было ограниченно, либо отсутствовали вовсе.

В экспериментальной группе 2 группа до начала занятий проводилась беседа с объяснениями «физиологии» ожирения, объяснялась необходимость регулярного систематического посещения занятий с постоянным усложнением структуры каждого занятия. Поэтому дети относились к занятиям ответственно, и пропусков без уважительной причины практически не было. Особенностью коррекционной программы является то, что она разработана для детей младшего школьного возраста, страдающих избыточной массой тела, и предусматривает индивидуальный подход при обучении плаванию. Кроме того, в программе увеличено время третьего занятия в неделю, так как оно не входит в обязательную школьную программу, а является дополнительным образованием. Основное внимание уделяется плаванию с досками, которое следует проводить в произвольном, удобном для каждого ребенка темпе, и обязательным последующим отдыхом в воде, во время которого выполняются специальные дыхательные упражнения. Во время выполнения упражнений с досками особое внимание уделяется движениям ног и дыханию при изучаемом способе плавания.

Тренировочная программа экспериментальной группы была направлена на развитие выносливости, двигательных и координационных способностей детей с учётом их индивидуальных особенностей и степени тренированности. Основу комплексов упражнений составляли упражнения для нижних конечностей как при занятиях в спортивном зале, так и непосредственно в воде (плавание с досками, плавание с «тормозом», плавание с лопатками и т.д.).

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Динамика изменения толщины жировой складки у детей в процессе занятий плаванием

Как видно из рисунка, в экспериментальной группе наблюдения толщина жировой складки достоверно уменьшается в области живота за счет укрепления мышц передней брюшной стенки и уменьшения жировых отложений через 9 месяцев регулярных занятий плаванием. В области спины и бедра наблюдалась тенденция к уменьшению жировых отложений по сравнению с контрольной группой. Уменьшение жировой ткани на обследуемых участках происходит за счёт сжигания жира подкожно-жировой клетчатки, при этом отмечалось снижение общей массы тела и увеличение мышечной силы.

Динамика функциональных показателей в 1 и 2 группах наблюдения

Показатели

Сентябрь

 

Май

 

P

Сентябрь

 

Май

 

P

1 группа

2 группа

ЧД (в мин)

23,2±0,64

22,6±0,63

Р>0,05

24,9±0,75

19,2±0,69

P<0,05

АД (мм рт. ст.)

110,6/73,1±1,4/1,14

110,1/72,5±1,39/1,13

Р>0,05

110,6/73,4±1,58/1,29

109,3/73,2±1,57/1,29

P<0,05

ЧСС (уд/мин)

87,7±1,24

88,2±1,25

Р>0,05

89,6±1,43

84,2±1,38

P<0,05

ЖЕЛ (мл)

1500±160

1800±170

Р>0,05

1400±180

1700±200

P<0,05

Динамо-метрия (кг)

Пр.

11,75±0,45

13,0±0,48

Р>0,05

10,7±0,49

12,9±0,54

P>0,05

Лев.

9,75±0,41

10,6±0,43

Р>0,05

8,3±0,43

10,8±0,49

P<0,05

Как видно из таблицы, через 9 месяцев регулярных занятий в экспериментальной группе отмечается достоверное снижение частоты дыхания с 24,9±0,75 до 19,2±0,69 в мин, увеличение ЖЕЛ с 1,4 до 1,7 литра. Под воздействием тренировочных нагрузок снижалась ЧСС с 89,6±1,43 до 84,2±1,38 уд/мин, при этом артериальное давление демонстрировало лишь тенденцию к снижению от 110,6/73,4 до 109,3/73,2 мм рт. ст. Следовательно, отмечалась достоверная положительная динамика функционального состояния детей.

Показатели динамометрии кисти как на правой ( 10,7±0,49 до 12,9±0,54 кг), так и на левой руке (8,3±0,43 до 10,8±0,49 кг) достоверно увеличивались, что свидетельствует об увеличении мышечной силы и симметричном развитии мышц верхнего плечевого пояса, что свидетельствует об улучшении физических данных у детей.

Также проводилась оценка заболеваемости детей обеих групп наблюдения, по данным медицинского контроля за состоянием здоровья в течение учебного года, который осуществлялся совместно с педиатром школы.

Следует отметить, что до начала занятий в бассейне дети в среднем пропускали уроки по школьной программе чаще, в 1,5 раза чаще, чем в середине и конце учебного года. Следовательно, показатели общей успеваемости стали выше.

Таким образом, регулярные занятия оздоровительным плаванием приводят как к снижению массы тела, активно влияют на сжигание излишней жировой ткани, а также способствуют повышению общей работоспособности и профилактике ОРВИ заболеваемости у детей. Курс оздоровительного плавания должен составлять не менее 3-х занятий в неделю продолжительностью по 45–60 минут в течение учебного года. В этом случае достигается выраженный положительный эффект снижения веса и нормализация практически всех функциональных показателей. Следовательно, разработанная коррекционная программа занятий плаванием с детьми, имеющими излишний вес, дает более значительные результаты по сравнению со стандартной методикой плавания.

Рецензенты:

Степанова О.Н., д.п.н., профессор, профессор кафедры ТОФКиС, МПГУ, г. Москва;

Осипова О.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления образовательных систем МПГУ, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Сахарова Н.Е., Соколова В.С. ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА СРЕДСТВАМИ ПЛАВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21117 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674