Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ПРАВИЛА И ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОТДЕЛЬНОГО ПОРУЧЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Нагоева М.А. 1
1 ФГКОУ ВПО Краснодарский университет, Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал)
Рассмотрены вопросы процессуальных и тактических правил подготовки и исполнения отдельных поручений следователя. С учетом анализа следственной и судебной практики рассматриваются проблемы по порядку направления и исполнения отдельных поручений следователя. В целях быстроты, полноты и всесторонности расследования уголовного дела перед следователем нередко возникает необходимость в проведении разнообразных следственных действий в различных районах страны. Иногда их требуется провести одновременно. Этому способствует отдельное поручение следователя. Следователь, в производстве которого находится уголовное дело, должен лично выполнять следующие действия: предъявлять обвинение и допрашивать обвиняемого, производить все следственные действия, в которых участвует обвиняемый, производить допрос подозреваемого и осмотр места происшествия, назначать экспертизу, знакомить обвиняемого со всеми материалами дела. Особое внимание в исследовании уделено разделению труда по проведению предварительного следствия между несколькими следователями, с тем чтобы максимально сократить время между фактом преступного деяния и наказанием лица, его совершившего. При определении следственных действий, которые могут быть выполнены путем направления отдельного поручения, нужно руководствоваться еще и тем, что следователь, в производстве которого находится уголовное дело, несет полную ответственность за раскрытие преступления, качество и сроки следствия. Материал статьи основан на детальном анализе исполнения отдельных поручений при участии защитника в производстве следственных действий.
следователь
руководитель следственного органа
отдельное поручение
следственные действия
1. Безлепкин Б.Т. Краткое пособие для следователя и дознаватель: учеб. для вузов. — М.: Проспект, 2011. — С. 34–39.
2. Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя: учеб. для вузов. — М.: Проспект, 2008. — С. 86–89.
3. Кочаров Г. И., Токарев А. И. Применение научно-технических средств при расследовании хищений государственного и общественного имущества: учеб. для вузов. — М.: Проспект, 1995. — С. 116–121.
4. Нагоева М.А. Некоторые аспекты производства отдельных следственных действий при расследовании терроризма // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 10. — С. 168–170.
5. Сорокин Н.С. Обнаружение и фиксация следов на месте происшествия: учеб. для вузов. — М.: Проспект, 1966. – С. 110–112.
6. Теребилов И.С. Первоначальные следственные действия: учеб. для вузов. — М.: Проспект, 1969. — С. 136–137.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
8. Чуркин А.В. Еще раз к вопросу об объяснениях как новых доказательствах // Российский следователь. — 2015. — № 3. — С. 45–47.
Расследование преступлений иногда ставит следователя перед необходимостью выполнения определенных процессуальных действий и вне района производства расследования по делу. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше 10 суток. Обращение следователя одного района к следователю другого района с поручением о выполнении следственных или розыскных действий получило название отдельного поручения следователя.

Направление отдельного поручения следователя и его исполнение должно осуществляться в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом [8, с. 45].

Отдельное поручение следователя имеет своей целью разделение труда по проведению предварительного следствия между несколькими следователями, с тем чтобы максимально сократить время между фактом преступного деяния и наказанием лица, его совершившего.

Закон определяет, что следователь по расследуемому делу вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий. Они даются в письменном виде и являются обязательными.

На практике, например, возникает вопрос о том, распространяется ли правило ст. 61 УПК РФ об отводе на следователя, которому поручено исполнение отдельного поручения. Закон регламентирует порядок отвода любого следователя, принимающего участие в расследовании, а не только того, в производстве которого находится дело. Следователь же, выполняющий отдельное поручение, участвует в расследовании дела и поэтому при наличии оснований, предусмотренных ст. 67 УПК РФ, не может выполнять отдельное поручение и обязан устраниться от его выполнения [7].

В тех же случаях, когда следователь выполнил отдельное поручение, а отвод заявлен в стадии окончания расследования по делу, этот вопрос в соответствии со ст. 67 УПК РФ разрешается руководителем следственного органа. Если отвод обоснован, то он подлежит удовлетворению, а следственное действие, произведенное по отдельному поручению, не имеет процессуального значения и должно быть осуществлено вновь другим следователем.

Отвод следователя, которому передано на исполнение отдельное поручение, может быть заявлен и при производстве следственных действий, указанных в отдельном поручении [7]. В этих случаях отвод разрешается руководителем следственного органа  по месту исполнения отдельного поручения, и в случае его удовлетворения отдельное поручение передается другому следователю.

При исполнении отдельных поручений возникает вопрос и об участии защитника в производстве следственных действий. Как известно, по действующему законодательству (ст. 51 УПК РФ) защитник с момента допуска к участию в деле может с разрешения следователя присутствовать при производстве следственных действий, выполняемых по его ходатайству или ходатайству обвиняемого, а по делам о преступлениях несовершеннолетних и лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, защитник может с согласия следователя присутствовать при производстве следственных действий и задавать с разрешения следователя вопросы свидетелю, потерпевшему и эксперту.

Иногда следственные действия по ходатайствам защитника выполняются в другом районе путем направления отдельного поручения. В этих случаях следователь должен разъяснить защитнику, что по его ходатайству просимое им следственное действие будет выполнено следователем другого района, куда направляется отдельное поручение. При этом нужно выяснить у защитника, желает ли он присутствовать при выполнении следственного действия в том районе, где оно будет исполняться. При положительном ответе следователь в отдельном поручении уведомляет исполнителя, что данное следственное действие выполняется по ходатайству защитника и последний изъявил желание присутствовать при его выполнении. Следователь - исполнитель этого отдельного поручения должен известить защитника о времени и месте выполнения следственного действия, с тем чтобы последний мог реализовать свое право и присутствовать при проведении следственного действия.

Что касается присутствия защитника при выполнении по отдельным поручениям следственных действий, не связанных с заявленным им ходатайством, то представляется, что от следователя зависит, уведомить или нет защитника о направлении отдельного поручения и выполняемых по нему следственных действиях [1, с. 35].

Во всех случаях, когда присутствие защитника при выполнении по отдельному поручению того или иного следственного действия необходимо, следователь извещает об этом защитника и выясняет его мнение, в зависимости от которого и составляет отдельное поручение. Такое решение вопроса о присутствии защитника при выполнении следственных действий по отдельным поручениям содействует реализации права обвиняемого на защиту и гарантирует исполнение защитником его обязанностей по использованию всех указанных в законе средств и способов защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность.

При исполнении отдельных поручений иногда возникает вопрос и о соблюдении установленных законом правил о языке, на котором ведется судопроизводство. Статья 18 УК РФ  установила, что уголовное судопроизводство ведется на русском языке, а также на государственных языках входящих в Российскую Федерацию республик. Это значит, что и следственные действия по отдельным поручениям должны выполняться на языке места исполнения, поручения. Однако в случаях, когда лицо, с которым необходимо провести то или иное следственное действие, владеет языком места расследования дела, при выполнении отдельного поручения следственные документы могут быть исполнены на этом языке [4, с. 168].

Закон не регламентирует, какие следственные или розыскные действия должны исполняться лично следователем, в производстве которого находится уголовное дело, а какие он может просить выполнить следователя или орган дознания другого района путем направления отдельного поручения. Не регламентирована законом и процессуальная форма отдельного поручения, порядок подготовки, направления и исполнения его.

При направлении отдельного поручения следователи должны учитывать следующее. Нельзя поручать другим следователям выполнение основных процессуальных действий по уголовному делу [2, с. 87]. В частности, как правило, следователь, в производстве которого находится уголовное дело, должен лично выполнять следующие действия: предъявлять обвинение и допрашивать обвиняемого, производить все следственные действия, в которых участвует обвиняемый, производить допрос подозреваемого и осмотр места происшествия, назначать экспертизу, знакомить обвиняемого со всеми материалами дела.

Помимо этого, как правило, не следует прибегать к направлению отдельных поручений о производстве таких следственных действий, как допросы очевидцев совершенного преступления и проведение очных ставок между свидетелями, в показаниях которых имеются существенные противоречия, касающиеся наиболее важных моментов совершенного преступления. Не следует поручать другим следователям и выполнение таких действий, которые по имеющимся уже в деле материалам могут дать в распоряжение следователя важные фактические данные о совершенном преступлении. Естественно, что перечень всех таких действий привести невозможно. Это могут быть и допрос свидетелей, и обыск, и следственный эксперимент, и другие следственные действия. Подчеркнем лишь, что, если следователь по разрабатываемой им версии и плану расследования надеется получить от того или иного следственного действия важные для установления истины по делу данные, он должен стремиться осуществить эти следственные действия лично [5, с. 111]. Конечно, из этого общего правила могут быть исключения, но отдельные поручения в таких случаях должны направляться лишь тогда, когда, например, необходимо срочно в другом районе провести одно из названных следственных действий, а осуществить их самому следователю невозможно, или когда такие действия необходимо произвести в отдаленном районе, куда выезд затруднителен, а иногда, в зависимости от обстоятельств (времени года, погодных условий и др.), и невозможен.

При определении следственных действий, которые могут быть выполнены путем направления отдельного поручения, нужно руководствоваться еще и тем, что следователь, в производстве которого находится уголовное дело, несет полную ответственность за раскрытие преступления, качество и сроки следствии. Тот же следователь, которому направлено для исполнения отдельное поручение, персонально отвечает лишь за своевременное и доброкачественное исполнение поручения. Поэтому любое отдельное поручение и те следственные действия, которые указаны в нем, должны быть согласованы со всем ходом следствия и его результатом [6, с. 136].

Приведенные соображения, конечно, не исчерпывают всех случаев, когда следователь может давать задания следователям другого района, а когда не может. И это понятно, так как каждое уголовное дело имеет свои особенности. Поэтому изложенные рекомендации носят ориентировочный характер, тем более что уголовно-процессуальный закон не содержит на этот счет никаких указаний. Основываясь на общих положениях о характере тех следственных действий, выполнение которых возможно по отдельному поручению, и проанализировав 512 отдельных поручений, можно сделать следующие выводы о характере тех заданий, которые даются при направлении отдельных поручений.

Самый большой удельный вес занимают отдельные поручения по выполнению следственных действий по собиранию и проверке доказательств. К ним относятся отдельные поручения о допросе свидетелей (386, или 72,7%), о производстве дополнительных допросов потерпевших (44, или 8,4%), о производстве экспертиз (6, или 1,2%), о предъявлении для опознания (по фотокарточкам) 4 и об отобрании образцов почерка для проведения экспертизы 2 случая. Таким образом, почти 84,6% всех отдельных поручений из числа изученных связано с получением новых доказательств или проверкой имеющихся в деле фактических данных. Далее идут отдельные поручения по реализации прав отдельных участников уголовно-процессуальной деятельности. Таких отдельных поручений среди изученных оказалось 40, или 7,8%. К ним относятся поручения об объявлении постановления о признании тех или иных лиц потерпевшими, гражданскими истцами по делу, разъяснении им их процессуальных прав и ознакомлении с материалами законченного расследованием уголовного дела. Следующую группу составляют отдельные поручения о принятии мер процессуального принуждения. К ним относятся отдельные поручения о наложении ареста на имущество, об отобрании подписки о явке к следователю или в суд и о производстве выемки. Таких отдельных поручений оказалось 12, или 2,3%. Остальные отдельные поручения касались выполнения розыскных действий или истребования различного рода справок, характеристик и иных документов.

Все изученные отдельные поручения с учетом их характера и распространенности можно разделить на следующие группы.

1.  Отдельные поручения по собиранию и проверке доказательств.

2. Отдельные поручения по реализации прав отдельных участников уголовно-процессуальной деятельности.

3.  Отдельные поручения о принятии мер процессуального принуждения.

4.  Отдельные поручения о производстве розыскных действий.

5.  Отдельные поручения по выполнению процессуальной обязанности следователя о принятии мер к выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

В дальнейшем при характеристике работы следователей как по подготовке и направлению, так и по исполнению отдельных поручений следователя мы будем придерживаться  этой  классификации, тем более  что,   как об этом будет сказано, любая из приведенных групп отдельных поручений с точки зрения их подготовки и исполнения имеет много общего между собой и в то же время значительно отличается от других групп [3, с. 116].

Переходя к вопросу о процессуальной форме отдельного поручения следователя, прежде всего подчеркнем, что любое такое задание должно быть дано в письменном виде.

Письмо, содержащее отдельное поручение следователя, должно состоять из трех частей.

В первой, вводной, части должен быть точно обозначен адресат отдельного поручения, его исполнитель. Заместитель Генерального прокурора РФ указывает, что отдельное поручение направляется непосредственно в прокуратуру или отделение милиции того города или района, где необходимо произвести соответствующие следственные или розыскные действия. Это указание обязательно и для следователей органов внутренних дел. Вопрос о правильном определении исполнителя отдельного поручения имеет большое значение.

Заместитель Генерального прокурора РФ обращает внимание следователей и прокуроров на то, что нередко отдельные поручения при наличии у следователя конкретных сведений о городе или районе, где они должны выполняться, направляются в следственные отделы прокуратур республик, краев и областей. Это приводит к тому, что получение необходимых результатов затягивается и нарушаются сроки следствия.

При изучении отдельных поручений в прокуратурах ряда районов установлено, что и в настоящее время этот недостаток продолжает иметь место. Так, из изученных отдельных поручений 52, или 10,0%, были направлены не по месту исполнения, и их переотправка заняла от 3 до 7 дней! Представляется, что, прежде чем направить отдельное поручение, необходимо определить его исполнителя с учетом территориальной и предметной подследственности уголовных дел.

Что касается территориальной подследственности, то этот вопрос достаточно ясен. Исполнителем отдельного поручения должен быть следователь или орган дознания места производства следственных или розыскных действий.

Более сложным является вопрос об определении исполнителя отдельного поручения исходя из предметной подследственности уголовных дел. Например, на практике нередко возникает такая ситуация, когда по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя военной прокуратуры, отдельные поручения для исполнения направляются следователю территориальной прокуратуры или следователь прокуратуры направляет поручение следователю органов внутренних дел. Иногда отдельные поручения следователи  направляют органу дознания. Исходя из требований закона о предметной подследственности уголовных дел при определении исполнителя отдельного поручения нужно руководствоваться следующим:

1) по общему правилу отдельное поручение адресуется следователю того же ведомства, в котором работает следователь, направляющий поручение, т.е. следователи органов внутренних дел по находящимся в их производстве делам направляют для исполнения отдельные поручения следователям органов внутренних дел, следователи прокуратуры - следователям прокуратуры другого района. Исключение может быть сделано лишь для следователей военной прокуратуры, которые вправе направлять свои отдельные поучения соответствующему следователю либо следователю органов внутренних дел, либо следователю прокуратуры, так как часто в районе, где должно выполняться отдельное поручение, военной прокуратуры нет;

2) отдельные поручения для исполнения могут быть адресованы соответствующему органу дознания любым следователем.

Определяющим в этих случаях является характер тех следственных или розыскных действий, которые придется выполнять исполнителю отдельного поручения. Как правило, органу дознания должны адресоваться отдельные поручения о выполнении розыскных действий и таких следственных действий, для исполнения которых потребуются оперативно-розыскные меры;

3) окончательно вопрос об исполнителе отдельного поручения решает руководитель следственного органа того района, куда направлено для исполнения отдельное поручение. Он вправе поручить исполнение отдельного поручения, адресованного следователю, органу дознания.

На практике иногда возникает вопрос и о том, вправе ли следователь, которому адресовано для исполнения отдельное поручение, переадресовать его другому следователю, если он считает, что по предметной или территориальной подследственности полученное им отдельное поручение выходит за пределы  его  компетенции.

Здесь нужно различать два аспекта. Иногда направляющий отдельное поручение следователь   полагает,   что производство необходимых следственных действий,   например допросов свидетелей, должно состояться именно в том   районе, куда адресовано отдельное поручение, а потом оказывается, что эти свидетели проживают в другом районе, т.е. отдельное поручение ошибочно направлено не тому следователю.  В таких случаях следователь, получивший для исполнения отдельное поручение, вправе переадресовать его для исполнения надлежащему следователю.

Говоря о вводной части отдельного поручения следователя, следует обратить внимание и на то,   что  должен быть точно указан почтовый адрес исполнителя.  

Во второй, описательной, части отдельного поручения должны быть изложены обстоятельства дела в объеме, необходимом для доброкачественного исполнения отдельного поручения. При этом важно иметь в виду, что описательная часть во многом предопределяется характером того задания, которое дается в отдельном поручении. Но есть и некоторые общие положения, которым должна соответствовать описательная часть. Прежде всего в ней, по возможности, лаконично и четко должна быть изложена фабула уголовного дела. При этом следует указать, когда возбуждено уголовное дело и имеются ли подозреваемые или обвиняемые, содержащиеся под стражей, с указанием срока их ареста. Это дисциплинирует исполнителя отдельного поручения.

В заключение подчеркнем, что, как и вся деятельность следователя, работа по исполнению отдельных  поручений должна осуществляться при строгом и неукоснительном соблюдении принципа законности. И поэтому, если на исполнение к следователю поступило отдельное поручение, содержащее задание о выполнении действий, противоречащих закону, то такие отдельные поручения не должны исполняться, о них немедленно надлежит доложить руководителю следственного органа.

Рецензенты:

Маремкулов Р.Н., д.ю.н., профессор, руководитель государственной инспекции труда в Кабардино-Балкарской республике, Государственный советник Российской Федерации 3-го класса, г. Нальчик;

Халифаева А.М., д.ю.н., профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета, г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Нагоева М.А. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ПРАВИЛА И ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОТДЕЛЬНОГО ПОРУЧЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21137 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674