Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Папуткова Г.А. 1 Седых Е.П. 1 Орлова О.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
В статье раскрываются теоретические основы и процесс проведения независимой оценки качества деятельности студентов в ВУЗе, дается анализ нормативной документации, обеспечивающий данный процесс, анализируется имеющаяся практика деятельности. Независимая оценка качества деятельности студентов рассматривается как процедура, дающая дополнительные гарантии качества образования для всех заинтересованных сторон и обеспечивающая совершенствование процесса преподавания по дисциплине. Статья раскрывает основные нормативные и организационные аспекты процедуры независимой оценки качества деятельности студентов, описывает особенности организации учебного процесса и контрольных мероприятий промежуточной аттестации, приводятся основные критерии независимой оценки, позволяющие получать достоверную и объективную информацию, представляющую интерес как для организаторов, так и для всех участников образовательного процесса. В работе описывается практика проведения независимой оценки качества деятельности студентов в Мининском университете, сформирован алгоритм независимой оценки деятельности студентов, обобщаются полученные результаты.
качество образования
независимая оценка качества деятельности студентов
организация независимой оценки качества
1. В России впервые проведена апробация независимой оценки знаний студентов ВУЗов [Электронный ресурс]. URL:http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=4510(дата обращения: 2.07.2015).
2. Ефремова Н.В. Формирование и оценивание компетенций в образовании. – Ростов-на-Дону, 2010. – 368 с.
3. Мотова Г.Н. Экспертиза качества образования: европейский подход / Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов. – М., 2008. – 100 с.
4. Пузанков Д.В. Проблемы оценивания результатов обучения при компетентностном задании требований к выпускнику ВУЗа / Д.В. Пузанков, Н.Н. Кузьмин, А.А. Шехонин и др. // Материалы XI симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика». – М., 2006.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/?frame=11 (дата обращения: 2.07.2015).
6. Федоров А.А. Внутривузовская система качества: организационно-управленческий аспект / А.А. Федоров, Е.П. Седых. – Н.Новгород, 2013. – 186 с.
7. Dam E., Frietman J. Wenselijkheid en haalbaarheid van het erkennen van competenties van vrijwilligers. KenniscentrumBeroepsonderwijsArbeidsmarkt. Nijmegen, 2003.
Проблема качества подготовки и повышения конкурентоспособности выпускников системы высшего профессионального образования становится все более актуальной. Модернизация экономики требует наличие высококвалифицированного персонала, компетентность работника становится определяющим ресурсом практически любой организации и основным фактором ее успешного развития. Эти обстоятельства обуславливают высокий интерес к проблемам повышения гарантий качества образования как ведущего конкурентного преимущества ВУЗа.

Это обусловлено и эволюцией подходов к качеству: в 60-е годы. ХХ века качество рассматривалось в первую очередь как качество товара, в 70-е годы приоритеты сместились в сторону качества технологий производства, 80-е годы определили начало формирования систем управления качеством и в настоящее время наиболее значимым аспектом в теории качества является ориентация на качество человеческих ресурсов, качество образования, интеллектуальный потенциал.

В этих условиях меняется роль и подходы к процедурам оценки качества образования - возникает потребность в адекватных, надежных и диагностичных процедурах, позволяющих максимально объективно измерять уровень подготовки студентов, делать обоснованные заключения относительно обоснованности  содержания, форм и методов организации учебного процесса.

Значительный потенциал имеет процедура независимой оценки качества образования, которая может быть использована как в отношении образовательной организации в целом, так и относительно отдельных образовательных программ либо отдельных обучающихся.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает следующее определение независимой оценки качества: «Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ».

Независимая оценка качества образования включает в себя:

1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;

2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность[5].

Оценка качества подготовки обучающихся производится с целями получения достоверной и объективной информации, которая может представлять интерес как для организаторов, так и для всех участников образовательного процесса и может явиться как элементом обей независимой оценки качества работы образовательной организации, так и самостоятельным процессом.

Зарубежная практика показывает, что процедуры независимой оценки качества подготовки выпускников, как правило, связываются с процессами сертификации квалификаций и часто являются обязательным начальным этапом подтверждения профессиональной состоятельности выпускника. Наличие независимой оценки подготовки студента по определенной дисциплине или направлению подготовки заметно повышает доверие к оценке результатов профессионального образования, поскольку разделяет функции предоставления образовательной услуги и оценивания ее качества.

В частности, в Великобритании оценка учебных достижений и профессиональной квалификации производится организациями по присвоению квалификаций, независимыми как от образовательных организации, так и от правительства. Оценка знаний и профессиональных компетенций производится на основе профессиональных стандартов независимыми экспертами [7].

В Китае независимая оценка качества подготовки выпускников осуществляется преимущественного представителями работодателей в рамках координационных советов по сотрудничеству образовательных организаций, предприятий и соответствующих ведомств.

Развитие элементов независимой оценки качества образования в нашей стране получило дополнительные возможности с внедрением стандартов нового поколения и актуализации ряда нормативных документов, регулирующих отношения в образовательном процессе. В настоящее время можно отметить наличие совокупности различных механизмов взаимодействия сферы профессионального образования и производственной сферы в области независимой оценки качества:

  • разработка и экспертиза ФГОС и программ профессионального образования всех уровней с участием внешних экспертов (представителей работодателей);
  • независимая экспертиза качества учебных материалов, используемых в образовательном процессе по дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции;
  • участие внешних экспертов в процедурах государственной аттестации выпускников;
  • внешняя экспертиза образовательных программ;
  • наличие особых форм финансирования по ряду направлений подготовки, согласованных с работодателем.

Вместе с тем, независимая оценка качества деятельности студента непосредственно в процессе обучения на настоящий момент является относительно новым и недостаточно разработанным видом деятельности.

Анализируя опыт проведения подобной процедуры в нашей стране, мы можем отметить, что апробация независимой оценки знаний студентов состоялась в январе 2015 года в рамках поручения Президента Российской Федерации по повышению качества высшего образования.

Всего в апробации приняли участие 372 студента разных курсов и 18 преподавателей в качестве независимых экспертов из 6 ВУЗов:

  • Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева.
  • Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина;
  • Московский физико-технический институт (государственный университет);
  • Московский городской педагогический университет;
  • Российский новый университет;
  • Чеченский государственный университет [1].

В рамках апробации студенты сдавали экзамены независимым экспертам - преподавателям, которые не проводили занятия в этих группах. Экзамены проводились в традиционной форме собеседования и письменных ответов на вопросы билетов. Оценочные материалы разрабатывались вузами и прошли предварительную экспертизу в Рособрнадзоре.

Мининский университет также инициировал процедуру независимой оценки качества подготовки студентов в рамках промежуточной аттестации по дисциплинам кафедры иностранных языков и лингводидактики.

В целях апробации данной процедуры кафедрой был создан проект «Новый взгляд», целью которого являлось организация и проведение независимой оценки качества подготовки студентов с последующим анализом полученных результатов.

В эксперименте приняли участие 70 студентов дневной формы обучения, профессорско-преподавательский состав кафедры, 5 внешних экспертов. В качестве привлеченных экспертов были приглашены преподаватели и доценты языковых кафедр ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова».

За две недели до начала сессии независимым экспертам были представлены для ознакомления учебно-методические комплексы, рейтинг-планы, тесты и другие учебно-методические материалы по дисциплинам, заявленным для проведения внешней экспертизы.

Процедура независимой оценки качества деятельности студентов осуществлялась по нескольким направлениям включающим: экспертизу учебно-методических материалов и комплекта экзаменационных заданий, оценку организации и проведения экзаменационных процедур, оценку деятельности студентов, оценку форм и методов проведения экзамена, общие впечатления от процедуры независимой оценки.

Экспертное мнение по каждому направлению формировалось в виде отчета эксперта, оценочных ведомостей, анкет по результатам процедуры. По итогам мероприятия был проведен круглый стол с участием руководства ВУЗа, профессорско-преподавательского состава кафедры и привлеченных экспертов.

По итогам проекта были получены следующие результаты: на положительные оценки (4 и 5) экзамен сдали 47 студентов, что составляет 67% от участников эксперимента, удовлетворительную оценку получили 21 человек (30% от участников), не сдали экзамен 2 студента (2,8%). Средний балл выборки составил 4.8, что свидетельствует о хорошем уроне подготовки обучающихся по языковым дисциплинам.

Результаты обсуждения и обработка анкет экспертов позволили дать высокую оценку процедуры организации экспертизы и хороший уровень проработанности учебно-методических материалов. Высказанные замечания носили перспективный характер и могут стать впоследствии ориентирами для дальнейшего совершенствования деятельности.

Обсуждение содержания и форм проведения независимой оценки качества деятельности студентов по отдельным учебным дисциплинам и возможностей распространения этого опыт позволили сделать следующие выводы:

  • оценка деятельности студентов с привлечением внешних экспертов способствует повышению качества преподавания, делает процедуру оценки более объективной;
  • участие внешних экспертов оказывает положительное влияние на процессы самоподготовки студентов, повышает ответственность обучающихся, способствует более продуктивной самостоятельной работе;
  • независимый эксперт может проводить как комплексную оценку по учебной дисциплине, включающую анализ учебно-методических материалов, научно-методического обеспечения, оценку форм и методов работы и пр., так и выборочную экспертизу отдельных элементов в зависимости от поставленных целей;
  • большинство экспертов отметили необходимость разработки оценочного листа, формализующего критерии оценки и позволяющего совершать однородные действия в процессе экспертизы с целью более эффективного дальнейшего анализа и сопоставления;
  • в качестве итогового материала эксперты предложили письменный отчет оценочно-рекомендательного характера в свободной форме. Такая форма позволяет максимально полно изложить впечатления от экспертизы, рекомендации и пожелания к дальнейшей деятельности.

Обобщая результаты пилотного проекта, можно сделать вывод о необходимости дальнейшего развития независимой оценки качества деятельности студентов ВУЗа как перспективного направления в области качества образования, позволяющего распространять эффективные практики деятельности и современный методики преподавания отдельных дисциплин в профессиональном сообществе, повышать качество преподавательской деятельности и качество деятельности студента в процессе освоения содержания дисциплины.

Рецензенты:

Хайруллина Э.Р., д.п.н., профессор, профессор кафедры моды и технологии ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань;

Валеева Н.Ш., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой социальной работы, педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Папуткова Г.А., Седых Е.П., Орлова О.А. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21240 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674